12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кондратюк Надежда Николаевна1070
Россия, Ростовская обл., Донецк

Родительское собрание на тему:

на тему «Профилактика вредных привычек у школьников»

(для 5-9 классов)


 Цель: актуализация знаний об отрицательном влиянии вредных привычек на развитие детей.

Задачи: 

-пополнить знания родителей о причинах и признаках вредных привычек;

-определить пути помощи детям, подверженным вредным привычкам.

- информировать родителей о системе профилактики вредных привычек

Участники собрания: родители учащихся, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог.

Предварительная работа:

-проведение тестирования учащихся;

-подготовка презентации с видеорядом;

-подготовка карточек с проблемными ситуациями;

Оформление и оборудование:

-Компьютер, проектор, надпись на доске «Береги здоровье смолоду…»

 -Презентация с видеорядом.

Ход собрания

1.Организационная часть собрания

1.1. Приветствие и регистрация родителей

2. Основная часть собрания:

2.1. Вступительное слово классного руководителя:

-Уважаемые родители. Мы собрались сегодня поговорить о важной и актуальной проблеме. Предлагаю Вам самостоятельно назвать тему нашего собрания сегодня после просмотра видеоряда. Посмотрите на слайды и сформулируйте тему нашего собрания.

Видеоряд на слайдах презентации:

t1605442731aa.gif

t1605442731ab.gif


t1605442731ac.jpg



t1605442731ad.jpg

t1605442731ae.jpg


t1605442731af.jpg

t1605442731ag.jpg

Родители сформулировали тему.

-Правильно, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Многие из Вас, вероятно, согласятся со мной в том, что это серьезная проблема нашего общества и зачастую родители не знают как себя вести, если подобная проблема постигла их семью и своим незнанием еще больше усугубляют ситуацию. Ведь многие не верят, что их дети могут попасть в «плохую» компанию и эта беда обойдет семью стороной. Я не говорю, что каждая семья обязательно столкнется с этой проблемой. Но ведь «кто осведомлен, тот вооружен».

Будучи уверенными в том, что ваши дети « ничего не знают» об алкоголе и табаке, вы не считаете нужным специально объяснять, чем опасно знакомство  с этими веществами. Между тем установлено, что уже к 7-9 годам мальчики и девочки обнаруживают определённую осведомлённость в отношении одурманивающих веществ. Есть дети, уже в 6-7 лет попробовавшие  вино за праздничным столом или вместе с приятелями тайком покуривали на улице. Чем раньше ребёнок знакомится с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет пристрастие к алкоголю, курению.

-Предлагаю Вам пройти тест «Насколько хорошо я знаю своего ребенка». Закончите предложения:



Eму нравится (что делать)…

 

Eго любимое блюдо…

 

Его лучший друг…

 

Ему нравится его лучший друг, потому что…

 

Он боится, когда…

 

Его любимое место…

 

Его любимая игрушка…

 

Он испытывает гордость, когда…

 

Когда он вырастет, он хочет…

 

Ему тяжело (что делать)…

 

Ему так хочется, чтобы он мог…

 

Он счастлив, когда…

 

Он чувствует себя значимым, когда…

 

У него хорошо получается (у него способности к)…

 

Самый важный человек в мире это…

 

- Спасибо за Ваши ответы. Но я хочу сказать, что подобный тест я проводила с Вашими детьми на классном часе. Думаю, Вам будет интересно, совпадают ли Ваши ответы с ответами Вашего ребенка.

Классный руководитель раздает ответы детей их родителям и дает им возможность сравнить их. После непродолжительной паузы спрашивает родителей о совпадениях/ несовпадениях.

2.2. Выступление социального педагога на тему «Профилактика вредных привычек в подростковой среде»  

Подростки — уже взрослые, но еще дети. Эта группа  молодых людей часто считается здоровой, но, тем не менее, многие подростки преждевременно умирают в результате несчастных случаев, самоубийств, насилия, осложнений, связанных с беременностью, или других болезней, которые можно либо предотвратить, либо лечить.

            Кроме того, в подростковом возрасте закладываются причины многих серьезных болезней, развивающихся в зрелом возрасте. Так, например, потребление табака, алкоголя, наркотиков,  ПАВ, инфекции, передаваемые половым путем, включая ВИЧ, плохое питание и недостаточная физическая активность приводят к болезням и преждевременной смерти позднее в жизни.

            Вредные привычки разрушают не только физическое здоровье подростка, но и его личностную структуру, выражающееся в психическом нездоровье. Работоспособность человека, подверженного вредным привычкам, низкая, продолжительность жизни сокращается в разы. Кроме того, приверженность к наркотикам, никотину, алкоголю не может не повлиять и на здоровье следующего поколения, а в некоторых случаях продолжение рода у таких людей становится невозможным.

            Наиболее актуальным вопросом в наше время стала профилактика вредных привычек у подростков, как у самой чувствительной и легковнушаемой части населения.

            Выполнить такую профилактику порой бывает очень трудно, так как навязывать свое мнение неприемлемо, но помогать сделать выбор, тем не менее, необходимо.

            Вредные привычки — злейший враг здоровья человека, которые приобретают ещё в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьёзно вредя здоровью. Если всерьёз решили начать вести здоровый образ жизни, первое, что Вам следует сделать, это отказаться от них. Им не место рядом с вами.

Социально-педагогические предпосылки приобщения к вредным привычкам

Отсутствие внутренней дисциплины и чувства ответственности. Из-за этого молодые люди часто вступают в конфликт с теми, от кого они находятся в определенной зависимости. Но при этом они имеют достаточно высокие запросы, хотя сами не в состоянии их удовлетворить, потому что не обладают для этого ни соответствующей подготовкой, ни социальными, ни материальными возможностями. В этом случае вредные привычка становятся своеобразным бунтарством, протестом против исповедуемых взрослыми или обществом ценностей.

Отсутствие мотивации, четко определенной жизненной цели. Поэтому такие люди живут сегодняшним днем, сиюминутными удовольствиями и не заботятся о своем будущем, не задумываются о последствиях своего нездорового поведения.

Ощущение неудовлетворенности, несчастья, тревога и скука. Эта причина особенно сказывается у людей неуверенных, с низкой самооценкой, которым жизнь кажется беспросветной, а окружающие их не понимают.

Трудности общения, свойственные людям, которые не имеют прочных дружеских связей, трудно вступают в тесные отношения с родителями, учителями, окружающими, не легко подпадают под дурное влияние. Поэтому если среди ровесников есть употребляющие вредные вещества, они легче поддаются их нажиму («попробуй, и не обращай внимания на то, что это плохо»). Почувствовав под влиянием этих веществ раскрепощенность и легкость, они пытаются расширить круг знакомств и повысить свою популярность.

Экспериментирование. Когда человек слышит от окружающих о приятных ощущениях от употребление вредных веществ, он, хотя и знает об их пагубных влияниях на организм, хочет сам испытать эти ощущения. К счастью, большинство экспериментирующих этим этапом знакомства с вредными веществами и ограничивается. Но если человеку свойственны и еще какие-либо из указанных провоцирующих причин, то этот этап становится первым шагом к формированию вредных привычек.

Желание уйти от проблем, видимо, основная причина употребления вредных веществ подростками. Дело в том, что все вредные вещества вызывают торможение в ЦНС, в результате которого человек «отключается» и как бы уходит от имеющихся у него проблем. Но это не выход из создавшегося положения — проблемы не разрешаются, а усугубляются, а время уходит.

Необходимо еще раз отметить особую опасность действия вредных веществ на подростков. Это связано не только с происходящими у них процессами роста и развития, а прежде всего с очень высоким содержанием в их организме половых гормонов. Как раз взаимодействие этих гормонов с вредными веществами и делает подростка чрезвычайно чувствительным к их действию. Например, взрослому, чтобы пройти путь от начинающего пить алкоголь до алкоголика, требуется от двух до пяти лет, а подростку — всего лишь от трех до шести месяцев! Конечно же, для 14-15-летнего школьника, который готовится вступить в юношеский возраст, такое следствие употребления вредных веществ особенно опасно.

Все сказанное делает понятным важнейшее значение работы по профилактике вредных привычек у детей и подростков. Она оказывается эффективной при соблюдении следующих условий:

следует воспитывать и формировать здоровые жизненные потребности, создавать социально значимые мотивации поведения;

детям и родителям следует предоставлять объективную информацию о вредных привычках, их воздействии на человека и последствиях применения;

соответствующее информирование необходимо осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

понимание детьми сущности вредных привычек должно идти параллельно с формированием устойчиво негативного личностного отношения к психоактивным веществам и навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми, умения справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;

учащиеся должны приобрести опыт решения своих проблем без помощи психоактивных веществ, научиться бороться с этими увлечениями близких и друзей;

прививать учащимся навыки здорового образа жизни, влиять на уровень притязаний и самооценку детей;

в борьбе с вредными привычками ребенок, родители, педагоги должны быть едины: надо помочь ребенку отказаться (или захотеть отказаться) от вредных привычках самому.

 

2.3. Выступление педагога-психолога на тему «Рекомендации родителям по профилактике

вредных привычек у подростков»

Как бы мы ни ограждали ребёнка, но однажды это может случиться. К вашему ребёнку подойдут - и предложат попробовать сигарету, алкогольные напитки или наркотик. Аргументация может быть различной: это безвредно, но от этого «ловишь кайф», «у нас в компании все употребляют это», «попробуй - и все проблемы снимет как рукой» или «докажи, что ты взрослый». К такой встрече ребёнка надо готовить заранее. Воспользуйтесь несколькими простыми рекомендациями, которые многократно использовались педагогами и родителями и доказали свою эффективность.

1. Разговаривайте с ребёнком о наркотиках, курении и алкоголе.

Эксперты утверждают. Что разговор о наркотиках - первая ступень помощи детям. Помните, что нет возраста, когда ребёнок не нуждался бы в объективной информации о наркотиках и объективных последствиях злоупотребления ими. Задача таких бесед не только в доведении до ребёнка информации о наркотической опасности, но и в установлении доверия, открытости по вопросам о наркотиках.

2. Учитесь слушать.

Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь вместе с ним найти выход из проблемы. Никогда не используйте информацию, полученную от ребёнка, во вред ему.

 3.Давайте советы, но не давите советами.

Подумайте о своём примере. Трудно поверить, что кто-то поверит советам родителям, которые сами злоупотребляет курением, алкогольными напитками или наркотиками. Не забудьте, что даже невинные пороки требуют объяснения ребёнку.

4.Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации.

Пожалуй, это самое важное и трудное.

5. Подростки, принимающие участие в семейных ужинах, менее склонны к вредным привычкам

Подростки, которые ужинают в кругу семьи менее двух раз в неделю, более склонны к вредным привычкам. Такую взаимосвязь установили ученые из Национального центра по борьбе с зависимостью и злоупотреблением алкоголем и наркотиками при Колумбийском университете. В ходе исследования, выяснилось, что вероятность употребления наркотиков подростками, не принимающими участия в семейных ужинах, возрастает как минимум в два раза. Кроме того, половина подростков, которые ужинают дома лишь один или два раза в неделю, склонны к употреблению алкогольных напитков.

Семейные ужины очень важны для ребят и девушек, они очень полезны для установления контакта и взаимопонимания между родителями и детьми.

6. Высыпайтесь.

Длительный недосып или постоянные помехи во время сна повышают риск появления у подростков вредных привычек. Ночной сон продолжительностью менее восьми часов, частые кошмары, трудности с засыпанием обычно встречаются у подростков, которые пристрастились к алкоголю. Привычка курить также распространена среди подростков, которые спят менее восьми часов в день, ложатся за полночь, страдают от прерывания сна кошмарами. Им сложно заснуть, и перед сном они привыкли принимать лекарство. Количество сна, которое получает человек, влияет на его физическое здоровье, эмоциональное состояние, умственные способности, продуктивность. Последние исследования показали, что недостаток сна связан с серьезными проблемами, такими как повышенный риск развития депрессии, накопление лишнего веса, сердечно-сосудистые заболевания и диабет.

Что делать, если возникли подозрения употребления наркотиков и психоактивных веществ, Вашим ребенком:

1. Не отрицайте проблемы

Часто возникает мысль: «Это просто не может произойти с моим ребенком. Мы о нем хорошо заботились и учили его совсем другому». Подросток пробует наркотики не потому, что он «плохо воспитан». Им руководит стремление познать окружающий мир и не хватает жизненного опыта, чтобы понять огромную опасность некоторых из своих «экспериментов». Иногда ребенок не может противостоять давлению группы сверстников.

Знайте, что 30% подростков, злоупотребляющих наркотическими и токсическими веществами, происходят из семей с высоким интеллектуальным и культурным уровнем.

2. Не поддавайтесь панике

Если ваш ребенок использовал наркотик, это еще не значит, что он болен. Зависимость от наркотических веществ формируется достаточно быстро, но все же на ее развитие требуется время. Возможно, вы столкнулись с однократной попыткой, и подросток уже сам принял решение больше ее не повторять. Однако не стоит «испытывать судьбу». Вам необходимо как можно быстрее выяснить, что происходит.

3. Поговорите с ребенком

Вы можете переживать сильные отрицательные эмоции. Не начинайте разговор, пока не справитесь с ними. Угрозы и упреки заставят ребенка закрыться. Вам же, для оказания ему помощи, необходимо сохранение доверия. При проведении беседы используйте рекомендации, которым посвящена большая часть настоящего пособия. Вспомните себя в юношеском возрасте, чтобы лучше понять состояние подростка. Говорите о своих чувствах к ребенку - любви, желании уберечь его от опасности и поддержать, заставляющие вас сейчас действовать именно так. Постарайтесь выяснить, какие проблемы кроются за употреблением наркотиков (неуверенность в себе, неудачи в школе), и найти иные способы их решения.

4. Будьте позитивным образцом для подражания

Не забывайте, что живущий рядом с вами подросток прекрасно видит, как вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.

5. Обратитесь к специалисту

Подумайте, стали бы вы лечить смертельно опасную инфекцию самостоятельно? Скорее всего, нет. Вы бы обратились за помощью к специалисту. Поступайте так же, когда речь идет о наркотиках. Возможно, вам будет легче начать с анонимных консультаций у психолога и нарколога. Если установлено наличие болезни - приступайте к лечению немедленно. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы должны защищать ребенка не от больницы, а от наркотика. Помните, что для выздоровления необходимо искреннее желание подростка освободиться от зависимости. Любовь и поддержка близких помогут ребенку его обрести и сохранить в период нелегкой борьбы с болезнью.

- Предлагаю Вам поработать над несколькими ситуациями. На некоторых партах есть лист бумаги, на котором записана ситуация. Прочитайте её и скажите, как бы Вы поступили в данной ситуации. Остальным родителям рекомендую также высказать свое мнение.

 Родители зачитывают ситуации по очереди и обсуждают пути выхода из нее. Таким образом, организовывается дискуссия.

Ситуация 1 . Вы приходите домой неожиданно для дочери, и застаете ее судорожно курящей возле открытого окна. Увидев вас, она не прекращает курение, а с вызовом говорит вам, что таким образом расслабляется после нервного учебного дня.

Ситуация 2. Поведение ребенка изменилось в худшую сторону, снизилась успеваемость, и за несколько месяцев он из отличника превратился в двоечника. Объяснить причины этому он отказывается и не признает проблемы.

Ситуация 3. Случайно Вы услышали телефонный разговор своего ребенка с его другом. В ходе этого разговора, он дает советы, как лучше расслабиться как уже опытный человек в этом вопросе. Ваши действия?

Ситуация 4. С недавнего времени Вы стали замечать, что из шкатулки с деньгами, которые Вы откладывали на летний отпуск стали пропадать деньги.

Ситуация 5. От одежды Вашей дочери пахнет табаком. В разговоре с Вами, она не отрицает, что курит. Оправдывается тем, что Вы тоже курите и ничего страшного от этого не происходит с Вами.

3. Заключительная часть собрания:

Классный руководитель: Уважаемые родители. Наше собрание подходит к концу, и я уверена, что время, проведенное вместе сегодня не прошло зря. Думаю, что каждый из Вас вынес что-то полезное для себя. Хочу напомнить, что Вы - авторитет для своих детей, а они- Ваше зеркальное отражение. Будьте положительным примером для своих детей, не забывайте о рекомендациях педагога-психолога в воспитании детей.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.