Конспект прогулки
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Специальная (коррекционная) школа – интернат №1 г. Ангарска»
Тема: «Собираем урожай»
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития.
6 класс (вариант 2)
Автор разработки: Соколова Ирина Михайловна
2020 – 2021 учебный год
Конспект прогулки.
Тема: «Собираем урожай»
Цель: Формирование положительного отношения к труду, желания оказывать посильную помощь взрослым.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям;
- привлечь детей к уборке овощей на огороде;
- способствовать двигательной активности детей.
- формировать умение детей работать в коллективе.
Коррекционные:
- формировать умение выделять главное и обобщать.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной земле, потребность в труде, стремление к значимым результатам.
Пособия и выносной материал: набор иллюстраций «Овощи»; набор инструментов для работы на огороде; выносные игрушки (мячи, скакалки, обручи и др.).
Место проведения – теплица на школьном дворе.
Ход прогулки:
Вводная часть. Наблюдение за природой и ее сезонными изменениями.
Игра с мячом «Вопрос – ответ». Дети дают полный ответ на вопрос.
- какой сегодня день недели?
- какой вчера был день недели?
- какой день недели будет завтра?
- какая сегодня погода?
- какое сейчас время года?
- посмотрите вокруг и назовите приметы осени.
II. Наблюдение.
Дети наблюдают природу и называют приметы осени.
Речевая игра: «Какая осень?» (подобрать определения к слову «осень»).
- А что осенью больше всего радует глаз, что осенью самое красивое, разнообразное, чудесное в природе?
(Цветы, деревья, грибы, урожай)
Воспитатель: Мы с вами сегодня будем исследователями и наблюдателями, а пойдем в гости к овощам и узнаем много нового об этих очень нужных и полезных жителях грядок.
Воспитатель и дети идут на огород.
Наблюдение за овощами.
Воспитатель читает детям загадки про овощи.
1.Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи.
(Капуста)
Воспитатель: королевой овощей на наших огородах можно назвать капусту. Она нужна и для борща, и для щей, для салатов и голубцов. В ней много витаминов. Есть разные виды капусты.
-А какие вида капусты вы знаете? (белокочанная, цветная, кольраби, брюссельская, краснокочанная и другие).
-Давайте посмотрим, какая капуста выросла у нас на грядках.
2.Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке - но не мышка.
(Картошка)
-Расскажите ребята, как ухаживают все лето за картошкой, чтобы она выросла.
Воспитатель: какой же русский стол без картошечки.
- А какие блюда из картошки можно приготовить?
И в наваристом супчике, и в сытной окрошке, и в пирожках. Драники, винегрет, салаты. Жареная, отварная, фри, пай и много других блюд можно приготовить из картофеля.
3.Цветом зелёный, но он не кузнечик
Вьётся, ползёт по верёвке он ловко
Хоть и хрустит на зубах - не морковка,
Сочный, в пупырышках весь… (Огурчик)
Летом - в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою - в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурцы)
4.Он в теплице летом жил,
С жарким солнышком дружил.
С ним веселье и задор.
Это - красный (помидор)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали, а какую пользу для организма нам дают овощи? (ответы детей)
Трудовая деятельность.
Воспитатель: Давайте соберем огурцы, помидоры в теплице, посмотрим какой у нас урожай вырос.
Сбор урожая на огороде.
Воспитатель: Распределите между собой, какую работу будете выполнять.
( По желанию дети выбирают для себя работу. Воспитатель совместно с детьми трудится на огороде).
Воспитатель: Ребята, а как будем собирать урожай помидор и огурцов?
(Высказывания детей. Вывод: помидоры и огурцы необходимо придерживать одной рукой, а другой срывать овощ. После сбора овощей выдернуть ботву.)
Воспитатель: Скажите, а мы все помидоры будем собирать или только красные? Почему?
(Собираем все помидоры, они полежат и покраснеют, а если не собрать, они замерзнут.)
Исследовательская деятельность.
Понаблюдать за сбором овощей, рассмотреть собранные овощи, сравнить их.
- Какие овощи выросли в нашем огороде? (помидоры, огурцы перцы…)
- Что произошло с растениями по сравнению с весной? (весной растения цвели и были маленькими ростками, сейчас растения имеют большие стебли, листья (ботву) и плоды)
- Назовите характерные особенности помидоров? ( помидор - красный цветом, круглой формы, гладкая, имеет зеленую ботву)
- Назовите характерные особенности огурца? (огурец - темно зеленого цвета, продолговатой формы, шершавый, имеет зеленую ботву)
- Чем полезны эти овощи? (в них очень много витаминов, они помогают хорошо работать нашему пищеварительной системе, расти зубам и др.)
Сделать вывод: почему выросли хорошие овощи.
- Что помогло растениям вырасти? (солнце, влага, уход человека)
Воспитатель: А что же нам делать с ботвой? Кто знает?
(Выслушиваются ответы детей.)
Воспитатель предлагает мальчикам сгрести и собрать всю траву, ботву с теплицы в кучу.
Воспитатель: Ну что, помощники, понравилось вам убирать урожай на нашем огороде?
Воспитатель: Сложное это дело или нет? Почему?
Воспитатель: Скажите, а вы хорошее дело сделали? Почему?
Подвижная деятельность детей.
Динамическая пауза "В огород пойдем"
В огород пойдем,
Урожай соберем. (Маршировать на месте)
Мы морковки натаскаем (изображать, как вытаскивают из земли морковь)
И картошки накопаем. (Изображать, как копают)
Срежем мы кочан капусты (Изображать, как срезают у земли кочан)
Круглый, сочный, очень вкусный (показывают круг руками - 3 раза)
Щавеля нарвем немножко (Изображать, как рвут щавель)
И вернемся по дорожке. (Маршировать на месте)
Игра «Вершки и корешки»
Воспитатель: все ли части растения съедобны (ответы детей)
Воспитатель: сейчас я буду называть овощ, а кто из вас знает, тот будет называть его съедобную часть.
Подвижная игра "Огород"
Цель: закреплять и обобщать знания детей об овощах, учить отгадывать загадки по описанию предмета.
Дети становятся в круг и берутся за руки, двигаясь в одну сторону, произносят слова:
Вот и осень наступила, ты смотри, да не зевай.
Не зевай, да убирай в огороде урожай.
Много овощей на грядке, назовем их по порядку.
После этих слов игроки останавливаются, воспитатель спрашивает у одного из детей «Что растет у нас на грядке»? Ребенок называет овощ. Вот какой …. (название овоща) у нас вырос (показывают размер или форму овоща руками).
Самостоятельная деятельность детей.
Детям предлагается выносной материал (мячи, скакалки, мелки и др.) Дети расходятся по интересам.
Рефлексия: Ребята, вот и закончилась наша прогулка. Нам пора собираться в класс.
Воспитатель: что мы сегодня на прогулке делали? (ответы детей)
Воспитатель: как правильно ухаживать за овощами, чтобы получить хороший урожай? (ответы детей)
– В какие игры мы сегодня играли? Ответы детей.
- Что вам понравилось сегодня на прогулке? Ответы детей.
- А теперь, приводим себя в порядок, собираем инструменты и идем в класс.
Литература:
1. Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/сост. Е.А. Донченко. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.
2. Торочкова Т.Ю.. Играем на прогулке/Т.Ю. Торочкова// Медработник ДОУ. – 3 1. – с. 32-35.
3. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет/С.Н. Теплюк – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
4.Плешаков А.А. Зелёные страницы. М.: Просвещение, 1997 год
5.Муранов А.Н. Необыкновенное и грозное в природе. Л: Детская литература, 2000 год.