Конспект интегрированного урока русского языка и логопедического занятия «Однокоренные слова» (3 класс)
Пояснительная записка к презентации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.П. МАРЕСЬЕВА г. Орла
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»
Учитель начальных классов Е.В. Филатова, высшая квалификационная категория; учитель-логопед Е.А. Васильева, высшая квалификационная категория.
Цель: Развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова.
Задачи:
образовательные: - уточнение представлений о признаках однокоренных слов; -совершенствование умения выделять корень в словах;
-знакомство со словами омофонами и приёмом установления эти- мологической связи между словами;
коррекционные: - развитие умения отличать родственные слова от сходных с ними по звуковому составу;
- развитие умения выделять группы однокоренных слов;
- обогащение словаря однокоренными словами;
- развитие произвольного внимания, памяти и логического мышления, способности контрольных действий;
воспитательные: - воспитание любви к природе;
- воспитание коммуникативных умений и навыков.
Оборудование: компьютер; интерактивная доска; крупные осенние листья клена, дуба, липы и березы; учебники, тетради, ручки и простые карандаши; кленовые листья со словами-омофонами; массажная дорожка; плоды каштана.
План урока.
Положительный настрой на урок (психолог).
Организационный момент (учитель).
Речевая разминка (логопед).
Чистописание (учитель).
Определение темы урока (учитель).
Распределение однокоренных слов по своим гнездам (логопед).
Динамическая пауза (учитель / логопед).
Знакомство со словами-омофонами (логопед).
Тренировочное упражнение (логопед).
Закрепление материала (самостоятельная работа учащихся по упражнению в учебнике) (учитель).
Динамическая пауза (учитель / логопед).
Закрепление материала (составление пар из слов-омофонов) (логопед).
Домашнее задание (учитель).
Итог урока (учитель).
Отражение эмоционального состояния в конце урока (психолог).
ХОД УРОКА.
Положительный настрой на урок.
Логопед: Долгожданный дан звонок
Начинается урок. .
– Здравствуйте ребята. Сегодня урок русского языка мы с Екатериной Васильевной проведем вместе. Какое у вас сейчас настроение? Посмотрите на доску и нарисуйте в тетради в правом верхнем углу смайлик, который соответствует вашему настроению. –
А теперь давайте вспомним правило речи:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело четко говорим
И тихонечко сидим.
Организационный момент.
Учитель: - Какой сегодня день недели? (среда)
- Какое сегодня число, месяц? (28 октября)
- Какое время года? (осень)
- Что происходит с растениями осенью? ( Осенью листья растений окрашиваются в разные цвета. Они падают с деревьев на дорожки и тропинки.).
Речевая разминка.
Логопед:
- Какие другие явления природы осенью вы знаете. (дожди, холод).
- Вспомним речевку о дожде, записанную на доске:
Дождик-дождик целый день
Барабанит в окна,
Дождику дождить не лень
Всюду будет мокро.
- Прочтите её про себя, шёпотом, обычным тоном.
- Какой звук часто встречался вам в этой речёвке? (звук [д])
- Дайте характеристику этому звуку. (согласный, звонкий)
- Раз он согласный, скажите, что образует преграду для воздушной струи. (язык и верхние зубы).
- Какой буквой обозначается звук [д] ? (буквой Д )
- Вспомните, кого напоминает нам строчная буква д ? (дятла).
(на доске предлагается рисунок, когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол. Буква д вписывается в силуэт дятла).
- Запишите эту букву у себя в тетради.
-Отгадайте загадку:
То рыжая, то серая,
А по названью белая.
(белка).
- Какой первый звук в отгадке. (звук [б]).
- Дайте характеристику звуку [б]. (согласный, звонкий).
- Раз он согласный, скажите, что образует преграду для воздушной струи. (губы).
- Какой буквой обозначается звук [б] ? (буквой Б)
- Вспомните, кого напоминает нам строчная буква б ?
( белку).
(на доске предлагается рисунок, где буква б сравнивается с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки.)
- Запишите эту букву в своих тетрадях.
- Давайте сравним звуки [б] и [д] по артикуляции. Чем они отличаются? (звук [б] образуют губы, а звук [д] образуют верхние зубы и язык).
- Теперь давайте сравним буквы б и д. ( у буквы б хвостик смотрит вверх, а у буквы д – вниз ).
- Некоторые дети путают строчную букву д со строчной буквой б, поэтому сейчас мы с вами потренируемся в написании этих букв.
- Расшифруйте запись:
о о о о о оо оо ооо оо ооо
Чистописание.
Учитель: - Вспомните, как красиво и правильно мы соединяем эти буквы. (показывает, затем дети расшифровывают запись).
- Отгадайте загадку: От дома начинается,
У дома и кончается.
(дорога)
- Запишите словарное слово дорога два раза. (образец записи на доске). – Сколько слогов в этом слове, какой слог ударный, в каком слоге гласную надо запомнить?
- Слово дорога начинается с буквы Д. а с буквы Б начинается словарное слово быстро. – Сколько слогов в этом слове, какой слог ударный, какую гласную надо запомнить? - Теперь запишите два раза это словарное слово в тетради..
- Настала очередь записи предложения. В одном произведении я прочитала красивое предложение. Запишите под диктовку его Дорога быстро убегает вдаль. ( в слове убегает дети находят безударную гласную и подбирают проверочное родственное слово, слово вдаль учитель пишет на доске). В этом предложении мы дорогу представляем как живую, точно в сказке. В сказках очень часто неживое превращается в живое. Хотите я расскажу вам сказку, которую вы никогда раньше не слышали?
Определение темы урока.
Учитель читает сказку:
Однажды Автор, который составлял учебник русского языка для третьеклассников, попросил прислать ему на работу слова побелка, вода, лист и гора. Но слова должны были прийти не одни, а с родственниками. И тогда побелка привела с собой слова белить и белка, вода захватила слова водяной и водить, лист взял лисенка и листик, а гора явилась с горем и горючим. Удивился Автор, когда увидел некоторых родственников, и отправил их домой.
- Почему удивился Автор? - Какие слова он отправил назад в Словарь? Почему? - Посмотрите на доску и вычеркните те слова, которые Автор отправил в Словарь?
- Запишите в строчку только родственные слова; кто сможет, придумает ещё по одному родственнику; обозначьте корень в словах.
- В словах каждой строчки одинаковый корень. Как по-другому называются эти слова? (однокоренные).
- Кто догадался, о каких словах пойдёт речь сегодня на уроке? (об однокоренных словах и корне слова).
- Какие слова называются однокоренными? (слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень).
- А что такое корень? (Корень – это общая часть родственных слов). Учитель читает правило на 56 странице учебника.
Игра «Каждому слову своё место».
Логопед: - Ребята, я приготовила для вас слова с корнем –гор- , давайте прочтем эти слова:
горе |
сгореть |
пригорать |
горный |
гореть |
горюшко |
горка |
пригорок |
пригорюнился горевать |
гористая |
горючий гора |
- Дети, понятны ли вам значения этих слов. - Перед вами стоит серьезная задача: распределите слова на три группы родственных слов. (дети стилусом на интерактивной доске распределяют слова по столбикам).
гора |
сгореть |
Горе |
горный |
пригорать |
Горюшко |
горка |
горючий |
Горевать |
пригорок |
гореть |
Пригорюнился |
гористая |
- Молодцы ребята. Скажите, пожалуйста, что помогло вам успешно распределить однокоренные слова по своим гнездам, ведь здесь так легко можно было запутаться? (правильное определение значений слов, эти слова близки по смыслу).
Вывод логопеда: Объединяя слова в группы однокоренных слов надо опираться не только на внешнее сходство в звуко-буквенном составе корня, но в большей степени, на сходство значений, т.е. на смысл слов.
Динамическая пауза.
Проводят одновременно учитель и логопед разделив детей на две группы. Одна группа грецкими орехам массирует ладони и пальцы рук. Другая группа выполняет упражнения на массажных ковриках.
Знакомство со словами омофонами. (дети садятся на места, а на доске появляются две картины) Логопед: - Ой, что это за картины появились на доске? Что делает этот мальчик? (на доске появляется запись: Фёдор пол…скал щенка.) – Как вы думаете, какая буква пропущена в этом слове а или о? Мнения разделились, я вижу у вас уверенности нет. Давайте немного порассуждаем. Что делает мальчик со щенком?
Ф
Фёдор пол…скал щенка. Мама отв…рила дверь.
Да он же его полощет, как полощут бельё. А что на самом деле он хотел сделать со щенком. Приласкать, пожалеть, погладить. Щенок любит ласку! Щенка можно поласкать! Полоскать щенка в воде нельзя! Получается, что эта картинка неправильная. Художник нарисовал её для того, чтобы мы сразу увидели разницу в значениях слов ласка и полощет.
- Давайте посмотрим на другую картину. Мама отв…рила дверь. – Что же произошло здесь. (ошибку поясняют дети самостоятельно).
-Для чего художник нарисовал эту смешную шуточную картинку? (для того чтобы мы поняли разницу в значении слов отварить и отворить).
Вот какая опасность может поджидать вас, дорогие ребята. Всё дело в том, что в русском языке есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Если не уметь различать слова по значению, то можно в корне слова сделать много ошибок.
Тренировочное упражнение.
Логопед: - У меня есть одно задание, с которым не справился ученик 3-го класса. Помогите разобраться с заданием:
Петя весело ______________ песню. |
запевал |
|
Юра _______________ молоком лекарство. |
запивал |
|
Коля ______________ на скамейке и ушёл. |
поседел |
|
Дедушка _____________ от старости. |
посидел |
(дети стилусом на доске распределяют слова по своим местам).
- Надо быть предельно внимательными к написанию слов русского языка, чтобы не было смешных нелепых ошибок.
Закрепление материала.
Самостоятельная работа учащихся по упр. №118. (Наблюдение над двумя признаками однокоренных слов).
Учитель: - Мы подбирали однокоренные слова. Продолжим работу с однокоренными словами, обращая внимание на два обязательных признака.
Работа детьми проводится по плану, записанному на доске. Учитель читает план. Дети работают в тетрадях.
План работы.
Спиши текст.
Проверь.
Найди однокоренные слова (сравни слова по смыслу и по составу).
Выдели корень.
Текст, записанный учащимися:
Место, где ты родился, твоя родина. У каждого человека есть родная деревня, город или посёлок.
- Какие слова в этом тексте являются однокоренными? (родился, родина, родная).
- Почему? (имеют общую часть, сходны по смыслу).
Динамическая пауза.
Учитель: Комплекс упражнений для глаз.
а). Закрыть глаза. Отдых 10 секунд. Открыть глаза. Повторить два раза.
б). Закрывать и открывать глаза крепко сжимая веки. Повторить пять раз. Закрыть глаза, расслабить веки, 10-15 секунд.
в). Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10-15 секунд. Открыть глаза.
Логопед: - У меня для глаз есть ещё одно интересное задание. Встаньте, найдите глазками дубовый лист, потянитесь к нему руками, теперь кленовый лист, потянитесь к нему, затем найдите лист березы, лист липы.
Игра «Найди пару».
- Сейчас я предлагаю вам не только потянуться, но и взять листики осенние в руки. На листиках написаны слова. Ваша задача найти свою пару. Секрет пары такой: слова звучат одинаково, а буквы в корне пишется ( залезать - зализать, мечи - мячи, примерять – примирять, леса - лиса, спеши - спиши).
Логопед выясняет, от каких слов произошли эти слова, и дает задание на дом: «Придумать предложение со своим словом, а Саше, Диме и Вите придумать рассказ из трех-четырех предложений».
Учитель задает домашнее задание: стр.57, упр. 121.
Итог занятия.
-1. Каковы признаки однокоренных слов?
Логопед: - Ребята, вам понравился урок? Вы устали? В правом нижнем углу своей работы нарисуйте смайлик, который отражает ваше настроение сейчас.
к уроку ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
PPT / 3.96 Мб