Конспект родительского собрания в «Малышкиной школе»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38»
г. Саранск, республика Мордовия
Конспект родительского собрания в «Малышкиной школе»
Добрый день, уважаемые родители!
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.
Хочу представиться! Меня зовут Ивченкова Мария Владимировна, я являюсь педагогом-психологом МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №38». Мне предоставляется возможность в этом учебном году набрать группу дошкольников для занятий в сенсорной комнате. Расскажу немного о том, чем мы с ребятами будем заниматься на наших занятиях, об основных проблемах, возникающих в старшем дошкольном возрасте, а также приведу ряд рекомендаций по подготовке к школьному обучению.
Ваш ребёнок менее, чем через год станет первоклассником, а это значит, что вы стали задумываться, как сделать так, чтобы в школе ему было интересно учиться, чтобы любознательность не знала границ, а учителя замечали в нём прилежного ученика и ставили только положительные оценки.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития, когда закладываются основы личности, формируются воля и произвольное поведение, активно развиваются воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре. Именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, сознание ребёнка.
Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
Очень важно сформировать положительную мотивацию ребёнка к обучению в школе, заинтересовать в том, что он будет приобретать знания. Школа — это новая ступень познания мира, самоутверждения себя в коллективе. А это значит, что ребёнок должен быть готов к трудностям, которые могут встать у него на пути. Придётся рано вставать, собирать портфель, в школе понадобится умение ориентироваться в малознакомой обстановке. Но если мы подготовим его заранее, то он избежит ряда трудностей, а значит, будет более спокоен и собран.
Занятия с психологом помогут будущим первоклассникам легче адаптироваться к учебным условиям, так как, прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться.
На развивающих занятиях мы будем:
- Расширять знания об окружающем мире;
- развивать произвольное внимание и память;
- развивать мелкую моторику;
- формировать мыслительные навыки (анализ, синтез, обобщение, умозаключение);
- воспитывать доброжелательное и уважительное отношения друг к другу и к учителю;
- сохранять и укреплять психофизическое и эмоциональное здоровье детей с помощью мультисенсорной среды;
- развивать способность контролировать свои эмоции;
- развивать волевой контроль поведения;
- воспитывать культуру общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям;
- развивать познавательную активность, познавательные интересы, интеллектуальные способности детей;
- развивать стремление к школьному обучению, интерес к школе, новой социальной позиции школьника;
- развивать детскую самостоятельность и инициативу, воспитывать чувство собственного достоинства, самоуважение, стремление к активной деятельности и творчеству.
Вкратце расскажу, для чего все это нужно. В старшем дошкольном возрасте важной частью подготовки к школе, в частности, к письму должна быть работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Развить тонкую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры, которые и предлагают занятия в сенсорной комнате. Также детям будут предложены задания на дорисовывание, когда психолог предъявляет половину рисунка, а ребёнок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения, штриховки, пальчиковая гимнастика.
Что касается эмоционально-волевой готовности, то здесь стоит важная задача перед родителями и педагогами – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д. В этом ему поможет написание графических диктантов.
Вот некоторые варианты организации занятий:
- чтение сюжетных сказок (сказкотерапия);
- собирание мозаики;
- собирание конструктора;
- занятия с элементами фольклора;
- развивающие игры;
- элементы сюжетно-дидактических игр;
- показ мультфильмов.
- театральные сценки с использованием литературных персонажей и т.д.;
- лепка из пластилина;
- рисование (арт-терапия).
Чтобы обозначить важность развивающих занятий в сенсорной комнате, хочу представить прошлогодние результаты диагностики будущих первоклассников, большая часть которых уже ходят в первый класс нашей школы.
В том году была проведена диагностика 118 будущих первоклассников. Диагностика уровня кругозора показала, что большинство, т. е. 67 опрошенных детей, что соответствует 57%, имеют хороший (выше среднего) уровень кругозора, 30 детей, т.е. 25% имеют высокий уровень кругозора, 19 детей, т.е. 16% опрошенных имеют средний уровень кругозора, и только лишь 2 ребёнка - 2% имеют сниженный уровень кругозора. Я думаю, что это неплохие показатели.
Основные трудности возникали с определением времени суток, лишь 15 из 118 детей, что составляет 13% с первого раза чётко смогли ответить, реже встречаются ошибки, связанные с временами года и знанием страны и города, домашнего адреса, редко не могли назвать отчество свое и родителей, у некоторых детей ошибки связаны с невнимательностью в процессе построения сюжета по картинкам, т.е. дети не замечали какую-то мелкую, но важную деталь, путали местами картинки и т. п.
Предлагаю вам ознакомиться с полученными результатами по такому параметру как «мотивация к обучению», т. е. желание ребёнка учиться в школе.
Мотивация | Количество человек | % |
Учебная мотивация | 54 | 46 |
Игровая мотивация / мотивация общения со сверстниками | 27 | 23 |
Равная степень выраженности учебной и игровой мотивации | 27 | 23 |
Невысокая мотивация (безинициативность) | 10 | 8 |
И в связи с этим, давайте рассмотрим: какие же основные причины могут влиять на отсутствие желания учиться?
- Во – первых, ребенок не умеет выполнять определенные задания без помощи взрослых.
- Во – вторых, ребёнку трудно выполнять требования взрослых и учебного процесса в целом.
- В - третьих, Ребёнок не понимает, что для достижения целей нужно прикладывать усилия.
- В – четвёртых, Ребёнок трудно адаптируется к новой обстановке.
- Пятое: Родители предъявляют завышенные требования по отношению к деятельности своего ребёнка.
В связи с этим, я бы хотела привести ряд важных рекомендаций по формированию мотивации к обучению.
- Не давайте задания в приказной форме, а показывайте ребёнку алгоритм их выполнения.
- Вырабатывайте у ребенка положительный настрой по отношению к школе.
- Поддерживайте веру в его собственные силы.
- Хвалите ребёнка за любые достижения, даже самые незначительные.
- Дайте понять ребенку, что он всегда может положиться на вас, в случае неудачи.
- Не требуйте от него отличных оценок по тем предметам, которые тяжело даются.
- Лучше сосредоточьте усилия на развитии того, что интересно ребенку и к чему у него есть способности.
Немаловажным фактором является ведущая рука ребёнка, т.е. та, которой он пишет, рисует, берёт столовые приборы и т.д. По моим наблюдениям, из 118 опрошенных будущих первоклассников того года лишь 10 детей, т.е. 8,5% являются левшами. Примечательно, что есть дети с амбидекстрией – равной степенью владения левой и правой рукой, т.е. либо ребёнок ещё не определился, какой рукой ему удобнее писать, либо его пытаются переучить писать другой рукой, чаще с левой на правую, либо (редко встречается), у него это врожденное свойство. Таких детей среди опрошенных условно трое – 2,5%. Все это не является каким-то отклонением, но всё-таки из-за некоторых особенностей таких детей может появляться больше трудностей в адаптации к школе.
Как же помочь будущему школьнику с непривычным для большинства людей предпочтением ведущей руки?
- Не стоит переучивать ребёнка писать правой рукой.
- Не преподносите леворукость, как недостаток.
Нужно учитывать, что в ряде случаев может наблюдаться небольшое отставание в школе:
- Во-первых, из-за особенностей зрительно-двигательной координации;
- Во-вторых, окружающая действительность подстроена больше под «праворуких», и левшам тяжелее к этому приспособиться.
Необходимо дома ребенку создать условия, чтобы ему было удобно играть и готовить уроки. Свет от окна должен падать с правой стороны, все предметы находиться в положении зеркального отражения стола правши.
Немаловажным фактором психологической готовности является определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя.
Это сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованным самим человеком намерением.
В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:
- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
- не умеет работать по правилу;
- не умеет работать по образцу;
- нарушает дисциплину.
Проведенное мною исследование, а также по анализ характеристик, предоставленных кураторами групп, показали, что развитие произвольного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы ребенка. Я условно разделила поведение детей на 4 группы и сейчас предлагаю ознакомиться с результатами:
Характер и поведение | Количество человек | % |
Спокойные, малоинициативные, но усидчивые на уроках, в общении замкнутые, малообщительные, малоинициативные, преобладает нейтральное или грустное настроение | 38 | 32 |
Спокойные, усидчивые на уроках, в большинстве своем активные на переменах, общительные и дружелюбные, преобладает позитивное настроение | 52 | 44 |
Веселые, озорные, местами малоусидчивые, но на замечания реагируют, включаются в работу, настроение, как правило, хорошее | 24 | 20 |
Гиперактивные, неуравновешенные, на замечания не реагируют, проявляют агрессию к сверстникам, настроение меняется часто, в зависимости от внешних обстоятельств | 4 | 4 |
От чего же часто зависит поведение Вашего ребёнка? Почему он то слишком капризный, то слишком рассеянный, а иногда спокойный или печальный? Всё это – темперамент! Вот такие результаты получились в результате диагностики Ваших детей:
Темперамент | Количество человек | % |
Меланхолик | 3 | 2,5 |
Меланхолик/флегматик | 5 | 4 |
Флегматик | 26 | 22 |
Флегматик/сангвиник | 24 | 20 |
Сангвиник | 48 | 41 |
Сангвиник/холерик | 5 | 4 |
Холерик | 4 | 4 |
Смешанный тип (нет ярко выраженного типа темперамента) | 3 | 2,5 |
Кто же такой Сангвиник? По натуре это активный, жизнерадостный ребёнок с большим запасом энергии. Обычно бывает лидером в коллективе сверстников.
Как воспитывать сангвиника?
Стремиться выработать у него устойчивые интересы, а также учить упорству, терпению, умению доводить начатое до конца.
Флегматики – спокойные, терпеливые, медлительные дети, способные упорно добиваться цели.
Нужно ускорять темпы их деятельности с помощью применения быстрых игр и заданий.
Ребёнок – холерик – задиристый, озорной, яркий и активный. Часто конфликтует со своими сверстниками и взрослыми.
Что же делать с таким непростым темпераментом? Нужно перевести избыточную энергию в полезное русло: водить в спортивные кружки, секции. Воспитывать такие качества, как вежливость. ответственность.
Дети – меланхолики – на редкость чувствительные дети, очень ранимые, но способные глубоко чувствовать переживания окружающих людей.
Поэтому нужно быть с такими ребятами ласковее, нежнее. Поддерживать, внушать ребёнку уверенность в себе.
Смешанный тип темперамента считается наиболее благоприятным, поскольку сочетает в себе все типы темперамента. Для каждой ситуации ребёнок с таким типом темперамента выбирает разные стратегии поведения.
Подводя итоги по всем вышеуказанным параметрам, были сделаны общие выводы о готовности к школьному обучению опрошенных детей.
Уровень готовности к школьному обучению (в целом) | Количество детей | % |
Высокий по всем параметрам | 19 | 16 |
Высокий по интеллектуальной, средний или сниженный по мотивационной или эмоционально-волевой готовности | 9 | 8 |
Хороший (выше среднего) по всем параметрам | 51 | 43 |
Хороший по интеллектуальной, средний или сниженный по мотивационной или эмоционально-волевой готовности | 10 | 8,5 |
Средний по всем параметрам | 22 | 18,5 |
Высокий по мотивационной готовности, средний или сниженный по интеллектуальной | 5 | 4 |
Сниженный (ниже среднего) по всем параметрам | 2 | 2 |
Низкий по всем параметрам | 0 | 0 |
Итак, какие же основные требования предъявляются к подготовке будущего первоклассника?
Первое: Ребенок должен понимать окружающий его мир:
- Знать время суток и времена года, основные явления;
- Соблюдать основные правила поведения – здороваться при встрече и говорить «до свидания», когда уходит;
- Понимать, что такое живая и неживая природа и т. д.
Второе: Ребёнок должен знать:
- Как его зовут (ФИО);
- Как зовут его друзей;
- Какого он пола;
- Как зовут всех членов его семьи, ближайших родственников;
- Где он живёт: страну, город, адрес.
Также Ребёнок должен уметь:
- ориентироваться в пространстве;
- знать команды право / лево, верх / низ, далеко / близко и т.д.
- Речь у будущего первоклассника должна быть осмысленной, связной и с законченной мыслью.
- Ребенок должен уметь пересказывать увиденное.
Еще Ребенок должен уметь:
- считать (достаточно знать цифры хотя бы до десяти);
- узнавать буквы (знать половину алфавита – неплохой показатель).
Дошкольнику важно:
- знать основные цвета и называть их,
- отличать времена года, месяцы и дни недели.
Дошкольник должен уметь:
- строить логический рассказ по сюжету
- проводить аналогии между предметами и явлениями.
А теперь немного информации о сенсорной комнате, в которой будут проходить наши занятия.
Понятие "сенсорная комната" было введено выдающимся итальянским педагогом-психологом Марией Монтессори. Главные задачи сенсорной комнаты - релаксация, снятие напряжения и избавление от стресса. В нашем образовательном учреждении сенсорная комната функционирует сравнительно недавно - с июня 2015. Но уже сегодня можно отметить большой потенциал данного метода коррекционно-развивающей работы.
Сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различными стимуляторами органов зрения, слуха, обоняния и осязания.
Сенсорная комната для дошкольника – это идеальная обстановка, в которой ребенок не только расслабляется, но и развивается, получает новые представления о мире, заряжается энергией для активной деятельности.
В оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов - цветовые, объемные и шероховатые поверхности, мягкие и световые модули.
Внимание обучающихся привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует их познавательную деятельность и мотивацию, а также эмоциональное и речевое общение, мелкую и общую моторику и двигательные навыки.
В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковые колонны, ароматерапия), ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие. Особое место в программе занимают игры и упражнения, направленные на обучение приемам саморегуляции и самоконтроля, развитие эмоционально волевой сферы, произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости, развитие координации, в том числе зрительно-моторной, а также памяти, мышления, воображения и различных видов восприятия (зрительного, тактильного, слухового).
Особенно они необходимы детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Ощущение безопасности и принятия способствуют созданию положительного эмоционального фона и повышают мотивацию детей.
В атмосфере медленно плывущего света, лежа на матах или на мягких пуфиках, ребенок словно попадает в сказку. В сенсорной комнате создается ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и специалистом.
Самым важным и уникальным является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.
Оборудование сенсорной комнаты
- Напольный массажный комплект (массажные кочки)
- Тактильные диски
- Сенсорный уголок «Зеркальный обман» пузырьковые колонны
- Световой шар
- Проектор «Звёздное небо»
- Многогранная тактильно- развивающая поверхность «Куб»
- Подвесной модуль «Тучка»
- Ароматизатор: установка для аромотерапии с набором масел
- Световая панель «Звёздное небо»
Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих эффектов:
- улучшение настроения;
- появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир;
- получение положительных эмоций;
- нормализация сна;
- снижение тревожности и беспокойства;
- уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;
- отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;
- ускорение процессов мозговой активности;
- стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.
Рекомендуемые для занятий книги:
1. М. Султанова «Полезные задания».
2. И. Бушмелёва «Развитие речи».
3. М. Султанова «Развитие внимания и памяти».
4. А. Е. Пушков «Развиваем моторику обеих рук».
5. О. Н. Земцова «Тесты. Первые шаги».
Материалы, которые понадобятся для занятий:
- Альбом А4;
- Пластилин;
- Акварельные краски;
- Цветная бумага;
- Цветной картон;
- Клей ПВА;
- Ножницы;
- Кисточки;
- Цветные карандаши
- Тетрадь в клетку.
С нетерпением ждем Вас и Ваших деток на наших занятиях! Спасибо за внимание
/data/files/b1571257769.pptx (Презентация к родительскому собранию)
/data/files/b1571257769.pptx (Презентация к родительскому собранию)!