Технологическая карта урока русского языка «Письмо букв Д, д» (1 класс)
Технологическая карта урока
Ф.И.О педагога: Санникова Юлия Олеговна Должность: Учитель начальных классов
Полное название ОО: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики «Школа №47 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Предмет: русский язык Класс: 1 «А» Учебник (УМК, программа): «Школа России», прописи В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова.
Тема урока: Письмо букв Дд
Тип урока: комбинированный
Оборудование: телевизор, ноутбук, мультфильм, сигнальные карточки «смайлики», изображения прописной и заглавной букв «д», картинка с изображением водолаза, опорные карточки с письменными буквами.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:
В классе 12 учеников (6 девочек, 6 мальчиков). Из них 5 детей с инвалидностью (двое из них с расстройством аутистического спектра), двое не посещали детский сад, 2 опекаемых. Возраст обучающихся 7-8 лет. Большинство обучающихся не готовы к школе. Уровень развития ВПФ ниже возрастных норм. Дети неусидчивые, невнимательные, не проявляют на уроках познавательную активность, характерно преобладание игровых мотивов и слабость учебной мотивации, недостаточный уровень развития памяти (особенно опосредованной), внимания, восприятия, абстрактно-логических форм мышления, слабость произвольной деятельности. У всех обучающихся выявлено нарушение звукопроизношения. Речь бедна, невнятная, малопонятна для окружающих, интонационно маловыразительна, ограничена бытовым уровнем, допускают «проглатывания», не проговаривания, повторения лишних звуков. Недостаточно развиты фонематические и лексико-грамматические средства языка; для учащихся характерны специфические отклонения в развитии эмоциональной и коммуникативной сфер. У одного обучающегося с расстройством аутистического спектра речь состоит из нескольких заученных слов и повторением за взрослыми. На уроках дети часто отвечают, не задумываясь, не выслушав до конца, некоторые с трудом дожидаются своей очереди, выкрикивают.
6 детей обучаются в нашей школе с дифференциально-диагностической целью.
На данный момент у обучающихся проходит период адаптации. Кроме этого один опекаемый ребёнок привыкает к жизни в семье.
Коллектив класса ещё не сформирован. Коллективно-общественные отношения в классе сильно подвержены влиянию взрослых.
Цель: Создать условия для формирования умения писать строчную букву «д» в соединении с другими буквами.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия |
Предметные УУД | Формирование интереса к изучению русского (родного) языка; демонстрировать понимание звукобуквенных соотношений; писать строчную букву «д» по образцу, по алгоритму, без искажений; выработать связное и ритмичное написание букв и слова на строке; контролировать свою работу; образовывать формы слов по знакомым моделям, контролировать этапы своей работы; выполнять звуко-буквенный анализ (графическая схема); |
Метапредметные УУД | Формирование умения планировать, учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий на уровне, соответствующим индивидуальным возможностям; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных задач, формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; |
Личностные УУД | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, овладение принятыми ритуалами социального взаимодействия; развитие навыков сотрудничества со взрослыми по принципу «делай, как я» при овладении алгоритмом написания буквы; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность педагога. | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
1.Организационно-мотивационный. 2 мин | Мотивировать учащихся к учебной деятельности. | Словесный – рассказ, беседа. Наглядный – показ. | Фронтальная, индивидуальная. | -Все профессии важны, -Ребята как вы понимаете такое предложение: Все профессии важны, все профессии нужны»? -А какие профессии вы знаете? -К нам сегодня пришел гость – водолаз (наглядность). Об этой профессии мы с вами узнаем позже. -Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку: на столах должны лежать пропись, пенал. | -Настраиваются на урок, слушают учителя. -высказывают свое предположение. -отвечают на вопрос учителя, основываясь на знания по изученным ранее темам. -Проверяют готовность к уроку (показывают предметы руками). | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности овладение принятыми ритуалами социального взаимодействия Метапредметные: Предметные: |
2.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. | Проверить знания о букве «д». Подвести к теме. Замотивировать на изучение новой темы. | Словесный – беседа, объяснение, рассказ. Наглядный – показ печатной буквы «д». Практический –пальчиковая гимнастика. | Фронтальная, индивидуальная. | -Какой у нас урок? -Что мы делаем на этом уроке? -Правильно, но прежде чем начать писать, нам нужно помассировать и размять пальцы, чтобы подготовить их к работе. -Мы капусту рубим, рубим (рубим ладошками) Мы капусту трем, трем (кулачки трут друг друга) Мы капусту солим, солим (солим щепоткой) Мы капусту мнем, мнем (пальчики сжимаем и разжимаем) В баночку кладем и пробуем. -Теперь наши пальчики подготовлены к работе, и они будут стараться писать красиво и аккуратно. -Какую буквы вы сегодня изучали на уроке чтения? -Правильно это буква «д». (Вывешиваю печатную букву на доску). -Сейчас я вам прочитаю стихотворение, внимательно послушайте и скажите, какие слова на букву «д» вы услышали. Буква Д в числе согласных И, конечно, ненапрасно! Не было б без Д деревьев, Декабря, дождей, деревни, Добрых душ, детей и детства. Буква Д, тебя приветствуем. - Какие слова на букву «д» вы услышали? -Назовите звуки, которые обозначает эта буква. -Дайте характеристику звуку [д], [д']. -Чем отличается звук от буквы? -Правильно молодцы! -Кто догадался, какую букву сегодня на уроке мы будем учится писать? | -Отвечают на вопросы учителя -Выполняют пальчиковую гимнастику -Отвечают на вопросы, основываясь на знания по ранее изученным темам. -Слушают учителя. -Отвечают на вопросы. -Высказывают свои предположения. | Предметные: формирование интереса к изучению русского (родного) языка; демонстрировать понимание звукобуквенных соотношений Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, Метапредметные: формирование умения планировать, учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения; |
| ||||||
3.Постановка цели и задач урока. | Обозначить учебные задачи на урок. | Словесный- беседа, объяснение | Фронтальная, индивидуальная. | -Кто догадался, какую букву мы должны научиться писать сегодня на уроке? -Правильно, сегодня будем учиться писать строчную букву д в соединении с другими буквами. | -Высказывают свои предположения. | Метапредметные: формирование умения планировать, учебные действия в соответствии с поставленной задачей; овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения Предметные: формирование интереса к изучению русского (родного) языка; |
4.Открытие новых знаний. | Формирование умения писать строчную букву «д» | Словесный- беседа, объяснение, рассказ. Наглядный – письменная буква «д», алгоритм написания строчной буквы «д». Практический-работа в прописях. | Фронтальная, индивидуальная | -На доске у нас буква д, но она печатная. Мы свами будем учиться писать так. (вывешивается на доску письменная буква). -Посмотрите на письменную и печатную буквы и скажите, чем они отличаются? -На какую букву походит буква д? -Давайте посмотрим, из каких элементов состоит письменная строчная буква д. Откройте прописи на странице 16. -Из каких элементов состоит строчная буква д? -В каких письменных буквах встречались такие элементы? (показ на опорных карточках) -Обведите эти элементы. -Сейчас я вам покажу, как пишутся эти элементы в соединении, а вы внимательно смотрите. Алгоритм написания: начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведем руку вверх, закругляя чуть вправо и доводим до верхней линии рабочей строки. Затем ведем вниз округлую линию до нижней линии рабочей строки, поднимаемся вверх вправо до начала письма. Начинаем писать второй элемент буквы д-линия с петлей внизу. Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем вниз, доводим до добавочной линии и делаем петлю, закругляем линию влево вверх. Петля пересекается на нижней линии рабочей строки. - Взяли ручки, пропишем букву в воздухе (я показываю, повернувшись спиной). - Сели красиво, спинки ровно, тетрадь должна лежать наклонно. Стараемся писать аккуратно. -Найдите первую строку, где написана строчная буква «д» и обведите букву напечатанную бледным шрифтом. -Пропишите эту букву столько раз, сколько раз наш водолаз нырнет в воду (прописывают еще 6 раз) -Найдите самую красивую букву и подчеркните ее простым карандашом. Мне бы очень хотелось, чтобы у вас эта буква всегда была такой же красивой. -Теперь напишем эту букву в соединении с другими буквами. -В соединении, с какими буквами мы ее пропишем? -Прочитаем первый слог. Желательно добавить анализ - наблюдение твёрдости, мягкости согласных в слогах -Пропишем первое соединение, посмотрите внимательно, как я пишу: Пишу букву «д» и нижним соединением пишу букву а. -Пропишите соединение этих букв один раз. -Следующее соединение букв «д» и «у»: пишу букву д, веду руку вверх и верхним соединением пишу букву у. -Прописываем соединение этих букв, в прописи один раз. -Следующее соединение букв «д» и «о»: пишу букву «д» и нижним соединением пишу букву «о». -Пропишите это соединение в прописи один раз. -Следующее соединение букв «д» и «е»: пишу букву д и веду вверх руку до середины рабочей строки и пишу букву «е». -Прописываем это соединение в прописи 1 раз. -Теперь найдите самое красивое соединение и подчеркните простым карандашом. Я бы хотела, чтобы у вас всегда получалось так же аккуратно и красиво. -Давайте сейчас встанем и отдохнем. Раз - на цыпочки подняться. Надо всем, друзья, размяться. Два – нагнуться до земли. И не раз, а раза три. Три – руками помахали. Наши рученьки устали. На четыре – руки в боки Дружно делаем поскоки. Пять - присели раза два. Шесть за парты сесть пора. | -рассматривают письменную букву «д». -Высказывают свои предположения. -Рассматривают элементы буквы «д». -Высказывают свои предположения. -Обводят элементы буквы «д». -Смотрят алгоритм правильного написания буквы «д». -Прописывают в воздухе букву «д». -Садятся правильно. -Обводят строчную букву «д». -Прописывают букву 6 раз. -Выбирают самую красивую букву. -Отвечают на вопросы. -Прописывают букву «д» в соединении с буквой «а». -Прописывают букву «д» в соединении с буквой «у». -Прописывают букву «д» в соединении с буквой «о». --Прописывают букву «д» в соединении с буквой «е». -Подчеркивают самую красивую букву. -Выполняют физкульминутку. | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми по принципу «делай, как я» при овладении алгоритмом написания буквы Метапредметные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий Предметные: Формирование интереса к изучению русского (родного) языка; писать строчную букву д по образцу, алгоритму, выработать связное и ритмичное написание букв на строке, писать по образцу без искажений; контролировать свою работу; |
5.Закрепление. 7 мин | Закрепить полученные знания | Словестный-беседа, объяснение; Наглядный –показ; Практический | Фронтальная, индивидуальная. | -Найдите на 3-4 строчках слова и прочитайте про себя. -Кто прочитает вслух первое слово? -Дом много или один? -Подходит ли схема к этому слову? -А как скажем, если много домов? -Правильно (на доске вывешиваются 2 слова «дом», «дома». -Посмотрите подходит ли схема к слову «дома». -Сколько слогов в слове дома? -Почему? -Как узнали? -Сколько гласных должно быть в слове, к которому дана схема? Из каких слияний состоит это слово? -Значит, каким цветом нужно закрасить слияния? Закрасьте слияния. -Какое соединение в этом слове между буква д и о? - Какое соединение в этом слове между буква о и м? Какое соединение в этом слове между буква «м» и «а»? -Сейчас я вам покажу, как писать слово «дома»: начинаем писать букву д сверху, чуть ниже верхней линии рабочей строки. Пишу букву д и нижним соединением пишу букву о не отрываясь, ведем руку вниз и нижним соединением пишем не отрываясь букву «м», далее нижним соединением пишем букву «а». - Кто прочитает вслух второе слово? -Сады много или один? -Подходит ли схема к этому слову? -А как скажем, если один? -Правильно (на доске вывешиваются 2 слова «сады», «сад». Можно добавить сравнение звучания /д/ в словах, т.е. про парные звонкие и глухие согласные. -Посмотрите подходит ли схема к слову «сад». -Сколько слогов в слове сад? -Почему? -Как узнали? -Сколько гласных должно быть в слове, к которому дана схема? Из каких слияний состоит это слово? -Значит, каким цветом нужно закрасить слияния? Закрасьте слияния. -Какое соединение в этом слове между буква с и а? - Какое соединение в этом слове между буква а и д? -Сейчас я вам покажу, как писать слово «сад» начинаем писать букву с сверху, чуть ниже верхней линии рабочей строки. Пишу букву с и нижним соединением пишу букву а не отрываясь, ведем руку вниз и верхним соединением пишем не отрываясь букву д. -А что же росло возле дома, вы узнаете, отгадав загадку: Крепок, строен и силен, Ведь владыка леса он. Он для нас живой свидетель В лету канувший столетий. Из него добротен сруб. Угадали? Это…(Дуб). -Правильно, это дуб. -Посмотрите, подходит ли это слово к схеме? -Сейчас я покажу, как писать слово «дуб»: Начинаем писать букву д сверху, чуть ниже верхней линии рабочей строки. Пишу букву д и верхним соединением пишу букву у, не отрываясь, верхним соединением пишу букву б. -Запишите это слово рядом со схемой один раз. -У нас сегодня в гостях водолаз, давайте узнаем, кто это такой и чем занимается. Дан ребус, как мы его решим? -Какое слово получилось? -Кто догадался, чем занимается водолаз? -Правильно. Давайте запишем это слово. -Давайте посмотрим мультфильм про водолаза. -Что про водолаза нового узнали из мультфильма? -Молодцы. -На какой вопрос нам нужно было ответить? -А как запишем полным предложением? -Правильно, давайте запишем это предложение. | -Находят и читают слова про себя. -Один человек читает первое слово вслух. -Образовывают формы слова. -Анализируют схему слова. -Проверяют сколько слогов с в слове, доказывают. -Закрашивают слияния. -Проговаривают соединения. -Рассматривают алгоритм правильного написания слова «дом». -Образовывают формы слова. -Один ученик читает второе слово. -Образовывают формы слова. -Анализируют схему слова. -Проверяют сколько слогов в слове, доказывают. -Раскрашивают слияния. -Проговаривают соединения. -Рассматривают алгоритм правильного написания слова «сад». -Разгадывают загадку. -Рассматривают алгоритм правильного написания слова «дуб». -Прописывают слово. -Разгадывают ребус. -Высказывают свои предположения -Смотрят мультфильм про водолаза. -Записывают предложение. | Личностные: владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных задач, формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; овладение логическими действиями сравнения, анализа, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; Предметные: Формирование интереса к изучению русского (родного) языка; писать строчную букву д, выработать связное и ритмичное написание букв и слов на строке, писать по образцу без искажений; образовывать формы слов по знакомым моделям, контролировать этапы своей работы; выполнять звуко-буквенный анализ (графическая схема) |
6. Итог урока. Рефлексия. | Провести рефлексию и подвести итог урока. | Словестный-беседа, объяснение. | Фронтальная индивидуальная. | -Что нового мы сегодня узнали на уроке? -Из скольких элементов состоит строчная буква д? -Молодцы! -Оцените свою работу на уроке смайликом, если у вас все получилось поднимите веселый смайлик, если возникли сложности – грустный. -Спасибо за урок! | -Отвечают на вопросы -Оценивают свою работу при помощи сигнальных карточек. | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося Метапредметные: овладение логическими действиями обобщения на уровне, соответствующим индивидуальным возможностям, формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Предметные: Формирование интереса к изучению русского (родного) языка; |
Дата: 09.12.2020г. Подпись педагога: