Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Правила дорожного движения»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Тема: Правила дорожного движения.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
Закреплять умение различать и называть группы дорожных знаков (указательные, предупреждающие, запрещающие), предназначенные для пешеходов и водителей.
Упражнять в правильной расстановке указательных знаков в практической ситуации.
Коррекционные задачи:
Развивать диалогическую речь: умение задавать вопросы и отвечать на них.
Упражнять в употреблении предлога «между».
Упражнять детей в звукобуквенном анализе слов при отгадывании кроссворда.
Развивающие задачи:
Продолжать формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках, умение группировать их по назначению.
Учить детей видеть несоответствие и устранять его.
Учить отгадывать загадки.
Формировать обобщающие понятия: «дорожные знаки», «указательные», «запрещающие», «предупреждающие», развивать слуховое внимание, зрительную память.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей культуру речи: задавать вопросы по одному, не выкрикивать, не перебивать друг друга.
Воспитывать осторожность на проезжей части и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Пропедевтическая работа:
1.Знакомство с дорожными знаками на занятиях и рассматривание их на целевых прогулках на улицу.
2. Экскурсии к перекрёстку, наблюдение за переходом дороги пешеходов по «зебре».
3. Беседы по правилам дорожного движения по макетам, плакатам и схемам.
4. Игры-упражнения детей в «Автогородке» (оборудованном в спортзале).
5. Рисование разных видов транспорта и дорожных знаков.
Словарная работа:
Существительные: проезжая часть, переход, перекрёсток, автогородок, правила.
Прилагательные: указательный, предупреждающий, запрещающий.
Глаголы: переходить, останавливаться, выполнять, соблюдать.
Материал:
1. Круг для игры «Да - нет» и коробка с перепутанными в ней карточками с изображением дорожных знаков (в количестве 20 штук).
2. Плакат с начерченным на нем кроссвордом «Весёлый перекрёсток», маркер, загадки к кроссворду.
3. Спортивный зал, оборудованный под «Автогородок».
4. Крупные модули разных видов транспорта.
5. Указательные дорожные знаки.
Ход занятия:
1 часть. Игра «Распутай знаки».
Детям предлагается поиграть в игру «Отгадай знак».
На столе лежит круг для игры «Отгадай знак» и коробка с перепутанными в ней карточками с изображением дорожных знаков (в количестве 20 штук). Воспитатель обращает внимание детей на круг.
Логопед: - Ребята, сможем мы поиграть? Почему не получится у нас игра?
Дети: - На круге нет ни одного знака.
Логопед: - Пока нас не было, здесь побывал волшебник Перепутаник, он убрал все карточки в коробку, да ещё и перепутал их в ней. Как же быть?
Дети: - Мы распутаем все знаки и разложим их по местам.
Дети берут из коробки по одной карточке со знаком, называют его и ставят в тот сектор, к которому относится этот знак. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут расставлены по секторам круга (3 раза).
Логопед: - Ребята, мы распутали знаки и расставили их по кругу на свои места.
Затем воспитатель спрашивает, какие знаки «живут» в той или иной части круга? (указательные, предупреждающие, запрещающие).
- Теперь можно и поиграть с ними.
2 часть. Игра «Отгадай знак» («Да-нет» круговая).
Логопед: - Я загадала знак дорожного движения, отгадайте, какой?
Дети: - Это запрещающий знак? (Нет).
- Это указательный знак? (Нет).
- Это предупреждающий знак? (Да).
Затем детям предлагается вспомнить правило: чтобы найти загаданный знак, надо найти серединку и убрать половинку. Задаются следующие вопросы:
Дети: - Он находится между знаком «тупик» и знаком «место отдыха»? (Нет).
- Он находится между знаком «тупик» и знаком «автозаправка»? (Да).
Снова вспоминается правило: найди серединку и убери половинку.
Дети: - Он находится между знаком «автозаправка» и знаком «медицинский пункт»? (Нет)
- Он находится между знаком «тупик» и знаком «медицинский пункт»? (Да)
- Это знак «пешеходный переход»!
Так дети играют 3 раза, воспитателем загадываются знаки из разных групп.
3 часть. Разгадывание кроссворда «Весёлый перекрёсток».
Логопед: - Волшебник Перепутаник заколдовал все слова в кроссворде, который тоже называется «Весёлый перекрёсток». Попробуем расколдовать его!
На доске или мольберте вывешивается плакат с начерченным на нем кроссвордом.
Дети отгадывают загадку и вписывают отгадку в клетки кроссворда под цифрами.
1.Полосатая лошадка, Ее зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке — по ней люди все идут. (переход)
2.Посмотри, силач какой: На ходу одной рукой
Останавливать привык Пятитонный грузовик. (Милиционер)
3. Дом чудесный — бегунок на своей восьмерке ног
День-деньской в дороге: бегает аллейкой
По стальным двум змейкам. (Трамвай)
4.Вот так чудо-чудеса! Подо мной два колеса.
Я ногами их верчу и качу, качу, качу.(Велосипед)
5.По обочине дороги, Как солдатики, стоят.
Все мы с вами выполняем Все, что нам они велят. (Знаки)
6.Неживая, а идет. Неподвижна, а ведет. (Дорога)
7.Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный,
Горят и день, и ночь — Зеленый, желтый, красный. (Светофор)
8.Маленький, удаленький Громче всех кричит. (Свисток)
9.Дом по улице идет, На работу нас везет,
Не на курьих ножках, А в резиновых сапожках. (Автобус)
10.Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко. (Грузовик)
11.Знак зеленый загорится —
Значит, можно нам садиться. (Такси)
Логопед: - Какое ключевое слово в кроссворде?
Дети: - Перекрёсток.
Логопед: - Вот и слова в кроссворде мы тоже расколдовали! А теперь я приглашаю вас в автогородок поиграть!
Дети спускаются в спортивный зал, в котором организован автогородок.
4 часть. Игра «Вспомни правила дорожного движения».
Логопед: перед входом в зал предлагает детям вспомнить правила дорожного движения.
В зал входят те, кто назовёт одно правило дорожного движения.
Дети называют правила дорожного движения:
Переходить улицу можно только по пешеходному переходу – «зебре».
Нельзя переходить улицу на красный свет светофора, даже если нет машин.
Переходя дорогу, надо посмотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги – направо.
Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
Ни в коем случае нельзя выбегать на проезжую часть, даже если спешишь.
Нельзя кататься на роликовых коньках или велосипеде по проезжей части.
5 часть. Игровое упражнение «Расставь знаки по местам».
В спортивном зале организован автогородок. На площадке расставлены точки: «Кафе», «Телефон», «Гостиница» (дом-палатка), «Больница». На полу по кругу разложены дорожки – «пешеходные переходы», стоит светофор. Здесь же расставлены крупные модули разных видов транспорта: троллейбус, автобус, грузовая машина, легковые автомобили, машины специального назначения (Скорая помощь, пожарная машина и другие). Все знаки перепутаны и стоят не на своих местах.
Логопед: - Ребята, скажите всё ли верно в нашем «Автогородке»?
Дети: - Нет. Знаки стоят не на своих местах:
- Знак «Пешеходный переход» должен стоять у «зебры», а он стоит в центре.
- Знак «Пункт питания» должен стоять у «кафе», а он стоит у «Больницы».
- Знак «Остановка автобуса» должна стоять у дороги рядом с автобусом, а стоит около «Телефона».
- Знаки «Телефон» и «Гостиница» поменялись местами. И т.д.
Логопед: - И здесь волшебник Перепутаник всё нам запутал. Ну, ничего страшного! Распутать эту путаницу и поставить знаки по местам нам под силу!
Дети под руководством воспитателя расставляют дорожные знаки по местам, называя их и объясняя, почему они именно тут должны находиться.
Логопед: - Ребята, а вы обратили внимание, что все эти знаки относятся к одной группе? Как называется эта группа знаков?
Дети: - Эти знаки – указательные.
Логопед: - Почему их называют указательными?
Дети: - Они указывают водителям и пешеходам, где что находится.
Дети читают стихотворения:
Синенький прямоугольник А ещё бывают знаки –
Вам покажет, где найти Взяты в синенький квадрат.
Остановку и заправку, Как и где проехать можно
Всё, что нужно вам в пути. Эти знаки говорят.
На дороге – множество правил
Кто где едет, куда как идти.
Их придумали, чтобы аварий
Не случалось с тобой в пути.
6 часть. Рефлексия.
Логопед: - Назовите три группы дорожных знаков, которые «живут» в игре «Отгадай знак».
Дети: - Указательные, предупреждающие, запрещающие.
Логопед: - Какое ключевое слово было заколдовано в кроссворде?
Дети: - Перекрёсток.
Логопед: - Что необходимо помнить и соблюдать, когда ты оказался на улице?
Дети: - Правила дорожного движения.
Занятие заканчивается. Дети остаются в автогородке играть.
Порошина Ольга Анатольевна