Конспект урока физической культуры в 4 классе «Лазание по канату»
Конспект урока физической культуры
Педагог: Кулинич Любовь Николаевна
Предмет: физическая культура
Класс: 4 «Г» (мальчиков – 14, девочек – 14, основная – 27, спецмедгруппа (освобожден) - 1)
Программа: Физическая культура: программа: 1-4 класс .Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров Вентана – Граф, 2012
Раздел программы: Гимнастика с основами акробатики.
Тема урока: Лазание по канату.
Тип урока: образовательный.
Цель урока: сформировать у обучающихся знания и навыки техники лазания по канату.
Задачи урока:
Образовательные задачи (предметные результаты):
- ознакомить учащихся с правилами безопасного поведения;
- обучать технике лазания по канату;
- способствовать формированию двигательного стереотипа при лазании по канату;
- воспитывать морально-волевые качества в ситуации затруднения
Развивающие задачи (метапредметные результаты):
-формировать умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих (коммуникативное УУД).
-развивать умения выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения знаний (регулятивное УУД);
-формирование умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (регулятивное УУД);
-развивать умения выполнять лазание по канату на высоком качественном уровне (познавательные УУД);
Воспитательные задачи (личностные результаты):
-формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни (самоопределение, личностные УУД);
-формировать мотивацию учебной деятельности (смыслообразование, личностные УУД);
-формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуации;
-возможные методы и приемы обучения: метод круговой тренировки, фронтальный , индивидуальный, групповой, игровой.
Условия проведения: спортивный зал
Материально- техническое обеспечение: канат, гимнастические палки, две коробки под палки, скакалки ,гимнастические маты ...шт, свисток, секундомер, конусы.
Ход урока
1. Вводно-подготовительная часть 1.1. Организационный момент, включающий: Цель: организовать учащихся к проведению урока, нацелить их внимание на решение поставленных задач, способствовать постепенному врабатыванию организма к занятиям физическими упражнениями. Критерии результативности: включение учащихся в деловой ритм, осознание и принятие цели и основных задач урока, изменение параметров активности основных функциональных систем организма и др. Образовательные задачи этапа: -приветствие, фиксация отсутствующих; - организация внимания школьников; - раскрытие общей цели, задач урока и плана его проведения. личностные результаты: -самоопределение. -самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. -смыслообразование. -мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная) -нравственно-этическая ориентация. -навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. -создать благоприятные психические и эмоциональные условия взаимодействия учителя и учащихся. -психологически настроить учащихся на предстоящую работу. -методы организации работы: словесные: указания, команды, распоряжения, практический, наглядный, показ. -возможные методы и приемы обучения: фронтальный, наблюдение , словесные указания, команды, распоряжения, практический, наглядный, показ. Содержание |
||||||||||
№ п./п. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Дозировка |
ОМУ |
|||||
1.1 |
Организационный момент. |
Организует построение класса. Командует: «Класс! В одну шеренгу становись!» |
Выполняют организующие команды учителя. Строятся в одну шеренгу на месте построения. |
30 сек |
Обратить внимание на готовность детей к уроку: наличие спортивной одежды и обуви. Обратить внимание на правильность выполнения строевой стойки: пятки вместе, носки врозь, плечи развёрнуты, подбородок приподнят, руки по швам |
|||||
1.2 |
Рапорт учителю. |
Командует: «Класс! Становись!" Учащийся сдает рапорт учителю. Приветствует класс. |
Выполняют команды «Равняйсь!», «Смирно!» |
30 сек |
Обратить внимание на правильность выполнения команд: плечи развёрнуты, подбородок приподнят, руки по швам. Повороты головы чёткие. |
|||||
1.3 |
Измерение ЧСС |
Организует самодиагностику: 2 учащихся самостоятельно измеряют пульс, а учитель отмечает результаты на графике |
Двое названных учащихся самостоятельно измеряют пульс и сообщают результаты учителю |
30сек |
||||||
1.4 |
Объявление темы и формулировка задач урока |
Чтобы узнать какая сегодня тема урока ,отгадайте загадку: "Ноги, руки — все в движении, Я ползу под потолок, Мышцы — просто напряжение — Сам себя поднять я смог. Подо мной постелен мат, Вверх я влез. Помог...канат" И так , кто готов назвать тему сегодняшнего урока? -Какие главные задачи мы ставим перед собой на урок? - С чего начнём урок? |
Слушают, анализируют, участвуют в беседе. Воспринимают и осознают задачи урока. Психологически настраиваются на активную деятельность на уроке. - "С разминки!" |
1 мин |
||||||
1.2. Разминка, включающая: Цель учителя: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений, развивать быстроту двигательной реакции. Цель учащихся: качественно подготовить организм к дальнейшей нагрузке урока. Задачи: - всесторонне подготовить организм учащихся для решения основной части урока и достижения максимального оздоровительного эффекта; - подготовить мышечные группы спины, ног, брюшного пресса, которые будут участвовать в решении двигательных задач; - формировать навыки и умения выполнять двигательные действия и формировать установку на активную познавательную деятельность. -формировать установку учащихся на активную познавательную деятельность. Методы: -словесные – описание, указание, распоряжения, подсчёт, команды. -наглядные – показ, наблюдение. -практические – методы строго регламентированного упражнения (переменный-интервальный) -форма организации: фронтальный метод, индивидуальный метод. Критерии результативности: изменение физиологических параметров( измерение ЧСС покраснение – побледнение…до какой степени..), внешние признаки( до какой степени), готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний и др. Содержание данной части урока. |
||||||||||
№ п./п. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Дозировка |
ОМУ |
|||||
1.1 |
Строевые упражнения в движении |
Подает команду «Направо!», «В обход – Налево шагом марш!» |
Двигаются в колонне по одному. |
10 сек |
Следить за дистанцией между учениками (1 шаг). |
|||||
1.2 |
Упражнения в движении |
Дает команды для выполнения упражнений в движении Ходьба: - обычная, - с заданием, -на носках, руки за головой, - на пятках, руки на поясе, -руки согнуты в локтях, -спортивной ходьбой,- Марш!" |
Выполняют команды учителя. |
1 мин |
Следить за правильным выполнением упражнений всеми учащимися (Спина прямая, плечи развёрнуты, подбородок приподнят). |
|||||
1.3 |
Беговые упражнения |
Дает команды для выполнения бега «Бегом, - Марш!» - бег без задания, -приставным шагом (правым, левым боком), -с высоким подниманием бедра, - с захлестыванием голени, - бег без задания, -спортивной ходьбой,- Марш!" - шагом...восстанавливаем дыхание: руки вверх- вдох, руки вниз -выдох.
Дает команды на перестроение в движении. "Из колонны по одному в колонну по два,- "Марш!" Дает команды на повороты на месте для выполнения ОРУ с гимнастической палкой. "Направо!" По ходу движения каждый берет гимнастическую палку, палка в правой руке. |
Выполняют команду учителя. Выполняют упражнения для восстановления дыхания. Выполняют перестроение в движении в колонну по два. Выполняют повороты на месте. Каждый берет гимнастическую палку. |
1 мин 1 круг 0,5 кр. 0,5 кр. 0,5 кр. 0,5 кр. 0,5 кр. 0,5 кр. 30 сек. |
Следить за соблюдением дистанции между учениками (1 шаг), за сохранением скорости и равномерностью бега. |
|||||
1.4 |
ОРУ с гимнастическими палками. |
Дает команды на выполнение ОРУ с гимнастическими палками. Объясняет, демонстрирует правильность выполнения Контролирует правильность выполнения задания |
Выполняют ОРУ с гимнастическими палками. 1. Потягивания. И.п.– о.с, палка внизу, хват сверху. 3-4 – тоже с правой 2.Для мышц плечевого пояса И.п.– стойка "ноги врозь", палка внизу, хват сверху. 1–палка вверх, 2–палка за головой, 3– палка вверх, 4 – и. п. 3.Наклоны. И.п.- стойка "ноги врозь", палка внизу, хват сверху. 1-наклон вправо, левая рука вверх, правая вниз, 2-и.п. 3-4- тоже влево.
4.Приседания с наклонами. И.п.– о.с, палка внизу, хват сверху. 2-наклон вниз, 3- сед. палка вперед, 4- и.п. 5.Выпады. И.п.- о.с, палка внизу, хват сверху. 1-выпад с правой ноги вперед, палка вверх, 2-и.п., 3-4- тоже с левой ноги. 6.Прыжки. И.п.- о.с, руки на пояс, палка на полу впереди. 1- прыжок вперед через палку, 2- и.п., 3-4- тоже. Демонстрируют движения, правильность выполнения команд, соблюдение дисциплины, техники безопасности. Стараются следить за своим самочувствием |
3 – 4 мин. 3-4р 3-4р 3-4р 3-4р 3-4р 3-4р |
-нога прямая, -больше прогнуться, -посмотреть вверх. -спина прямая, -руки прямые, -ноги прямые. -ноги прямые, -руки прямые, -наклон глубже. -руки прямые, -ноги прямые, -наклон ниже, -сед глубже. -руки прямые, -выпад глубже, -спина прямая. -руки на пояс, -прыжок выше, -прыжок мягче. |
|||||
1.5 |
Измерение ЧСС |
Организует самодиагностику: 2 учащихся самостоятельно измеряют пульс, а учитель отмечает результаты на графике |
Двое названных учащихся самостоятельно измеряют пульс и сообщают результаты учителю |
30 сек |
||||||
2. Основная часть Цель учителя: совершенствовать технику лазания по канату. Цель учащихся: совершенствовать лазание по канату ; совершенствовать умения и навыки в ранее изученных физических упражнениях. Задачи: 1.Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков. 2.Формирование физкультурных знаний. 3.Обучение правильной технике выполнения упражнений. 4.Развитие двигательных качеств. 5.Развитие физических качеств. 6.Развитие коммуникативных качеств. 7.Воспитание морально-волевых и нравственных качеств. Цель для учащихся (какой результат должен быть ими достигнут на данном этапе урока): Усвоить состав двигательного действия лазания по канату. Методы: Словесные – описание, указание, распоряжения, команды. Наглядные – показ. Практические – методы строго регламентированного упражнения; метод обучения двигательным действиям – целостный; игровой метод Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового материала: Похвала, оценивание, поставка в пример Критерии, позволяющие определить уровень усвоения материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. Содержание. |
||||||||||
№ п./п. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Дозировка |
ОМУ |
|||||
2.1 |
Подводящие упражнения |
Научить захвату гимнастической палки ногами, применительно к лазанью по канату. -и.п.- о.с, руки вверх (и.п. для лазания в три приема); - и.п.- о.с. – присед, руки вверх- первый прием; - из приседа, руки вверх, встать и согнуть руки- второй прием; - из о.с. – с согнутыми руками, руки поочередно вверх - третий прием. |
-выполняют подводящие упражнения. |
1 мин |
Для проверки прочности захвата следует предложить слегка протянуть гимнастическую палку кверху. Учитель осуществляет помощь и контроль. |
|||||
2.2 |
Измерение ЧСС |
Организует самодиагностику: 2 учащихся самостоятельно измеряют пульс, а учитель отмечает результаты на графике |
Двое названных учащихся самостоятельно измеряют пульс и сообщают результаты учителю |
30 сек |
||||||
2.3 |
Общее построение класса. Напоминает технику безопасности. |
Команды учителя: «Класс!», «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». ТБ во время работы по станциям: -не выполнять упражнения без разрешения учителя; Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении упражнений другим учеником; -переходим по залу только по сигналу учителя против часовой стрелки; -переходим шагом, колонной по одному; -лаз на канат осуществлять только по разрешению учителя; -хват на шведской стенке только сверху; -при прыжках через скакалку прыгать на месте, на расстоянии 2 шага друг от друга; -при работе с обручем - на месте, на расстоянии 2 шага друг от друга; Смена заданий осуществляется по сигналу учителя (свисток). |
Выполняют команды учителя Слушают, запоминают. |
30 сек 1 мин |
||||||
2.4 |
Деление класса на 6 групп |
Дает команду учащимся: «Класс!», на 1-й, 2-й, 3,-й, 4-й, 5-й, 6-й , «Рассчитайсь!» Перестраивает учащихся в шесть шеренг. Готовит инвентарь, называет задания и время выполнения (2 мин): 1-группа: Подъем туловища из положения лежа ( в парах по 30 раз); 2-группа: Лазание по канату; 3-группа: Подъем согнутых ног в висе на шведской стенке (2*10 раз); 4-группа: Прыжки через скакалку ( ноги вместе за 3 мин); 5- группа: Отжимание в упоре лежа (2* 10 раз). 6- группа: Вращение обруча (за 2 мин). |
Перестраиваются в 6 шеренг Ученики каждой группы расходятся по станциям, по сигналу приступают к выполнению задания указанное количество раз. |
16 мин |
||||||
2.5 |
Измерение ЧСС |
Организует самодиагностику: 2 учащихся самостоятельно измеряют пульс, а учитель отмечает результаты на графике |
Двое названных учащихся самостоятельно измеряют пульс и сообщают результаты учителю |
30 сек |
||||||
2.6 |
Построение в одну шеренгу. |
Даю команду «В одну шеренгу,- Становись! Равняйсь! Смирно! Вольно!» |
Выстраиваются в одну шеренгу. Выполняют строевые команды. |
10 сек |
Обратить внимание на правильность выполнения. И.п- основная стойка. |
|||||
2.7 |
Подвижная игра «Волк во рву» |
Объясняет правила игры: На игровой площадке проводятся две линии на расстоянии 1—1,5 м. Расстояние между ними — это ров, в котором находится водящий-волк. Волк может передвигаться только между этими линиями. Остальные играющие — «козочки» — по сигналу учителя перебегают с одной стороны площадки на другую, перепрыгивая через ров. В это время волк старается поймать козочек, коснувшись рукой. Игроки, которых коснулся волк, останавливаются и выбывают из игры. |
Слушают правила игры. |
5 мин |
||||||
3. Заключительная часть 3.1. Снижение двигательной нагрузки, восстановление Цель учителя: постепенное снижение двигательной активности, восстановление всех систем организма, обобщение приобретенных знаний. Цель учащихся: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса, анализ и фиксирование оценки успешности достижения цели и определение перспективы на будущее. Задачи: -снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц. -снятие физической и психической напряженности. -снижение активности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем до нормы. Учебная цель для учащихся (какой результат должен быть ими достигнут на данном этапе урока): -привести организм в относительно спокойное состояние. Формы, методы и средства восстановления функций организма до исходного состояния в начале урока: Методы: словесные, наглядные -методы и критерии оценки достижения поставленных целей: -метод визуального наблюдения: восстановление окраски кожных покровов, нормализация дыхания. -возможные действия учителя в случае, если ему и учащимся не удается достичь поставленных целей: Содержание данной части урока. |
||||||||||
№ п./п. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Дозировка |
ОМУ |
|||||
3.1 |
Построение в одну шеренгу. |
Даю команду «В одну шеренгу,- Становись! Равняйсь! Смирно! Вольно!» |
Выстраиваются в одну шеренгу. Выполняют строевые команды. |
10сек |
Обратить внимание на правильность выполнения. И.п- основная стойка. |
|||||
3.2 |
Подвижная игра «Светофор» |
-Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас у нас время года? -Чем опасно это время года? (гололед) -Как обезопасить себя на дороге? ( переходить дорогу по пешеходному переходу, на светофоре) Организую перестроение для проведения подвижной игры «Светофор». Напоминаю содержание и правила игры, проверяю наличие инвентаря, руковожу игрой. Подвожу итог игры. Содержание игры: Ведущий поднимает флажок определенного цвета. Если поднят зеленый -дети топают, если желтый- хлопают в ладоши, если красный- стоят без движения. Тот, кто ошибается , делает шаг вперед. |
Слушают, отвечают на вопросы. |
1 мин 1-2 мин |
Следить за правильным выполнением упражнения. |
|||||
3.3 |
Измерение ЧСС |
По окончанию заданий измеряют ЧСС |
Измеряют ЧСС |
30сек. |
Следить за дисциплиной в строю. |
|||||
3.4 |
Домашнее задание |
Проверка теоретического материала: -С какого года гимнастика стала олимпийским видом спорта? -Какие виды гимнастики вы знаете? -Назовите имена рубцовских спортсменов, принимавших участие на Олимпийских играх по спортивной гимнастике? -Подготовить доклад (презентация) на тему : "Биография Е.Лобазнюк" |
-1896г ( 1 Олимпийские игры современности) -Спортивная, художественная, спортивная акробатика, эстетическая, командная, аэробная, оздоровительная. -Екатерина Лобазнюк. |
1 мин |
||||||
3.5 |
Подведение итогов урока |
Подводит итог урока: -Чему научились на уроке? -Что больше всего вам сегодня удалось? -Над чем еще нужно работать? -Ребята (выполнявшие в ходе урока самодиагностику), какой вывод можете сделать исходя из полученных графиков пульсометрии? -Оценки за урок (по качеству выполнения технических приемов, за динамику достижений, за домашнее задание….) |
Слушают и принимают участие в обсуждении. Делают вывод. |
1 мин |
||||||
3.6 |
Организованный выход из зала |
Даю команду об окончании урока. Организую выход из спортивного зала. |
Выполняют команды, выходят из зала. |
30 сек |
Выход из зала в колонну по одному. |
|||||
3.7 |
Измерение ЧСС |
По окончанию урока 2 учащихся измеряют ЧСС |
Измеряют ЧСС |
30сек. |