12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Семененко Анна Андреевна38

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Степановская средняя общеобразовательная школа»

Тема урока: Образование почвы.

Тип урока: Урок изучения новых знаний

Дидактическая цель: сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах.

Задачи:

Формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.

учиться исследовательской деятельности;

Развитие логического мышления, воображения, наблюдательности; расширение словарного запаса учащихся; формирование умения работать с документами и текстом учебника, умения обобщать и делать выводы.

Воспитание интерес к окружающему миру, к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Формируемые УУД:

личностные: формирование норм нравственного-эстетического поведения в разных формах работы

метапредметные: - формирование умения слушать и слышать учителя (одноклассников);

- умение работать с различными источниками информации;

- формирование навыка делового сотрудничества, само – и взаимоконтроля;

- способствовать когнитивному развитию

предметные: выяснить основные свойства почвы, узнать о преобладающих почвах родного края;

Основные методы:

по виду источника информации:

словесные (объяснение, беседа с учащимися, пересказ учащихся);

наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

по виду учебной деятельности:

проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

самостоятельный, практический, стимулирования, контроля-самоконтроля

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная

система контроля:

-контроль учителя

-самоконтроль

-взаимоконтроль

Средства обучения: учебник Окружающий мир, автор: А.А. Плешаков, Мультимедийная установка, компьютеры, презентация, раздаточный материал (см. приложение), практическое оборудование и материал для опытов (почва, лупа, вода, салфетки, одноразовая посуда), цифровые микроскопы.

Используемые источники

1. https://урок.рф/.../stihi_dlya_provedeniya__organizatcionnih_momentov__na_18442

2. Максимова Т. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс – М.: ВАКО, 2015.

         3. nenuda.ru/почва-ее-состав-и-свойства-3-класс-умк-г...ония-цели-образ.html

Основные этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Подготовка учащихся к работе на уроке.

3. Сообщение целей и задачей урока .

4. Изучение нового материала

5. Применение здоровьесберегающих технологий.

6. Учебные действия по реализации плана.

7. Подведение итогов.

8. Рефлексия.

Развитие мотивации происходит с помощью создания проблемной ситуации при решении творческих задач.

Воспитание практической самостоятельности ( проведение элементов исследовательской работы с изучаемой темой)

Методы обучения на уроке:

Словесные ( слово учителя), наглядные (модели и презентации), творческие, практические и проблемно- поисковые, самостоятельная работа в «при работе с учебником», методы стимулирования и письменного контроля ( оценки).

Межпредметные связи: русский язык.

По типу: урок комбинированный, т. к. четко выделяются его части: организационный момент, повторение, постановка целей, практическое применение знаний, поведение итогов.

Здоровьесберегающие технологии на уроке:

Соблюдение гигиенических требований к кабинету (чистота, свежий воздух); благоприятный эмоциональный настрой; смена деятельности; умение разрядить обстановку ( шутка, смех).

 

                                                              Ход урока

1)Организационный момент. (2 мин)

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Андреевна.

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя,

Но если с учебой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье!

2)Этап целеполагания. (7 мин.)

Посмотрите, у меня сегодня есть кое-что для вас в мешочке. Чтобы узнать, что это, отгадайте мою загадку.

Самый верхний слой земельный

В нем растут трава, деревья

Плодородием обладает

Как её все называют? Земля, почва.

Все ваши ответы верны. Но, лексических значений слова «земля» несколько. Земля это – планета, поверхность. А как по-другому землю еще называют землю?

Сейчас мы определим, что вы знаете о почве, а что не знаете или знаете мало.

– Заполните таблицу по признаку знаю/не знаю (приложение 1) Работаем в первом столбике.

Как вы думаете, что нового вы узнаете о почве?

3)Актуализация знаний. (3 мин.)

Сегодня, вы узнаете состав почвы и её свойства, как она образуется.

Ой, что это? Еще один мешочек. Откуда он? Дайка я посмотрю, а что в нем? (Высыпаю рядом с черноземом песок.) Тоже почва.

Что заметили?(Почва имеет разный цвет.)

А как вы думаете, какая из этих почв лучше? Почему? (Спор)

Предлагаю это проверить.

4)"Открытие" нового знания. (14 мин.)

Теперь каждая группа получает виды этих почв, рассматривает под микроскопом и даёт ответ.

Почему, почвы разного цвета и какая из этих почв лучше? (Ответы учащихся).

   Оказывается, ребята, в тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – Что это за свойство? Плодородие. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

- А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?

Учитель: Итак, почва черного цвета — это чернозём. Чернозёмные почвы богаты перегноем. Он придаёт им очень тёмный цвет или даже совсем чёрный цвет. Эти почвы самые плодородные.

А вы ребята знаете, как вообще образуется почва?

   На партах у вас лежат картинки ваша задача поставить их в очерёдность, чтобы можно было по ним составить рассказ, как образуется почва. Помощником вам будет служить учебник стр.31-32. На работу 4 мин. Кто уже готов ответить.

А сейчас я предлагаю посмотреть видео фрагмент, и свериться.

Вот мы и ответили еще на один вопрос урока.

5) Физкультминутка. (2 мин.)

Сейчас, я проверю, насколько вы внимательны. Игра на внимание.

   Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – топаете ногами.

Осина, апельсин, черника, брусника, сосна, сирень, ель, берёза, эвкалипт, морошка, клевер, подорожник, персик, груша, лиана, клюква, кедр.

6)Учебные действия по реализации плана. (17 мин.)

А как вы думаете, живет кто-нибудь в почве? Кого вы там видели?

Какую роль играют животные в образовании почвы? Подумайте.

    Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви приносят в свои норы огромное количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают их в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем.

Скажите, существует ли связь между растениями и животными почвы?

Давайте обратимся к учебнику на странице 34.

Как называется эта связь (Пищевая цепь, цепь питания)

Что является первым звеном этой цепи. (Приложение 2)

Корни растений – личинка мух – мышь

Растительные остатки – дождевой червь – крот

Корни клевера – личинка майского жука – крот

Работа в командах. Составьте теперь свою цепь питания.1-2 мин

Озвучивайте. Какая цепь получилась?

7) Подведение итогов (7 мин.)

Возьмите ваши листы «знаю - не знаю», и заполните третий столбик.

Почва – верхний плодородный слой земли. Ещё в старые времена наши праотцы называли землю кормилицей – матушкой. Они брали с собой в далёкие путешествия, потому что считали, что она придаст силы и поможет во всем в чужих краях. Народ всегда бережно относился к земле. Складывали о ней стихи, песни и пословицы.

Перед вами слова, ваша задача собрать пословицу о почве. Объяснить ее значение.

Земля кормит людей, как мать детей.

Составить схему-кластер к слову почва

Необходимо выбрать нужные слова.

Лист оценивания

8) Рефлексия. (3 мин.)

Посмотрите, какая у нас безжизненная картина. Оживите её растениями: если у вас на уроке всё получилось, всё понятно – тогда посадите цветы, а если что-то осталось не понятно – посадите куст.

Оживляете картину и возвращаетесь на своё место.

Ребята, красивая у нас поляна получилась?

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

Урок закончен!

 

 

Приложение 1

Ф.И.О____________________________

Вопросы

ЗНАЮ - НЕ ЗНАЮ

В начале

В конце

Кому нужна почва?

   

Как образуется почва?

   

Каким свойством обладает?

   

Из чего состоит почва?

   

Приложение 2

перегной

дождевой червь крот

корни растений личинка землеройка

растительные остатки дождевой червь крот

корни клевера личинка майского жука крот



 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Семененко Анна Андреевна, 03.01.18 в 10:34 0Ответить Пожаловаться
В процессе проведения урока рекомендую использовать все приложения, они делают урок ярким и незабываемым. Использовала интерактивную доску Smart Board.

Отредактировано 03-01-2018 10:35

Пластинина Галина Григорьевна, 18.01.18 в 20:19 1Ответить Пожаловаться
Анна Андреевна, у вас нет презентации. По ссылкам вышла не нашла.
Кадырова Ольга Игоревна, 18.01.18 в 21:26 1Ответить Пожаловаться
Я тоже ничего не нашла...
Сафронова Елена Леонидовна, 22.01.18 в 13:52 1Ответить Пожаловаться
по 3 ссылке выхожу на сайт с разработкой урока "Почва", но кто автор, не поняла?
Сафронова Елена Леонидовна, 22.01.18 в 13:53 1Ответить Пожаловаться
а презентации не нашла
Семененко Анна Андреевна, 27.01.18 в 17:00 0Ответить Пожаловаться
Попробую ещё раз разместить
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.