12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смирнова Ирина Александровна95

Урок чтения в 8 классе:

С. А. Есенин «Отговорила роща золотая»

 

Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина "Отговорила роща золотая".

Задачи:

1. Развитие эмоционального и познавательного интереса к работе со стихотворением.

2. Осуществлять связь содержания уроков чтения с музыкой и изобразительным искусством.

3. Обучение правильному и выразительному чтению стихотворения.

4. Расширение кругозора детей на основе установления связей с окружающим миром.

Ход урока

Орг. момент.

Проверка д/з.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение творчества великого поэта России С. А. Есенина. Прежде чем продолжить разговор о человеке, оставившем своему народу не только прекрасные стихи о любви, о природе, животных, но и поэмы, воспевающие родную Россию, "страну березового ситца", "голубых далей", "густых трав", "прекрасных людей", давайте вспомним его биографию.

- Как, по-вашему, откуда к нему пришла эта любовь? (из детства)

Все начинается с детства: и любовь, и красота. Что же вы знаете о детских годах С. Есенина?

А чтобы у нас был не только рассказ, мы стихами будем подтверждать его биографию. Итак, детские годы поэта (рассказывает ученик) после рассказа подтвержд. стихотворением Есенина "В хате".

«Пахнет рыхлыми драценами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными Тараканы лезут в лаз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки пепелиц,

А на лавке за солонкою-

Шелуха сырых яиц…»

- Как бы вы назвали это стихотворение?

- О чем в нем идет речь?

- Кто бывал в деревне? Есть что-то похожее в описании того времени деревянной избы и в настоящее время вашего деревянного дома?

У Есенина на всю жизнь сохранилась любовь к родному дому и близким людям. Кто они? (дед, бабушка, мама). Подтверждение стихотворением Есенина "Письмо матери"

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как 8 лет назад...

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

старомодном, ветхом шушуне.

- Зачем же мать полная грусти и тревоги выходит на дорогу? Кого она ожидала? (рассказ учащегося).

Долгие годы Есенин пребывал вдали от родного дома, он бывал в Москве, Ленинграде, путешествовал по России, был в Крыму, на Кавказе, за границей. Но всегда и везде он помнил о доме, его тянуло в родные места.

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Итак, из всего сказанного, давайте сделаем вывод. Какое чувство по- вашему сформировалось у Есенина в детстве (чувство любви, к чему? - к родному дому, природе, народу).

Материал урока.

Продолжим изучение творчества Есенина. У нас сегодня будет необычная тема урока. Прочитайте ее на доске.

"Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали"

- Найдите и выделите главные слова в теме урока (родился я, зори свивали).

- О чем будем говорить? (о доме, о природе)

- Одним из лучших шедевров, посвященной теме природы, считается стихотворение С. Есенина, с которым мы с вами сегодня познакомимся "Отговорила роща золотая".

Написано оно поэтом в 1924 г. В это время С. Есенин находился в Баку, и напечатано оно было в газете "Бакинский рабочий". Познакомившись со стихотворением "Отговорила роща золотая", мы с вами убедимся в том, что природа у Есенина неотделима от человека, от настроения его, от земных радостей и тревог.

- Чтение стихотворения учителем.

- Какие строчки вам больше всего запомнились?

- Как по-вашему, о чем данное стихотворение?

- Какое время года? Что говорит о том, что это осень? (зачитываются строчки об осени).

- Каким настроением оно пронизано?

- О чем грустит поэт (об осыпавшейся роще, улетающих журавлях, быстротечности жизни, прошедшей молодости).

- Какие слова передают грусть поэта? (зачит.)

Обратите внимание на иллюстрации на доске.

Подходят ли они к нашему стихотворению?

Если да, то давайте найдем строчки из стихотворения, подходящие к иллюстрации (зачит.)

Все мастерство словесной живописи Есенина подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы.

В изображении природы Есенин часто прибегает к приему олицетворения. Природа имеет лицо. Можем мы сказать, что природа у Есенина это застывший, пейзажный фон. Нет, потому что она у него живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Природа у Есенина неотделима от человека.

Давайте найдем сравнения, которыми пользуется поэт в стихотворении, показывая нам животворящую силу природы.

- Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком.

- Горит костер рябины красной

Но никого не может он согреть

- Как дерево роняет тихо листья

Так я роняю грустные слова.

(учащиеся объясняют, что поэт сравнивает в этих строчках)

- Чтение стихотворения по столбцам.

- Чтение стихотворения сильными учащимися. Каким голосом вы будете передавать настроение стихотворения? (тихим, печальным).

При чтении стихотворения вы заметили музыкальность? Я читаю "Отговорила роща золотая" хочется пропеть слова, голос то повышается, то понижается. И композиторы обратили внимание на музыкальность рифмы стиха и более 300 стихов положены на музыку. Одну из них мы прослушаем, и попробуем проследить, сумела ли музыка и исполнение актеров передать то настроение, которое Есенин передал в стихотворении. Еще мы говорили о том, что у Есенина стихи живописны, т.е. их можно передать в цвете и сейчас попробуем, слушая музыку, передать ваше настроение от восприятия через зрительный образ.

А для этого проведем такую работу, (зубная щетка обмакивается в краске и разбрызгивается на лист, затем лист сгибается пополам, открывается и смотрим, какие цвета передали ваше настроение через музыку). Идет прослушивание романа "Отговорила роща золотая" и работа с красками. Использование (желтый, красный, коричневый, оранжевый) теплых тонов. Настроение теплое, жизнерадостное, внутреннего подъема (данные цвета встречаются в стихотворении). Черный цвет - грусти и печали, черная туча, голая равнина, грусть о прошедшем лете, наступлении длинных, холодных вечеров.

Синий, голубой, фиолетовый цвет (холодные тона)

Настроение романтичности, трепета души, к раздумью о чем-то (любимые цвета Есенина).

- Еще раз читаем стихотворение "Отговорила роща золотая"

4. Итог. Над чем работали на уроке? С чем познакомились? Что нового узнали? Как можно передать и почувствовать настроение человека?

5. Д/з. Стихотворение выучить наизусть.

 


 


 


 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Соколова Елена Борисовна, 18.09.21 в 16:59 1Ответить Пожаловаться
Дубль публикации https://урок.рф/library/otkritij_urok_chteniya_v_8_klasse_s_a_esenin_otgo_175551.html
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.