Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Правила дорожного движения»

3
1
Материал опубликован 8 January 2020 в группе

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Тема: Правила дорожного движения.

Программное содержание.

Образовательные задачи:

Закреплять умение различать и называть группы дорожных знаков (указательные, предупреждающие, запрещающие), предназначенные для пешеходов и водителей.

Упражнять в правильной расстановке указательных знаков в практической ситуации.

Коррекционные задачи:

Развивать диалогическую речь: умение задавать вопросы и отвечать на них.

Упражнять в употреблении предлога «между».

Упражнять детей в звукобуквенном анализе слов при отгадывании кроссворда.

Развивающие задачи:

Продолжать формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках, умение группировать их по назначению.

Учить детей видеть несоответствие и устранять его.

Учить отгадывать загадки.

Формировать обобщающие понятия: «дорожные знаки», «указательные», «запрещающие», «предупреждающие», развивать слуховое внимание, зрительную память.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей культуру речи: задавать вопросы по одному, не выкрикивать, не перебивать друг друга.

Воспитывать осторожность на проезжей части и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Пропедевтическая работа:

1.Знакомство с дорожными знаками на занятиях и рассматривание их на целевых прогулках на улицу.

2. Экскурсии к перекрёстку, наблюдение за переходом дороги пешеходов по «зебре».

3. Беседы по правилам дорожного движения по макетам, плакатам и схемам.

4. Игры-упражнения детей в «Автогородке» (оборудованном в спортзале).

5. Рисование разных видов транспорта и дорожных знаков.

Словарная работа:

Существительные: проезжая часть, переход, перекрёсток, автогородок, правила.

Прилагательные: указательный, предупреждающий, запрещающий.

Глаголы: переходить, останавливаться, выполнять, соблюдать.

Материал:

1. Круг для игры «Да - нет» и коробка с перепутанными в ней карточками с изображением дорожных знаков (в количестве 20 штук).

2. Плакат с начерченным на нем кроссвордом «Весёлый перекрёсток», маркер, загадки к кроссворду.

3. Спортивный зал, оборудованный под «Автогородок».

4. Крупные модули разных видов транспорта.

5. Указательные дорожные знаки.

Ход занятия:

1 часть. Игра «Распутай знаки».

Детям предлагается поиграть в игру «Отгадай знак».

На столе лежит круг для игры «Отгадай знак» и коробка с перепутанными в ней карточками с изображением дорожных знаков (в количестве 20 штук). Воспитатель обращает внимание детей на круг.

Логопед: - Ребята, сможем мы поиграть? Почему не получится у нас игра?

Дети: - На круге нет ни одного знака.

Логопед: - Пока нас не было, здесь побывал волшебник Перепутаник, он убрал все карточки в коробку, да ещё и перепутал их в ней. Как же быть?

Дети: - Мы распутаем все знаки и разложим их по местам.

Дети берут из коробки по одной карточке со знаком, называют его и ставят в тот сектор, к которому относится этот знак. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут расставлены по секторам круга (3 раза).

Логопед: - Ребята, мы распутали знаки и расставили их по кругу на свои места.

Затем воспитатель спрашивает, какие знаки «живут» в той или иной части круга? (указательные, предупреждающие, запрещающие).

- Теперь можно и поиграть с ними.

2 часть. Игра «Отгадай знак» («Да-нет» круговая).

Логопед: - Я загадала знак дорожного движения, отгадайте, какой?

Дети: - Это запрещающий знак? (Нет).

- Это указательный знак? (Нет).

- Это предупреждающий знак? (Да).

Затем детям предлагается вспомнить правило: чтобы найти загаданный знак, надо найти серединку и убрать половинку. Задаются следующие вопросы:

Дети: - Он находится между знаком «тупик» и знаком «место отдыха»? (Нет).

- Он находится между знаком «тупик» и знаком «автозаправка»? (Да).

Снова вспоминается правило: найди серединку и убери половинку.

Дети: - Он находится между знаком «автозаправка» и знаком «медицинский пункт»? (Нет)

- Он находится между знаком «тупик» и знаком «медицинский пункт»? (Да)

- Это знак «пешеходный переход»!

Так дети играют 3 раза, воспитателем загадываются знаки из разных групп.

3 часть. Разгадывание кроссворда «Весёлый перекрёсток».

Логопед: - Волшебник Перепутаник заколдовал все слова в кроссворде, который тоже называется «Весёлый перекрёсток». Попробуем расколдовать его!

На доске или мольберте вывешивается плакат с начерченным на нем кроссвордом.

Дети отгадывают загадку и вписывают отгадку в клетки кроссворда под цифрами.

1.Полосатая лошадка, Ее зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке — по ней люди все идут. (переход) t1578435185aa.png

2.Посмотри, силач какой: На ходу одной рукой

Останавливать привык   Пятитонный грузовик. (Милиционер)

3. Дом чудесный — бегунок на своей восьмерке ног

День-деньской в дороге:  бегает аллейкой

По стальным двум змейкам. (Трамвай)

4.Вот так чудо-чудеса! Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу и качу, качу, качу.(Велосипед)

5.По обочине дороги, Как солдатики, стоят.
Все мы с вами выполняем  Все, что нам они велят.  (Знаки)

6.Неживая, а идет. Неподвижна, а ведет.  (Дорога)

7.Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный,
Горят и день, и ночь — Зеленый, желтый, 
красный.  (Светофор)

8.Маленький, удаленький  Громче всех кричит.  (Свисток)

9.Дом по улице идет, На работу нас везет,
Не на курьих ножках, А в резиновых сапожках. 
(Автобус)

10.Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.   (Грузовик)

11.Знак зеленый загорится —

Значит, можно нам садиться.  (Такси)

Логопед: - Какое ключевое слово в кроссворде?

Дети: - Перекрёсток.

Логопед: - Вот и слова в кроссворде мы тоже расколдовали! А теперь я приглашаю вас в автогородок поиграть!

Дети спускаются в спортивный зал, в котором организован автогородок.

4 часть. Игра «Вспомни правила дорожного движения».

Логопед: перед входом в зал предлагает детям вспомнить правила дорожного движения.

В зал входят те, кто назовёт одно правило дорожного движения.

Дети называют правила дорожного движения:

Переходить улицу можно только по пешеходному переходу – «зебре».

Нельзя переходить улицу на красный свет светофора, даже если нет машин.

Переходя дорогу, надо посмотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги – направо.

Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

Ни в коем случае нельзя выбегать на проезжую часть, даже если спешишь.

Нельзя кататься на роликовых коньках или велосипеде по проезжей части.

5 часть. Игровое упражнение «Расставь знаки по местам».

В спортивном зале организован автогородок. На площадке расставлены точки: «Кафе», «Телефон», «Гостиница» (дом-палатка), «Больница». На полу по кругу разложены дорожки – «пешеходные переходы», стоит светофор. Здесь же расставлены крупные модули разных видов транспорта: троллейбус, автобус, грузовая машина, легковые автомобили, машины специального назначения (Скорая помощь, пожарная машина и другие). Все знаки перепутаны и стоят не на своих местах.

Логопед: - Ребята, скажите всё ли верно в нашем «Автогородке»?

Дети: - Нет. Знаки стоят не на своих местах:

- Знак «Пешеходный переход» должен стоять у «зебры», а он стоит в центре.

- Знак «Пункт питания» должен стоять у «кафе», а он стоит у «Больницы».

- Знак «Остановка автобуса» должна стоять у дороги рядом с автобусом, а стоит около «Телефона».

- Знаки «Телефон» и «Гостиница» поменялись местами. И т.д.

Логопед: - И здесь волшебник Перепутаник всё нам запутал. Ну, ничего страшного! Распутать эту путаницу и поставить знаки по местам нам под силу!

Дети под руководством воспитателя расставляют дорожные знаки по местам, называя их и объясняя, почему они именно тут должны находиться.

Логопед: - Ребята, а вы обратили внимание, что все эти знаки относятся к одной группе? Как называется эта группа знаков?

Дети: - Эти знаки – указательные.

Логопед: - Почему их называют указательными?

Дети: - Они указывают водителям и пешеходам, где что находится.

Дети читают стихотворения:

Синенький прямоугольник А ещё бывают знаки –

Вам покажет, где найти Взяты в синенький квадрат.

Остановку и заправку, Как и где проехать можно

Всё, что нужно вам в пути. Эти знаки говорят.

На дороге – множество правил

Кто где едет, куда как идти.

Их придумали, чтобы аварий

Не случалось с тобой в пути.

6 часть. Рефлексия.

Логопед: - Назовите три группы дорожных знаков, которые «живут» в игре «Отгадай знак».

Дети: - Указательные, предупреждающие, запрещающие.

Логопед: - Какое ключевое слово было заколдовано в кроссворде?

Дети: - Перекрёсток.

Логопед: - Что необходимо помнить и соблюдать, когда ты оказался на улице?

Дети: - Правила дорожного движения.

Занятие заканчивается. Дети остаются в автогородке играть.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за содержательный ресурс!

8 January 2020

Похожие публикации