12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Семененко Анна Андреевна38 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок «Образование почвы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Степановская средняя общеобразовательная школа»
Тема урока: Образование почвы.
Тип урока: Урок изучения новых знаний
Дидактическая цель: сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах.
Задачи:
Формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.
учиться исследовательской деятельности;
Развитие логического мышления, воображения, наблюдательности; расширение словарного запаса учащихся; формирование умения работать с документами и текстом учебника, умения обобщать и делать выводы.
Воспитание интерес к окружающему миру, к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
Формируемые УУД:
личностные: формирование норм нравственного-эстетического поведения в разных формах работы
метапредметные: - формирование умения слушать и слышать учителя (одноклассников);
- умение работать с различными источниками информации;
- формирование навыка делового сотрудничества, само – и взаимоконтроля;
- способствовать когнитивному развитию
предметные: выяснить основные свойства почвы, узнать о преобладающих почвах родного края;
Основные методы:
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися, пересказ учащихся);
наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
самостоятельный, практический, стимулирования, контроля-самоконтроля
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная
система контроля:
-контроль учителя
-самоконтроль
-взаимоконтроль
Средства обучения: учебник Окружающий мир, автор: А.А. Плешаков, Мультимедийная установка, компьютеры, презентация, раздаточный материал (см. приложение), практическое оборудование и материал для опытов (почва, лупа, вода, салфетки, одноразовая посуда), цифровые микроскопы.
Используемые источники
1. https://урок.рф/.../stihi_dlya_provedeniya__organizatcionnih_momentov__na_18442
2. Максимова Т. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс – М.: ВАКО, 2015.
3.
Основные этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Подготовка учащихся к работе на уроке.
3. Сообщение целей и задачей урока .
4. Изучение нового материала
5. Применение здоровьесберегающих технологий.
6. Учебные действия по реализации плана.
7. Подведение итогов.
8. Рефлексия.
Развитие мотивации происходит с помощью создания проблемной ситуации при решении творческих задач.
Воспитание практической самостоятельности ( проведение элементов исследовательской работы с изучаемой темой)
Методы обучения на уроке:
Словесные ( слово учителя), наглядные (модели и презентации), творческие, практические и проблемно- поисковые, самостоятельная работа в «при работе с учебником», методы стимулирования и письменного контроля ( оценки).
Межпредметные связи: русский язык.
По типу: урок комбинированный, т. к. четко выделяются его части: организационный момент, повторение, постановка целей, практическое применение знаний, поведение итогов.
Здоровьесберегающие технологии на уроке:
Соблюдение гигиенических требований к кабинету (чистота, свежий воздух); благоприятный эмоциональный настрой; смена деятельности; умение разрядить обстановку ( шутка, смех).
Ход урока
1)Организационный момент. (2 мин)
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Андреевна.
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя,
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
2)Этап целеполагания. (7 мин.)
Посмотрите, у меня сегодня есть кое-что для вас в мешочке. Чтобы узнать, что это, отгадайте мою загадку.
Самый верхний слой земельный
В нем растут трава, деревья
Плодородием обладает
Как её все называют? Земля, почва.
Все ваши ответы верны. Но, лексических значений слова «земля» несколько. Земля это – планета, поверхность. А как по-другому землю еще называют землю?
Сейчас мы определим, что вы знаете о почве, а что не знаете или знаете мало.
– Заполните таблицу по признаку знаю/не знаю (приложение 1) Работаем в первом столбике.
Как вы думаете, что нового вы узнаете о почве?
3)Актуализация знаний. (3 мин.)
Сегодня, вы узнаете состав почвы и её свойства, как она образуется.
Ой, что это? Еще один мешочек. Откуда он? Дайка я посмотрю, а что в нем? (Высыпаю рядом с черноземом песок.) Тоже почва.
Что заметили?(Почва имеет разный цвет.)
А как вы думаете, какая из этих почв лучше? Почему? (Спор)
Предлагаю это проверить.
4)"Открытие" нового знания. (14 мин.)
Теперь каждая группа получает виды этих почв, рассматривает под микроскопом и даёт ответ.
Почему, почвы разного цвета и какая из этих почв лучше? (Ответы учащихся).
Оказывается, ребята, в тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – Что это за свойство? Плодородие. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.
- А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?
Учитель: Итак, почва черного цвета — это чернозём. Чернозёмные почвы богаты перегноем. Он придаёт им очень тёмный цвет или даже совсем чёрный цвет. Эти почвы самые плодородные.
А вы ребята знаете, как вообще образуется почва?
На партах у вас лежат картинки ваша задача поставить их в очерёдность, чтобы можно было по ним составить рассказ, как образуется почва. Помощником вам будет служить учебник стр.31-32. На работу 4 мин. Кто уже готов ответить.
А сейчас я предлагаю посмотреть видео фрагмент, и свериться.
Вот мы и ответили еще на один вопрос урока.
5) Физкультминутка. (2 мин.)
Сейчас, я проверю, насколько вы внимательны. Игра на внимание.
Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – топаете ногами.
Осина, апельсин, черника, брусника, сосна, сирень, ель, берёза, эвкалипт, морошка, клевер, подорожник, персик, груша, лиана, клюква, кедр.
6)Учебные действия по реализации плана. (17 мин.)
А как вы думаете, живет кто-нибудь в почве? Кого вы там видели?
Какую роль играют животные в образовании почвы? Подумайте.
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви приносят в свои норы огромное количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают их в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем.
Скажите, существует ли связь между растениями и животными почвы?
Давайте обратимся к учебнику на странице 34.
Как называется эта связь (Пищевая цепь, цепь питания)
Что является первым звеном этой цепи. (Приложение 2)
Корни растений – личинка мух – мышь
Растительные остатки – дождевой червь – крот
Корни клевера – личинка майского жука – крот
Работа в командах. Составьте теперь свою цепь питания.1-2 мин
Озвучивайте. Какая цепь получилась?
7) Подведение итогов (7 мин.)
Возьмите ваши листы «знаю - не знаю», и заполните третий столбик.
Почва – верхний плодородный слой земли. Ещё в старые времена наши праотцы называли землю кормилицей – матушкой. Они брали с собой в далёкие путешествия, потому что считали, что она придаст силы и поможет во всем в чужих краях. Народ всегда бережно относился к земле. Складывали о ней стихи, песни и пословицы.
Перед вами слова, ваша задача собрать пословицу о почве. Объяснить ее значение.
Земля кормит людей, как мать детей.
Составить схему-кластер к слову почва
Необходимо выбрать нужные слова.
Лист оценивания
8) Рефлексия. (3 мин.)
Посмотрите, какая у нас безжизненная картина. Оживите её растениями: если у вас на уроке всё получилось, всё понятно – тогда посадите цветы, а если что-то осталось не понятно – посадите куст.
Оживляете картину и возвращаетесь на своё место.
Ребята, красивая у нас поляна получилась?
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
Урок закончен!
Приложение 1
Ф.И.О____________________________
Вопросы | ЗНАЮ - НЕ ЗНАЮ | |
В начале | В конце | |
Кому нужна почва? | ||
Как образуется почва? | ||
Каким свойством обладает? | ||
Из чего состоит почва? |
Приложение 2
перегной
дождевой червь крот
корни растений личинка землеройка
растительные остатки дождевой червь крот
корни клевера личинка майского жука крот
Комментарии (6)
сменить сортировкуОтредактировано 03-01-2018 10:35