Конспект урока "Экология"
министерсво образования и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
Урока по окружающему миру
«Экологическая безопасность»
Студентки 341 группы
социально-педагогического отделения
Шаньгиной Виктории Алексеевны
Место проведения урока:
Школа № 1, класс 3
Дата проведения урока: 2.03.2022
Тема урока: Экологическая безопасность
Учебный предмет: Класс: | Окружающий мир 3 | ||
Цели урока: | Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержательная: Формировать представления учащихся о экологической безопасности | ||
Технологии, методы, приёмы: | ИКТ, Проблемное обучение, словесные методы, наглядные методы, практические методы, работа в парах, беседа, рассказ, работа с учебником, ПС. | ||
Тип урока: | Открытие нового знания | ||
Планируемые результаты урока: | |||
Предметные: научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе | Метапредметные: Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Расширить кругозор детей; Получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы. Коммуникативные: Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; Выполнять парные и групповые задания в классе; Сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: Понимать цель познавательной деятельности; Планировать свои действия при выполнении заданий; Осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий. Личностные: Проявляют интерес к изучению темы Учить самооцениваю | ||
Организация пространства: | |||
Формы работы по организации деятельности детей: Фронтальные Индивидуальные Парные | Ресурсы: |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы |
Организационный момент | - Здравствуйте ребята, меня зовут Виктория Алексеевна, и сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. - Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. | Настраиваются на дальнейшую деятельность | Эмоциональное вхождение в урок |
Актуализация знаний УУД | - Для того, чтобы начать наш разговор, вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? - В каких местах нам нужно особенно помнить о нашей безопасности? Давайте вспомним это, с помощью небольшой самостоятельной работы. Перед вами представлены карточки с вопросами. Ваша задача в течении 4 минут ответить на данные вопросы полным ответом. Ответы записывайте на карточке. Время подходит к концу, так что положите карточки на край стола, в конце урока я их заберу. Запишите правила поведения во время грозы (не менее 3 правил) Запишите правила поведения при встрече с опасными грибами и растениями. Приведите пример опасных грибов и растений. Приведите примеры живой и неживой природы. К какой группе относится гроза? Что опаснее гроза или молния? Почему? Запишите правила поведения при общении с животными (не менее 3 правил). | Природа и безопасность Выполняют задание | «Тест» |
Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности | - Какие опасности для человека может таить неживая природа? - Какие опасности для человека кроются в живой природе? - О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. - Откройте учебники на стр. 31 и прочитайте тему нашего урока. - Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова: узнаем…..(в каких случаях человеку приходится защищаться от природы) научимся … (выполнять правила безопасного поведения в природе) – Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь и здоровье. | Живая природа: Экологическая безопасность | «Работа с книгой» |
Открытие нового знания | Цепь загрязнения — Что называется окружающей средой? — Отчего загрязняется окружающая среда? — Приведите примеры загрязнения окружающей среды. Собрались на небе тучи, и пролился на горячую, сухую землю летний дождик. Как хорошо! Листья умоются, посвежеют, трава зазеленеет, земля досыта напьется, да и человеку в жаркую пору угодить под прохладный дождичек — одно удовольствие. А что вымокнет до нитки — не беда: просохнет рубашка. Она и высохла. Глянул на нее хозяин - глазам не поверил: была новехонькой, целехонькой, а стала старой и как решето — вся в мелких дырочках. Глядит он на деревья — листья пожелтели. Трава не посвежела, а, наоборот, пожухла. Вот так дождик! Да, страшный дождик, опасный дождик, ядовитый. А все почему? Один завод дымит. Два завода дымят. Сто заводов дымят. А отчего дымят? Оттого, что в топках горят уголь или нефть. Но в угле, в нефти обязательно есть сера, которая с дымом попадает в воздух. Получается едкая серная кислота. Вот тебе и ядовитый дождик! — Давайте проследим, как идет процесс загрязнения. Загрязнение атмосферы -» кислотные дожди -> загрязнение почвы -» -» загрязнение растений -> болезни человека. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее обычно называют цепью загрязнения. — Прочитайте в учебнике текст на с. 31. — Работая в парах, проследите по рисунку цепь загрязнения. Приведите свои примеры. — Человек вынужден дышать загрязненным воздухом, пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества. Может ли он при этом оставаться здоровым? | Отвечают на вопросы Воздух, вода, почва. | «Вопросы по тексту» |
Физкультминутка | - Перед проверкой я предлагаю вам немного отдохнуть и размяться. В понедельник я купался, (Изображаем плавание.) А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.) В среду долго умывался, («Умываемся».) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.) Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают.) | Выполняют движения | «Физкультминутка» |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | — Рассмотрите в учебнике схему на с. 32. Давайте просмотрим видеоролик о том, как загрязнения влияют на природу и человека — Расскажите, что нового вы узнали? | Просмотр видеофильма | «Видеоматериал» |
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | Главное для общества — не допускать загрязнения окружающей среды, охранять воздух, воду, почвы. Для этого нужны хорошо подготовленные специалисты. Экос по-гречески значит «дом», логос — «учение», «наука». Экология — это наука о нашем общем доме. Термин «экология» был предложен в 1866 г. немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины XX в. человечество всерьез приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Все живое на Земле взаимосвязано, причем так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей. Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг нa друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними. - Что такое экологическая безопасность? Прочитайте в учебнике текст на с. 32. - Проверьте друг друга: правильно ли вы поняли, что такое экологическая безопасность. Правила экологической безопасности - Давайте предположим, как можно защититься загрязненного воздуха. - Как можно защититься от загрязненной воды? - Как можно защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания? - Проверим наши предположения по учебнику - Составьте памятки экологической безопасности по группам. 1 группа. Как защититься от загрязненного воздуха 1. Если в твоем городе (районе) находится предприятие с вредным производством, необходимо о нем знать, предвидеть возможности, например аварии. 2. Не занимайся физкультурой и спортом вблизи автострад — во время пробежки ты будешь вдыхать большое количеств газов. 3. Не ходи по туннелям, где воздух особенно загрязнен. 4. Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомашины: ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении вредными газами — даже умереть. 5. Не гуляй по улице во время тумана: это может быть смог. 6. Разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники и цветы очищают городской воздух. 7. Очищает и увлажняет воздух и кондиционер. 8. Попроси взрослых не курить в квартире. 2 группа. Как защититься от загрязненной воды 1. Не купайся в водоемах, куда вливаются сточные воды промышленных предприятий. 2. Если ты живешь недалеко от предприятия-загрязнителя, во время дождя старайся не выходить на улицу, а если дождь застал в пути, обязательно надень головной убор. 3. Пей только кипяченую воду. 4. Очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров. Если их нет, отстаивай воду в открытой емкости в течение суток; полезно положить на дно серебряную ложку или монету. 5. Более надежное средство обеззараживания воды — вымораживание. Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру холодильника, через некоторое время, когда вода начнет замерзать, сними верхнюю корочку льда. Когда же вода наполовину замерзнет, слей оставшуюся жидкость. Лед растает, и у тебя появится не только чистая, но и полезная вода. 3 группа. Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания 1. Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, свалок, заводов. 2. Перед едой мой фрукты и овощи в теплой кипяченой воде. 3. Не ешь продукты, у которых истек срок хранения. 4. Все продукты должны иметь сертификат качества, который находится у продавца. — Какие правила экологической безопасности вы выполняете? — Какие оказались для вас новыми? | Составляют памятки по правилам безопасности | «Мини-проекты» |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных зун и ууд | № 1(с. 17). — Прочитайте задание. С помощью учебника допишите определение экологической безопасности. (После выполнения задания проводится проверка.) №2 (с. 17-18). — Прочитайте задание. Подумайте, какие цепи загрязнения могут возникнуть в этих ситуациях. — Нарисуйте продолжение. (После выполнения задания проводится взаимопроверка.) №3(с.18). — Прочитайте задание. Вырежьте детали из приложения и составьте аппликацию. — Как вредные вещества попадают в организм человека? №4 (с. 19). — Прочитайте задание. Рассмотрите схему. — Чья дорога в школу короче? (Сережи.) — Что можно сказать об этой дороге? (Воздух тяжелый, загазованный. Много автомобилей и мало зелени.) — Почему Петя выбрал более длинную дорогу в школу? (Меньше движение транспорта, воздух более чистый.) — Так кто же из ребят заботится о своем здоровье? Отметьте имя мальчика. №5 (с. 19-20). (Практическая работа. Учитель показывает детям фильтр для очистки воды.) — Прочитайте задание. — Для чего нужен бытовой фильтр? — Нарисуйте детали этого фильтра. — Наберите в стакан воду из-под крана, в другой стакан - воду после очистки. — В чем отличие питьевой воды до очистки и после? Сравни ее по запаху, цвету, вкусу. — Запишите в рабочей тетради. Сделайте вывод. | Работают с рабочей тетрадью | «Работа с рабочей тетрадью» |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся | - Что же мы сегодня с вами узнали? - Для того, чтобы ответить на данный вопрос, я предлагаю каждому сформулировать в трёх предложениях то, что он сегодня узнал на уроке. Повторяться нельзя. - Молодцы, вы много нового смогли узнать на уроке. | Составляют три предложения | «Три предложения» |
Рефлексия деятельности | 1.Составить плакат по теме «Природа и наша безопасность» и «Экологическая безопасность» | Самооценивание | Продолжи фразу |