Конспект «Прогулка с Осенью»
Пояснительная записка к презентации
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Тема «Прогулка с Осенью»
Программное содержание.
Задачи:
образовательные:
Обобщать представления об осенних изменениях в природе. Активизировать словарь по теме «Осень».
Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе).
Обучать образованию однокоренных слов.
Развивать языковой анализ и синтез, представления.
воспитательные:
Развивать коммуникативные навыки, содействовать позитивному отношению детей к сверстникам и взрослым.
Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение длительно сохранять внимание.
коррекционные:
Развивать мелкую, общую, речевую и мимическую моторику.
Развивать силу и длительность выдоха.
Развивать фонематическое восприятие, речевой слух, память.
Задачи:
Интеграция с образовательной областью «познавательное развитие» – расширение и уточнение знаний детей о сезонных изменениях в природе;
Интеграция с образовательной областью «социально-коммуникативное развитие» – мотивация и активизация познавательной деятельности детей;
Интеграция с образовательной областью «художественно-эстетическое развитие» - приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
Интеграция с образовательной областью «физическое развитие» – развитие общей, мелкой, речевой и мимической моторики.
Методы и приемы:
сюрпризный момент; художественное слово; включение мотивации; вопросно - ответная беседа; словесная оценка (поощрение); демонстрация; дидактические игры и упражнения; словесные указания; проблемные вопросы; эмпатия; рефлексия.
Демонстрационный и раздаточный материал:
штриховка «Осенний букет»; модули листьев деревьев; цветные карандаши; резиночный конструктор по методике В. В. Воскобовича «Геоконт»; цветные прищепки; гроздья рябины; ноутбук; электронная презентация; аудиозаписи «Голоса птиц», «Шум дождя».
Предварительная работа:
- совместное чтение с детьми рассказов и сказок об осени;
- наблюдение за осенней природой во время прогулок;
- сбор опавших листьев на участке детского сада;
- рассматривание репродукций картин на осеннюю тематику.
Индивидуальная работа:
- раскрашивание изображений листьев цветными карандашами внутри контура
(Даша В., Настя Е.).
ХОД НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Организационный момент.
Дефектолог: - Ребята, здравствуйте! Поздоровайтесь друг с другом!
Хлоп - одной, хлоп - другой,
Хлоп - двумя! Занимаемся, друзья!
(Дети выполняют ритуал приветствия.)
Дефектолог: - Подарите свою добрую и красивую улыбку друг другу.
Пусть этот день подарит нам хорошее настроение!
II. Основная часть.
1. Беседа об осени.
Солнышко усталое, скупо греешь ты.
Желтые да алые кружатся листы.
В шелесте да в шорохе наш осенний сад.
На дорожках ворохи пестрые лежат.
Дефектолог: - Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(Дети:- Осенью.)
Дефектолог: - Да, осенью. Сегодня она пришла к нам в гости. (слайд № 1)
Дефектолог: - Какие осенние месяцы вы знаете?
(Дети:- Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
Дефектолог: - Скажите, какой сейчас месяц?
(Дети:- Октябрь.)
Дефектолог: - Октябрь - это начало, середина или конец осени?
(Дети:- Это середина осени.)
Дефектолог: - Какие признаки осени мы можем наблюдать в природе?
(Дети: - Листья желтеют, краснеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай овощей и фруктов.)
2. Игра «Какой лист?»
Дефектолог: - Как красива природа осенью! Какие яркие, разноцветные стоят деревья! Но листья с них потихоньку опадают. Попробуем назвать их! (слайд № 2)
Лист дуба – … какой? (Дети: - Дубовый)
Лист березы – … (Дети: - Березовый)
Лист рябины – … (Дети: - Рябиновый)
Лист тополя – … (Дети: - Тополиный)
Лист клена – … (Дети: - Кленовый)
Лист каштана – … (Дети: - Каштановый)
Дефектолог: - Молодцы, ребята! Я приглашаю вас на прогулку с Осенью.
3. Физкультминутка. (слайд № 3)
Дети с Осенью гуляли, за природой наблюдали. (Дети идут по кругу.)
Осень, осень наступила, листья осыпаются. (Поднять руки вверх, опустить и присесть.)
И в далекую дорогу птицы собираются. (Взмахи руками, бег.)
Дети с Осенью гуляли, за природой наблюдали. (Дети идут по кругу.)
Вверх на солнце посмотрели, и их лучики погрели. (Поднять голову вверх, погладить щеки.)
Вправо, влево посмотрели, на полянку все присели. (Повороты вправо-влево, присесть.)
Дефектолог: - Закроем глазки, сделаем глубокий вдох и на выдохе произнесем волшебное слово «Фу-у-ух!». Откроем глаза, - мы с вами оказались в осеннем лесу!
(Дети с педагогом выходят на полянку. На «земле» разбросаны модули листьев.)
- Как много опавших листьев вокруг! Что можно с ними сделать?
(Дети: - Собрать их, подарить кому-то.)
Дефектолог: - Я предлагаю вам собрать осенний букет и подарить его затем вашим мамам. Но сначала давайте разомнем наши пальчики!
4. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет» (слайд № 4)
Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимать и разжимать кулачки) .
Будем листья собирать.
Листья берёзы, (Загибать поочерёдно пальцы)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберём!
В вазу осенний (Сжимать и разжимать кулачки).
Букет отнесём.
5. Работа со штриховкой.
(Педагог раздает детям листы бумаги с контурами различных листьев деревьев. Дети садятся за рабочие столы.)
Дефектолог: - Контуры обведите простым карандашом, а листья - заштрихуйте сверху вниз цветными карандашами на ваш выбор.
(Дети выполняют задание педагога.
Настя Е., Даша В.- индивидуальная работа.)
Дефектолог: - С каких деревьев упали ваши листья?
(Дети отвечают индивидуально – с какого дерева упал их лист.)
6. Резиночный конструктор «Геоконт».
Дефектолог: - А теперь с помощью разноцветных резиночек попробуйте изобразить дерево с голыми ветками, каким оно бывает поздней осенью.
(Дети коллективно выполняют задание педагога на настенном пособии «Геоконт».)
- Теперь прикрепите свои нарисованные листочки к веточкам этого дерева. (Дети прикрепляют свои рисунки цветными прищепками.)
- Полюбуйтесь, как красиво у вас получилось!
7. Мимические упражнения.
Дефектолог: - Ой, ребятки! Что это шумит? (слайд № 5)
Дети: - Это пошел дождь.
- Да, осенью часто идут дожди и после них образуются лужи. А в лужах видно отражение, как в зеркале. Попробуйте изобразить на своем лице Раннюю Осень.
(Дети изображают мимикой настроение Ранней Осени.)
Дефектолог: - Верно, у Ранней Осени веселое лицо, потому что она - радостная, щедрая, добрая, красивая.
- Изобразите теперь Позднюю Осень.
(Дети изображают мимикой настроение Поздней Осени.)
Дефектолог: - Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая.
- Покажите, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний день. А в дождливый, хмурый день?
(Дети изображают мимикой свое настроение.)
Дефектолог: - А какое у вас сейчас настроение?
- У всех хорошее, веселое настроение. Ах, как замечательно, ребята, что вы все улыбаетесь!
8. Вопросы по теме.
(Педагог демонстрирует гроздья рябины.)
Дефектолог: - Ребята, плоды какого дерева вы видите?
(Дети: - Это плоды рябины.)
Дефектолог: - А вы знаете, что, собирая ягоды рябины, люди на каждом дереве оставляют часть ягод. Как вы думаете, для чего?
(Дети: - Для птиц, чтобы в морозы они питались ягодами).
Дефектолог: - Если птицы остаются у нас зимовать, как они называются?
(Дети: - Зимующие.)
Дефектолог: - Каких зимующих птиц вы знаете?
(Ответы детей.)
9. Презентация со звуками зимующих птиц.
Дефектолог: - А вот так поют эти птицы. Каких птиц вы узнали по их голосам? (слайд № 6)
(Дети слушают голоса птиц, угадывают их обладателей.)
Дефектолог: - Правильно, ребята! Это чирикает нам воробей, тенькает синица, каркает ворона, воркует голубь.
10. Игра со словом «воробей».
Дефектолог: - А теперь попробуем образовать новые слова от названия зимующей птицы «воробей».
- Как назвать маленького воробья?
(Дети: - Воробьишка.)
Дефектолог: - А еще как?
(Дети: - Воробышек.)
Дефектолог: - А как вы назовете большого воробья?
(Дети: - Воробьище.)
Дефектолог: - Как можно назвать хвост воробья? Он чей?
(Дети: - Воробьиный.)
Дефектолог: - Молодцы! Отлично!
11. Упражнение «Хлопни, когда услышишь звук [в]».
Дефектолог: - А теперь скажите, с какого звука начинаются все образованные вами слова?
(Дети: - Со звука [в])
Дефектолог: - Давайте поиграем! Я буду произносить названия птиц, а вы будете хлопать, когда услышите звук [в] в названии птицы и топать, если звук [в] отсутствует.
Дефектолог: - Ворона – …
(Дети хлопают.)
Дефектолог: - Сова – …
(Дети хлопают.)
Дефектолог: - Снегирь – …
(Дети топают.)
(Далее дефектолог называет других птиц: дятел, воробей, голубь, сорока, синица.)
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
Дефектолог: - Молодцы, ребята! Вы постарались на славу! Наша прогулка с Осенью подошла к концу. Она благодарит вас за теплый прием и гостеприимство! (слайд №7 )
- Вспомните, о чем мы говорили сегодня? А что еще мы делали?
(Ответы детей.)
Дефектолог: - Молодцы! Теперь давайте попрощаемся!
Встали. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали
И сказали: «Молодец!». (Дети выполняют ритуал прощания.)
Дефектолог: - А я сегодня очень порадовалась, что вы все были внимательными друг к другу, заботливыми и дружными! До новых встреч!
Презентация "Прогулка с Осенью"
PPTX / 7.95 Мб
воробей
MP3 / 74.69 Кб
воробей1
MP3 / 867.93 Кб
голубь
MP3 / 336.94 Кб
дождь
MP3 / 6.3 Мб
ворона
MP3 / 382.5 Кб
синица
MP3 / 974.75 Кб