Конспект урока "Действия с десятичными дробями. Проценты. Решение задач, связанных с жизнью"
Конспект урока
Учебный предмет: математика 6 класс
Тема урока: «Действия с десятичными дробями. Проценты. Решение задач, связанных с жизнью».
Цель урока:
Образовательная. Формирование умений выполнения действий с десятичными дробями и процентами. Формирование умений применения знаний по теме урока в решении практических задач.
Развивающая. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом (информацией) через использование специальных приемов (кейс-метода), развитие умения анализировать проблемную ситуацию и находить рациональное решение.
Воспитательная. Формирование навыков командной работы: слушать и слышать друг друга, уважать мнение другого (даже если ошибочное), обосновывать и доказывать правильность выбранного решения.
Тип урока: закрепление темы «Действия с десятичными дробями. Проценты. Решение задач» с использованием кейс-технологии.
Задачи:
Образовательные:
- отрабатывать действия с десятичными дробями и процентами, уметь применять их при решении практических задач;
- учить анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.
Развивающие:
- развивать вычислительные навыки;
- развивать логические операции сравнения, анализа;
- развивать познавательные способности учащихся;
- расширять кругозор учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
следовать в поведении моральным и этическим требованиям;
работать над осознанием ответственности за общее дело.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели на основе работы с кейсом;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое и аргументировано его отстаивать;
Познавательные УУД:
анализировать информацию, представленную в кейсе, сравнивать полученные результаты в ходе решения поставленной задачи;
делать выводы на основе полученной информации;
обосновывать вариант своего решения поставленной задачи.
Коммуникативные УУД:
формировать умение выстраивать диалог;
строить логические цепи рассуждений;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные:
уметь применять правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями;
уметь применять правила решения линейных уравнений;
знать определение координатного луча и сложение чисел с помощью координатного луча;
уметь применять правила действий с десятичными дробями;
владеть определением процента и правилами нахождения процентов от числа;
уметь применять полученные знания на практике в жизни.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: кейс (с подбором информации), проектор, экран, презентация.
Методы обучения:
Основной: поисковый.
Дополнительные: метод формирования познавательного интереса, стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций.
Средства обучения: раздаточный материал - кейсы, презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент: 1-2 мин.
Приветствие.
Подготовка класса к работе: (класс разделен на 3 группы, оценочный лист для группы).
II. Актуализация знаний.
Вступление в тему. Презентация, 5 мин.
Слайд №2 «Устный счет». Каждому правильному ответу соответствует определенная буква в таблице. Решите примеры устно, а в тетради запишите для каждого ответа соответствующую букву. При правильном ответе на вопросы вам откроются буквы, из которых вы составите слово.
- Прочитайте, что у вас получилось? (ответ «Бюджет»).
Вычислить -2/9 + 5/6 | Решить уравнение: 6,31 – х =5,18 | Найдите расстояние между точками на координатной прямой: А(-2,8) и В (3,7) | Между какими целыми числами заключено число - 0, 637 | Найти сумму чисел: -0,48 и -0,76 | Решить уравнение методом подбора: 3х=х+12 |
-33/54 | 1,13 | 0,9 | -1 и 1 | 1,24 | 6 |
ю | д | е | б | ж | т |
III. Тема урока. Определяется совместно с учащимися, которые ищут ответ на вопрос – Что общего между уроком математики и словом «Бюджет»?
- Наводящие вопросы учителя: Что вы понимаете под словом «Бюджет»? Из чего складывается? Приходится ли выполнять расчеты? Приходится ли экономить?
-Высказываются мнения учащихся: доход семьи, необходимо просчитывать все финансовые затраты: на продукты, на коммунальные услуги, затраты на оплату за детский сад и т.д.
- Совместно с учащимися формулируются тема урока: «Действия с десятичными дробями. Проценты. Решение задач, связанных с жизнью»
Задание группам.
Каждая группа получает индивидуальное задание «Смета», «Коммунальные услуги» и «Продуктовая корзина» в котором содержится одна из трёх задач: рассчитать доход семьи и выяснить каков будет остаток средств на празднование дня рождения; рассчитать расходы на коммунальные услуги и выяснить стоит ли устанавливать другой электросчетчик; рассчитать расходы на продукты в разных магазинах и предложить выгодный магазин.
Работа учащихся по заданиям (с кейсом) 15 мин:
Учитель консультирует учеников, ученики в группах обсуждают, объясняют непонятные моменты друг другу по заданию и решению.
Слайд № 3- №7
Итоговая часть урока около 10 минут. Учащиеся представляют свои вычисления, обосновывая свой выбор.
Содержание кейса: задание, информационный материал, вопросы для обсуждения.
«Смета».
Познакомьтесь с данными о ежемесячных доходах и расходах семьи Николаевых.
В их семье 4 человека: папа, мама, брат и младшая сестренка. Папина заработная плата составляет 85000 рублей, а мамина – 45000 руб. Старший брат тоже работает и зарабатывает 3500 рублей, на оплату транспорта, услуг химчистки и др. – 2200 руб.
На оплату обедов в школе и другие ежедневные расходы примерно - 500 руб.
Брат ходит в тренажерный зал – месячный абонемент которого составляет 1300 руб. Кроме того, нужно ежемесячно оплачивать детский сад сестры – 1000 руб. На покупку гигиенических средств семья тратит около 1800 руб и 2600 руб они тратят на походы в кино, музеи, парк и другие развлечения. За жкх услуги семья в месяц тратит примерно 10.000 рублей. На необходимые продукты из общего дохода семья тратит 9000 т.р и им предоставляется скидка в 7% (при наличии карты магазина). Остальные деньги семья решила потратить на празднование дня рождения младшей дочери. Вопросы для обсуждения: предложите варианты для экономии семейного бюджета на этот месяц. Какие альтернативные варианты можете предложить, если спорт и культурная программа необходимы семье?
Заполните таблицу и определите, сколько денег останется на празднование дня рождения дочери.
| Доходы: |
Вид дохода |
Доход (руб.) |
Папина зарплата |
|
Мамина зарплата |
|
Старший брат |
|
Доход общий | |
Расходы |
|
Альтернативный вариант | |
итого | |
«Коммунальные услуги».
Семье необходимо рассчитать платеж за коммунальные услуги. Платеж за потребление электроэнергии осуществляется по двух тарифному счетчику. Тариф зависит от времени суток. Общая сумма платежа складывается из сумм по каждому из двух тарифов. Квитанция на оплату содержит следующую таблицу. Вычислите сумму платежа по электричеству и водоснабжению. Вопросы для обсуждения:
выгоднее ли семье установить одно тарифный световой счетчик? Если выгодно, то какова будет экономия? Предложите варианты для экономии электроэнергии вне зависимости от счетчика электроэнергии.
наименование услуги | показания счетчиков (текущее) | показания счетчиков (предыдущее) | тариф (руб) |
Одно тарифный | 9212 | 8820 | 3,43 |
свет день (Т1) | 9782 | 9612 | 3,21 |
свет ночь (Т2) | 6322 | 6299 | 2,85 |
вода холодная | 120,4 | 114,3 | 45,01 |
вода горячая | 121,5 | 115,9 | 55,2 |
3 «Продуктовая корзина».
Расходы на продукты. Каждый месяц на покупку продуктов семья расходует определенную сумму. Семья решила экономить. Что им в этом месяце стоит купить, в каком магазине и сколько денежных средств они потратят? При покупке в магазине «Рябинушка» покупателям предлагают скидку в 5 % на всю покупку. При покупке в магазине «Тополь» покупателям на сумму от 1500 тысяч рублей предлагают скидку в 10%. Вопросы для обсуждения: какие продукты являются продуктами первой необходимости, а какие можно покупать время от времени? Как в супермаркете найти дешевый товар? Почему в супермаркете ставят большие тележки? Может ли человек купить все что ему хочется?
| Магазин «Рябинушка» | Магазин «Тополь» | ||
Наименование продуктов | Цена (руб) | Количество (шт.уп.) | Цена(руб) | Количество (шт. уп.) |
Колбаса | 159 | 1 | 164 ( 2 штуки по цене одной) | 1 |
Хлеб | 49 | 1 | 59 | 1 |
Молоко | 70 | 1 | 70 | 1 |
Яйцо | 120 | 10 | 120 | 10 |
Мясо | 352 | 1 кг | 352 | 1кг |
Морковь | 46 | 1 кг | 48 | 1 кг |
Печенье | 89 | 1 кг | 80 | 1 кг |
Конфеты | 55 | 100 г | 55 | 100 г |
Сыр | 68 | 100 г | 67 | 100 г |
Шоколад | 64 | 1 | 65 | 1 |
Огурцы | 80 | 1 кг | 75 | 1 кг |
Помидоры | 169 | 1 кг | 169 | 1 кг |
Масло растительное | 105 | 1 | 89 | 1 |
Креветки | 480 | 1кг | 500 | 1 кг |
Майонез | 60 | 1 | 56 | 1 |
Чипсы | 125 | 1 | 125 | 1 |
Рыба | 258 | 1кг | 260 | 1 кг |
Газированные напитки | 80 | 1 | 77 | 1 |
Тушенка | 123 (при покупке 2 шт. третья в подарок) | 1 | 123 | 1 |
IV Представление результатов решения кейсов (10 мин)
Слайд № 3,4 «Смета»
Вид дохода |
Доход (руб.) |
Папина зарплата | 85000 |
Мамина зарплата | 45000 |
Старший брат | 3500 |
Доход общий | 133500 |
Расходы | 1) 2200+1300+1000+1800+2600+10000+500*20=28900(р) расходы семьи без учета продуктов из магазина 2) 9000*7%=630 (р) скидка на продукты в магазине при наличии карты магазина. 3) 9000-630=8370 (р) покупка на продукты в магазине с учетом скидки. 4)28900 + 9000 = 37900 (р) расходы семьи с продуктами без скидки 5) 28900 + 8370 = 37270 (р) расходы семьи с учетом скидки на продукты в магазине 6) 133500 – 37900= 96900 (р) остаток семейного бюджета (без скидки из магазина на продукты) 7) 133500 – 37270 = 97450 (р) остаток семейного бюджета (со скидкой из магазина продукты).
|
Альтернативный вариант | Старшему брату заменить тренажерный зал на занятие спортом на стадионе (если погода позволяет) или купить абонемент на меньшее количество посещений, уменьшить трату денег на обеды (еду приносить с собой в контейнерах) и уменьшить ежедневные расходы, сократить посещение кинотеатров (просмотр семейного кино дома): 1300 + 500*20 + 2600 = 1300+10000+2600 = 13900 (р) останутся в семейном бюджете без посещения тренажерного зала, без траты денег на ежедневные покупки и развлекательные мероприятия. 650+500*10+1300= 6950 (р) щадящий режим экономии семейного бюджета |
итого | 97450+13900=113350(р) составит семейный бюджет при полной экономии 97450+6950 = 104400 (р) составит семейный бюджет при щадящей экономии |
Слайд № 5,6 «Коммунальные услуги»
Одно тарифный: 9212-8820=392 разница между показаниями, текущими и предыдущими
Свет день (т1): 9782-9612= 170 разница между показаниями, текущими и предыдущими
Свет ночь (т2): 6322-6299=23 разница между показаниями, текущими и предыдущими
Вода холодная:120, 4 – 114,3=6,1 разница между показаниями, текущими и предыдущими
Горячая вода:121,5 -115,9=5,6 разница между показаниями, текущими и предыдущими
392*3,43 = 1344,56 (р) потребление за месяц по одно тарифному счетчику
170*3,21=545,7 (р) потребление за месяц по двух тарифному счётчику
23*2,85=65,55 (р) потребление за месяц по двух тарифному счётчику
6,1*45,01=274,561 (р) потребление за месяц
5,6*55,2=309,12 (р) потребление за месяц
545,7 + 65,5 + 274, 561 + 309,12 = 1194,881 (р) общая стоимость горячего и холодного водоснабжения и стоимость электроэнергии по двух тарифному счетчику электроэнергии
Одно тарифный счетчик не стоит устанавливать, так как потребление электроэнергии больше и в связи с этим оплата тоже увеличивается.
1344 – (545,7 + 65,55) = 732,75 (р) разница между оплатой одно тарифного и двух тарифного счетчика электроэнергии.
Варианты для экономии: выключать свет, когда выходишь из комнаты.
Слайд № 7 «Продуктовая корзина»
Покупка продуктов в магазине Рябинушка: 49+70+704+46+105+60+258+80+16+159+89+68+246=1946 (р) стоимость без скидки
1946*0,05=97,3 (р) скидка в магазине
1946 – 97,3 = 1848,7 (р) покупка с учетом скидки
Покупка в магазине «Тополь»:
164+59+70+120+352+48+80+89+56+260+123*2=1544 (р) стоимость покупки без скидки
1544*0,1=154,4 (р) скидка на покупку
1544-154,4=1389,6 (р) покупка с учетом скидки
При данном наборе продуктов и их соответствующей стоимости выгоден магазин «Тополь».
Возможны другие варианты покупок и в связи с этим, другая стоимость скидки и всей покупки.
V Рефлексия. Какие выводы вам хочется сделать после окончания урока? Где пригодятся вами полученные знания? Чему вы научились при выполнении заданий урока?
Рефлексивная анкета (5 мин).
(заполняется каждым участником по окончании работы в группе)
Слайд № 8 Поставь галочку на оценочной шкале:
1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи)
Да Нет Почему?______________________