12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
0

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему «Морфологические признаки деепричастия»



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 с.Старобалтачево

муниципального района Балтачевский район

Республики Башкортостан


 


 


 


 

Тема урока: «Морфологические признаки деепричастия»


 

Разработала и провела: учитель русского и литературы Гельметдинова А.Р.

Цель: формирование представления о деепричастии как об особой форме глагола; выработка навыка опознавать деепричастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам.

Задачи:

Формировать умения усвоить учебную задачу, планировать действия по её решению;  учить сравнивать, классифицировать, доказывать, применять полученные знания на практике.

 Вырабатывать навык сотрудничества с одноклассниками и учителем в процессе учения, умение делать взаимооценку и оценку деятельности.

Планируемый результат:  обучающиеся должны получить представление о деепричастии как об особой форме глагола, оформить теоретические сведения с помощью таблицы, организовать сотрудничество  при обсуждении учебного материала на уроке, уметь слушать товарищей, вносить коррективы в услышанное,  обосновывать свои ответы.

Тип урока: урок изучения нового материала (первый урок при изучении деепричастия)

Вид урока: урок-исследование

Оборудование: учебник, презентация, доска, раздаточный материал, маршрутный лист, оценочный лист.

Ход урока.

Мотивация учебной деятельности.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!

Ребята, улыбнитесь, улыбнитесь мне, друг другу, гостям!

А теперь, настройтесь на серьезный лад!

Начнем наш урок! Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число: «Двадцать третье января. Классная работа» (дети записывают в тетрадях).

Сегодня на уроке, ребята, не только я буду оценивать вашу работу, но и вы сами. Для этого у вас на столах лежат листы самооценки. Найдите их и положите перед собой. Подпишите их, пожалуйста.

И пока отложите в сторону на край стола. Я скажу, когда мы начнем работу с этими листами.

Актуализация знаний.

А теперь приготовились. Первое задание. Я предлагаю к просмотру небольшой видеосюжет. Вы внимательно его просмотрите, и ответьте на вопрос: о чем это видео?

Просмотр видеосюжета.

Итак, ребята, кто же может мне сказать, о чем этот видеосюжет?

Правильно. Этот видеоролик о нашей прекрасной родине – России, об ее удивительных и бескрайних просторах.

А теперь, ребята, обратите внимание на экран и прочитайте предложения.

Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

В. А. Сухомлинский, выдающийся педагог

Нельзя быть героем, сражаясь против отчизны.

В.Гюго, известный французский писатель

Ребята, скажите, пожалуйста, что записано на экране? Что это?

Правильно это высказывания известных людей . Как иначе мы называем подобные высказывания? Афоризмы - это краткие изречения, обладающие глубоким смыслом и проработанной формой.

Ребята, скажите, что общего у данных предложений? Правильно. Они объединены одной общей темой – родина.

А теперь обратите внимание на выделенные слова в предложениях. Прочитайте их и ответьте, пожалуйста, на вопрос: чем являются данные слова? (Образуют и быть – это глаголы, а сливаясь и сражаясь – это деепричастия). Как вы это определили? (Деепричастия не изменяются и имеют суффиксы а, я, в, вши, ши).

Давайте мы вспомним материал последнего урока и узнаем, что же вы помните по теме: «Деепричастие и причастие как глагольные формы». А для этого встаньте, пожалуйста!

Я вам буду говорить фразы, если вы со мной согласны, то вы поворачиваетесь к слову «ДА» и показываете на него двумя руками. Попробуйте, пожалуйста! Если же произношу неверную фразу, тогда вы поворачиваетесь к слову «НЕТ». Только будьте внимательны! Готовы?

В русском языке от глаголов образуются особые формы деепричастие и причастие (+).

Деепричастие – изменяемая форма глагола (-)

Причастия изменяются так же, как имена прилагательные (+).

Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и существительного (-).

Глядя – это деепричастие (+).

Белеющий – это тоже деепричастие (-).

Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов а, я, в, вши, ши (-).

Так, садитесь! А вот теперь нам нужны листы самооценки. Положите их перед собой. Итак, посмотрите, пожалуйста. Кто ни разу не ошибся, отвечая на мои вопросы, тот поставит галочку в первом квадрате, у кого были 1-2 ошибки, поставит галочку во втором квадрате, если же вы допустили 3-4 ошибки, поставьте галочку в третьем квадрате.

Отложите, пожалуйста, ручки и листы самооценки. Скажите, пожалуйста, кто ни разу не ошибся? В классе есть такие? Поднимите руки! Вот хотелось бы, чтобы вас было гораздо больше!

Этап определения места и причин затруднения.

Ребята, какой глагольной форме мы сегодня уделяем более пристальное внимание? Деепричастию. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Рассматривать морфологические признаки деепричастия. Скажите, а как мы можем сформулировать тему нашего урока?

Тема: «Морфологические признаки деепричастия». Запишите тему урока.

А какие цели мы поставим перед собой на уроке? Чему мы будем учиться?

Цели: учиться опознавать морфологические признаки деепричастия;

расширять и углублять представление о деепричастии как особой форме глагола.

Итак, тему и цели урока мы с вами определили.

Построение проекта выхода из затруднения.

Что же обозначает слово «деепричастие»? Как вы думаете? Совершим небольшое путешествие по страницам интернета. Обратимся к школьному электронному этимологическому словарю. И что же мы увидим?

Деепричастие произошло от двух слов: дее- (от деяти в значении делать ) + причастие (сравни причастность ). То есть дееспособный, причастный. Термин был введен И. Смотрицким в начале 17-го века.

Что же такое деепричастие? (это что-то причастное к действию)

Это новое для нас слово, новое понятие. Какие вопросы возникают у вас?

Чтобы ответить на данные вопросы, ребята, я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу по нашей теме. На ваших столах имеются вот такие листочки с таблицами. Как вы думаете, какая работа вам предстоит с этими листочками?

Задание: 1) пользуясь материалом учебника на стр.7- 8 , параграф 40, заполните таблицу, продолжив предложение во второй графе:

Деепричастие это…

особая форма глагола

Деепричастие обозначает…

добавочное действие по отношению к главному действию, выраженным в предложении глаголом-сказуемым

Деепричастие отвечает на вопросы…

Что делая? Что сделав?

Деепричастие образуется…

от глагола

Деепричастие имеет признаки глагола…

      1. Вид

        Возвратность

        Переходность

        Способность иметь при себе зависимое имя существительное или наречие

Деепричастие имеет признаки наречия…

      1. Не изменяется

        Зависит от глагола

Деепричастие в предложении является….

обстоятельством

Далее выслушиваются ответы учеников.

Пользуясь таблицей, сделайте вывод, что такое деепричастие.

Так, хорошо. Снова кладем перед собой лист самооценки. Во втором столбике ставим себе соответствующую отметку. Сами себя справедливо оцените.

Первичное закрепление изученного.

Ребята, а теперь посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами иллюстрация, а рядом три слова. Скажите, что изображено на картине? (Россия – наша Родина). А к какой части речи относятся представленные слова? (Защищать, восхвалять, воспевать – это глаголы). Какое задание можно придумать, связав нашу тему, данную иллюстрацию и перечисленные глаголы? (Мы можем образовать от глаголов деепричастия составить словосочетания о Родине, о России). Давайте выполним эту работу по группам. 1 ряд (группа) составьте словосочетание со словом, защищать, 2 ряд – со словом восхвалять, а 3 ряд – со словом воспевать. (Выслушиваются ответы).

Давайте одно из названных словосочетаний мы запишем.

Защищая Родину

(Что делая?) совершенный вид.

Невозвратное (отсутствует суффикс -сь)

Переходное (сочетается с сущ. в вин.п. без предлога)

Имеет при себе зависимое имя существительное.

Закрепление.

Ребята, а теперь откройте, пожалуйста, ваши учебники. Найдите упражнение 417. Прочитайте задание. Приступаем к работе. (Выслушиваются ответы).

Запишем предложенные деепричастия у доски и выделим в них суффиксы.

Скажите, пожалуйста, есть ли среди вас такие, кто ни разу не ошибся, выполняя это упражнение? Так, хорошо. Снова кладем перед собой лист самооценки. В третьем столбике ставим себе соответствующую отметку. Также сами себя справедливо оцените.

Объявление домашнего задания. Откройте учебник. Найдите упражнение 416. Прочитайте задание. Это упражнение будет вашим домашним заданием. Есть вопросы по домашнему заданию? Или вы можете выполнить другое домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру о нашей Родине, используя в предложениях деепричастия. Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание на выбор. Если записали, учебники и дневники закрыли.

Рефлексия. Вспомните, какова была тема урока?

Над какими целями мы работали? Скажите, какие морфологические признаки деепричастий вы можете назвать?

А теперь взгляните на свои листы самооценки. Кто может себя оценить за урок? Листы самооценки в конце урока, пожалуйста, оставьте мне.

Ребята, сегодня на уроке многократно прозвучали такие слова, как Россия, Родина, Отчизна и другие части речи, связанные с ними. Скажите, пожалуйста, а вы любите свою Родину? Гордитесь ею? Этого, конечно, мало. Что еще нужно делать по отношению к своей Родине? Нужно ее беречь и защищать. А как мы это можем делать? Бережно относиться к ее природным богатствам. Не засорять, не загрязнять окружающую среду, экономить ресурсы и т.д.

А как называют, человека, любящего Родину? Патриотом.

Все вы знаете, что символ любви – это сердце. Я предлагаю сейчас зажечь сердце, которое будет символизировать любовь к нашей Родине. Для этого у вас на столах есть цветные сердечки. Вам нужно выбрать сердце своего цвета. Если вы сегодня все поняли по теме урока и готовы даже объяснить эту тему, то выбираете розовое сердечко, если вы все поняли, но затрудняетесь объяснить тему, тогда выбираете желтое сердечко, а если остались вопросы по теме урока, не совсем понятно, какими морфологическими признаками обладает деепричастие, тогда выбираете зеленое сердце. Определитесь с цветом сердечка. Берем сердечко и отклеиваем наклейку. Сейчас мы будем зажигать наше классное сердце. Выходим и приклеиваем наши сердечки.

Посмотрите, ребята, какое замечательное сердце у нас получилось! Вы зажгли это сердце – символ любви к нашей Родине!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.