12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга44
Россия, Чебоксары
2

Конспект «Прогулка с Осенью»



Конспект непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

Тема «Прогулка с Осенью»

 

Программное содержание.

Задачи:

образовательные:

Обобщать представления об осенних изменениях в природе. Активизировать словарь по теме «Осень».

Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе).

Обучать образованию однокоренных слов.

Развивать языковой анализ и синтез, представления.

воспитательные:

Развивать коммуникативные навыки, содействовать позитивному отношению детей к сверстникам и взрослым.

Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение длительно сохранять внимание.

коррекционные:

Развивать мелкую, общую, речевую и мимическую моторику.

Развивать силу и длительность выдоха.

Развивать фонематическое восприятие, речевой слух, память.

Задачи:

Интеграция с образовательной областью «познавательное развитие» – расширение и уточнение знаний детей о сезонных изменениях в природе;

Интеграция с образовательной областью «социально-коммуникативное развитие» – мотивация и активизация познавательной деятельности детей;

Интеграция с образовательной областью «художественно-эстетическое развитие» - приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

Интеграция с образовательной областью «физическое развитие» – развитие общей, мелкой, речевой и мимической моторики.

Методы и приемы:

сюрпризный момент; художественное слово; включение мотивации;  вопросно - ответная беседа;  словесная оценка (поощрение); демонстрация; дидактические игры и упражнения; словесные указания; проблемные вопросы;  эмпатия; рефлексия.

Демонстрационный и раздаточный материал:

штриховка «Осенний букет»; модули листьев деревьев; цветные карандаши; резиночный конструктор по методике В. В. Воскобовича «Геоконт»; цветные прищепки; гроздья рябины; ноутбук; электронная презентация; аудиозаписи «Голоса птиц», «Шум дождя».

Предварительная работа:

- совместное чтение с детьми рассказов и сказок об осени;

- наблюдение за осенней природой во время прогулок;

- сбор опавших листьев на участке детского сада;

- рассматривание репродукций картин на осеннюю тематику.

Индивидуальная работа:

- раскрашивание изображений листьев цветными карандашами внутри контура

(Даша В., Настя Е.).

 

ХОД НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1. Организационный момент.

Дефектолог: - Ребята, здравствуйте! Поздоровайтесь друг с другом!

Хлоп - одной, хлоп - другой,

Хлоп - двумя! Занимаемся, друзья!

(Дети выполняют ритуал приветствия.)

Дефектолог: - Подарите свою добрую и красивую улыбку друг другу.

Пусть этот день подарит нам хорошее настроение!

II. Основная часть.

1. Беседа об осени.

Солнышко усталое, скупо греешь ты.

Желтые да алые кружатся листы.

В шелесте да в шорохе наш осенний сад.

На дорожках ворохи пестрые лежат.

Дефектолог: - Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

(Дети:- Осенью.)

Дефектолог: - Да, осенью. Сегодня она пришла к нам в гости. (слайд № 1)

Дефектолог: - Какие осенние месяцы вы знаете?

(Дети:- Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Дефектолог: - Скажите, какой сейчас месяц?

(Дети:- Октябрь.)

Дефектолог: - Октябрь - это начало, середина или конец осени?

(Дети:- Это середина осени.)

Дефектолог: - Какие признаки осени мы можем наблюдать в природе?

(Дети: - Листья желтеют, краснеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай овощей и фруктов.)

2. Игра «Какой лист?»

Дефектолог: - Как красива природа осенью! Какие яркие, разноцветные стоят деревья! Но листья с них потихоньку опадают. Попробуем назвать их! (слайд № 2)

Лист дуба – … какой? (Дети: - Дубовый)

Лист березы – … (Дети: - Березовый)

Лист рябины – … (Дети: - Рябиновый)

Лист тополя – … (Дети: - Тополиный)

Лист клена – … (Дети: - Кленовый)

Лист каштана – … (Дети: - Каштановый)

Дефектолог: - Молодцы, ребята! Я приглашаю вас на прогулку с Осенью.

3. Физкультминутка. (слайд № 3)

Дети с Осенью гуляли, за природой наблюдали. (Дети идут по кругу.)

Осень, осень наступила, листья осыпаются. (Поднять руки вверх, опустить и присесть.)

И в далекую дорогу птицы собираются. (Взмахи руками, бег.)

Дети с Осенью гуляли, за природой наблюдали. (Дети идут по кругу.)

Вверх на солнце посмотрели, и их лучики погрели. (Поднять голову вверх, погладить щеки.)

Вправо, влево посмотрели, на полянку все присели. (Повороты вправо-влево, присесть.)

Дефектолог: - Закроем глазки, сделаем глубокий вдох и на выдохе произнесем волшебное слово «Фу-у-ух!». Откроем глаза, - мы с вами оказались в осеннем лесу!

(Дети с педагогом выходят на полянку. На «земле» разбросаны модули листьев.)

- Как много опавших листьев вокруг! Что можно с ними сделать?

(Дети: - Собрать их, подарить кому-то.)

Дефектолог: - Я предлагаю вам собрать осенний букет и подарить его затем вашим мамам. Но сначала давайте разомнем наши пальчики!

4. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет» (слайд № 4)

Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимать и разжимать кулачки) .

Будем листья собирать.

Листья берёзы, (Загибать поочерёдно пальцы)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба

Мы соберём!

В вазу осенний (Сжимать и разжимать кулачки).

Букет отнесём.

5. Работа со штриховкой.

(Педагог раздает детям листы бумаги с контурами различных листьев деревьев. Дети садятся за рабочие столы.)

Дефектолог: - Контуры обведите простым карандашом, а листья - заштрихуйте сверху вниз цветными карандашами на ваш выбор.

(Дети выполняют задание педагога.

Настя Е., Даша В.- индивидуальная работа.)

Дефектолог: - С каких деревьев упали ваши листья?

(Дети отвечают индивидуально – с какого дерева упал их лист.)

6. Резиночный конструктор «Геоконт».

Дефектолог: - А теперь с помощью разноцветных резиночек попробуйте изобразить дерево с голыми ветками, каким оно бывает поздней осенью.

(Дети коллективно выполняют задание педагога на настенном пособии «Геоконт».)

- Теперь прикрепите свои нарисованные листочки к веточкам этого дерева. (Дети прикрепляют свои рисунки цветными прищепками.)

- Полюбуйтесь, как красиво у вас получилось!

7. Мимические упражнения.

Дефектолог:  - Ой, ребятки! Что это шумит? (слайд № 5)

Дети: - Это пошел дождь.

- Да, осенью часто идут дожди и после них образуются лужи. А в лужах видно отражение, как в зеркале. Попробуйте изобразить на своем лице Раннюю Осень.

(Дети изображают мимикой настроение Ранней Осени.)

Дефектолог: - Верно, у Ранней Осени веселое лицо, потому что она - радостная, щедрая, добрая, красивая.

- Изобразите теперь Позднюю Осень.

(Дети изображают мимикой настроение Поздней Осени.)

Дефектолог: - Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая.

- Покажите, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний день. А в дождливый, хмурый день?

(Дети изображают мимикой свое настроение.)

Дефектолог: - А какое у вас сейчас настроение?

- У всех хорошее, веселое настроение. Ах, как замечательно, ребята, что вы все улыбаетесь!

8. Вопросы по теме.

(Педагог демонстрирует гроздья рябины.)

Дефектолог: - Ребята, плоды какого дерева вы видите?

(Дети: - Это плоды рябины.)

Дефектолог: - А вы знаете, что, собирая ягоды рябины, люди на каждом дереве оставляют часть ягод. Как вы думаете, для чего?

(Дети: - Для птиц, чтобы в морозы они питались ягодами).

Дефектолог: - Если птицы остаются у нас зимовать, как они называются?

(Дети: - Зимующие.)

Дефектолог: - Каких зимующих птиц вы знаете?

(Ответы детей.)

9. Презентация со звуками зимующих птиц.

Дефектолог: - А вот так поют эти птицы. Каких птиц вы узнали по их голосам? (слайд № 6)

(Дети слушают голоса птиц, угадывают их обладателей.)

Дефектолог: - Правильно, ребята! Это чирикает нам воробей, тенькает синица, каркает ворона, воркует голубь.

10. Игра со словом «воробей».

Дефектолог: - А теперь попробуем образовать новые слова от названия зимующей птицы «воробей».

- Как назвать маленького воробья?

(Дети: -  Воробьишка.)

Дефектолог: - А еще как?

(Дети: - Воробышек.)

 Дефектолог: - А как вы назовете большого воробья?

(Дети: - Воробьище.)

 Дефектолог: - Как можно назвать хвост воробья? Он чей?

(Дети: - Воробьиный.)

 Дефектолог: - Молодцы! Отлично!

11. Упражнение «Хлопни, когда услышишь звук [в]».

 Дефектолог: - А теперь скажите, с какого звука начинаются все образованные вами слова?

(Дети: - Со звука [в])

 Дефектолог: - Давайте поиграем! Я буду произносить названия птиц, а вы будете хлопать, когда услышите звук [в] в названии птицы и топать, если звук [в] отсутствует.

 Дефектолог: - Ворона – …

(Дети хлопают.)

 Дефектолог: - Сова – …

(Дети хлопают.)

 Дефектолог: - Снегирь – …

(Дети топают.)

(Далее дефектолог называет других птиц: дятел, воробей, голубь, сорока, синица.)

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

 Дефектолог: - Молодцы, ребята! Вы постарались на славу! Наша прогулка с Осенью подошла к концу. Она благодарит вас за теплый прием и гостеприимство! (слайд №7 )

- Вспомните, о чем мы говорили сегодня? А что еще мы делали?

(Ответы детей.)

 Дефектолог: - Молодцы! Теперь давайте попрощаемся!

Встали. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.

Руку правую подали, руку левую пожали

И сказали: «Молодец!». (Дети выполняют ритуал прощания.)

Дефектолог: - А я сегодня очень порадовалась, что вы все были внимательными друг к другу, заботливыми и дружными! До новых встреч!


Презентация "Прогулка с Осенью"
PPTX / 7.95 Мб

воробей
MP3 / 74.69 Кб

воробей1
MP3 / 867.93 Кб

голубь
MP3 / 336.94 Кб

дождь
MP3 / 6.3 Мб

ворона
MP3 / 382.5 Кб

синица
MP3 / 974.75 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.