Конспект совместной игровой деятельности по развитию фонематического слуха у детей 4-5 лет с ЗПР «В гости к зайке Ушастику»
Конспект совместной игровой деятельности
по развитию фонематического слуха у детей 4-5 лет с ЗПР.
Тема: «В гости к зайке Ушастику»
Задачи:
закреплять представления детей о поведении, внешнем виде, повадках диких животных (медведь, лиса, белка, заяц);
формировать у детей первичное представление о назначении ушей и охране слуха у человека;
продолжать развивать у детей фонематический слух, как одно из средств формирования произносительной стороны речи;
содействовать развитию общеречевых навыков (ритма, темпа, дыхания, интонации);
участвовать в эмоционально-речевом общении со взрослыми и сверстниками в ходе игровой деятельности.
Оборудование, игровые материалы:
демонстрационный материал:
- книжка – игрушка «Чьи ушки?»,
- игрушки зайка, белка, лиса, мишка,
- магнитофон,
- аудиозаписи.
раздаточный материал:
-футляры от киндер-сюрпризов (по 3 на каждого ребёнка),
- мисочки с крупами (манной, гречневой, горохом),
- ложки.
Методы и приёмы:
- рассматривание книжки – игрушки «Чьи ушки?»,
- внесение игровых персонажей – белки, лисы, медведя, зайца,
- рассматривание ушей животных,
- беседа об ушах, их назначении,
- дидактические игры «Далеко – близко», «Три медведя»,
- хороводная игра «А мы по лесу гуляли!»,
- изготовление атрибутов для игры «Найди одинаково звучащие коробочки»
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций альбомов с изображением диких животных;
ситуативные разговоры учителя-логопеда с детьми о том, для чего нужны уши людям и животным;
беседа воспитателя о соблюдении правил гигиены ушей;
дидактические игры для развития фонематического слуха «Далеко - близко», «Три медведя».
Работа с родителями:
индивидуальные практические беседы учителя-логопеда с родителями об особенностях формирования у детей фонематического слуха.
Ход:
Организационный момент.
Дети самостоятельно играют в различных уголках группы. Учитель-логопед предлагают детям отправиться на лесную полянку.
Учитель-логопед: Сейчас мы отправимся в лес!
Дети вместе со взрослым идут на импровизированную лесную поляну, где находят книгу.
Игра «Далеко - близко».
Учитель-логопед: Вот пришли мы на опушку
За пригорком видим ушки.
Учитель-логопед показывает детям книжку, где изображен бугорок, из-за которого торчат заячьи уши. На каждой странице изображено животное без ушей так, чтобы заячьи ушки оказались на голове у животного, перелистывая страницы, дети каждый раз видят нового зверька с заячьими ушами.
Учитель-логопед: Чьи это ушки
Встали на макушке,
Длинные серые,
А зимою белые?
Учитель-логопед показывает детям изображение белки с заячьими ушами.
Учитель-логопед: Может это белочка
С дерева спустилась,
Ушки навострила,
За кочкой притаилась?
Учитель-логопед показывает детям игрушку- белочку.
Учитель-логопед: Нет, - сказала белочка, -
Это не мои.
Мои ушки рыжие,
Что ни говори!
Учитель-логопед показывает детям уши у белки, предлагает рассмотреть их.
Учитель-логопед: Какие уши у белочки?
Дети: Уши у белочки острые (рыжие, внимательные и т.д.). Еще на ушах есть кисточки.
Учитель-логопед: Зачем белочке уши?
Дети: Белочке уши нужны, чтобы слышать. (Чтобы спасаться от врагов).
Взрослый от имени Белочки предлагает детям поиграть в игру «Далеко – близко».
Белка: Времени вы не теряйте,
Со мною поиграйте.
Игра «Далеко – близко»
Учитель-логопед объясняет детям о том, что белка прячется и будет звать их по имени. Нужно определить, где белочка находится – далеко или близко.
Учитель-логопед: Если белочка далеко, голосок её будет тихим. А если белочка близко, то говорить она будет громко.
Сначала игру проводит взрослый, затем по очереди – дети.
Белочка продолжает путь вместе с детьми.
Физкультминутка.
Учитель-логопед показывает изображение лисы с заячьими ушами.
Учитель-логопед: Может это лисичка
Ушки поднимает,
Слушает, как птичка
Песни распевает?
Учитель-логопед показывает детям игрушку-лису, беседует о том, какие уши у лисы, сравнивает их с беличьими.
Дети: У лисы уши острые (рыжие, чуткие, внимательные).
Учитель-логопед: Чего нет у лисы на ушах?
Дети: У лисы на ушах нет кисточек.
Учитель-логопед: Нет, - ответила лисичка, -
Это не мои.
Мои ушки острые,
Что ни говори!
Вы, ребята, не скучайте,
А со мною поиграйте.
Проводится с детьми хороводная игра « А мы по лесу гуляли!»
Дети вместе со взрослым говорят и выполняют действия:
А мы по лесу гуляли,
Белочку мы повстречали
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Белка кушает без спешки
Зубками грызет орешки.
(Дети сгибают руки в локтях, сжимают и разжимают кулачки, щелкают зубами.)
А мы по лесу гуляли
И лисичку повстречали
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Под кустом она сидит,
Видно зайку сторожит
(Дети приседают и смотрят по сторонам.)
Лисичка продолжает путь вместе с детьми.
Игра «Три медведя».
Учитель-логопед показывает изображение медведя с заячьими ушами.
Учитель-логопед: Может это мишка
Вылез из берлоги
Слушает ушами,
Кто идет по дороге?
Учитель-логопед показывает игрушку- медведя, беседует о том, какие уши у медведя.
Дети: У медведя уши круглые коричневые.
Учитель-логопед: Нет, - ответил мишка, -
Это не мои.
Мои уши круглые,
Что ни говори.
Времени зря не теряйте,
А с медведем поиграйте.
Проводится игра «Три медведя».
Взрослый предлагает детям определить, кто с ними разговаривает медведь, медведица или медвежонок, напоминает, что медведь громко ревет низким голосом, медведица рычит средним по высоте голосом, а медвежонок пищит высоким голоском.
По фразам, произносимым разным по высоте голосом, дети определяют, кто их зовет, кто с ними разговаривает. Затем они сами воспроизводят фразы разным по высоте голосом, медведь определяет, кто с ним говорит.
Игра «Найди одинаково звучащие коробочки»
Учитель-логопед показывает на картинке зайку, спрашивает:
Кто это?
Дети: Зайчик.
Учитель-логопед показывает игрушку- зайца.
Учитель-логопед: А, правда! Это зайчик!
Это его ушки
Встали на макушке
Длинные и серые,
А зимою белые!
Мы с вами в лес пришли
И Ушастика нашли.
Он гостей своих встречает,
К себе в гости приглашает.
Зайка Ушастик приглашает детей и гостей, предлагает им наполнить футляры от киндер-сюрпризов разным содержимым (крупами) для игры «Найди одинаково звучащие коробочки», дарит их ребятам и гостям.
Возможное продолжение деятельности
Учитель-логопед предлагает детям поиграть самостоятельно в игру «Найди одинаково звучащие коробочки».