Конспект урока литературы в 5 классе: В. П. Астафьев «Рассказ Белогрудка»

2
0
Материал опубликован 22 October 2021

Класс: 5- А класс

Литература

Урок № 81

01.04.2021

Учитель Головко Л.П.

Тема В.П. Астафьев. Рассказ «Белогрудка».

Дидактическая цель: создание условий для осознания, осмысления рассказа.

Цель: 

- учить анализировать рассказ В.П. Астафьева «Белогрудка»;

- формировать навыки работы с текстом;

- развивать умение исследовать, сопоставлять, анализировать, высказывать свою точку зрения и отстаивать её, способствовать развитию умения слушать и слышать.

Задачи:

Образовательные:

выявить авторский замысел рассказа «Белогрудка»;

-научить детей умению видеть эстетически-нравственную сторону художественного текста через опору на тему и идею рассказа.

Развивающие:

- развивать творческое и ассоциативное мышление учащихся, воображение, устную и письменную речь;

- развивать творческие способности учащихся и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение.

Воспитательные:

- воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать;

- формировать чувство любви и бережного отношения к природе.

Тип урока: подача нового материала.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

1) формирование умения на основе анализа текста делать выводы;

2) формирование умения находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД:

1)формирование умения слушать и понимать других работы в парах;

2)формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формирование умениея оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

1) формирование умения высказывать своё предположение на основе работы по содержанию рассказа; прогнозировать дальнейшее развитие событий в произведении;

2) формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3)формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3)формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (текст рассказа, карточки)

Ход урока.

Организационный момент.

Целеполагание.

Учитель читает стихотворение Р. Рождественского.

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть, конечно.

И должно быть сердце, сердце человечье.

Ребята, как вы думаете,о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

(О природе и бережном отношении к ней).

Прекрасно.

Ребята, скажите, что чувствует человек при ударе, когда случайно прищемил палец или уколол?

Правильно. А как мы назовем эту боль?

А какая еще бывает боль? Что вы понимаете под «душевной болью»?

Что является причиной такой боли? Что отличает ее от физической?

Такую боль могут чувствовать не только люди, но и животные. Кто из прочитанного вами дома рассказа испытывал «душевную боль» ?

Ребята, вы можете предположить, какая тема сегодняшнего урока?

Чему мы должны научиться на уроке?

Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами, ребята, проанализируем рассказ В.П.Астафьева «Белогрудка».

Это произведение было написано в 1961 году, когда Виктор Астафьев учился на высших литературных курсах в Москве. Выходец из далекой сибирской деревни, автор очень любил природу, и основные направления его творчества - это военный патриотизм и деревенская жизнь, о которой он знал не понаслышке, поэтому ему особенно удавались рассказы о природе и жизни ее обитателей.
Почти все произведения Астафьева В. П. связаны с его собственной биографией, в том числе и рассказ "Белогрудка". Это описание реального события, произошедшего в деревенской жизни Астафьева-подростка.

Так кто же такая Белогрудка? (работа со словарём )

Белогрудка- это куница. Куница -небольшой хищный зверь с ценным светло-коричневым пушистым мехом

Послушайте, небольшое сообщение об этом зверьке.

( один из учащихся зачитывает ранее подготовленное небольшое им сообщение)

Куница — хищное млекопитающее с удлинённым гибким телом, короткими лапками и острой мордочкой. На территории России обитает 17 их видов, большинство из которых населяет леса. Продолжительность жизни около 20 лет. Этот зверек — неутомимый охотник на полевок, мышей, белок и бурундуков и большой любитель меда и личинок земляных ос и шмелей. Большую часть её рациона составляет растительная пища — разнообразные лесные ягоды. Как истинный лесной житель, куница великолепно лазает по деревьям, а в погоне за белками лихо перелетает с ветки на ветку и даже с дерева на дерево.


Учитель. Ребята, вам нужно было дома прочитать этот рассказ. А насколько внимательно вы его прочитали, я проверю с помощью игры « Лови ошибку».

Игра «Лови ошибку!»

1. Действие рассказа разворачивается в деревнях Вересково и Каялы.

2. Однажды поселился на косогоре один из самых скрытых зверушек- белогрудый горностай.

3. Два или три лета прожила Белогрудка в лесу и часто появлялась на опушке.

4. Как-то Белогрудку выследили охотники, спустились за нею по косогору и поймали ее.

5. К вечеру Белогрудка точно выследила, что ее детенышей утащила лиса.

6. Мальчишке велели отнести кунят в гнездо, но он их оставил в сарае.

7. Охотник заявил, что Белогрудка виновата и ее нельзя выпускать на волю.

8. Но собака принялась разбойничать пуще прежнего.

Учитель. В тексте вам встречались незнакомые слова. Давайте выясним их значение.( словарная работа).



Косогор – склон горы, холма.

Густолесье – густой лес.

Крепь – это укрепление, защита.

Худой глаз- недобрый глаз

4. Актуализация знаний.



Работа с текстом.

1. Почему автор начинает рассказ описанием косогора? Его роль?

Как охарактеризованы запахи деревни? С чьей точки зрения передаётся восприятие запахов?

2. Кто являются героями рассказа? (белогрудка, детёныши, мальчишки и взрослые люди)

3. Как вы думаете,  какие два  мира изображены в рассказе (мир людей, мир животных)

Автор ярко показывает нам мир животных.


1этап.

1.Почему Белогрудка поселилась в чащобе косогора?( Там она, как и все дикие животные, пряталась от людей « Еловая и пихтовая крепь надёжно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих — птиц, барсуков, белок, горностаев. Держатся здесь рябчик и глухарь, очень хитрый и осторожный..»)

2.Из чего видно, что маленькому зверьку кунице Белогрудке присущи все чувства, характерные человеку. Как автор оценивает ее поведение? Какой она была матерью? ( Она была очень заботливой мамой. «На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду. Она очень хорошо знала этот косогор. Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят»).

3. А как мы можем озаглавить одним словом или словосочетанием этот эпизод? (Заботливая мать.)

2.этап.

1. Что однажды произошло с детенышами куницы? (их украли деревенские мальчишки…)

2. Почему Белогрудка не заметила присутствия мальчишек? Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания.»)

3. Почему не рассказано, как мальчишки взяли кунят, а изложено лишь то, что увидела Белогрудка? (Чтобы показать отчаяние, которое испытала Белогрудка, увидев пропажу детёнышей. Котят не было. «Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы. «…часами сидела на черёмухе…», «…слушала – не запищат ли котятки…»)

4.Какие качества присущи Бедогрудке в этом эпизоде? (Автор приписывает ей человеческие качества).

5.Найдите в тексте слова, в которых автор говорит о кунице совсем как о человеке, потерявшем самое дорогое – семью. («…Белогрудка осиротела…»)

Как мы назовём этот отрывок?(Пропажа)

3.Этап.

1. Как повела себя Белогрудка после пропажи котят?( «Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры. К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли.»)

2. Опишите её дальнейшие действия.( «До рассвета она металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу.)

3. На что надеялась Белогрудка, карауля человеческое жилье?( «До рассвета она металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала — не запищат ли котятки.» «Теперь каждую ночь она подкрадывалась к дому, следила, следила…»)

Как мы назовем эпизод? (Слежка)

4. Этап.

1. Что произошло с белогрудкиными котятами у мальчишек? Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом.» )

2. Были ли у котят шансы на спасение? (Нет. Потому что лишённые естественной среды обитания и материнского молока, крохотные и беззащитные, детёныши диких животных гибнут.

3. Найдите в тексте этому подтверждение. (Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:-Э, подох один… Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке).

4. Почему в тексте подробно описывается жестокая сцена поедания собакой мёртвого котёнка?( Для любого живого существа видеть смерть своего детёныша –страшное горе и невыносимые мучения. Недаром автор назвал этот день «страшным днём» для белогрудки.)

Как можно назвать этот эпизод текста (смерть детёныша)



5.Этап.

1.  Какое чувство стала испытывать Белогрудка к людям после того, как увидела, что её котёнка съела собака? (чувство ненависти, мести. «В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка.» :… Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась.» «…Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу.»).

2. Какое прозвище она получила от людей. (Сатана).

Как можно озаглавить этот эпизод? (месть).

Учитель. Ребята, зачитайте по порядку пункты прочитанного плана? Как вы думаете, какой из эпизодов является главным? (месть)

Учитель. Правильно. Запомните, мир природы всегда будет мстить людям, если они нарушают его законы. Человек вторгся в жизнь природы и тем самым нарушил ее покой, помешал равномерной жизни жильцов косогора. Поэтому Белогрудка мстит.

А животное опасно в мести, даже самое безобидное. Оно не прощает. Жестокость Белогрудки легко понять и оправдать. Любая мать ради своих детей готова пойти на всё. Человек должен быть разумным хозяином природы.

 Кем же представлен мир человека? (мальчишки и их родители)

1. Каковы причины поступка мальчишек? Хотели ли мальчишки причинить зло кунятам?

( Хотели поиграть: дети любят маленьких животных;не понимали серьёзности своего поступка; не каждая вещь может стать игрушкой! Не подумали о том, что у животных тоже могут быть какие-то

чувства, привязанности.

 2. Как вы думаете, почему случилось это вторжение, из-за которого рухнул мир маленького зверька? ( равнодушие, беспечное отношение ко всему живому.

Вторгаясь в мир дикой природы, мы почти никогда не задумываемся о чувствах живых существ, населяющих этот мир)

3. Найдем описание хитрости и жестокости мальчиков: «…выследили вереинские мальчишки…», «…следило несколько человеческих глаз…»,  «..стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая по носу…»

4. Что говорили родители и охотник по поводу поступка мальчиков?

Зачитываем текст: «Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут…»,

«Она не виновата. Её обидели, осиротили…»)

5. Почему охотник отпускает куницу?

Почему выстрелить пришлось? Поняли ли люди, что куница объявила им войну?

6. Почему до сих пор помнят в Вереино и Зуятах Белогрудку?

Послужила ли история с куницей уроком для жителей деревни?

(Чтение двух последних абзацев, чтобы ответить на вопрос: напрасна ли её смерть?)

6. Как можно назвать последние два пункта рассказа? (Смерть белогрудки память.)

Учитель. Правильно. Ведь в деревне ещё будут долго помнить белогрудку,которая ценой своей жизни и кунят научила людей добру: бережно относиться к миру природы, ибо предназначение человека – творить добро! И об этом испокон веков говорили наши предки. Бережному отношению к миру природы учат нас жемчужины народной мудрости : пословицы и поговорки. ( учитель предлагает собрать из данных слов пословицы и прокомментировать их.

5.Физкультминутка

 Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

.

6. Обобщение пройденного материада.

Игра «Собери пословиицу ( работа по рядам и в парах)

1. Бобра, а, не нашел, Убил, добра. (убил бобра, а не нашёл добра).

2.О дичи, умей, и, Умей, охотится, заботиться, умей. (умей охотиться, умей и о дичи заботиться).

3. Соловьи, Был бы, прилетят, лес, а. (Был бы лес, а соловьи прилетят).

7. Итог урока.

Учитель каждому ряду предлагает ответить на один из предложенных вопросов.

Какую мысль хотел донести до читателей В.П.Астафьев?

Почему у такого трагического рассказа оптимистический финал?

Почему ни у кого нет имен, и только куница имеет имя?

8. Рефлексия

О чем заставил меня задуматься урок?..

Сегодня на уроке я понял…

9. Домашнее задание.(разноуровневое)

1. Подготовить иллюстрации к рассказу.

2.Написать отзыв о прочитанном рассказе.

3.Написать мальчишкам письмо от лица Белогрудки.
































1. Бобра, а, не нашел, Убил, добра. (убил бобра, а не нашёл добра).


2.О дичи, умей, и, Умей, охотится, заботиться, умей. (умей охотиться, умей и о дичи заботиться).


3. Соловьи, Был бы, прилетят, лес, а. (Был бы лес, а соловьи прилетят).


1. Бобра, а, не нашел, Убил, добра. (убил бобра, а не нашёл добра).


2.О дичи, умей, и, Умей, охотится, заботиться, умей. (умей охотиться, умей и о дичи заботиться).


3. Соловьи, Был бы, прилетят, лес, а. (Был бы лес, а соловьи прилетят).

1. Бобра, а, не нашел, Убил, добра. (убил бобра, а не нашёл добра).


2.О дичи, умей, и, Умей, охотится, заботиться, умей. (умей охотиться, умей и о дичи заботиться).


3. Соловьи, Был бы, прилетят, лес, а. (Был бы лес, а соловьи прилетят).


1. Бобра, а, не нашел, Убил, добра. (убил бобра, а не нашёл добра).


2.О дичи, умей, и, Умей, охотится, заботиться, умей. (умей охотиться, умей и о дичи заботиться).


3. Соловьи, Был бы, прилетят, лес, а. (Был бы лес, а соловьи прилетят).


1. Бобра, а, не нашел, Убил, добра. (убил бобра, а не нашёл добра).


2.О дичи, умей, и, Умей, охотится, заботиться, умей. (умей охотиться, умей и о дичи заботиться).


3. Соловьи, Был бы, прилетят, лес, а. (Был бы лес, а соловьи прилетят).


1. Бобра, а, не нашел, Убил, добра. (убил бобра, а не нашёл добра).


2.О дичи, умей, и, Умей, охотится, заботиться, умей. (умей охотиться, умей и о дичи заботиться).


3. Соловьи, Был бы, прилетят, лес, а. (Был бы лес, а соловьи прилетят).







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации