Цель: способствование осознанию школьниками ценности и сложности человеческого общения, сплочение детского коллектива.
Задачи:
Формирование представлений о вербальном и невербальном общении
Совершенствование коммуникативных навыков
Совершенствование навыков решения конфликтных ситуаций
Формирование мотивации построения позитивных взаимоотношений
Развитие мыслительных способностей
Обогащение опыта межличностного взаимодействия
Развитие рефлексии, эмпатии
Методы обучения: беседа, рассказ, упражнения, игра.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, аудиозапись, раздаточный материал.
Ход занятия
I Орг.момент Учащиеся поделены на две команды по количеству человек.
- Наше сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать со стихотворения «О ценности реального общения» Татьяны Сергеевны Гутовой.
Как много в жизни значит разговор,
Такой, чтобы простой и откровенный...
Понятный, без упрёков и без ссор!
Реальный! Не в сети! Обыкновенный!
Ведь за экраном телефона скрыты чувства!
Звонки не смогут передать нам взгляд!
И не всегда понятно, когда грустно
Или когда твой собеседник рад!
А нужно просто человека видеть!
Смотреть ему в глаза и понимать.
И если удалось его обидеть,
Успеть исправить всё и поддержать!
В тяжёлые моменты находиться рядом!
Дать правильный совет и вовремя обнять!
Всё это очень много для нас значит,
Чем просто сообщения отправлять!
Решить проблемы и суметь договориться!
Убрать все разногласия!
Завоевать доверие!
Увы, всего нам в интернете не добиться!
Поможет в этом лишь реальное общение!
- Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Правильно, это стихотворение о том, как сложно нам бывает понять друг друга, а особенно оторваться от телефонов для реального общения. Наше занятие называется «Пойми меня». Сегодня мы узнаем, какой многогранный, сложный, но очень интересный процесс общения.
Я предлагаю вам погрузиться в мир общения. Давайте закроем глаза и представим, что мы летим в далекую галактику, мимо далеких звезд и планет, летим, летим…Видим красивую зеленую планету. Внимание, объявляется посадка.Открываем глаза. Мы прибыли на планету Зелгард. На ней живут зеленые и красные человечки зелгардавцы, которые являются непримиримыми врагами, потому что не могут договориться и понять друг друга.
Вы должны спасти эту планету. Давайте представим, что мы эти человечки, команда красных и команда зеленых зелгардовцев. Вы образовали два племени. Сегодня, выполняя задания, вы научитесь общаться, дружить и понимать друг друга.
Придумайте название своего племени и выберете вожака.
(представление команд)
1 упражнение «Пожмите руки те…»:
Цель: сплочение группы, разогрев участников.
Педагог - психолог: для начала племенам нужно познакомиться. Знакомство мы проведем в необычной форме. Я буду говорить утверждение и что нужно будет сделать, а вы выполняйте. Итак,
Выйдете в круг и пожмите руки те, кто
Любит смотреть боевики.
Любит смотреть на звезды.
Любит слушать музыку.
Любит ходить в кино.
Выйдете в круг и похлопайте по плечу друг друга те, кто
Любит мыть посуду.
Любит спать до обеда.
Любит ходить в баню.
Любит лопать конфеты.
Выйдете в круг и попрыгайте на одной ножке те, кто
Любит бегать по утрам.
Любит чистить зубы.
Любит есть пиццу.
Любит есть ролы.
Выйдете в круг и станцуйте те, кто
Любит танцевать.
Любит играть в футбол.
Любит кататься на лыжах.
Выйдете в круг и обнимитесь те, кто
Любит печь пирожки.
Любит есть эти пирожки.
Любит собираться всей семьей за ужином.
Педагог – психолог: вот и познакомились, и узнали много интересного друг о друге!
2 упражнение «Невыдуманные истории»: а теперь прочитаем две совершенно разных истории и сравним их.
Начало первой истории.
Жил-был в кратере зелгардавец. Жил он там не один, а со своим племенем…Он был странным: любил летать один в своем звездолете по галактике, любовался звездами и кометами, был немного замкнутым, не всегда понимал шуток своих соплеменников, придумывал какие-то непонятные другим истории. Его считали чудаком. Он знал, как к нему относятся, но ничего не пытался изменить...
Начало второй истории.
Жил-был в кратере зелгардавец. Жил он там не один, а со своим племенем…Он слыл самым веселым и общительным. С ним было интересно, он все время что-нибудь придумывал: новые истории, новые песни. Зелгардовец знал, что его любят и ценят соплеменники...
o Как вы думаете, что чувствовал первый зелгардовец, когда его считали чудаком и не принимали?
o Это обидно?
o А второй тоже был не таким как все, но его принимали, как вы думаете, ему легче было жить, чем первому?
o А как на месте соплеменников надо было поступить с первым зелгардовцем?
o А были ли в вашей жизни ситуации, когда вас не принимали?
o Что вы чувствовали?
Какой сделаем вывод?
Ведущий: конечно, ребята, несмотря на характер человека, важно его принимать таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
3 упражнение «Пойми меня» (по 3 человека от племени)
Итак, перед племенами возникла сложная задача, им потребовалось соорудить огромный звездолет, но вот беда, говорят то они на разном языке, но все равно как-то должны понять друг друга.
Первое племя:
-Баля Баля маляля!
- Бамба Барамба!
- Биба! Боба! Барабоба!
Второе племя:
- люля кулюля!
- Ляля, люлю, кулю!
- Ой, люлю!
Психолог: вот и поговорили! А самое главное, что поняли друг друга. Ребята, тяжело было договориться? Посмотрите, несмотря на разный язык, вы смогли договориться и понять друг друга, вы подстроились под каждого. Так и в жизни, даже когда вы не понимаете своих друзей и как – будто говорите на разных языках, то вы должны не доводить дело до драки, а подстроиться, уступить в чем – то.
Итак, а мы продолжаем.
4 упражнение «Пойми без слов»
В четвертом задании мы посмотрим, как вы сможете изъясняться жестами.
Каждый участник племени выбирает себе пару из другого племени. Одному из пары я раздам карточку, вы должны будете жестом объяснить то, что написано на карточке. Второй участник должен угадать, что показывает партнер.
1.Снеговик 2.Вертолет. 3.Карлсон. 4. Юла 5. Холодильник 6.жираф
А теперь я усложню игру, тем, кто отгадывал, я раздам карточки, на которых написано общее понятие, вы объясняете вашему партнеру это понятие, не называя его. Он отгадывает, что это и говорит, как можно больше предметов, относящихся к загаданному слову.Например, то, что мы носим на теле. Это одежда: кофта, брюки, платье, пиджак, юбка и тд.
1.Мебель: диван, кресло, кровать, тумбочка2. Посуда: чашка, тарелка, ложка, вилка, половник, нож и тд.
3. Игрушки: мишка, кукла, машинка, лего, мяч и тд
4. Дикие животные: медведь, тигр, лев, олень и тд
5 Домашние животные: кошка, собака, корова, свинья и тд
6. Музыкальные инструменты: баян, пианино, скрипка, балалайка, гитара и тд.
Педагог - психолог: Отлично поработали!Племена, занимайте свои места. Что было сложно показывать, или отгадывать? Вот и мы часто не можем достучаться друг до друга, совершая ошибки в общении.
Давайте представим ситуацию, одно племя выйдет и инсценирует её, другое будет предлагать решение проблемы.
5 упражнение «Решение ситуаций»:
Итак, первая ситуация дала свое начало на уроке математики. Мальчику Лёше было скучновато, и он иногда, украдкой стал «залипать» в телефоне, учитель это увидела и ей стало обидно, что Леша не слушает её урок, она подошла и отобрала злосчастный телефон, на что теперь стало обидно Леше. Он устроил байкот учителю, не отвечал на её вопросы, раскидал по классу листочки, ручки, тетради.
Кто прав? Кто виноват? Что делать в данной ситуации?
Вторая ситуация началась с того, что Таня - одна девочка из класса, решила, что она самая красивая, самая умная, самая классная среди всех своих одноклассников. А они были ей очарованы, делали ей комплименты, ухаживали за ней, некоторые даже делали за нее дз! И в один прекрасный момент она решила, что ей стало скучно и начала подговаривать не общаться с Ирой, одноклассницей. Все ребята её поддержали, ведь Таня звезда, а Ира скромница, ничем не примечательная.
Кто прав? Кто виноват? Что делать?
Педагог – психолог:
Хорошо Зелгардавцы, вы справились! Своим примером вы показали жителям этой далекой планеты, как нужно находить контакт друг с другом!
А закрепить результат я предлагаю зажигательным, мировым танцем, ведь танец во все времена считался особым ритуалом, который всех объединяет.
Вставайте в круг, один выходит в центр, остальные повторяют за ним движения, музыка меняется и выходит следующий участник.
6 упражнение «Мировой танец»
Подведение итога: ну, что ребята, как вы думаете, помирили мы непримиримых зелгардовцев?
Они прислали нам послание, вам нужно вычеркнуть повторяющуюся букву и назвать слова, которые нужны для настоящей дружбы
ВДобВроВтаВАЧестАность
БВерБность
ВзаимоМвыМручМка
ВзаимоКпоКниКманиеК
Молодцы, вы угадали составляющие настоящей дружбы и взаимопонимания. За ваши старания зелгардовцы передали вам кубок дружбы! Ну а теперь пора возвращаться домой, на планету земля, давайте снова закроем глаза, сядем в наш звездолет и полетим по галактике мимо звезд и планет, мимо комет, мы летим, летим. Земля! Объявляю посадку корабля! Открываем глаза.
Рефлексия «Кубок»:
А теперь передавая друг другу кубок ответьте на вопросы
Что понравилось на занятии?
Что получилось?
Что было трудным?
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.
Педагог – психолог: мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
До новых встреч!
Начало первой истории.
Жил-был в кратере зелгардавец. Жил он там не один, а со своим племенем…Он был странным: любил летать один в своем звездолете по галактике, любовался звездами и кометами, был немного замкнутым, не всегда понимал шуток своих соплеменников, придумывал какие-то непонятные другим истории. Его считали чудаком. Он знал, как к нему относятся, но ничего не пытался изменить...
Начало второй истории.
Жил-был в кратере зелгардавец. Жил он там не один, а со своим племенем…Он слыл самым веселым и общительным. С ним было интересно, он все время что-нибудь придумывал: новые истории, новые песни. Зелгардовец знал, что его любят и ценят соплеменники...
-Баля Баля маляля!
- Бамба Барамба!
- Биба! Боба! Барабоба!
- люля кулюля!
- Ляля, люлю, кулю!
- Ой, люлю!
1.Снеговик
2.Вертолет.
3.Карлсон.
4. Юла
5. Холодильник
6.жираф
Мебель
Посуда
Игрушки
Дикие животные
Домашние животные
Музыкальные инструменты
АЧестАность
БВерБность
ВзаимоМвыМручМка
ВзаимоКпоКниКманиеК
УступЛчиЛвостьЛ