Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Всероссийский дистанционный конкурс для учителей коррекционных классов на лучшую технологическую карту урока
Технологическая карта урока в 2 классе.
Предмет: Русский язык.
Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Место и роль урока в образовательной системе: данный урок 6 в разделе «Имя существительное».
Цель урока: создать условия для формирования знаний у учащихся об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
Задачи:
Сформировать у учащихся представление об одушевленных и неодушевленных существительных, уметь определять существительные в устной и письменной речи.
Развивать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, развивать связную речь, творчество, углублять словарный запас.
Воспитывать дисциплинированность, любовь к предмету, создать атмосферу радости совместного труда.
Планируемые результаты:
Предметные – определять одушевленные и неодушевлённые имена существительные, задавать вопрос к словам.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему, цель, задачи на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Личностные УУД: Способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.
Тип урока: комбинированный.
Условия: учебник, карточки с дифференцированными заданиями, картинки для работы .
Учитель: Филина Ирина Михайловна
Технологическая карта урока.
Этапы урока |
Цель каждого этапа. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1 Организационный |
Проверка готовности учащихся к уроку. |
Прозвенел уже звонок Начинается урок. Проверь, дружок, |
Проверяют готовность к уроку. |
Личностные УУД: проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок. |
Психологический настрой. |
Настроить детей на урок, создать доверительные отношения. |
Я рада видеть вас! Подарите тепло и улыбку друг другу! Садитесь! Приём: «Подари улыбку» |
Приветствуют учителя. Потирают ладони и дарят тепло друг другу. |
|
Планирование основных этапов урока русского языка. |
Составить алгоритм урока. |
- Ребята, из каких основных этапов состоит урок русского языка? Предлагаю Вам расставить карточки с этапами нашей работы в логической последовательности. - Что мы контролируем на уроке? |
Ученик выходит к доске и знаково-символической записью определяют основные этапы урока русского языка: 1.Минутка чистописания. 2.Словарная работа. 3. Актуализация знаний. 4. Целеполагание (определение темы урока, целей, задач). 5. Итоговый контроль. 6. Рефлексия. Высказывают свои мнения Внимательность, аккуратность, правильность. |
Регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий. Познавательные УУД: действие со знаково-символическими средствами. |
2. Каллиграфическая минутка. |
Закрепить навык каллиграфически правильного письма. |
- Посмотрите внимательно на букву, в написании которой предлагаю вам потренироваться. (Учащимся предлагается строчная и заглавная буква, которая менее удачно получается на основе анализа классной и домашней работы учащихся) -пальчиковая гимнастика «Пошли пальчики гулять, а вторые догонять, третий пальчик шел пешком, а четвертые-бегом. Пятый пальчик –поскакал и в конце пути упал (хлопок в ладоши)» -Дайте характеристику букве. Контроль: подчеркните букву, которая получилась лучше всех. |
- повторяют действия за учителем -прописывают буквы. Дают характеристику. |
Предметные УУД: закрепление знаний о каллиграфическом написании буквы. |
3. Словарная работа. |
Усвоить правописание слов с непроверяемыми орфограммами. |
- Предлагаю разгадать загадки. (загадки о зимних месяцах) - Что общего в данных словах? - А какого месяца не хватает? - У каждого на парте лежат карточки с названиями месяцев, но в них пропущены буквы. Вставьте недостающие буквы, обоснуйте ваш выбор. - Контроль по словарю, исправление ошибок. -Как называются такие слова? - Поднимите руки, у кого не было ошибок. -Разделим слова на слоги. Проверка. - Молодцы! |
- Ответы учащихся: название зимних месяцев. - Февраль. - Учащиеся печатают эти слова на нетбуках, вставляя недостающие буквы. Объясняют свой выбор. - Контроль. Открывают словарь в учебнике, находят слова, проверяют. -словарные, надо запомнить. - Поднимают руку у кого не было ошибок. -проговаривание правила хором. Деление слов. |
Личностные УУД: обеспечить ценностно-смысловую ориентацию детей о правильном написании слов. Предметные УУД: закрепление знаний написания словарных слов. эталона. закрепление знаний правила деления слов на слоги. |
4. Актуализация знаний. |
Проверка ранее усвоенных знаний и умений в целях подготовки к новой теме. |
- Ребята какой раздел мы изучаем? - Я предлагаю, вам, вспомнить всё, что знаем об имени существительном. - Какие слова называют именами существительными? - Что называют имена существительные? - Выполните задание «Убери лишнее». (на доске карточки со словами) - Из слов: морозный, спит, глубокий, медведь, иней, Никита, воробей, берёза, горка. Выберите те слова, которые не являются именами существительными. Почему они лишние? - Определите на какие 2 группы можно поделить оставшиеся имена существительные. - Обоснуйте свой ответ. - А почему вы так разделили? - Что обозначают слова 1 столбика - Как правильно называются такие имена существительные вы можете узнать, открыв, учебник на стр. 48 прочитайте правило. - Как будут называться слова, которые не обозначают животных и человека? -- - Прочитайте правило в учебнике на стр.50. Сделайте вывод. |
Отвечают на вопросы. - Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?, называются именами существительными. - Называют явления природы, животных, растения и т.д. - Ученик выходит к доске и убирает из предложенного списка слова не являющиеся именами существительными: спит, морозный, глубокий. Обосновывают свой выбор. - Слова можно разделить на 2 группы: - Учащиеся делят слова на 2 группы: 1 группа: слова отвечают на вопрос кто? (медведь, Никита, воробей) 2 группа: слова отвечают на вопрос что? (иней, берёза, горка) - Обозначают людей и животных. - Учащиеся открывают учебник, читают правило. Делают вывод. - Вывод: слова обозначающих живых существ (людей и животных) – это одушевлённые имена существительные. - Учащиеся открывают учебник с.50, читают правило. Делают вывод. - Вывод: слова, которые не обозначают людей и животных – это неодушевлённые имена существительные. |
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено по теме…., осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: опредение собственных знаний и не знаний, умение слушать других. |
5. Целеполагание и планирование деятельности на уроке. Мотивация. 6. Изучение нового материала. Фронтальная беседа. |
Определить цель урока. Задачи, формы контроля. |
Это материал новый. Посмотрите на нашу лесенку успеха. -Что вы уже знаете об именах существительных? -Что нужно узнать и чему научиться, чтобы наш человечек добрался наверх? - Какие задачи поставим перед собой? - А зачем надо знать данные имена существительные? - Где пригодится нам эти знания? - Вам понятны задачи урока? - Первая задача определить на какие вопросы отвечают. - Вы можете сразу сказать на какие вопросы отвечают данные имена существительные?
- Молодцы! Я вам предлагаю задание. У вас на листочках 2 предложения. Запишите в тетрадь 1 ряд предложение с одушевлённым именем существительным. 2 ряд- с неодушевлённым именем существительным. На листочке предложения: 1) Ударили сильные морозы. 2) Ребята развесили кормушки. - Контроль выполнения задания. - Какие предложения выписал 1 ряд, 2ряд? - Сделайте вывод. - Молодцы! - Зачем делают кормушки для птиц зимой? - Поднимите руки, кто подкармливает птиц? Беседа: Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Поэтому мы должны помогать птицам зимой . |
Коллективно участвуют в целеполагании и планировании деятельности на уроке. Ставят цель урока. Изучить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Ставят задачи урока. 1. Знать на какие вопросы отвечают данные имена существительные. 2. Уметь объяснять признаки. 3. Уметь находить, применять в предложении. - Учащиеся высказывают свои ответы. - Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто, а неодушевлённые имена существительные на вопрос что. - Выполняют задание на листочках. 1 вариант выписывает предложение: Ребята развесили кормушки. 1 вариант выписывает предложения: Ударили сильные морозы. Контроль: учащиеся 1 и 2 варианта называют записанные предложения. - Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто, а неодушевлённые имена существительные на вопрос что. - Учащиеся активно участвуют в беседе. - Подготовленный ученик читает стихотворение: Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима. |
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. Личностные УУД: соотнесение поступков и событий с принятыми этическими принципами, выделение нравственных аспектов поведения. |
Физкультминутка. |
На лужайке над ромашкой Жук летал в цветной рубашке Жу-жу-жу, жу-жу-жу Я с ромашками жружу. |
Выполняют движения под музыку. |
||
7.Закрепление 1. Игра «Размышляйка». |
Отгадайте загадки. Запорошила дорожки, Разукрасила дорожки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (появляется картинка зима) Это кружевце летало, Село на нос и пропало. (появляется картинка снежинка) Мои ушки на макушке: Длинные, большие, Чтоб лису услышать мог Даже не в тиши я. (появляется картинка Заяц) - Посмотрите на доску на картинки – отгадки. - Какие имена существительные являются одушевлёнными, какие неодушевлёнными? |
Отгадывают загадки, - Смотрят на картинку на доске и определяют одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. - Обосновывают свой выбор. |
Познавательные УУД: умение отгадывать загадки, определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
|
2. |
Я вам предлагаю творческое задание: составьте к данной иллюстрации по 2 предложения используя одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.(Учащимся предлагаются дифференцированные карточки с разным уровнем сложности) 1 уровень – составьте предложения по картинке используя опорные слова. 2 уровень – составьте предложения по картинке. - Через 3 мин. Мы проверим. - Заслушивание предложений. - Давайте оценим, если предложения понравились- похлопайте в ладоши (хлопаем в ладоши) - Какие имена существительные вы использовали в своих предложениях? На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные, неодушевлённые имена существительные, - Какие признаки вы узнали? - Ребята, вы хорошо справились с творческим заданием. -Для чего мы используем в речи имена существительные? (возвращение к записанным предложениям) Эксперимент. Закройте имена существительные. Что изменилось в предложении? Понятен ли вам смысл? |
-учащиеся зачитывают предложения. -оценивают работу товарищей. -проводят эксперимент и делают вывод: имена существительные помогают понять о ком или о чем рассказывает автор |
Регулятивные УУД: в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью. Личностные УУД: умение работать индивидуально, оценивать других. |
|
7.Итоговый контроль |
- Выполните задание на листочках. - Выберите правильный ответ. Задание. 1. Определи строку, где записаны имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? а) машина , стол; б) поезд ,лес; в) девочка, медведь; г) дерево ,мост. 2.Укажите в предложении одушевлённое существительное: Марина поливает в саду цветы. а) цветы; б) поливает: в) Марина; г) в саду. 3. На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные? а) где? б) что? в) кто? г) какой? Контроль: поменяйтесь листочками, сверьте ответы на доске. |
- Выполняют задания на листочках. - Выбирают правильный ответ. - Проверяют выполненное задание, оценивают. |
Личностные УУД: умение работать индивидуально, оценивать других |
|
8. Рефлексия. |
Понимание собственного продвижения в освоении новой темы. |
- Что изменилось в ваших знаниях? - Какие новые умения вы усвоили на уроке? - Закончите предложения: «Я узнал (ла)….» «Я умею…» «Я смогу…» - Выберите картинку соответствующую вашему настроению на доске. - Молодцы! Спасибо за урок!! |
Дети продолжают предложения. Выходят и показывают своё настроение картинкой. |
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: умение показать своё настроение при помощи знаково – символических средств. |