Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

6
0
Материал опубликован 4 January 2018 в группе

Всероссийский дистанционный конкурс для учителей коррекционных классов на лучшую технологическую карту урока

Технологическая карта урока в 2 классе.

Предмет: Русский язык.

Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Место и роль урока в образовательной системе: данный урок 6 в разделе «Имя существительное».

Цель урока: создать условия для формирования знаний у учащихся об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

Задачи:

Сформировать у учащихся представление об одушевленных и неодушевленных существительных, уметь определять существительные в устной и письменной речи.

Развивать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, развивать связную речь, творчество, углублять словарный запас.

Воспитывать дисциплинированность, любовь к предмету, создать атмосферу радости совместного труда.

Планируемые результаты:

Предметные – определять одушевленные и неодушевлённые имена существительные, задавать вопрос к словам.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему, цель, задачи на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Личностные УУД: Способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.

Тип урока: комбинированный.

Условия: учебник, карточки с дифференцированными заданиями, картинки для работы .

Учитель: Филина Ирина Михайловна

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Цель каждого этапа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 Организационный

Проверка готовности учащихся к уроку.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД: проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок.

Психологический настрой.

Настроить детей на урок, создать доверительные отношения.

Я рада видеть вас! Подарите тепло и улыбку друг другу! Садитесь!

Приём: «Подари улыбку»

Приветствуют учителя.

Потирают ладони и дарят тепло друг другу.

 

Планирование основных этапов урока русского языка.

Составить алгоритм урока.

- Ребята, из каких основных этапов состоит урок русского языка?

Предлагаю Вам расставить карточки с этапами нашей работы в логической последовательности.

- Что мы контролируем на уроке?

Ученик выходит к доске и знаково-символической записью определяют основные этапы урока русского языка:

1.Минутка чистописания.

2.Словарная работа.

3. Актуализация знаний.

4. Целеполагание (определение темы урока, целей, задач).

5. Итоговый контроль.

6. Рефлексия.

Высказывают свои мнения

Внимательность, аккуратность, правильность.

Регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий.

Познавательные УУД: действие со знаково-символическими средствами.

2. Каллиграфическая минутка.

Закрепить навык каллиграфически правильного письма.

- Посмотрите внимательно на букву, в написании которой предлагаю вам потренироваться.

(Учащимся предлагается строчная и заглавная буква, которая менее удачно получается на основе анализа классной и домашней работы учащихся)

-пальчиковая гимнастика

«Пошли пальчики гулять, а вторые догонять, третий пальчик шел пешком, а четвертые-бегом. Пятый пальчик –поскакал и в конце пути упал (хлопок в ладоши)»

-Дайте характеристику букве.

Контроль: подчеркните букву, которая получилась лучше всех.

- повторяют действия за учителем

-прописывают буквы.

Дают характеристику.

Предметные УУД: закрепление знаний о каллиграфическом написании буквы.

3. Словарная работа.

Усвоить правописание слов с непроверяемыми орфограммами.

- Предлагаю разгадать загадки. (загадки о зимних месяцах)

- Что общего в данных словах?

- А какого месяца не хватает?

- У каждого на парте лежат карточки с названиями месяцев, но в них пропущены буквы. Вставьте недостающие буквы, обоснуйте ваш выбор.

- Контроль по словарю, исправление ошибок.

-Как называются такие слова?

- Поднимите руки, у кого не было ошибок.

-Разделим слова на слоги.

Проверка.

- Молодцы!

- Ответы учащихся: название зимних месяцев.

- Февраль.

- Учащиеся печатают эти слова на нетбуках, вставляя недостающие буквы. Объясняют свой выбор.

- Контроль. Открывают словарь в учебнике, находят слова, проверяют.

-словарные, надо запомнить.

- Поднимают руку у кого не было ошибок.

-проговаривание правила хором. Деление слов.

Личностные УУД: обеспечить ценностно-смысловую ориентацию детей о правильном написании слов.

Предметные УУД: закрепление знаний написания словарных слов.

эталона.

закрепление знаний правила деления слов на слоги.

4. Актуализация знаний.

Проверка ранее усвоенных знаний и умений в целях подготовки к новой теме.

- Ребята какой раздел мы изучаем?

- Я предлагаю, вам, вспомнить всё, что знаем об имени существительном.

- Какие слова называют именами существительными?

- Что называют имена существительные?

- Выполните задание «Убери лишнее». (на доске карточки со словами)

- Из слов: морозный, спит, глубокий, медведь, иней, Никита, воробей, берёза, горка.

Выберите те слова, которые не являются именами существительными. Почему они лишние?

- Определите на какие 2 группы можно поделить оставшиеся имена существительные.

- Обоснуйте свой ответ.

- А почему вы так разделили?

- Что обозначают слова 1 столбика

- Как правильно называются такие имена существительные вы можете узнать, открыв, учебник на стр. 48 прочитайте правило.

- Как будут называться слова, которые не обозначают животных и человека? -- - Прочитайте правило в учебнике на стр.50. Сделайте вывод.

Отвечают на вопросы.

- Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?, называются именами существительными.

- Называют явления природы, животных, растения и т.д.

- Ученик выходит к доске и убирает из предложенного списка слова не являющиеся именами существительными: спит, морозный, глубокий. Обосновывают свой выбор.

- Слова можно разделить на 2 группы:

- Учащиеся делят слова на 2 группы:

1 группа: слова отвечают на вопрос кто? (медведь, Никита, воробей)

2 группа: слова отвечают на вопрос что? (иней, берёза, горка)

- Обозначают людей и животных.

- Учащиеся открывают учебник, читают правило. Делают вывод.

- Вывод: слова обозначающих живых существ (людей и животных) – это одушевлённые имена существительные.

- Учащиеся открывают учебник с.50, читают правило. Делают вывод.

- Вывод: слова, которые не обозначают людей и животных – это неодушевлённые имена существительные.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено по теме…., осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: опредение собственных знаний и не знаний, умение слушать других.

5. Целеполагание и планирование деятельности на уроке.

Мотивация.

6. Изучение нового материала.

Фронтальная беседа.

Определить цель урока.

Задачи, формы контроля.

Это материал новый.

Посмотрите на нашу лесенку успеха.

-Что вы уже знаете об именах существительных?

-Что нужно узнать и чему научиться, чтобы наш человечек добрался наверх?

- Какие задачи поставим перед собой?

- А зачем надо знать данные имена существительные?

- Где пригодится нам эти знания?

- Вам понятны задачи урока?

- Первая задача определить на какие вопросы отвечают.

- Вы можете сразу сказать на какие вопросы отвечают данные имена существительные?

 

- Молодцы!

Я вам предлагаю задание.

У вас на листочках 2 предложения. Запишите в тетрадь 1 ряд предложение с одушевлённым именем существительным.

2 ряд- с неодушевлённым именем существительным.

На листочке предложения:

1) Ударили сильные морозы.

2) Ребята развесили кормушки.

- Контроль выполнения задания.

- Какие предложения выписал 1 ряд, 2ряд?

- Сделайте вывод.

- Молодцы!

- Зачем делают кормушки для птиц зимой?

- Поднимите руки, кто подкармливает птиц?

Беседа: Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Поэтому мы должны помогать птицам зимой .

Коллективно участвуют в целеполагании и планировании деятельности на уроке.

Ставят цель урока.

Изучить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Ставят задачи урока.

1. Знать на какие вопросы отвечают данные имена существительные.

2. Уметь объяснять признаки.

3. Уметь находить, применять в предложении.

- Учащиеся высказывают свои ответы.

- Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто, а неодушевлённые имена существительные на вопрос что.

- Выполняют задание на листочках.

1 вариант выписывает предложение:

Ребята развесили кормушки.

1 вариант выписывает предложения:

Ударили сильные морозы.

Контроль: учащиеся 1 и 2 варианта называют записанные предложения.

- Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто, а неодушевлённые имена существительные на вопрос что.

- Учащиеся активно участвуют в беседе.

- Подготовленный ученик читает стихотворение:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Личностные УУД: соотнесение поступков и событий с принятыми этическими принципами, выделение нравственных аспектов поведения.

         
 

Физкультминутка.

На лужайке над ромашкой

Жук летал в цветной рубашке

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками жружу.

Выполняют движения под музыку.

 

7.Закрепление

1.

Игра «Размышляйка».

 

Отгадайте загадки.

Запорошила дорожки,

Разукрасила дорожки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(появляется картинка зима)

Это кружевце летало,

Село на нос и пропало.

(появляется картинка снежинка)

Мои ушки на макушке:

Длинные, большие,

Чтоб лису услышать мог

Даже не в тиши я.

(появляется картинка Заяц)

- Посмотрите на доску на картинки – отгадки.

- Какие имена существительные являются одушевлёнными, какие неодушевлёнными?

Отгадывают загадки,

- Смотрят на картинку на доске и определяют одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

- Обосновывают свой выбор.

Познавательные УУД: умение отгадывать загадки, определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

2.

 

Я вам предлагаю творческое задание: составьте к данной иллюстрации по 2 предложения используя одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.(Учащимся предлагаются дифференцированные карточки с разным уровнем сложности)

1 уровень – составьте предложения по картинке используя опорные слова.

2 уровень – составьте предложения по картинке.

- Через 3 мин. Мы проверим.

- Заслушивание предложений.

- Давайте оценим, если предложения понравились- похлопайте в ладоши (хлопаем в ладоши)

- Какие имена существительные вы использовали в своих предложениях? На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные, неодушевлённые имена существительные,

- Какие признаки вы узнали?

- Ребята, вы хорошо справились с творческим заданием.

-Для чего мы используем в речи имена существительные? (возвращение к записанным предложениям)

Эксперимент. Закройте имена существительные. Что изменилось в предложении? Понятен ли вам смысл?

-учащиеся зачитывают предложения.

-оценивают работу товарищей.

-проводят эксперимент и делают вывод: имена существительные помогают

понять о ком или о чем рассказывает автор

Регулятивные УУД: в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные УУД: умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью.

Личностные УУД: умение работать индивидуально, оценивать других.

7.Итоговый контроль

 

- Выполните задание на листочках.

- Выберите правильный ответ.

Задание.

1. Определи строку, где записаны имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?

а) машина , стол;

б) поезд ,лес;

в) девочка, медведь;

г) дерево ,мост.

2.Укажите в предложении одушевлённое существительное:

Марина поливает в саду цветы.

а) цветы;

б) поливает:

в) Марина;

г) в саду.   

3. На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?

а)  где?

б) что?

в) кто?

г) какой?                             

Контроль: поменяйтесь листочками, сверьте ответы на доске.

- Выполняют задания на листочках.

- Выбирают правильный ответ.

- Проверяют выполненное задание, оценивают.

Личностные УУД: умение работать индивидуально, оценивать других

8. Рефлексия.

Понимание собственного продвижения в освоении новой темы.

- Что изменилось в ваших знаниях?

- Какие новые умения вы усвоили на уроке?

- Закончите предложения:

«Я узнал (ла)….»

«Я умею…»

«Я смогу…»

- Выберите картинку соответствующую вашему настроению на доске.

- Молодцы! Спасибо за урок!!

Дети продолжают предложения.

Выходят и показывают своё настроение картинкой.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: умение показать своё настроение при помощи знаково – символических средств.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации