КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ «ИГРА – ПУТИШЕСТВИЕ К БАБУШКЕ МАЛАНЬЕ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2 - 3 ЛЕТ
МБДОУ «Детский сад №16» г. Рязань
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ «ИГРА – ПУТИШЕСТВИЕ К БАБУШКЕ МАЛАНЬЕ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2 - 3 ЛЕТ
Составил:
учитель - логопед Андреева Екатерина Алексеевна
Подготовительный этап:
1.Анкетирование родителей “ Анкета для определения затруднений родителей, в вопросах воспитания и развития детей”
2.Анализ педагогической диагностики по речевому развитию детей раннего возраста.
3.Изучение. подбор литературы по данной теме.
4.Форма проведения - ролевая игра путешествие.
5.Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
6. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка раннего возраста; познакомить с методами и приёмами развития речи; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
7. Участники: родители, учитель- логопед Андреева Е.А., воспитатель Алешкина Е.К.
8. Приготовить материал для проведения игр.
Оборудование: кукла бабушка Маланья и дедушки, самовар, карточки - картинки с артикуляционными упражнениями, фигурки домашних животных, контейнеры с крупой, оборудование для дыхательной гимнастики, картинки с изображением домиков животных, бросовый материал для изготовления зверей, ножницы, втулки, цветная бумага, заготовки форм, шарики Су-джок, игры «Пальцеход». Бейджи с именами, проектор, буклеты для родителей “Играю- речь развиваю”.
9. Оформление интерьера группы под тему родительского собрания.
10. Вручение родителям информативных пригласительных на собрание роздано за неделю до мероприятия каждому индивидуально в виде програмки.
Активизирующий этап (5-10 минут)
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады, что вы нашли время и желание пообщаться, поговорить о детях, узнать что-то новое и интересное. Для легкого общения, предлагаем вам найти бейджик со своим именем и прикрепить его.
1. Игра «Сломанный телефон»( Ведущий загадывает слово и шепчет его первому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что услышал. )
2. Речевая игра «Скажи наоборот»
(Ведущий кидает мяч и называет слово, а тот кто поймал – называет антоним)
Низкий-….
Далекий-…
Большой-…
Широкий-…
Твердый-…
Горячий-…
Трусливый-…
Сильный-…
Сладкий-…
Грустный-…
Старый-…
Грязный-…
Темный-…
Воспитатель: Приглашаем вас к просмотру видеоролика “Режимные моменты. Малыши общаются!”
3. Просмотр видеоролика с записью режимных моментов дошкольников младшего возраста, с акцентом на трудности в речевом развитии.
Логопед: Как вы успели заметить собрание посвящено проблеме речевого развития детей. Все чаще собственная речь детей появляется поздно. Некоторые малыши 2 -3 лет могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами. Малыш не может сформулировать ответ на вопрос взрослого. Он понимает, что спросили, но не отвечает словами. Максимум – это «да» или «нет».
Накопление активного и пассивного словарей идет медленными темпами. Отсутствует звуковое подражание взрослым.
Сложности с построением даже очень коротких фраз. Ребенок не может соединить три слова в одно предложение.
В словах, которые произносит, малыш переставляет слоги или замещает одни на другие.
Ребенок не может не только построить предложение самостоятельно, но и повторить что-то сказанное за взрослым.
При произношении отдельных звуков у малыша происходит подергивание мышц лица, глаз и так далее.
Речь ребенка остается однообразной. Он часто произносит одно и то же.
Малыш не понимает, о чем идет речь в сказках, потешках, стишках.
Мальчику или девочке трудно собирать простые пазлы, кубики, матрешек и тому подобное.
Основной этап:(40-45 минут)
Логопед: Итак, для того, чтобы ускорить развитие речи ребенка необходимо: создать условия для развития активного и пассивного словаря ребенка, малышу нужно слышать от взрослых правильную речь(чтение в слух, пение песен). Также развивать силу речевого дыхания, выполнять артикуляционную гимнастику, развивать мелкую моторику.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Цель артикуляционной гимнастики это развитие артикуляционного аппарата, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Воспитатель: А теперь, уважаемые родители, мы отправимся с вами в увлекательное путешествие в деревню к бабушке Маланье. Теперь вы превращаетесь в детей. Итак вот наш автобус ждет нас, но прежде нужно накачать нам шины (упражнение насос и шины).
Теперь заведем мотор(др-др-др),едем (упражнение мотор).
Вот мы и приехали в деревню. Бабушка Маланья нас встречает не одна, а с дедом. (куклы бабушки и дедушки).
Логопед раздает родителям зеркала и проводит артикуляционную гимнастику.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА-СКАЗКА «У БАБУШКИ С ДЕДУШКОЙ».
Жили - были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ(кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно тоза верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом). И УШЛА.
Вот и закончился день, пора спать.
Завтра опять будем играть.
А теперь бабушка предлагает вам, напечь оладушек (Пальчиковая гимнастика)
Воспитатель:
Ладушки-ладушки,
Испекли оладушки.
На окно поставили,
Остывать оставили.
Птички прилетели.
Все оладьи съели!
Кши-кши полетели,
на головку сели,
посидели, посидели, улетели!
Воспитатель:
У нас есть вот такие, знакомые вам, шарики «Су-джок». Сейчас мы с вами сыграем в игру «Яичко» (катаем шарики между ладонями).
Воспитатель раздает шарики.
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
Логопед: Вот теперь, бабушка Маланья приглашает вас пройти по тропке на скотный двор. (Игра «Пальцеход»).
Воспитатель: Вот мы и пришли, все звери попрятались, будем их искать и называть.(Сенсорная игра “Найди зверей в крупе”).
Логопед: Игра на звукоподражание «Во дворе».
А теперь повторяем вместе...
Наши уточки с утра "Кря-кря-кря, кря-кря-кря."
Наши гуси у пруда: "Га-га-га, га-га-га."
А индюк среди двора: "Бал-бал-бал-балды-балда."
Наши гуленьки вверху: "Гуру-гуру-гур-гуру."
Наши курочки в окно: "Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко."
А коровушки в хлеву: «Муу, муу».
Наши лошади в загоне: «Й-о-о, й-о-о».
Поросята у корыта: «Хрю, хрю, хрю, хрю».
А собака в конуре: «Гав, гав, гав, гав».
И котенок у крыльца: «Мяу-мяу, мяу-мяу».
Скачут козы во дворе: «Ме, ме, ме, ме».
А барашки все в овчарне: «Бее, бее, бее».
А как Петя-петушок ранним-рано поутру
Закричит: "Ку-ка-ре-куууууу!!!!".
Воспитатель: Дидактическая игра “Кто где живет?”(посели зверей в домики).
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу, нам пора возращаться домой. Прощаемся с бабушкой и дедушкой”. Итак, наш автобус ждет нас. Теперь заведем мотор(др-др-др), едем (упражнение мотор).
По приезду, предлагаем родителям изготовить понравившегося животного из заранее приготовленных шаблонов бумаги и втулок.
Заключительный этап (15-20 минут).
Обсуждение с родителями сегодняшней встречи, обмен впечатлениями.
1.Подведение итога.
Логопед: Мы с вами сегодня говорили о том как влияет речь на всесторонее развитие личности ребенка, как помочь преодолеть затруднения в речевом общении, и пришли к выводу, что ....(дать возможность родителям самостоятельно высказать свою точку зрения).Узнали какие развивающие игры и упражнения на развитие речи можно использовать с детьми младшего возраста.
2. Письменные отзывы родителей.
Воспитатель: Предлагаем взять снежинку, на которой написано предложение, его необходимо дописать, так, как считаете нужным.
Прием «Незаконченные предложения».
Варианты:
- «Меня порадовало…»
- «Особенно мне понравилось…»
- «После собрания мне захотелось…»
- «Было интересно…»
- «Было трудно…»
-«Меня удивило…»
- «Теперь я могу…»
- «Я попробую…»
- «Для меня было особенно полезно…»
- «Лично для себя я сделала вывод…» и т.п.
3. Рефлексия педагога: Нам сегодня было приятно услышать мнение каждого из вас......
4. Раздача буклетов “Играем - речь развиваем”.
5. Чаепитие.