Урок окружающего мира в 3 классе «Образование почвы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Степановская средняя общеобразовательная школа»
Тема урока: Образование почвы.
Тип урока: Урок изучения новых знаний
Дидактическая цель: сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах.
Задачи:
Формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.
учиться исследовательской деятельности;
Развитие логического мышления, воображения, наблюдательности; расширение словарного запаса учащихся; формирование умения работать с документами и текстом учебника, умения обобщать и делать выводы.
Воспитание интерес к окружающему миру, к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
Формируемые УУД:
личностные: формирование норм нравственного-эстетического поведения в разных формах работы
метапредметные: - формирование умения слушать и слышать учителя (одноклассников);
- умение работать с различными источниками информации;
- формирование навыка делового сотрудничества, само – и взаимоконтроля;
- способствовать когнитивному развитию
предметные: выяснить основные свойства почвы, узнать о преобладающих почвах родного края;
Основные методы:
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися, пересказ учащихся);
наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
самостоятельный, практический, стимулирования, контроля-самоконтроля
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная
система контроля:
-контроль учителя
-самоконтроль
-взаимоконтроль
Средства обучения: учебник Окружающий мир, автор: А.А. Плешаков, Мультимедийная установка, компьютеры, презентация, раздаточный материал (см. приложение), практическое оборудование и материал для опытов (почва, лупа, вода, салфетки, одноразовая посуда), цифровые микроскопы.
Используемые источники
1. https://урок.рф/.../stihi_dlya_provedeniya__organizatcionnih_momentov__na_18442
2. Максимова Т. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс – М.: ВАКО, 2015.
3. nenuda.ru/почва-ее-состав-и-свойства-3-класс-умк-г...ония-цели-образ.html
Основные этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Подготовка учащихся к работе на уроке.
3. Сообщение целей и задачей урока .
4. Изучение нового материала
5. Применение здоровьесберегающих технологий.
6. Учебные действия по реализации плана.
7. Подведение итогов.
8. Рефлексия.
Развитие мотивации происходит с помощью создания проблемной ситуации при решении творческих задач.
Воспитание практической самостоятельности ( проведение элементов исследовательской работы с изучаемой темой)
Методы обучения на уроке:
Словесные ( слово учителя), наглядные (модели и презентации), творческие, практические и проблемно- поисковые, самостоятельная работа в «при работе с учебником», методы стимулирования и письменного контроля ( оценки).
Межпредметные связи: русский язык.
По типу: урок комбинированный, т. к. четко выделяются его части: организационный момент, повторение, постановка целей, практическое применение знаний, поведение итогов.
Здоровьесберегающие технологии на уроке:
Соблюдение гигиенических требований к кабинету (чистота, свежий воздух); благоприятный эмоциональный настрой; смена деятельности; умение разрядить обстановку ( шутка, смех).
Ход урока
1)Организационный момент. (2 мин)
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Андреевна.
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя,
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
2)Этап целеполагания. (7 мин.)
Посмотрите, у меня сегодня есть кое-что для вас в мешочке. Чтобы узнать, что это, отгадайте мою загадку.
Самый верхний слой земельный
В нем растут трава, деревья
Плодородием обладает
Как её все называют? Земля, почва.
Все ваши ответы верны. Но, лексических значений слова «земля» несколько. Земля это – планета, поверхность. А как по-другому землю еще называют землю?
Сейчас мы определим, что вы знаете о почве, а что не знаете или знаете мало.
– Заполните таблицу по признаку знаю/не знаю (приложение 1) Работаем в первом столбике.
Как вы думаете, что нового вы узнаете о почве?
3)Актуализация знаний. (3 мин.)
Сегодня, вы узнаете состав почвы и её свойства, как она образуется.
Ой, что это? Еще один мешочек. Откуда он? Дайка я посмотрю, а что в нем? (Высыпаю рядом с черноземом песок.) Тоже почва.
Что заметили?(Почва имеет разный цвет.)
А как вы думаете, какая из этих почв лучше? Почему? (Спор)
Предлагаю это проверить.
4)"Открытие" нового знания. (14 мин.)
Теперь каждая группа получает виды этих почв, рассматривает под микроскопом и даёт ответ.
Почему, почвы разного цвета и какая из этих почв лучше? (Ответы учащихся).
Оказывается, ребята, в тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – Что это за свойство? Плодородие. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.
- А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?
Учитель: Итак, почва черного цвета — это чернозём. Чернозёмные почвы богаты перегноем. Он придаёт им очень тёмный цвет или даже совсем чёрный цвет. Эти почвы самые плодородные.
А вы ребята знаете, как вообще образуется почва?
На партах у вас лежат картинки ваша задача поставить их в очерёдность, чтобы можно было по ним составить рассказ, как образуется почва. Помощником вам будет служить учебник стр.31-32. На работу 4 мин. Кто уже готов ответить.
А сейчас я предлагаю посмотреть видео фрагмент, и свериться.
Вот мы и ответили еще на один вопрос урока.
5) Физкультминутка. (2 мин.)
Сейчас, я проверю, насколько вы внимательны. Игра на внимание.
Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – топаете ногами.
Осина, апельсин, черника, брусника, сосна, сирень, ель, берёза, эвкалипт, морошка, клевер, подорожник, персик, груша, лиана, клюква, кедр.
6)Учебные действия по реализации плана. (17 мин.)
А как вы думаете, живет кто-нибудь в почве? Кого вы там видели?
Какую роль играют животные в образовании почвы? Подумайте.
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви приносят в свои норы огромное количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают их в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем.
Скажите, существует ли связь между растениями и животными почвы?
Давайте обратимся к учебнику на странице 34.
Как называется эта связь (Пищевая цепь, цепь питания)
Что является первым звеном этой цепи. (Приложение 2)
Корни растений – личинка мух – мышь
Растительные остатки – дождевой червь – крот
Корни клевера – личинка майского жука – крот
Работа в командах. Составьте теперь свою цепь питания.1-2 мин
Озвучивайте. Какая цепь получилась?
7) Подведение итогов (7 мин.)
Возьмите ваши листы «знаю - не знаю», и заполните третий столбик.
Почва – верхний плодородный слой земли. Ещё в старые времена наши праотцы называли землю кормилицей – матушкой. Они брали с собой в далёкие путешествия, потому что считали, что она придаст силы и поможет во всем в чужих краях. Народ всегда бережно относился к земле. Складывали о ней стихи, песни и пословицы.
Перед вами слова, ваша задача собрать пословицу о почве. Объяснить ее значение.
Земля кормит людей, как мать детей.
Составить схему-кластер к слову почва
Необходимо выбрать нужные слова.
Лист оценивания
8) Рефлексия. (3 мин.)
Посмотрите, какая у нас безжизненная картина. Оживите её растениями: если у вас на уроке всё получилось, всё понятно – тогда посадите цветы, а если что-то осталось не понятно – посадите куст.
Оживляете картину и возвращаетесь на своё место.
Ребята, красивая у нас поляна получилась?
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
Урок закончен!
Приложение 1
Ф.И.О____________________________
Вопросы |
ЗНАЮ - НЕ ЗНАЮ |
|
В начале |
В конце |
|
Кому нужна почва? |
||
Как образуется почва? |
||
Каким свойством обладает? |
||
Из чего состоит почва? |
Приложение 2
перегной
дождевой червь крот
корни растений личинка землеройка
растительные остатки дождевой червь крот
корни клевера личинка майского жука крот
Семененко Анна Андреевна
Пластинина Галина Григорьевна
Кадырова Ольга Игоревна
Сафронова Елена Леонидовна
Сафронова Елена Леонидовна
Семененко Анна Андреевна