12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Янакова Ольга Александровна8161 Воспитание - значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет.
(Джузеппе Мадзини) Россия, Челябинская обл., Сатка Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Конспект занятия-прогулки «Вслед за осенним листочком»
Тематическое занятие на свежем воздухе "Вслед за осенним листочком" (для детей подготовительной к школе группы, младших школьников).
Пояснительная записка
- игровая;
- коммуникативная;
- трудовая;
- познавательно-исследовательская;
- продуктивная;
- музыкально-художественная;
- чтение.
Предварительная работа:
Ход:
Дети в группе. Стук в дверь, заходит работник учреждения с конвертом в руках, вручает письмо. Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает:
Фото письма.
_____________________________________________________________________________
Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит.
Такая красивая это пора:
Пришла к нам опять Чудо-Осень
(М. Сидорова)
- Ребята, собираетесь скорее на прогулку. Я приглашаю вас в удивительное путешествие «Вслед за осенней листвой».
Чудо-Осень
_____________________________________________________________________________
(Дети одеваются на прогулку под музыку)
«Листик, листик, листопад» сл. муз. Светлана Ранда
«Листик, листик, листопад» сл. муз. Светлана Ранда
MP3 / 4.56 Мб
- Дорогие ребята, как вы уже успели заметить сегодня у нас не обычная прогулка, а волшебное путешествие «Вслед за осенней листвой». И хочу я это путешествие начать с «Осенней сказки» (дети рассаживаются на веранде).
(Чтение сказки – автор Мария Шкурина)
Вопросы по сказке:
- Вам понравилась сказка?
- О чём она?
- Каких героев встречал на своем пути листочек? Что они делали?
- О чем попросил осенний листочек большую пеструю птицу?
- Что увидел Листочек с высоты птичьего полета?
- А вы любите осень? За что? Что любите в осени больше всего?
-Конечно, ребята, листопад - это очень красивое явление. А почему листья опадают именно осенью? Почему меняют свой цвет?
Ответы детей.
Наблюдение за деревом осенью
- Сейчас, ребята, я предлагаю вам подойти к дереву и внимательно его рассмотреть.
Осенью деревья готовятся к листопаду: их листочки желтеют и краснеют. Всю весну и лето листья трудились – давали дереву питание, дышали, испаряли влагу, а сейчас им нужно покинуть ветки, чтобы дерево могло перезимовать и не замерзло.
- Так кто же все-таки сможет мне ответить: почему летом даже при сильном порыве ветра листья не падали, а оставались на ветвях?
Ответы детей (активные дети далее принимают участие в эксперименте)
Экспериментальная деятельность «Разделительный слой»
- А листья опадают потому, что между веткой и листочком постепенно образуется разделительный слой из неживых клеток. Увидеть его можно только под микроскопом. Но мы можем его почувствовать (воспитатель предлагает 2-3 детям сорвать с дерева по одному ещё зеленому и уже жёлтому листочку).
-Какой листочек было легче снять с ветки?
Ответы детей.
- Жёлтый листочек сам упал в руки, а зелёный оторвался с трудом.
- Всё правильно. Между жёлтым листом и веткой дерева есть разделительный слой, в то время как зелёный листик и ветка – это единое целое. Поэтому когда осенью листья опадают, дереву не больно. А весной и летом, когда мы срываем ещё зеленые листья, то оставляем на дереве открытую ранку, через неё в дерево могут проникнуть микробы и вредители, и дерево может заболеть. Осенью между веткой дерева и жёлтым листом образуется корочка – разделительный слой.
Вы когда-нибудь расшибали коленку? (дети вспоминают) И что происходит потом, как ранка заживает?
Вот и разделительный слой – это как тонкая кора, как будто новый слой кожи находится под корочкой ранки. Поэтому, ребята, следует помнить, что обрывая листочки летом, мы наносим дереву вред и делаем ему больно. Зато осенью, во время листопада, мы можем с вами собирать красивую зелено-желто-красную листву и кружится, подобно листьям.
(дети получают задание собрать 2 небольших разноцветных букета из осенней листвы для физкультурной минутки)
(Звучит музыка, дети стоят кругом с листьями в обеих руках)
Песня «Осень в лесу» (минус)
Песня «Осень в лесу» (минус)
MP3 / 2.18 Мб
Физкультурная минутка «Осенние листочки»
Мы осенние листочки
(Плавные движения руками над головой вправо-влево)
Мы на веточках сидели
(Медленно опускаем и поднимаем руки вверх-вниз)
Дунул ветер – мы цепочкой
(Поворот в правую сторону)
Друг за другом полетели.
(Медленно бежим по кругу на носочках)
Полетели, полетели
И на землю тихо сели
(Присаживаемся на корточки)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Встаем на носочки и тянемся вверх)
Повертел их, покружил
(Кружимся вокруг себя на месте и поворачиваемся лицом в центр)
И на землю опустил
(Присаживаемся)
(Выполняем упражнение 2 раза, во второй раз со словами «И на землю опустил» дети подбрасывают листья вверх)
- Посмотрите, какая красота!!! Удивительно как окрашена листва. Одни листья уже совсем желтые, другие – только на половину, а третьи – всё ещё зелёные? Как вы думаете почему?
Ответы детей.
-Какие-то листья располагались в тени, а другие – на солнце, третьи и вовсе накопили в себе больше вредных веществ и быстрее других пожелтели. Давайте сейчас выберем по 1-2 разноцветных листочка любого цвета, какие вам больше нравятся и составим дорожку от самого зеленого к самому жёлтому.
Задание «Феноспектр»
(дети раскладывают листья, учитывая оттенки, от самого зеленого к самому жёлтому)
Пример феноспектра листьев тополя.
-У нас с вами получился феноспектр листьев. Есть даже целая наука, фенология – наука, о сезонных изменениях в природе. По этой дорожке из листьев мы с вами можем проследить, как постепенно теряется осенью с листочка зелёная окраска.
Соревнование на дальность полётов
- Летают осенью не только листья, но и семена растений и трав, путешествуя с помощью ветра. На нашем участке есть дерево клёна (подойдет также и дерево ясеня). Его семена, крылатки, кружатся в воздухе подобно пропеллеру. Давайте устроим соревнование: мы будем запускать крылатки клёна с высоты лесенки. Посмотрим, чья крылатка летает лучше.
Трудовая деятельность
-Вот такие полёты, но давайте вернётся к осенним листьям. Ещё весной и летом мы с вами говорили о том, что листья деревьев имеют волшебную способность поглощать углекислый газ и нам отдавать кислород. Поэтому листья – это фильтры для деревьев. Листья как фильтры задерживают вредные для дерева промышленные и автомобильные газы. Когда листья с дерева опадают, они уносят с собой ненужные дереву вещества. Именно поэтому в больших городах осенью мы убираем опавшую листву, чтобы как можно меньше вредных веществ попало в почву. Давайте и мы отчистим наш участок от листвы. А листву мы соберем в волшебную осеннюю коробку.
(дети собирают листву в пластиковый контейнер, «создавая» тем самым «Волшебный сенсорный короб»; в это время воспитатель незаметно прячет на дно под листву «дары осени»)
- Спасибо. Молодцы!!! Теперь мы с вами так много узнали, казалось бы, о простом осеннем листочке, привели наш участок в порядок, а наши друзья (ёжик и белка) вместе с осенней листвой приглашают нас на веранду.
(в центре веранды стоит короб с осенней листвой, рядом ёжик и белка с загадками и альбомами для гербария)
- Бельчонок и ёжик подготовили для вас загадки и осенние сюрпризы.
Загадки
Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он от дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский
(Листопад)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет!
И поверх садов и рощ
Моросит холодный … (дождь)
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь. Мы взяли … (зонт).
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду … (лужи).
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует – она задрожит (лужа).
Несу я урожаи
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь ёлочек и сосен.
Кто же я ответь скорей!! Ну конечно, … (осень).
Лист осенний долго кружит,
И его Варвара сушит.
А потом мы вместе с Варей
Дома делаем … (гербарий).
(дети отгадывают загадки, а в качестве сюрприза ищут в волшебной листве осенние дары и получают альбом для гербария).
Пример Альбома для гербария
PDF / 2.62 Мб
- Молодцы, ребята!!! Вам понравилась наша сегодняшняя прогулка? Что вам особенно понравилось? Что удивило? У каждого из вас от нашего путешествия остался альбом для гербария и сувенир. Давайте вспомним, что такое гербарий и как правильно нужно его собирать?
Ответы детей.
- Гербарий – это коллекция засушенных растений. Растение должно быть высушено на прямой плоскости, между листами, под определенным прессом. В ваших альбомах есть странички с фотографиями, чтобы вы могли узнать дерево. На выходных вместе с родителями я предлагаю вам прогуляться, собрать и засушить свою неповторимую коллекцию.
Примеры оформления альбома для гербария:
(Примечание: сбор листьев для гербария можно провести сразу и организованно пройти вокруг детского сада в поисках листьев)
Спасибо вам, ребята, за интерес и старания. Мне очень понравилось гулять с вами!!
Приложение
Осенняя сказка
Висел на дереве осенний листочек, висел, висел и упал. Но совсем не расстроился. Ведь так приятно было парить в пропитанном осеннем солнышком воздухе! А когда Листочек приземлился на землю, он надел вою шляпку и решил отправиться на осеннюю прогулку по лесу.
А в лесу-то, какая красота была! Все листья на деревьях одеты в свои яркие осенние наряды, как будто на праздник собрались, и нет ни одного похожего! Идёт Листочек, всем улыбается, со всеми здоровается.
По дороге нашему Листочку встретился ёжик.
— Куда это ты ёжик так спешишь, так торопишься? – спросил Листочек.
— Я норку свою к зиме готовлю, мне скоро на зиму спать укладываться, — ответил ёжик и побежал дальше, обустраивать свою норку сухим мхом.
Потом Листочек увидел на сосне маленькую суетливую белочку с огромной шишкой в лапках.
— Белочка, а ты чем так занята? – спросил её Листочек.
— Я припасы на зиму готовлю, — объяснила белочка, выглядывая из-за шишки. – Зима придёт, холода нагрянут, а у меня кладовые будут полны орешков, ягод и грибочков.
Кивнул Листочек белочке и дальше пошёл. Идёт и думает:
— Как хорошо, что мне никуда торопиться не надо, нет никаких дел, никакой подготовки к зиме! Можно просто гулять и любоваться! Ведь осень такое время года — специально созданное для любования.
Так любуясь, дошёл наш Листочек до опушки леса, где увидел большую пёструю птицу, сидевшую на ветке осины. Птица вертела головой в разные стороны.
— Птица, а ты чем занята? — спросил Листочек.
— Я с лесом нашим прощаюсь, — ответила птица, — Собираюсь лететь в дальние края. Вот сейчас сделаю круг над лесом и полечу к стае.
— Ой, птица, а можно тебе попросить? – обрадовался Листочек. – Можно я с тобой сделаю круг над лесом? Мне так хочется посмотреть, какой он наш лес сверху.
Кивнула птица, взяла Листочек в клюв и не торопясь полетела над лесом. Оттуда сверху лес, одетый в багряно-золотой наряд, оказался не менее красив – так любовался бы на него и любовался. Затем птица открыла клюв, и осенний ветер подхватил Листочек, и понёс его, качая на волнах воздуха, как маленькую лодочку.
— Ну что же, пришло и мне время отдохнуть, — произнёс Листочек, закрывая глаза.
Когда ветер нежно опустил Листочек на землю, тот уже крепко спал и видел во сне свой любимый лес.
Мария Шкурина
- Осенние физкультурные минутки
Комментарии (26)
сменить сортировкуВ ответ Дементьева Ирина Михайловна
Отредактировано 10-10-2018 18:50