Конспект урока информатики для 8 класса «Общие сведения о системах счисления»
Всероссийский дистанционный конкурс для учителей физики и информатики на лучшую методическую разработку «Конспект урока»
8 класс;
Предмет: информатика
Раздел программы: «Математические основы информатики. Системы счисления»
Тема урока: «Общие сведения о системах счисления»;
Планируемые результаты:
1) Личностные: понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий;
2) Метапредметные: умение анализировать любую позиционную
систему счисления как знаковую систему;
3) Предметные: общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; умения определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи;
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков;
Оборудование:
Доска-экран;
Проектор;
Список литературы и Интернет-ресурсов:
Информатика. Учебник для 8 класса. Босова Л.Л., Босова А.Ю. 2-е изд., испр. - М.: 2014. - 160 с;
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 7-9 классы;
https://resh.edu.ru
Подробное описание хода урока
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | Приветствие учащихся; Фиксация отсутствующих; Проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствуют учителя; Визуально контролируют свою готовность к уроку |
Мотивационный | Сегодня на уроке мы пройдем такую тему как «Общие сведения о системах счисления». Кто-нибудь может предположить, что такое «Система счисления»? Итак, Система счисления — это знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел. Знаки, с помощью которых записываются числа, называются цифрами, а их совокупность — алфавитом системы счисления. Данные знания будут вам необходим, особенно тем, кто собирается связать свою жизнь с информатикой. | Учащиеся записывают новую тему урока в тетради. Учащиеся начинают предлагать свои варианты данного понятия. Учащиеся записывают теорию в тетрадь. Форма работы — фронтальная. |
Изучение нового материала | Итак, системы счисления бывают позиционными и непозиционными. В непозиционных системах счисления значение цифры не зависит от ее места в числе. Например, римская сс: I-1, V-5, X-10, L-50, C-100, D-500, M-1000. В позиционных системах счисления значение цифры зависит от ее места в числе. Например, арабская сс (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Ее так же называют десятичной системой счисления. Основные достоинства любой позиционной системы счисления — простота выполнения арифметических операций и ограниченное количество символов, необходимых для записи любых чисел. Алфавит системы счисления – совокупность символов, используемых в данной системе счисления. Основание системы счисления – количество цифр, используемых в данной системе счисления. Разряд – номер позиции в числе. Нумеруются справа налево, начиная с нуля. Вес разряда – число, равное основанию системы счисления в степени номера разряда. В позиционной системе счисления с основанием q любое число может быть представлено в виде: Здесь: А — число; q — основание системы счисления; ai — цифры, принадлежащие алфавиту данной системы счисления; n — количество целых разрядов числа; m — количество дробных разрядов числа; qi — «вес» i-то разряда. Откройте страницу 8 в учебнике и вместе изучим пример. Сейчас научимся переводит из одной системы счисления в десятичную систему счисления. Нужно найти сумму произведений содержимого разряда на вес этого разряда в системе счисления с основанием n. Примеры: 543210 1) 1001112 --> N10 1*20+1*21+1*22+0*23+0*24+1*25=1+2+4+32 = 3910 210 2) 2568 --> N10 6*80+5*81+2*82 = 17410 210 3) A5E16 --> N10 E*160+5*161+A*162 = 14*160+5*161+10*162 = 14+80+2560 = 265410 Научимся переводить из десятичной системы счисления в любую другую систему счисления. Нужно последовательно делить данное число на n до получения числа, меньшего n. Затем записать остатки в обратном порядке. Это будет искомое число. Примеры: 1) 5210 --> N2 Ответ: 1101002 2) 9310 --> N8 Ответ: 1358 3) 24710 --> N16 Ответ: 15716 = F716 В последующих уроках вы узнаете почему 1516 = F16 . | Учащиеся записывают основные моменты в тетрадь. Форма работы — фронтальная. Учащиеся изучают новый материал в учебнике. Задают вопросы если возникают. |
Закрепление изученного | Для того чтобы закрепить полученные знания я прошу вас выполнить в парах задания № 6, 7, 8, 9. Как только каждая пара будет готова, мы проверим ваши ответы и разберем ошибки. | Выполняют работу по в тетрадях. Проверяют правильность своего решения по окончанию работы. Форма работы – групповая. |
Итог урока | На этом уроке мы закрепили понятие «Общие сведения о системах счисления». Прошу заполнить карточки рефлексии. | Подводят итог собственной деятельности и озвучивают полученные результаты по желанию. Заполняют карточки. |
Домашнее задание | Слушают, задают вопросы, если они появляются. |