12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Янакова Ольга Александровна5537
Россия, Челябинская обл., Сатка

Тематическое занятие на свежем воздухе "Вслед за осенним листочком" (для детей подготовительной к школе группы, младших школьников).

Пояснительная записка

 

Организация и проведение прогулки — сложнейший вид педагогической деятельности. Во время пребывания на площадке детского сада не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития.
 
Современные детские сады работают в соответствии с построенными по ФГОС программам. В нормативных документах указано 7 основных видов деятельности на прогулке для дошкольного обучения: 
  • игровая; 
  • коммуникативная; 
  • трудовая; 
  • познавательно-исследовательская; 
  • продуктивная; 
  • музыкально-художественная; 
  • чтение.
С учетом указанных требований было разработано тематическое занятие на свежем воздухе "Вслед за осенним листочком".
 
Задачи:
 
- Расширение знаний об осенних изменениях природы; 
- Пополнение активного словарного запаса посредством изучения предметов и явлений природы (листопад, разделительный слой, феноспектр, фенология, фильтр, гербарий);
- Развитие мыслительных способностей посредством самостоятельного установления причинно-следственные связи;
- Развитие наблюдательности, любознательности, поисково-исследовательской деятельности, познавательной активности;
- Формирование коммуникативных навыков в отношениях со сверстниками во время совместной игровой и трудовой деятельности;
- Способствование художественно-эстетическому и речевому развитию;
- Повышение уровня физической подготовленности детей и оптимизация двигательной активности;
- Воспитание бережного отношения к природе;
- Создание положительного эмоционального фона.

Предварительная работа: 
- чтение художественных произведений об осени; 
- подготовка и изготовление сувениров, альбомов для гербария.
 
Варианты осенних сувениров
 
Пример альбома для гербария
 
 
Оборудование: конверт с письмом от Чудо-Осени, запись музыкального сопровождения "Листик, листик, листопад", "Осень в лесу" (минус), герои Ёжик и Бельчонок, пластиковый контейнер для создания сенсорного короба, комплект сувениров "Дары осени" (по количеству детей), комплект альбомов для гербария (по количеству детей).
 

Ход:

Дети в группе. Стук в дверь, заходит работник учреждения с конвертом в руках, вручает письмо. Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает:

Фото письма. 

_____________________________________________________________________________

 

 

Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают.

Волшебный, осенний и сказочный лес

Нас в гости к себе приглашает.

Закружится ветер под песню дождя,

Листочки нам под ноги бросит.

Такая красивая это пора:

Пришла к нам опять Чудо-Осень

(М. Сидорова)

- Ребята, собираетесь скорее на прогулку. Я приглашаю вас в удивительное путешествие «Вслед за осенней листвой».

Чудо-Осень

_____________________________________________________________________________

 

(Дети одеваются на прогулку под музыку)

«Листик, листик, листопад» сл. муз. Светлана Ранда


«Листик, листик, листопад» сл. муз. Светлана Ранда
MP3 / 4.56 Мб

- Дорогие ребята, как вы уже успели заметить сегодня у нас не обычная прогулка, а волшебное путешествие «Вслед за осенней листвой». И хочу я это путешествие начать с «Осенней сказки» (дети рассаживаются на веранде).

(Чтение сказки – автор Мария Шкурина)

Вопросы по сказке:

- Вам понравилась сказка?

- О чём она?

- Каких героев встречал на своем пути листочек? Что они делали?

- О чем попросил осенний листочек большую пеструю птицу?

- Что увидел Листочек с высоты птичьего полета?

- А вы любите осень? За что? Что любите в осени больше всего?

 

-Конечно, ребята, листопад - это очень красивое явление. А почему листья опадают именно осенью? Почему меняют свой цвет?

Ответы детей.

Наблюдение за деревом осенью

- Сейчас, ребята, я предлагаю вам подойти к дереву и внимательно его рассмотреть.

Осенью деревья готовятся к листопаду: их листочки желтеют и краснеют. Всю весну и лето листья трудились – давали дереву питание, дышали, испаряли влагу, а сейчас им нужно покинуть ветки, чтобы дерево могло перезимовать и не замерзло.

- Так кто же все-таки сможет мне ответить: почему летом даже при сильном порыве ветра листья не падали, а оставались на ветвях?

Ответы детей (активные дети далее принимают участие в эксперименте)

Экспериментальная деятельность «Разделительный слой»

- А листья опадают потому, что между веткой и листочком постепенно образуется разделительный слой из неживых клеток. Увидеть его можно только под микроскопом. Но мы можем его почувствовать (воспитатель предлагает 2-3 детям сорвать с дерева по одному ещё зеленому и уже жёлтому листочку).

-Какой листочек было легче снять с ветки?

Ответы детей.

- Жёлтый листочек сам упал в руки, а зелёный оторвался с трудом.

- Всё правильно. Между жёлтым листом и веткой дерева есть разделительный слой, в то время как зелёный листик и ветка – это единое целое. Поэтому когда осенью листья опадают, дереву не больно. А весной и летом, когда мы срываем ещё зеленые листья, то оставляем на дереве открытую ранку, через неё в дерево могут проникнуть микробы и вредители, и дерево может заболеть. Осенью между веткой дерева и жёлтым листом образуется корочка – разделительный слой.

Вы когда-нибудь расшибали коленку? (дети вспоминают) И что происходит потом, как ранка заживает?

Вот и разделительный слой – это как тонкая кора, как будто новый слой кожи находится под корочкой ранки. Поэтому, ребята, следует помнить, что обрывая листочки летом, мы наносим дереву вред и делаем ему больно. Зато осенью, во время листопада, мы можем с вами собирать красивую зелено-желто-красную листву и кружится, подобно листьям.

(дети получают задание собрать 2 небольших разноцветных букета из осенней листвы для физкультурной минутки)

(Звучит музыка, дети стоят кругом с листьями в обеих руках)

Песня «Осень в лесу» (минус)


Песня «Осень в лесу» (минус)
MP3 / 2.18 Мб

Физкультурная минутка «Осенние листочки»

Мы осенние листочки

(Плавные движения руками над головой вправо-влево)

Мы на веточках сидели

(Медленно опускаем и поднимаем руки вверх-вниз)

Дунул ветер – мы цепочкой

(Поворот в правую сторону)

Друг за другом полетели.

(Медленно бежим по кругу на носочках)

Полетели, полетели

И на землю тихо сели

(Присаживаемся на корточки)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(Встаем на носочки и тянемся вверх)

Повертел их, покружил

(Кружимся вокруг себя на месте и поворачиваемся лицом в центр)

И на землю опустил

(Присаживаемся)

(Выполняем упражнение 2 раза, во второй раз со словами «И на землю опустил» дети подбрасывают листья вверх)

- Посмотрите, какая красота!!! Удивительно как окрашена листва. Одни листья уже совсем желтые, другие – только на половину, а третьи – всё ещё зелёные? Как вы думаете почему?

Ответы детей.

-Какие-то листья располагались в тени, а другие – на солнце, третьи и вовсе накопили в себе больше вредных веществ и быстрее других пожелтели. Давайте сейчас выберем по 1-2 разноцветных листочка любого цвета, какие вам больше нравятся и составим дорожку от самого зеленого к самому жёлтому.

Задание «Феноспектр»

(дети раскладывают листья, учитывая оттенки, от самого зеленого к самому жёлтому)

Пример феноспектра листьев тополя.

 

-У нас с вами получился феноспектр листьев. Есть даже целая наука, фенология – наука, о сезонных изменениях в природе. По этой дорожке из листьев мы с вами можем проследить, как постепенно теряется осенью с листочка зелёная окраска.

Соревнование на дальность полётов

- Летают осенью не только листья, но и семена растений и трав, путешествуя с помощью ветра. На нашем участке есть дерево клёна (подойдет также и дерево ясеня). Его семена, крылатки, кружатся в воздухе подобно пропеллеру. Давайте устроим соревнование: мы будем запускать крылатки клёна с высоты лесенки. Посмотрим, чья крылатка летает лучше.

Трудовая деятельность

-Вот такие полёты, но давайте вернётся к осенним листьям. Ещё весной и летом мы с вами говорили о том, что листья деревьев имеют волшебную способность поглощать углекислый газ и нам отдавать кислород. Поэтому листья – это фильтры для деревьев. Листья как фильтры задерживают вредные для дерева промышленные и автомобильные газы. Когда листья с дерева опадают, они уносят с собой ненужные дереву вещества. Именно поэтому в больших городах осенью мы убираем опавшую листву, чтобы как можно меньше вредных веществ попало в почву. Давайте и мы отчистим наш участок от листвы. А листву мы соберем в волшебную осеннюю коробку.

(дети собирают листву в пластиковый контейнер, «создавая» тем самым «Волшебный сенсорный короб»; в это время воспитатель незаметно прячет на дно под листву «дары осени»)

- Спасибо. Молодцы!!! Теперь мы с вами так много узнали, казалось бы, о простом осеннем листочке, привели наш участок в порядок, а наши друзья (ёжик и белка) вместе с осенней листвой приглашают нас на веранду.

(в центре веранды стоит короб с осенней листвой, рядом ёжик и белка с загадками и альбомами для гербария)

- Бельчонок и ёжик подготовили для вас загадки и осенние сюрпризы. 

Загадки

Ветки в парке шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он от дуба и березки

Разноцветный, яркий, броский

(Листопад)

 

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет!

И поверх садов и рощ

Моросит холодный … (дождь)

 

В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь. Мы взяли … (зонт).

 

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду … (лужи).

 

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует – она задрожит (лужа).

 

Несу я урожаи

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь ёлочек и сосен.

Кто же я ответь скорей!! Ну конечно, … (осень).

 

Лист осенний долго кружит,

И его Варвара сушит.

А потом мы вместе с Варей

Дома делаем … (гербарий).

 

(дети отгадывают загадки, а в качестве сюрприза ищут в волшебной листве осенние дары и получают альбом для гербария).


Пример Альбома для гербария
PDF / 2.62 Мб

- Молодцы, ребята!!! Вам понравилась наша сегодняшняя прогулка? Что вам особенно понравилось? Что удивило? У каждого из вас от нашего путешествия остался альбом для гербария и сувенир. Давайте вспомним, что такое гербарий и как правильно нужно его собирать?

Ответы детей.

- Гербарий – это коллекция засушенных растений. Растение должно быть высушено на прямой плоскости, между листами, под определенным прессом. В ваших альбомах есть странички с фотографиями, чтобы вы могли узнать дерево. На выходных вместе с родителями я предлагаю вам прогуляться, собрать и засушить свою неповторимую коллекцию. 

Примеры оформления альбома для гербария:

 

(Примечание: сбор листьев для гербария можно провести сразу и организованно пройти вокруг детского сада в поисках листьев)

Спасибо вам, ребята, за интерес и старания. Мне очень понравилось гулять с вами!!

Приложение

Осенняя сказка

Висел на дереве осенний листочек, висел, висел и упал. Но совсем не расстроился. Ведь так приятно было парить в пропитанном осеннем солнышком воздухе! А когда Листочек приземлился на землю, он надел вою шляпку и решил отправиться на осеннюю прогулку по лесу.

А в лесу-то, какая красота была! Все листья на деревьях одеты в свои яркие осенние наряды, как будто на праздник собрались,  и нет ни одного похожего! Идёт Листочек, всем улыбается, со всеми здоровается.

По дороге нашему Листочку встретился ёжик.

— Куда это ты ёжик так спешишь, так торопишься? – спросил Листочек.

— Я норку свою к зиме готовлю, мне скоро на зиму спать укладываться, — ответил ёжик и побежал дальше, обустраивать свою норку сухим мхом.

Потом Листочек увидел на сосне маленькую суетливую белочку с огромной шишкой в лапках.

— Белочка, а ты чем так занята? – спросил её Листочек.

— Я припасы на зиму готовлю, — объяснила белочка, выглядывая из-за шишки. – Зима придёт, холода нагрянут, а у меня кладовые будут полны орешков, ягод и грибочков.

Кивнул Листочек белочке и дальше пошёл. Идёт и думает:

— Как хорошо, что мне никуда торопиться не надо, нет никаких дел, никакой подготовки к зиме! Можно просто гулять и любоваться! Ведь осень такое время года — специально созданное для любования.

Так любуясь, дошёл наш Листочек до опушки леса, где увидел большую пёструю птицу, сидевшую на ветке осины. Птица вертела головой в разные стороны.

— Птица, а ты чем занята? — спросил Листочек.

— Я с лесом нашим прощаюсь, — ответила птица, — Собираюсь лететь в дальние края. Вот сейчас сделаю круг над лесом и полечу к стае.

— Ой, птица, а можно тебе попросить? – обрадовался Листочек. – Можно я с тобой сделаю круг над лесом? Мне так хочется посмотреть, какой он наш лес сверху.

Кивнула птица, взяла Листочек в клюв и не торопясь полетела над лесом. Оттуда сверху лес, одетый в багряно-золотой наряд, оказался не менее красив – так любовался бы на него и любовался. Затем птица открыла клюв, и осенний ветер подхватил Листочек, и понёс его, качая на волнах воздуха, как маленькую лодочку.

— Ну что же, пришло и мне время отдохнуть, — произнёс Листочек, закрывая глаза.

Когда ветер нежно опустил Листочек на землю, тот уже крепко спал и видел во сне свой любимый лес.

Мария Шкурина

 

https://biomagic27.blogspot.com/ - Магия биологии

http://maminiskazki.ru/uyutnaya-osennyaya-skazka.html - Осенняя сказка

https://ja-rastu.ru/news-all/games/gam-skip/1007-osennie-fizkultminutki-dlya-detey.html

- Осенние физкультурные минутки

http://detochki-doma.ru/46-osennih-zagadok-pro-listopad-gerbariy-luzhi-i-mnogoe-drugoe/ - Загадки про осень
https://melkie.net/organizatsiya-dnya/organizatsiya-progulok-v-detskom-sadu.html#hcq=pf6C06r - Теоретические основы проведения прогулок в ДОУ

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (26)

сменить сортировку
Дементьева Ирина Михайловна, 10.10.18 в 17:48 9 Ответить Пожаловаться
СУПЕР!!!!! Особо понравилось задание с листьями тополя!!!!!!!!!! Альбом с гербарием выполнен великолепно!!!!!! Как всегда продумано всё до мелочей!!!!!!!! МОЛОДЕЦ, ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА!!!!!!!!!!
Янакова Ольга Александровна, 10.10.18 в 18:00 7 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Михайловна, я старалась всё учесть, предусмотреть и сделать это интересно.
Дементьева Ирина Михайловна, 10.10.18 в 18:01 6 Ответить Пожаловаться
И ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ!!!!!!!!!!!!!

Перминова Елена Федоровна, 10.10.18 в 17:57 5 Ответить Пожаловаться
Пришла чудо-осень, а за ней и прекрасные идеи. Спасибо, здорово!!!
Янакова Ольга Александровна, 10.10.18 в 17:59 6 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Федоровна!
Янакова Ольга Александровна
Комментарий был удалён пользователем 10 окт 2018 в 18:00
Ватолина Светлана Анатольевна, 10.10.18 в 18:06 5 Ответить Пожаловаться
Отличная разработка!!! Все интересно, понравилась добрая осенняя сказка!
Янакова Ольга Александровна, 10.10.18 в 18:46 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Анатольевна. Да сказка хорошая, простая, добрая!!
Татьяна Конкина, 10.10.18 в 18:33 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо за такую интересную прогулку!!! У вас всегда есть чему поучиться!!!

Отредактировано 10-10-2018 18:50

показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.