12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарасова Анастасия Сергеевна47
Россия, Мурманская обл., Мурманск

Тема урока: Электрические явления.

Класс: 8.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Вид урока: урок-совершенствование.

Цель урока: повторение и систематизация знаний по данной теме.

Задачи:

образовательная: обобщить и повторить изученный материал по теме: “Электрические явления”, расширить кругозор обучающихся;

развивающая: развить внимание обучающихся, активность и самостоятельность в процессе коллективной и самостоятельной деятельности, развить познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность и чувство юмора, расширить кругозор;

воспитательная: воспитать умение работать в группах, парах и самостоятельно, чувства поддержки, товарищества, умение выслушивать чужую точку зрения.

Задача учителя на уроке: создание условий для проявления активности обучаемых, развития их индивидуальности; развития исследовательской компетентности учащихся; повышения их интереса к предмету.

Программные и технические средства: проектор, компьютер учителя, компьютеры обучающихся, презентация, программа «Начала электроники», выход в Интернет.

Используемая литература:

Пёрышкин А. В. Физика. М.: Дрофа, 2019 г., 240 с.

Структура урока.

Организационный момент.

Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся.

Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

Обобщение, систематизация и самокоррекция знаний.

Рефексия.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, зачем необходимо изучать физику? Всё, что нас окружает подвластно её законам. Знания по физике мы можем применять в быту. Это существенно облегчит жизнь. Но физика наука обширная, она делится на несколько разделов. Какой раздел мы с вами завершили? Что в нём рассматривается? Электродинамика. Электрические явления. Значит сегодня мы с вами подведём итог и вспомним всё, что проходили. Кто может сформулировать тему урока? Попробуйте на основе темы сформулировать цель урока. Слайд 1 (тема). Слайд 2 (цель).

...Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. Слайд 3 (цитата).
Это слова Аристотеля. Необходимо не только знать, но и уметь применять полученные знания.

II. Подготовка к активной деятельности на основном этапе.

Всё это время мы учились с вами под девизом «Мы не ищем лёгких путей и не боимся трудностей». Сегодня в очередной раз это докажем. На нашем уроке вы пройдёте испытания, преодолевая которые, покажете, насколько хорошо вы разобрались в теме «Электрические явления».

Слайд 4. Учитель открывает главную страницу ресурса Класскрафт с классом.

t1620389779aa.png

Затем переходит в «Инструменты работы с классом» и выбирает «Случайные события».

t1620389779ab.png

III. Проверка домашнего задания:

Первый ученик объясняет явление - гроза, молния. Учитель выбирает инструмент «Случайный игрок».

t1620389779ac.png


ЗАГАДКА:

Сначала – блеск,

за блеском треск,

за треском плеск. (гроза: молния, гром и дождь)

Что такое молния и почему она появляется?

Возможный ответ.

Молния - это мощный электрический разряд. Установлено, что при движении воздуха за счет конвекции различные воздушные потоки и облака в результате соприкосновения электризуются. При этом одна часть облака электризуется положительно, а другая отрицательно. В результате напряжение между двумя облаками или облаком и землей достигает десятков миллионов вольт. Возникает искра- молния. Удары молнии смертельны для всего живого. Молния чаще ударяет в высокие предметы: одинокие деревья, высокие здания. Для защиты используют молниеотвод – это заостренный металлический стержень, который соединен с землей.

2. Учитель выбирает инструмент «Случайный игрок». Второй ученик проводит опыт с электризацией воздушного шарика и просит класс объяснить явление. Затем сам объясняет итог опыта.

Возможный ответ. Натерев воздушный шарик о шерсть, шарик приобретает отрицательный заряд. Если после этого его поднести к волосам, они начнут к нему притягиваться даже на расстоянии в несколько сантиметров. (демонстрация)

3. Работа в группах (по 3-4 человека) сборка пазлов с электрическими явлениями. Слайд 5. Приложение 1.

Молодцы с этим заданием вы очень хорошо справились. Следующий этап нашего урока пройдёт за компьютерами. Вы сядете парами. На рабочих машинах уже запущена программа «Начала электроники». На столах лежат разработки практических работ. У каждой пары своя. На выполнение отводится 7-10 минут, после чего каждая команда расскажет нам о своих результатах.

Обобщение, систематизация и само-коррекция знаний. Слайд 6.

Для начала давайте вспомним ТБ. А теперь можно переходить к практической части урока. Приложение 2.

1 ПК. Изучение зависимости сопротивления реальных проводников от их геометрических параметров и удельных сопротивлений материалов. Изменение длины проводника. Слайд 7.

2 ПК. Изучение зависимости сопротивления реальных проводников от их геометрических параметров и удельных сопротивлений материалов. Изменение площади поперечного сечения проводника. Слайд 7.

3 ПК. Исследование сопротивлений резисторов при последовательном соединении. Слайд 8.

4 ПК. Исследование сопротивлений проводников при параллельном соединении. Слайд 9.

5 ПК. Зависимость силы тока от напряжения. Слайд 10.

6 ПК. Зависимость силы тока от сопротивления. Слайд 11.

Выполняют работу по разработке. На листах с лабораторными работами заполняют таблицы, делают вывод. При ответе демонстрируются в презентации слайды со схемами. Ребята объясняют опыт и делают вывод.

Итог урока. Рефлексия, выставление отметок и ХР.

Давайте подведём итог урока.

Продолжите фразу «Знание законов электрических явлений мне даёт…». Слайд 12. На партах у вас лежат стикеры. Напишите ответы на них и прикрепите на доске.

Обучающиеся записывают на стикерах и прикрепляют на доске. Учитель зачитывает несколько листочков.

Подошёл к концу наш урок. Вы сегодня очень усердно трудились. Каждый внёс большой вклад и заслуживает хорошей отметки и хорошей прокачки. Сейчас мы распределим очки опыта по классу. 100 баллов XP=1 балл отметки. Слайд 13.

Происходит выставление отметок и распределение баллов XP.

На уроке все хорошо поработали, всё с вами повторили, поэтому домашнего задания не будет. Слайд 14. Спасибо за урок!





Приложение 1

t1620389779ad.jpg

Рисунок 1. Пазл для команды 1


t1620389779ae.jpg

Рисунок 2. Пазл для команды 2


t1620389779af.jpg

Рисунок 3. Пазл для команды 3


Приложение 2

Изучение зависимости сопротивления реальных проводников от их геометрических параметров и удельных сопротивлений материалов.

Цель: определить удельное сопротивление проводника и сравнить его с табличным значением.

Порядок выполнения работы.

1. Соберите на монтажном столе электрическую схему, показанную на рисунке:

t1620389779ag.png

2.Выберите материал проводника – никель, установите значения длины и площади поперечного сечения:

L = 100 м; S = 0,1 мм2;

3. Определите экспериментально с помощью мультиметра напряжение на проводнике.

Для этого необходимо подключить параллельно проводнику мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения, соблюдая полярность.

Запишите показания мультиметра.

4. Определите экспериментально с помощью мультиметра силу тока в цепи.

Включите мультиметр в режиме измерения постоянного тока последовательно в цепь, соблюдая полярность.

Запишите показания мультиметра.

5. Рассчитайте сопротивление проводника по формуле t1620389779ah.gif .

6. Определите удельное сопротивление никеля по формуле t1620389779ai.gif .

7. Проделайте пункты 3 – 6 ещё два раза, изменяя длину, но, не меняя площадь поперечного сечения и материал проводника.

8. Результаты измерений занесите в таблицу:


№ опыта

Длина, м

Напряжение, В

Сила тока, А

Сопротивление, Ом

Удельное сопротивление, Ом мм2/ м

1

 100

 

 

 

 

2

 200

 

 

 

 

3

 500

 

 

 

 


9. Найдите среднее значение удельного сопротивления и сравните его с табличным значением.

Сформулируйте выводы по проделанной работе.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изучение зависимости сопротивления реальных проводников от их геометрических параметров и удельных сопротивлений материалов.

Цель: определить удельное сопротивление проводника и сравнить его с табличным значением.

Порядок выполнения работы.

1. Соберите на монтажном столе электрическую схему, показанную на рисунке:

t1620389779ag.png

2.Выберите материал проводника – никель, установите значения длины и площади поперечного сечения:

L = 100 м; S = 0,1 мм2;

3. Определите экспериментально с помощью мультиметра напряжение на проводнике.

Для этого необходимо подключить параллельно проводнику мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения, соблюдая полярность.

Запишите показания мультиметра.

4. Определите экспериментально с помощью мультиметра силу тока в цепи.

Включите мультиметр в режиме измерения постоянного тока последовательно в цепь, соблюдая полярность.

Запишите показания мультиметра.

5. Рассчитайте сопротивление проводника по формуле t1620389779ah.gif .

6. Определите удельное сопротивление никеля по формуле t1620389779ai.gif .

7. Проделайте пункты 3 – 6 ещё два раза, изменяя площадь поперечного сечения, но, не меняя длину и материал проводника.

8. Результаты измерений занесите в таблицу:


№ опыта

Длина, м

Напряжение, В

Сила тока, А

Сопротивление, Ом

Удельное сопротивление, Ом мм2/ м

1

 100

 

 

 

 

2

 200

 

 

 

 

3

 500

 

 

 

 


9. Найдите среднее значение удельного сопротивления и сравните его с табличным значением. Сформулируйте выводы по проделанной работе.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Исследование сопротивлений проводников при последовательном соединении.

Цель: изучить законы протекания тока через последовательно и параллельно соединенные проводники и определить формулы расчета сопротивлений таких участков.

Порядок выполнения работы.

1. Соберите на монтажном столе электрическую схему, показанную на рисунке:


t1620389779aj.png


Выберите номиналы сопротивлений следующими:

R1 = 1 кОм; R2 = 2 кОм; R3 = 3 кОм; R4 = 4 кОм;

2. Определите экспериментально с помощью мультиметра (в режиме измерения сопротивлений) сопротивление между точками:

А и С; С и D; B и D; A и D.

Запишите эти показания.

3. Рассчитайте теоретические значения сопротивлений между указанными точками схемы и сравните их с измеренными.

Какие выводы можно сделать из этого опыта?

4. Измерьте с помощью мультиметра (в режиме измерения тока) токи, текущие через каждое сопротивление. Запишите показания прибора.

5. Измерьте с помощью мультиметра (в режиме измерения постоянного напряжения) напряжения на каждом сопротивлении. Запишите показания прибора.

6. Результаты измерений занесите в таблицу:

Физическая величина

Участок АС

Участок СD

Участок BD

Участок AD

Сила тока, мА





Напряжение, В





Сопротивление, кОм







7. Сформулируйте выводы по проделанной работе.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












Исследование сопротивлений проводников при параллельном соединении.

Цель: изучить законы протекания тока через последовательно и параллельно соединенные проводники и определить формулы расчета сопротивлений таких участков.

Порядок выполнения работы.

1. Соберите на монтажном столе электрическую схему, показанную на рисунке:

t1620389779ak.png

Выберите номиналы сопротивлений следующими:

R1 = 2 кОм; R2 = 3 кОм; R3 = 6 кОм.

2. Определите экспериментально с помощью мультиметра (в режиме измерения сопротивлений) сопротивление между точками:

А и B; E и K; C и D.

Запишите эти показания.

3. Рассчитайте теоретические значения сопротивлений между указанными точками схемы и сравните их с измеренными.

Какие выводы можно сделать из этого опыта?

4. Измерьте с помощью мультиметра (в режиме измерения тока) токи, текущие через каждое сопротивление. Запишите показания прибора.

5. Измерьте с помощью мультиметра (в режиме измерения постоянного напряжения) напряжения на каждом сопротивлении. Запишите показания прибора.

6. Результаты измерений занесите в таблицу:

Физическая величина

Первый резисторе

Второй резистор

Третий резистор

На всей цепи

Сила тока, мА





Напряжение, В





Сопротивление, кОм






7. Сформулируйте выводы по проделанной работе.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Зависимость силы тока от напряжения.

Цель: выяснить зависимость силы тока на участке проводника от напряжения на концах участка.

Порядок выполнения работы.

1. Соберите на монтажном столе электрическую схему, показанную на рисунке:

t1620389779al.png

2. Установите рабочее напряжение на источнике тока 1В.

3. Измерьте напряжение на резисторе и силу тока в цепи. Запишите показания в таблицу.

R, кОм

I, мА

U, В

U/R

1

1




2

1




3

1






4. Увеличьте рабочее напряжение до 1,5В.

5. Измерьте напряжение на резисторе и силу тока в цепи. Запишите показания в таблицу.

6. Увеличьте рабочее напряжение до 2В.

7. Измерьте напряжение на резисторе и силу тока в цепи. Запишите показания в таблицу.

8. Вычислите силу тока по формуле t1620389779am.gif и запишите в последнем столбце.

9. Сравните полученные при помощи измерений и при помощи вычислений значения и сделайте вывод как сила тока зависит от напряжения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Зависимость силы тока от сопротивления.

Цель: выяснить зависимость силы тока на участке проводника от сопротивления участка.

Порядок выполнения работы.

1. Соберите на монтажном столе электрическую схему, показанную на рисунке:

t1620389779an.png

2. Установите рабочее напряжение источника 4В.

3. Установите предел измерения реостата в 4 Ом.

U, В

I, А

R, Ом

U/R

1

4


1


2

4


2


3

4


4




4. Измерьте силу тока в цепи. Полученные значения запишите в таблицу.

5. Передвиньте ползунок реостата вниз. Запишите в таблицу сопротивление реостата.

6. Измерьте силу тока в цепи. Полученные значения запишите в таблицу.

7. Поведите опыт третий раз, передвинув ползунок реостата ниже. Полученные результаты отразите в таблице.

8. Вычислите силу тока по формуле t1620389779am.gifи запишите в последнем столбце.

9. Сравните полученные при помощи измерений и при помощи вычислений значения и сделайте вывод как сила тока зависит от сопротивления.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.