Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе «История возникновения денег»
КОНСПЕКТ совместной деятельности воспитателя с детьми
по формированию основ финансовой грамотности
Тема: История возникновения денег.
Возрастная группа: старщая группа
Форма совместной деятельности: Беседа, рассказ, игра с элементами движений, проблемная ситуация, просмотр презентации, изготовление монет для игры в «Магазин».
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) групповая
Средства: наглядные карточки с изображением людей разных профессий, российские монеты и рубли, картинки с изображением предметов (что можно купить, что нет).
Мультимедийные Презентация «История появления денег».
Задачи:
Обучающие. Формирование первичных экономических понятии: деньги, их предназначение, история возникновения. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарный запас детей, расширять кругозор
Развивающие. Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста. Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда.
Воспитательные. Совершенствовать коммуникативные качества детей.
Планируемые результаты: Ребята узнают историю появления денег, появится интерес к тому, как в древности велся обмен товаром. Возникнет желание пополнить атрибутами игру «Магазин».
1. Организационно-целевой
Воспитатель
Зарядимся хорошим настроением. Станем в круг, возьмемся за руки и ласково назовем по имени соседа и поздороваемся.
Ребята, я предлагаю вам поздороваться и подарить друг другу хорошее настроение.
Встанем мы в кружочек дружно
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
(Встают в круг, берутся за руки, улыбаются соседу справа, называют его по имени и пожимают ему руку.)
2. Содержательный.
Воспитатель показывает карточки с изображением разных людей разных профессий. Вспоминаем, как они наз. и зачем нам нужны.
Что люди получают за свой труд?
Зачем нам нужны деньги?
Ответы детей
- для покупки продуктов питания;
- для оплаты бытовых услуг;
- для покупки машин и прочих средств передвижения;
- для покупки одежды и обуви..
Воспитатель: Все ли можно купить за деньги? Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет, то не хлопайте. (Показывает картинки: семья, ветер, игрушки, радуга, молоко, дружба, книга, мороженое, успех, шоколад, любовь, хлеб, уважение).
Ребята хлопают в ладоши, если это можно купить.
Воспитатель Ребята, скажите мне пожалуйста почему вы не топали и не хлопали когда я говорила дружба, успех, любовь, улыбка и т.д.? Молодцы, знаете, что можно купить за деньги, а что не купишь за любые деньги. Вот мы и поговорим сегодня о деньгах. Когда-то в древние времена люди не знали, что такое деньги.
Просмотр презентации «Первые деньги».
Воспитатель. Как вы думаете, как они расплачивались, когда денег еще не было?
Ответы детей.
Воспитатель Древние люди действительно расплачивались камешками, но позже — ракушками, которые назывались каури. Их собирали на верёвочку, как бусы. А до этого люди просто обменивали товар на товар, они просто обменивались друг с другом различными предметами, например, одного быка на 2 топора.
- Как вы думаете, удобно было пользоваться таким расчетом?
Ответы детей.
Воспитатель Вот представьте, что вы идете в магазин что-нибудь купить и вам надо с собой взять быка или корову, чтобы расплатиться.
Молодцы правильно позже появились металлические деньги (показывает картинку). Они были тяжелые и занимали много места. И наконец, появились бумажные деньги (показывает картинку).
Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было делать монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а у из золота самые дорогие. У металлических денег был важный недостаток – тяжелы и занимают много места. Богатым купцам было очень неудобно возить с собой такой груз: как ни прячь, разбойник и грабители сразу его найдут. И люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой бумажные расписки на это золото.
А хотите узнать, как появились монеты и бумажные деньги?
Монеты делали кузнецы, которые работали с тяжелыми молотами и металлом. Они клали кусочек серебра на наковальню и ударяли молоточком с рисунком – чеканом. Молоточек тук – отчеканился, отпечатался рисунок. А монеты не всегда были одинаковые, одни были тонкие, сильно сплюснутые, а другие –толще, тяжелее. Это зависело от силы удара: сильно ударил кузнец или слабее.
Поэтому люди изобрели машины – станки, чтобы чеканить деньги и сила удара всегда одинаковая.
Был такой царь – Иван Грозный. Да, его все боялись. При нем стали делать ровные монеты, на них был изображен всадник на коне, с копьем в руках, и люди стали называть такие монеты – копейки. То есть копье – копейка. Но монеты тоже были очень неудобные. Как вы думаете почему?
Дети. Бумажными деньгами, так как они занимают мало места и легче металлических монет.
Воспитатель Ведь когда очень много монет, тяжело их нести. Если нужно было купить что – то дорогое, нужно было нести большой мешок монет, тяжелый.
В 1748 г. Михайле Ломоносову была выплачена государственная премия в размере 2 тыс. рублей. Правда бумажных денег в России тогда еще не было, а серебряных и, тем более, золотых монет не хватало. Пришлось светилу науки российской везти подарочек - 3,5 т медных монет.Именно поэтому люди придумали другие деньги – бумажные. Их еще называют купюры. Так впервые и получились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству они равны.
А какими деньгами мы пользуемся сейчас? Чем, по-вашему, удобнее пользоваться бумажными купюрами или металлическими?
Денежной единицей Российской Федерации, является российский рубль, который составляет 100 копеек. В настоящее время в наличном обращении находятся банкноты достоинством 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей. Оформление банкноты каждого номинала посвящено определенному городу Российской Федерации. Кроме того, на купюрах указан ее номер и название.
Деньги других стан называются «валюта».
Мы поговорим об этом в следующий раз.
А сейчас я вам покажу, как быстро нарисовать деньги для игры в магазин. (Воспитатель простым карандашом через бумагу штрихует монетку).
Дети выбирают монету и выполняют задание. Потом вырезают и будут использовать для игры в магазин.
3. Итоговый (рефлексия)
Что нового мы сегодня узнали?
Какими знаниями вы можете поделиться с родителями?
Что еще о деньгах вы хотите узнать?