Конспект урока по математике по теме «Меры времени. Календарь» (3 класс)
Конспект разработки урока по теме:
«МЕРЫ ВРЕМЕНИ. КАЛЕНДАРЬ»
(Математика, 3 класс)
Г.В. Рындина
(Москва, ГБОУ СОШ школа №1159)
Цели урока:
1) - повторить известные сведения об измерении величин;
- уточнить понятие времени как величины;
- систематизировать и расширить знания детей об измерении величин, в т.ч. времени;
- познакомить с историей возникновения календаря;
2) - продолжить формировать вычислительные навыки.
Планируемые результаты:
Предметные. Познакомятся с календарём. Научатся: применять знания о единицах времени при выполнении практических заданий с опорой на календарь; решать текстовые задачи арифметическим способом.
Формирование УУД:
Познавательные: понимать базовые межпредметные и предметные понятия (величина).
Регулятивные: понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; использовать математические термины, символы и знаки.
Коммуникативные: уметь работать в группе; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь.
Личностные: проявлять мотивацию учебной деятельности и личностного смысла изучения математики.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска.
I. Организационный момент.
Детям предлагается загадка:
«Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день, и ночь
Стучим, стучим.»
(Часы)
- А для чего человеку нужны часы? (Для того, чтобы узнать который сейчас час, чтобы узнавать время.)
- А как надо относиться ко времени? (время нужно беречь.)
- Вот сегодня мы с вами и поговорим о времени.
«Оно не ждёт и не стоит,
Оно всегда вперёд бежит,
Все берегут его. Друзья,
Его вернуть, увы, нельзя!»
- Давайте пожелаем друг другу «не терять время» как в «Сказке о потерянном времени», и тогда у нас всё получится, как и на прошлых уроках!
II. Актуализация знаний.
1) Откройте ваши тетради и запишите сегодняшнее число и месяц. Что вы можете сказать об этом дне? (Обобщить ответы детей, акцентируя их внимание на временных понятиях - время года, месяц, день недели, время суток.)
2) На доске записаны числовые выражения:
2800:10:40 18 x 20 + 5
3900 : 100 : 13 (100-4): 8
( 30 + 63 ): 3 (72-48): 1
180 : 9 + 8 х 1 240: 40 х 10
Вычислите значения данных выражений и запишите в тетрадях только получившиеся ответы, учащиеся самостоятельно выполняют это задание, ответы проверяются и появляются на доске:
365 7
30 12
31 24
28 60
- Посмотрите внимательно не полученные числа. Где в жизни они встречаются? (7 дней в неделе; 30, 31, 28 дней в месяцах; 365 дней в году; 12 месяцев в году; 24 часа в сутках; 60 минут в часе; 60 секунд в минуте.)
3) На доске записано:
5 м
15 см2 25 кг
35 дм3 45 ч
- Какую закономерность вы видите в столбике чисел? (Числа увеличиваются на 10; в разряде единиц у них у всех стоит цифра 5; все числа именованные; все числа делятся на 5.)
4) - Найдите сумму наибольшего и наименьшего чисел.
(Это задание нельзя выполнить, так как разные величины нельзя складывать.)
5) - Назовите все величины и прикрепите таблички с
их названиями к соответствующим единицам измерения. (Задание выполняет один из учащихся, ему даются таблички со словами: МАССА ПЛОЩАДЬ ОБЪЁМ ВРЕМЯ ДЛИНА. Он прикрепляет их на доске соответствующим образом. После выполнения задания на доске получается запись:
5 м ДЛИНА
15 см2 ПЛОЩАДЬ
25 кг МАССА
35 дм3 ОБЪЁМ
45 ч ВРЕМЯ
- Попробуйте доказать, что время тоже является величиной.
- Какие единицы времени вам известны? (Год, день, час, минута, секунда...)
- Вспомните, пожалуйста, какой праздник все мы недавно отмечали? (Новый год.)
- А какой следующий праздник будут отмечать в нашей стране? (День защитников Отечества, 23 февраля.)
- Какой это будет день недели? (Этот вопрос должен вызвать затруднение)
III. Постановка учебной задачи.
- Что вам может помочь ответить на этот вопрос? (Календарь.)
- У каждого из вас на столе лежит конвертик. Откройте его и посмотрите, что там лежит. (Календарик!)
- Так в какой же день недели наша страна будет отмечать
День защитника отечества? (Дети без труда отвечают на этот вопрос)
- А кто знает, какие бывают календари? (Продемонстрировать различные виды календарей: настенный, отрывной, настольный, карманный и т.д.)
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(Календарь.)
Тема урока появляется на доске и записывается в тетради.
IV. Открытие нового знания.
- Какую цель мы сегодня поставим? (Узнать о календаре побольше.)
Далее учащиеся работают в группах с текстом учебника по
абзацам, затем заслушиваются краткие выступления
представителей of каждой рабочей группы.
V. Первичное закрепление.
Стр. 51 №1 - №> 4 с проговариванием.
В № 4 задать дополнительные вопросы:
- Сколько дней в _____ году? ____> г
- А сколько дней в этом (____) году?
- Как называют год, в котором 366 дней?
VI. Самостоятельная работа.
Каждый учащийся получает карточку с заданием:
V-................
IV-...............
VII-..............
X-............
IX-
III-
- Определите название месяца по порядковому номеру.
Самопроверка по образцу.
VII. Повторение.
№ 9 стр. 52.
VIII. Рефлексия урока.
- С каким затруднением вы сегодня встретились?
- Что помогло преодолеть это затруднение?
- Что нового вы узнали о календаре?
- В каких случаях мы используем календарь?
Домашнее задание:
Урок 18 №12.
- Подсчитайте по календарю сколько недель и дней осталось до вашего дня рождения.