Конспект занятия-прогулки «Вслед за осенним листочком»
Тематическое занятие на свежем воздухе "Вслед за осенним листочком" (для детей подготовительной к школе группы, младших школьников).
Пояснительная записка
- игровая;
- коммуникативная;
- трудовая;
- познавательно-исследовательская;
- продуктивная;
- музыкально-художественная;
- чтение.
Предварительная работа:
Ход:
Дети в группе. Стук в дверь, заходит работник учреждения с конвертом в руках, вручает письмо. Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает:
Фото письма.
_____________________________________________________________________________
Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит.
Такая красивая это пора:
Пришла к нам опять Чудо-Осень
(М. Сидорова)
- Ребята, собираетесь скорее на прогулку. Я приглашаю вас в удивительное путешествие «Вслед за осенней листвой».
Чудо-Осень
_____________________________________________________________________________
(Дети одеваются на прогулку под музыку)
«Листик, листик, листопад» сл. муз. Светлана Ранда
«Листик, листик, листопад» сл. муз. Светлана Ранда
MP3 / 4.56 Мб
- Дорогие ребята, как вы уже успели заметить сегодня у нас не обычная прогулка, а волшебное путешествие «Вслед за осенней листвой». И хочу я это путешествие начать с «Осенней сказки» (дети рассаживаются на веранде).
(Чтение сказки – автор Мария Шкурина)
Вопросы по сказке:
- Вам понравилась сказка?
- О чём она?
- Каких героев встречал на своем пути листочек? Что они делали?
- О чем попросил осенний листочек большую пеструю птицу?
- Что увидел Листочек с высоты птичьего полета?
- А вы любите осень? За что? Что любите в осени больше всего?
-Конечно, ребята, листопад - это очень красивое явление. А почему листья опадают именно осенью? Почему меняют свой цвет?
Ответы детей.
Наблюдение за деревом осенью
- Сейчас, ребята, я предлагаю вам подойти к дереву и внимательно его рассмотреть.
Осенью деревья готовятся к листопаду: их листочки желтеют и краснеют. Всю весну и лето листья трудились – давали дереву питание, дышали, испаряли влагу, а сейчас им нужно покинуть ветки, чтобы дерево могло перезимовать и не замерзло.
- Так кто же все-таки сможет мне ответить: почему летом даже при сильном порыве ветра листья не падали, а оставались на ветвях?
Ответы детей (активные дети далее принимают участие в эксперименте)
Экспериментальная деятельность «Разделительный слой»
- А листья опадают потому, что между веткой и листочком постепенно образуется разделительный слой из неживых клеток. Увидеть его можно только под микроскопом. Но мы можем его почувствовать (воспитатель предлагает 2-3 детям сорвать с дерева по одному ещё зеленому и уже жёлтому листочку).
-Какой листочек было легче снять с ветки?
Ответы детей.
- Жёлтый листочек сам упал в руки, а зелёный оторвался с трудом.
- Всё правильно. Между жёлтым листом и веткой дерева есть разделительный слой, в то время как зелёный листик и ветка – это единое целое. Поэтому когда осенью листья опадают, дереву не больно. А весной и летом, когда мы срываем ещё зеленые листья, то оставляем на дереве открытую ранку, через неё в дерево могут проникнуть микробы и вредители, и дерево может заболеть. Осенью между веткой дерева и жёлтым листом образуется корочка – разделительный слой.
Вы когда-нибудь расшибали коленку? (дети вспоминают) И что происходит потом, как ранка заживает?
Вот и разделительный слой – это как тонкая кора, как будто новый слой кожи находится под корочкой ранки. Поэтому, ребята, следует помнить, что обрывая листочки летом, мы наносим дереву вред и делаем ему больно. Зато осенью, во время листопада, мы можем с вами собирать красивую зелено-желто-красную листву и кружится, подобно листьям.
(дети получают задание собрать 2 небольших разноцветных букета из осенней листвы для физкультурной минутки)
(Звучит музыка, дети стоят кругом с листьями в обеих руках)
Песня «Осень в лесу» (минус)
Песня «Осень в лесу» (минус)
MP3 / 2.18 Мб
Физкультурная минутка «Осенние листочки»
Мы осенние листочки
(Плавные движения руками над головой вправо-влево)
Мы на веточках сидели
(Медленно опускаем и поднимаем руки вверх-вниз)
Дунул ветер – мы цепочкой
(Поворот в правую сторону)
Друг за другом полетели.
(Медленно бежим по кругу на носочках)
Полетели, полетели
И на землю тихо сели
(Присаживаемся на корточки)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Встаем на носочки и тянемся вверх)
Повертел их, покружил
(Кружимся вокруг себя на месте и поворачиваемся лицом в центр)
И на землю опустил
(Присаживаемся)
(Выполняем упражнение 2 раза, во второй раз со словами «И на землю опустил» дети подбрасывают листья вверх)
- Посмотрите, какая красота!!! Удивительно как окрашена листва. Одни листья уже совсем желтые, другие – только на половину, а третьи – всё ещё зелёные? Как вы думаете почему?
Ответы детей.
-Какие-то листья располагались в тени, а другие – на солнце, третьи и вовсе накопили в себе больше вредных веществ и быстрее других пожелтели. Давайте сейчас выберем по 1-2 разноцветных листочка любого цвета, какие вам больше нравятся и составим дорожку от самого зеленого к самому жёлтому.
Задание «Феноспектр»
(дети раскладывают листья, учитывая оттенки, от самого зеленого к самому жёлтому)
Пример феноспектра листьев тополя.
-У нас с вами получился феноспектр листьев. Есть даже целая наука, фенология – наука, о сезонных изменениях в природе. По этой дорожке из листьев мы с вами можем проследить, как постепенно теряется осенью с листочка зелёная окраска.
Соревнование на дальность полётов
- Летают осенью не только листья, но и семена растений и трав, путешествуя с помощью ветра. На нашем участке есть дерево клёна (подойдет также и дерево ясеня). Его семена, крылатки, кружатся в воздухе подобно пропеллеру. Давайте устроим соревнование: мы будем запускать крылатки клёна с высоты лесенки. Посмотрим, чья крылатка летает лучше.
Трудовая деятельность
-Вот такие полёты, но давайте вернётся к осенним листьям. Ещё весной и летом мы с вами говорили о том, что листья деревьев имеют волшебную способность поглощать углекислый газ и нам отдавать кислород. Поэтому листья – это фильтры для деревьев. Листья как фильтры задерживают вредные для дерева промышленные и автомобильные газы. Когда листья с дерева опадают, они уносят с собой ненужные дереву вещества. Именно поэтому в больших городах осенью мы убираем опавшую листву, чтобы как можно меньше вредных веществ попало в почву. Давайте и мы отчистим наш участок от листвы. А листву мы соберем в волшебную осеннюю коробку.
(дети собирают листву в пластиковый контейнер, «создавая» тем самым «Волшебный сенсорный короб»; в это время воспитатель незаметно прячет на дно под листву «дары осени»)
- Спасибо. Молодцы!!! Теперь мы с вами так много узнали, казалось бы, о простом осеннем листочке, привели наш участок в порядок, а наши друзья (ёжик и белка) вместе с осенней листвой приглашают нас на веранду.
(в центре веранды стоит короб с осенней листвой, рядом ёжик и белка с загадками и альбомами для гербария)
- Бельчонок и ёжик подготовили для вас загадки и осенние сюрпризы.
Загадки
Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он от дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский
(Листопад)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет!
И поверх садов и рощ
Моросит холодный … (дождь)
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь. Мы взяли … (зонт).
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду … (лужи).
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует – она задрожит (лужа).
Несу я урожаи
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь ёлочек и сосен.
Кто же я ответь скорей!! Ну конечно, … (осень).
Лист осенний долго кружит,
И его Варвара сушит.
А потом мы вместе с Варей
Дома делаем … (гербарий).
(дети отгадывают загадки, а в качестве сюрприза ищут в волшебной листве осенние дары и получают альбом для гербария).
Пример Альбома для гербария
PDF / 2.62 Мб
- Молодцы, ребята!!! Вам понравилась наша сегодняшняя прогулка? Что вам особенно понравилось? Что удивило? У каждого из вас от нашего путешествия остался альбом для гербария и сувенир. Давайте вспомним, что такое гербарий и как правильно нужно его собирать?
Ответы детей.
- Гербарий – это коллекция засушенных растений. Растение должно быть высушено на прямой плоскости, между листами, под определенным прессом. В ваших альбомах есть странички с фотографиями, чтобы вы могли узнать дерево. На выходных вместе с родителями я предлагаю вам прогуляться, собрать и засушить свою неповторимую коллекцию.
Примеры оформления альбома для гербария:
(Примечание: сбор листьев для гербария можно провести сразу и организованно пройти вокруг детского сада в поисках листьев)
Спасибо вам, ребята, за интерес и старания. Мне очень понравилось гулять с вами!!
Приложение
Осенняя сказка
Висел на дереве осенний листочек, висел, висел и упал. Но совсем не расстроился. Ведь так приятно было парить в пропитанном осеннем солнышком воздухе! А когда Листочек приземлился на землю, он надел вою шляпку и решил отправиться на осеннюю прогулку по лесу.
А в лесу-то, какая красота была! Все листья на деревьях одеты в свои яркие осенние наряды, как будто на праздник собрались, и нет ни одного похожего! Идёт Листочек, всем улыбается, со всеми здоровается.
По дороге нашему Листочку встретился ёжик.
— Куда это ты ёжик так спешишь, так торопишься? – спросил Листочек.
— Я норку свою к зиме готовлю, мне скоро на зиму спать укладываться, — ответил ёжик и побежал дальше, обустраивать свою норку сухим мхом.
Потом Листочек увидел на сосне маленькую суетливую белочку с огромной шишкой в лапках.
— Белочка, а ты чем так занята? – спросил её Листочек.
— Я припасы на зиму готовлю, — объяснила белочка, выглядывая из-за шишки. – Зима придёт, холода нагрянут, а у меня кладовые будут полны орешков, ягод и грибочков.
Кивнул Листочек белочке и дальше пошёл. Идёт и думает:
— Как хорошо, что мне никуда торопиться не надо, нет никаких дел, никакой подготовки к зиме! Можно просто гулять и любоваться! Ведь осень такое время года — специально созданное для любования.
Так любуясь, дошёл наш Листочек до опушки леса, где увидел большую пёструю птицу, сидевшую на ветке осины. Птица вертела головой в разные стороны.
— Птица, а ты чем занята? — спросил Листочек.
— Я с лесом нашим прощаюсь, — ответила птица, — Собираюсь лететь в дальние края. Вот сейчас сделаю круг над лесом и полечу к стае.
— Ой, птица, а можно тебе попросить? – обрадовался Листочек. – Можно я с тобой сделаю круг над лесом? Мне так хочется посмотреть, какой он наш лес сверху.
Кивнула птица, взяла Листочек в клюв и не торопясь полетела над лесом. Оттуда сверху лес, одетый в багряно-золотой наряд, оказался не менее красив – так любовался бы на него и любовался. Затем птица открыла клюв, и осенний ветер подхватил Листочек, и понёс его, качая на волнах воздуха, как маленькую лодочку.
— Ну что же, пришло и мне время отдохнуть, — произнёс Листочек, закрывая глаза.
Когда ветер нежно опустил Листочек на землю, тот уже крепко спал и видел во сне свой любимый лес.
Мария Шкурина
https://biomagic27.blogspot.com/ - Магия биологии
http://maminiskazki.ru/uyutnaya-osennyaya-skazka.html - Осенняя сказка
https://ja-rastu.ru/news-all/games/gam-skip/1007-osennie-fizkultminutki-dlya-detey.html
- Осенние физкультурные минутки
http://detochki-doma.ru/46-osennih-zagadok-pro-listopad-gerbariy-luzhi-i-mnogoe-drugoe/ - Загадки про осень
https://melkie.net/organizatsiya-dnya/organizatsiya-progulok-v-detskom-sadu.html#hcq=pf6C06r - Теоретические основы проведения прогулок в ДОУ
Дементьева Ирина Михайловна
Янакова Ольга Александровна
Дементьева Ирина Михайловна
Янакова Ольга Александровна
Перминова Елена Федоровна
Янакова Ольга Александровна
Ватолина Светлана Анатольевна
Янакова Ольга Александровна
Татьяна Конкина
Янакова Ольга Александровна
Исаева Эльвира Габдразаковна
Янакова Ольга Александровна
Белавина Виталина Николаевна
Янакова Ольга Александровна
Ефимова Алла Ивановна
Янакова Ольга Александровна
Ирина Анатольевна
Янакова Ольга Александровна
Ирина Анатольевна