Конспект урока по физике в 8 классе на тему «Электрические явления»
Тема урока: Электрические явления.
Класс: 8.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Вид урока: урок-совершенствование.
Цель урока: повторение и систематизация знаний по данной теме.
Задачи:
образовательная: обобщить и повторить изученный материал по теме: “Электрические явления”, расширить кругозор обучающихся;
развивающая: развить внимание обучающихся, активность и самостоятельность в процессе коллективной и самостоятельной деятельности, развить познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность и чувство юмора, расширить кругозор;
воспитательная: воспитать умение работать в группах, парах и самостоятельно, чувства поддержки, товарищества, умение выслушивать чужую точку зрения.
Задача учителя на уроке: создание условий для проявления активности обучаемых, развития их индивидуальности; развития исследовательской компетентности учащихся; повышения их интереса к предмету.
Программные и технические средства: проектор, компьютер учителя, компьютеры обучающихся, презентация, программа «Начала электроники», выход в Интернет.
Используемая литература:
Пёрышкин А. В. Физика. М.: Дрофа, 2019 г., 240 с.
Структура урока.
Организационный момент.
Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся.
Проверка домашнего задания, актуализация знаний.
Обобщение, систематизация и самокоррекция знаний.
Рефексия.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, зачем необходимо изучать физику? Всё, что нас окружает подвластно её законам. Знания по физике мы можем применять в быту. Это существенно облегчит жизнь. Но физика наука обширная, она делится на несколько разделов. Какой раздел мы с вами завершили? Что в нём рассматривается? Электродинамика. Электрические явления. Значит сегодня мы с вами подведём итог и вспомним всё, что проходили. Кто может сформулировать тему урока? Попробуйте на основе темы сформулировать цель урока. Слайд 1 (тема). Слайд 2 (цель).
...Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. Слайд 3 (цитата).
Это слова Аристотеля. Необходимо не только знать, но и уметь применять полученные знания.
II. Подготовка к активной деятельности на основном этапе.
Всё это время мы учились с вами под девизом «Мы не ищем лёгких путей и не боимся трудностей». Сегодня в очередной раз это докажем. На нашем уроке вы пройдёте испытания, преодолевая которые, покажете, насколько хорошо вы разобрались в теме «Электрические явления».
Слайд 4. Учитель открывает главную страницу ресурса Класскрафт с классом.
Затем переходит в «Инструменты работы с классом» и выбирает «Случайные события».
III. Проверка домашнего задания:
Первый ученик объясняет явление - гроза, молния. Учитель выбирает инструмент «Случайный игрок».
ЗАГАДКА:
Сначала – блеск,
за блеском треск,
за треском плеск. (гроза: молния, гром и дождь)
Что такое молния и почему она появляется?
Возможный ответ.
Молния - это мощный электрический разряд. Установлено, что при движении воздуха за счет конвекции различные воздушные потоки и облака в результате соприкосновения электризуются. При этом одна часть облака электризуется положительно, а другая отрицательно. В результате напряжение между двумя облаками или облаком и землей достигает десятков миллионов вольт. Возникает искра- молния. Удары молнии смертельны для всего живого. Молния чаще ударяет в высокие предметы: одинокие деревья, высокие здания. Для защиты используют молниеотвод – это заостренный металлический стержень, который соединен с землей.
2. Учитель выбирает инструмент «Случайный игрок». Второй ученик проводит опыт с электризацией воздушного шарика и просит класс объяснить явление. Затем сам объясняет итог опыта.
Возможный ответ. Натерев воздушный шарик о шерсть, шарик приобретает отрицательный заряд. Если после этого его поднести к волосам, они начнут к нему притягиваться даже на расстоянии в несколько сантиметров. (демонстрация)
3. Работа в группах (по 3-4 человека) сборка пазлов с электрическими явлениями. Слайд 5. Приложение 1.
Молодцы с этим заданием вы очень хорошо справились. Следующий этап нашего урока пройдёт за компьютерами. Вы сядете парами. На рабочих машинах уже запущена программа «Начала электроники». На столах лежат разработки практических работ. У каждой пары своя. На выполнение отводится 7-10 минут, после чего каждая команда расскажет нам о своих результатах.
Обобщение, систематизация и само-коррекция знаний. Слайд 6.
Для начала давайте вспомним ТБ. А теперь можно переходить к практической части урока. Приложение 2.
1 ПК. Изучение зависимости сопротивления реальных проводников от их геометрических параметров и удельных сопротивлений материалов. Изменение длины проводника. Слайд 7.
2 ПК. Изучение зависимости сопротивления реальных проводников от их геометрических параметров и удельных сопротивлений материалов. Изменение площади поперечного сечения проводника. Слайд 7.
3 ПК. Исследование сопротивлений резисторов при последовательном соединении. Слайд 8.
4 ПК. Исследование сопротивлений проводников при параллельном соединении. Слайд 9.
5 ПК. Зависимость силы тока от напряжения. Слайд 10.
6 ПК. Зависимость силы тока от сопротивления. Слайд 11.
Выполняют работу по разработке. На листах с лабораторными работами заполняют таблицы, делают вывод. При ответе демонстрируются в презентации слайды со схемами. Ребята объясняют опыт и делают вывод.
Итог урока. Рефлексия, выставление отметок и ХР.
Давайте подведём итог урока.
Продолжите фразу «Знание законов электрических явлений мне даёт…». Слайд 12. На партах у вас лежат стикеры. Напишите ответы на них и прикрепите на доске.
Обучающиеся записывают на стикерах и прикрепляют на доске. Учитель зачитывает несколько листочков.
Подошёл к концу наш урок. Вы сегодня очень усердно трудились. Каждый внёс большой вклад и заслуживает хорошей отметки и хорошей прокачки. Сейчас мы распределим очки опыта по классу. 100 баллов XP=1 балл отметки. Слайд 13.
Происходит выставление отметок и распределение баллов XP.
На уроке все хорошо поработали, всё с вами повторили, поэтому домашнего задания не будет. Слайд 14. Спасибо за урок!
Приложение 1
Рисунок 1. Пазл для команды 1
Рисунок 2. Пазл для команды 2
Рисунок 3. Пазл для команды 3
Приложение 2
Изучение зависимости сопротивления реальных проводников от их геометрических параметров и удельных сопротивлений материалов.
Цель: определить удельное сопротивление проводника и сравнить его с табличным значением.
Порядок выполнения работы.
1. Соберите на монтажном столе электрическую схему, показанную на рисунке:
2.Выберите материал проводника – никель, установите значения длины и площади поперечного сечения:
L = 100 м; S = 0,1 мм2;
3. Определите экспериментально с помощью мультиметра напряжение на проводнике.
Для этого необходимо подключить параллельно проводнику мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения, соблюдая полярность.
Запишите показания мультиметра.
4. Определите экспериментально с помощью мультиметра силу тока в цепи.
Включите мультиметр в режиме измерения постоянного тока последовательно в цепь, соблюдая полярность.
Запишите показания мультиметра.
5. Рассчитайте сопротивление проводника по формуле .
6. Определите удельное сопротивление никеля по формуле .
7. Проделайте пункты 3 – 6 ещё два раза, изменяя длину, но, не меняя площадь поперечного сечения и материал проводника.
8. Результаты измерений занесите в таблицу:
№ опыта | Длина, м | Напряжение, В | Сила тока, А | Сопротивление, Ом | Удельное сопротивление, Ом мм2/ м |
1 | 100 |
|
|
|
|
2 | 200 |
|
|
|
|
3 | 500 |
|
|
|
|
9. Найдите среднее значение удельного сопротивления и сравните его с табличным значением.
Сформулируйте выводы по проделанной работе.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучение зависимости сопротивления реальных проводников от их геометрических параметров и удельных сопротивлений материалов.
Цель: определить удельное сопротивление проводника и сравнить его с табличным значением.
Порядок выполнения работы.
1. Соберите на монтажном столе электрическую схему, показанную на рисунке:
2.Выберите материал проводника – никель, установите значения длины и площади поперечного сечения:
L = 100 м; S = 0,1 мм2;
3. Определите экспериментально с помощью мультиметра напряжение на проводнике.
Для этого необходимо подключить параллельно проводнику мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения, соблюдая полярность.
Запишите показания мультиметра.
4. Определите экспериментально с помощью мультиметра силу тока в цепи.
Включите мультиметр в режиме измерения постоянного тока последовательно в цепь, соблюдая полярность.
Запишите показания мультиметра.
5. Рассчитайте сопротивление проводника по формуле .
6. Определите удельное сопротивление никеля по формуле .
7. Проделайте пункты 3 – 6 ещё два раза, изменяя площадь поперечного сечения, но, не меняя длину и материал проводника.
8. Результаты измерений занесите в таблицу:
№ опыта | Длина, м | Напряжение, В | Сила тока, А | Сопротивление, Ом | Удельное сопротивление, Ом мм2/ м |
1 | 100 |
|
|
|
|
2 | 200 |
|
|
|
|
3 | 500 |
|
|
|
|
9. Найдите среднее значение удельного сопротивления и сравните его с табличным значением. Сформулируйте выводы по проделанной работе.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование сопротивлений проводников при последовательном соединении.
Цель: изучить законы протекания тока через последовательно и параллельно соединенные проводники и определить формулы расчета сопротивлений таких участков.
Порядок выполнения работы.
1. Соберите на монтажном столе электрическую схему, показанную на рисунке:
Выберите номиналы сопротивлений следующими:
R1 = 1 кОм; R2 = 2 кОм; R3 = 3 кОм; R4 = 4 кОм;
2. Определите экспериментально с помощью мультиметра (в режиме измерения сопротивлений) сопротивление между точками:
А и С; С и D; B и D; A и D.
Запишите эти показания.
3. Рассчитайте теоретические значения сопротивлений между указанными точками схемы и сравните их с измеренными.
Какие выводы можно сделать из этого опыта?
4. Измерьте с помощью мультиметра (в режиме измерения тока) токи, текущие через каждое сопротивление. Запишите показания прибора.
5. Измерьте с помощью мультиметра (в режиме измерения постоянного напряжения) напряжения на каждом сопротивлении. Запишите показания прибора.
6. Результаты измерений занесите в таблицу:
Физическая величина | Участок АС | Участок СD | Участок BD | Участок AD |
Сила тока, мА | | | | |
Напряжение, В | | | | |
Сопротивление, кОм | | | | |
7. Сформулируйте выводы по проделанной работе.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование сопротивлений проводников при параллельном соединении.
Цель: изучить законы протекания тока через последовательно и параллельно соединенные проводники и определить формулы расчета сопротивлений таких участков.
Порядок выполнения работы.
1. Соберите на монтажном столе электрическую схему, показанную на рисунке:
Выберите номиналы сопротивлений следующими:
R1 = 2 кОм; R2 = 3 кОм; R3 = 6 кОм.
2. Определите экспериментально с помощью мультиметра (в режиме измерения сопротивлений) сопротивление между точками:
А и B; E и K; C и D.
Запишите эти показания.
3. Рассчитайте теоретические значения сопротивлений между указанными точками схемы и сравните их с измеренными.
Какие выводы можно сделать из этого опыта?
4. Измерьте с помощью мультиметра (в режиме измерения тока) токи, текущие через каждое сопротивление. Запишите показания прибора.
5. Измерьте с помощью мультиметра (в режиме измерения постоянного напряжения) напряжения на каждом сопротивлении. Запишите показания прибора.
6. Результаты измерений занесите в таблицу:
Физическая величина | Первый резисторе | Второй резистор | Третий резистор | На всей цепи |
Сила тока, мА | | | | |
Напряжение, В | | | | |
Сопротивление, кОм | | | | |
7. Сформулируйте выводы по проделанной работе.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зависимость силы тока от напряжения.
Цель: выяснить зависимость силы тока на участке проводника от напряжения на концах участка.
Порядок выполнения работы.
1. Соберите на монтажном столе электрическую схему, показанную на рисунке:
2. Установите рабочее напряжение на источнике тока 1В.
3. Измерьте напряжение на резисторе и силу тока в цепи. Запишите показания в таблицу.
№ | R, кОм | I, мА | U, В | U/R |
1 | 1 | | | |
2 | 1 | | | |
3 | 1 | | | |
4. Увеличьте рабочее напряжение до 1,5В.
5. Измерьте напряжение на резисторе и силу тока в цепи. Запишите показания в таблицу.
6. Увеличьте рабочее напряжение до 2В.
7. Измерьте напряжение на резисторе и силу тока в цепи. Запишите показания в таблицу.
8. Вычислите силу тока по формуле и запишите в последнем столбце.
9. Сравните полученные при помощи измерений и при помощи вычислений значения и сделайте вывод как сила тока зависит от напряжения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зависимость силы тока от сопротивления.
Цель: выяснить зависимость силы тока на участке проводника от сопротивления участка.
Порядок выполнения работы.
1. Соберите на монтажном столе электрическую схему, показанную на рисунке:
2. Установите рабочее напряжение источника 4В.
3. Установите предел измерения реостата в 4 Ом.
№ | U, В | I, А | R, Ом | U/R |
1 | 4 | | 1 | |
2 | 4 | | 2 | |
3 | 4 | | 4 | |
4. Измерьте силу тока в цепи. Полученные значения запишите в таблицу.
5. Передвиньте ползунок реостата вниз. Запишите в таблицу сопротивление реостата.
6. Измерьте силу тока в цепи. Полученные значения запишите в таблицу.
7. Поведите опыт третий раз, передвинув ползунок реостата ниже. Полученные результаты отразите в таблице.
8. Вычислите силу тока по формуле и запишите в последнем столбце.
9. Сравните полученные при помощи измерений и при помощи вычислений значения и сделайте вывод как сила тока зависит от сопротивления.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________