Технологическая карта урока по физической культуре в 4 классе
Технологическая карта урока по физической культуре в 4 «а» классе
Тема: Организация и проведение занятий по гимнастике в МКОУ СОШ п. Лесной
Учитель: Акулова Елена Сергеевна
МКОУ СОШ п. Лесной
Дата проведения:
Цели деятельности учителя |
Осознанное изучение и понимание учащимися значения выполняемых заданий и упражнений, целенаправленного влияния их на организм. |
Тип урока |
Вводный |
Планируемые образовательные результаты УУД |
Предметные: иметь представления о истории развития гимнастки, о возможных упражнениях, которые можно выполнять на уроках гимнастики, организовывать здоровьесберегательную деятельность. Метапредметные: познавательные-оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; коммуникативные – овладевают диалогической формой речи, умением вступать в речевое общение; регулятивные – овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Методы и формы обучения |
Индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Образовательные ресурсы |
Компьютер, проектор, экран, колонки; Презентация по теме урока, выполненная в программе Power Point; тест по теме урока; карточки по технике безопасности на уроках гимнастики, выполненные в программе Microsoft Word; секундомер. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы взаимодействия |
Универсальные учебные действия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Приветствие, объявление задач урока. |
Слушают И обсуждают тему урока |
фронтальная |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Стремятся хорошо учиться и ориентированы на участие в делах школы. |
2. Актуализация знаний. |
Рассказ : о гимнастике и его значении |
Гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости и др.Впервые термин «гимнастика» появился у древних греков (эллинов) в VIII в. до н. э. Занятия физическими упражнениями они проводили в специальных заведениях - гимнасиях. В те времена гимнастика включала в себя все известные в античную эпоху физические упражнения (то, что мы теперь относим к легкой атлетике, тяжелой атлетике, борьбе, фехтованию, гребле), а также акробатику, игры с мячом, танцы. Гимнастика имеет свои достоинства: многообразие упражнений, разносторонность и гармоничность их влияния на формирование физических способностей занимающихся, воспитание социально приемлемых форм межличностных отношений, построенных на стратегии партнерства и сотрудничества. В настоящее время гимнастика включает в себя основную гимнастику, которой занимаются во всех учебных заведениях и в армии; спортивные виды гимнастики — спортивная гимнастика, художественная гимнастика, аэробика, акробатика. Спортивная гимнастика — олимпийский вид спорта с 1896 года. Как вид спорта существовал в Древней Греции. Соревнования проходят в опорных прыжках, вольных упражнениях и разных снарядах — брусьях, кольцах, колоде, коне, бревне. У мужчин 6 видов снарядов: кольца, конь с ручками, параллельные брусья, опорный прыжок, вольные упражнения, перекладина. У женщин 4 вида снарядов: вольные упражнения, опорный прыжок, разновысокие брусья и бревно. Художественная гимнастика — исполнение упражнений (со скакалкой, обручем, лентой, булавой, мячом), которые объединены в музыкальный танец. Есть групповые упражнения, в которых спортсменки пользуются одновременно мячами и обручами или одним видом предметов. Акробатическая гимнастика — парные, групповые упражнения, акробатические прыжки. Спортивная аэробика — спорт, в котором упражнения сложно скоординировать, также нужно взаимодействовать между партнерами, выполняя своеобразные аэробные шаги. В 1995 году аэробика получила признание и вошла в Международную федерацию гимнастики. |
Слушают материал. |
фронтальная |
Личностные. Регулятивные. Познавательные. |
3. Изучение нового материала |
Гимнастика часть программы по физической культуре Задачи. |
Гимнастика с методикой преподавания — одна из основных дисциплин учебного плана факультетов физической культуры. Важное место в этом курсе отводится методике подготовки и проведения уроков по основной гимнастике в школе. Основная гимнастика является базовой частью комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы и государственного стандарта. Средства гимнастики, безусловно, являются наиболее эффективными в физическом воспитании детей, подростков, оказывают значительное влияние на их здоровье, развитие физических качеств. В последние годы гимнастика обогатилась новыми нетрадиционными видами, такими как ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, стретчинг, шейпинг, ушу, хатха-йога и т. д Гимнастика является частью комплексной программы по физическому воспитанию и одной из основных дисциплин учебного плана физической культуры в школе. УРОКИ ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ Урок является основной формой организации занятий по гимнастике в школе. Урок должен содержать определенные общие задачи, выполнение которых обеспечивается всем процессом обучения, и складывается из последовательно решаемых конкретных задач: Образовательных; Оздоровительных; Воспитательных. |
Слушают материал |
Фронтальная |
Регулятивные Познавательные. Коммуникативные. |
4. Осмысление и закрепление материала |
Правила техники безопасности на уроках гимнастики |
Техника безопасности на уроках физкультуры по гимнастике К занятиям допускаются учащиеся: • отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам; • прошедшие инструктаж по мерам безопасности; • имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Учащийся должен: • иметь коротко остриженные ногти; • заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя; • бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и не использовать его не по назначению; • знать и выполнять настоящую инструкцию. Гимнастические снаряды должны быть надежно закреплены, а их металлические опоры укрыты матами. Помните, что при выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности: - маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятных падений; - канат не должен иметь порывов и узлов; - бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин, шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным особенностям занимающихся; - жерди брусьев должны быть сухими и гладкими, без трещин; - перекладина должна быть гладкой, без ржавчины и наслоения магнезии; - поверхность гимнастического коня должна быть ровной, сухой, без порывов. Не выполняйте упражнения при наличии свежих мозолей на руках. Выполняя упражнения потоком (один за другим) соблюдайте достаточные интервал и дистанцию. Не выполняйте сложные элементы без страховки, если нет уверенности в их выполнении. Учащийся должен знать и выполнять инструкцию при занятиях спортивной гимнастикой. За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе. II. Требования безопасности перед началом занятий Учащийся должен: • переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь; • снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, браслеты, часы и т. д.); • убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы; • под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия; • по команде учителя встать в строй для общего построения. Будьте внимательны при передвижении и установке гимнастических снарядов. Не переносите и не перевозите тяжелые гимнастические снаряды без специальных тележек и устройств. При переноске матов держитесь за специальные ручки сбоку по два человека с каждой стороны. При укладке следите, чтобы их поверхность была ровной и не сбивалась в комок, не было зазоров, а также наложения края мата на другой. Вся площадь вокруг бревна застилается матами в один слой, а в месте приземления - в два слоя. На опорном прыжке в месте приземления уложите маты в два слоя, длиной не менее пяти метров. Изменяя высоту брусьев вдвоем, ослабив винты, поднимите одновременно оба конца, держась за жердь, а не за металлическую опору. Ширина между жердями не должна превышать ширины плеч. Высоту перекладины устанавливайте в положении, когда она лежит на полу. Хорошая прочность растяжек и креплений должна обеспечить устойчивость снаряда. Не стойте под перекладиной во время ее установки. Устанавливая прыжковые снаряды, выдвигайте ножки поочередно с каждой стороны, предварительно наклонив снаряд. III. Требования безопасности во время занятий Учащийся должен: • каждый раз перед выполнением упражнения проверять крепление стопорных винтов; • вытирать руки насухо, использовать магнезию; • выполнять сложные элементы и упражнения со страховкой; • при выполнении прыжков и соскоков приземляться мягко на носки ног, пружинисто приседая; • при появлении во время занятия боли в руках, покраснения кожи, водяных пузырей на ладонях прекратить занятие и сообщить об этом учителю; • переходить от снаряда к снаряду организованно, по общей команде, способом, указанным учителем. Не стойте близко к снаряду при выполнении упражнения другим учащимся, не отвлекайте и не мешайте ему. Залезайте и спускайтесь с каната способом, указанным учителем. Не раскачивайте канат, на котором учащийся выполняет упражнение. Не используйте его не по назначению. Прежде чем выполнять упражнение на бревне, разучите его и добейтесь уверенного исполнения на полу или гимнастической скамейке. Выполняя упражнение на перекладине, необходимо помнить, что неточность в исполнении упражнения или недостаточно хороший хват приводит к срыву и падению. Перед выполнением опорного прыжка установите гимнастический мостик от снаряда на расстоянии в зависимости от ваших возможностей, способностей и подготовленности. Не начинайте выполнять упражнение, если есть помехи при разбеге или в месте приземления. При выполнении опорного прыжка другим учащимся не перебегайте место для разбега. Осуществляйте страховку стоя за снарядом. Выполняйте вольные и акробатические упражнения на матах или ковре. Перед выполнением упражнения убедитесь, что на ковре или матах нет посторонних предметов или учащихся, которые могут помешать выполнить задание. Во время выполнения упражнений не выбегайте на ковер, не мешайте другим. IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях Учащийся должен: • при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры; • с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»; • при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации; • по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть. V. Требования безопасности по окончании занятий Учащийся должен: • под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения; • организованно покинуть место проведения занятия; • переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь; • вымыть с мылом руки. |
Внимательно изучают инструкцию Правила техники безопасности при занятиях гимнастикой |
Фронтальная групповая |
Регулятивные. Познавательные Коммуникативные |
5.Организация взаимодействия с учащимися по обобщению и систематизации знаний. |
Ознакомление с изучаемыми элементами на уроках гимнастики |
Гимнастика с элементами акробатики строй, строевые действия в шеренге, колонне; выполнение строевых команд), упражнения в лазании и перелезании, в равновесии, упражнения по заданию учителя. Акробатическая комбинация: Из упора присев кувырок назад и перекатом назад стойка на лопатках — перекатом вперед лечь и «мост» — опуститься в положение лежа на спине — сесть, руки в стороны — опираясь слева поворот в упор присев — кувырок вперед в упор присев — прыжок вверх прогибаясь и о. с. Контрольные упражнения: наклон вперед, подтягивания на перекладине, сгибание разгибание рук у упоре лежа, поднимании туловища из положения лежа, прыжки на скакалке. |
Слушают материал. Вспоминают изученные элементы |
Фронтальная групповая |
Коммуникативные. Познавательные. Регулятивные |
6. Применение знаний и умений в новой ситуации. |
Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого детства и систематически. Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение многостороннего и гармоничного уровня развития физических качеств. Физическими качествами в теории и практике физического воспитания принято считать, социально-обусловленные, системно - структурированные психобиологические свойства человека, регламентирующие все многообразие видов и форм его двигательной активности В физическом воспитании главной является задача обеспечения такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности — координационные, скоростные, силовые, выносливость. Гимнастка в отечественной системе физического воспитания важное средство достижения гармоничного развития учащихся, она входит обязательным разделом в учебную программу. Школьники в соответствии с ней изучают ряд гимнастических упражнений: кувырки, стойки, «мост» и другие, основой выполнения которых является высокий уровень подвижности в отдельных суставах. В процессе обучения и совершенствования этих упражнений происходит рост показателей гибкости.. Направленные на разностороннее физическое развитие занимающихся, простейшие упражнения для рук, туловища, ног способствуют увеличению амплитуды движений в суставах, укрепляют опорно-двигательный аппарат, растягивают, участвующие в работе, мышцы. На уроках гимнастики формируется правильная осанка, воспитывается «школа движений» и гимнастический стиль выполнения упражнений, основной характеристикой которого является легкость, изящность и красота исполнения. Подобная деятельность создает благоприятные условия для эстетического воспитания, воспитывает эстетические вкусы и чувства в области физической культуры. |
Подбирают упражнения для развития гибкости |
Фронтальная групповая |
Коммуникативные. Познавательные. Регулятивные |
|
7. Практическая работа |
Тестовая работа |
ВЫПОЛНИТЕ тестовое задание: Внимательно прочитайте задание теста. Выберите правильный ответ и напротив него поставьте цифру 1. Обратите внимание! Правильный ответ в каждом задании только один! После выполнения теста, передайте своему соседу по парте, для проверки правильности. |
Выполняют тест |
Индивидуальная |
Личностные. Регулятивные. |
8. Итоги урока. Рефлексия. |
Обобщить полученные на уроке сведения. Оценить результаты учащихся. Задать домашнее задание |
Подведение итого урока. Домашнее задание: подробнее рассмотреть виды гимнастики. |
Отвечают на вопросы учителя. Получают домашнее задание |
Фронтальная |
Личностные. Регулятивные. |
Приложение 1
Техника безопасности на уроках физкультуры по гимнастике
К занятиям допускаются учащиеся:
• отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
• прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
• имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.
Учащийся должен:
• иметь коротко остриженные ногти;
• заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
• бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и не использовать его не по назначению;
• знать и выполнять настоящую инструкцию.
Гимнастические снаряды должны быть надежно закреплены, а их металлические опоры укрыты матами. Помните, что при выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности:
- маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятных падений;
- канат не должен иметь порывов и узлов;
- бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин, шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным особенностям занимающихся;
- жерди брусьев должны быть сухими и гладкими, без трещин;
- перекладина должна быть гладкой, без ржавчины и наслоения магнезии;
- поверхность гимнастического коня должна быть ровной, сухой, без порывов.
Не выполняйте упражнения при наличии свежих мозолей на руках.
Выполняя упражнения потоком (один за другим) соблюдайте достаточные интервал и дистанцию. Не выполняйте сложные элементы без страховки, если нет уверенности в их выполнении.
Учащийся должен знать и выполнять инструкцию при занятиях спортивной гимнастикой. За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе.
II. Требования безопасности перед началом занятий
Учащийся должен:
• переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
• снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, браслеты, часы и т. д.);
• убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;
• под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия;
• по команде учителя встать в строй для общего построения.
Будьте внимательны при передвижении и установке гимнастических снарядов.
Не переносите и не перевозите тяжелые гимнастические снаряды без специальных тележек и устройств.
При переноске матов держитесь за специальные ручки сбоку по два человека с каждой стороны. При укладке следите, чтобы их поверхность была ровной и не сбивалась в комок, не было зазоров, а также наложения края мата на другой. Вся площадь вокруг бревна застилается матами в один слой, а в месте приземления - в два слоя.
На опорном прыжке в месте приземления уложите маты в два слоя, длиной не менее пяти метров.
Изменяя высоту брусьев вдвоем, ослабив винты, поднимите одновременно оба конца, держась за жердь, а не за металлическую опору. Ширина между жердями не должна превышать ширины плеч.
Высоту перекладины устанавливайте в положении, когда она лежит на полу.
Хорошая прочность растяжек и креплений должна обеспечить устойчивость снаряда. Не стойте под перекладиной во время ее установки.
Устанавливая прыжковые снаряды, выдвигайте ножки поочередно с каждой стороны, предварительно наклонив снаряд.
III. Требования безопасности во время занятий
Учащийся должен:
• каждый раз перед выполнением упражнения проверять крепление стопорных винтов;
• вытирать руки насухо, использовать магнезию;
• выполнять сложные элементы и упражнения со страховкой;
• при выполнении прыжков и соскоков приземляться мягко на носки ног, пружинисто приседая;
• при появлении во время занятия боли в руках, покраснения кожи, водяных пузырей на ладонях прекратить занятие и сообщить об этом учителю;
• переходить от снаряда к снаряду организованно, по общей команде, способом, указанным учителем.
Не стойте близко к снаряду при выполнении упражнения другим учащимся, не отвлекайте и не мешайте ему.
Залезайте и спускайтесь с каната способом, указанным учителем. Не раскачивайте канат, на котором учащийся выполняет упражнение. Не используйте его не по назначению.
Прежде чем выполнять упражнение на бревне, разучите его и добейтесь уверенного исполнения на полу или гимнастической скамейке.
Выполняя упражнение на перекладине, необходимо помнить, что неточность в исполнении упражнения или недостаточно хороший хват приводит к срыву и падению.
Перед выполнением опорного прыжка установите гимнастический мостик от снаряда на расстоянии в зависимости от ваших возможностей, способностей и подготовленности. Не начинайте выполнять упражнение, если есть помехи при разбеге или в месте приземления. При выполнении опорного прыжка другим учащимся не перебегайте место для разбега. Осуществляйте страховку стоя за снарядом.
Выполняйте вольные и акробатические упражнения на матах или ковре. Перед выполнением упражнения убедитесь, что на ковре или матах нет посторонних предметов или учащихся, которые могут помешать выполнить задание. Во время выполнения упражнений не выбегайте на ковер, не мешайте другим.
IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях
Учащийся должен:
• при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;
• с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
• при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;
• по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.
V. Требования безопасности по окончании занятий
Учащийся должен:
• под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
• организованно покинуть место проведения занятия;
• переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
• вымыть с мылом руки.
Приложение 2
Тест по проверке знаний
1. Гимнастика - ЭТО...
А) воспитательный процесс для совершенствования двигательных способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости
Б) система методических приемов, применяемых для совершенствования двигательных способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости
В) система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости и др.
2 Кто впервые употребил термин «гимнастика»?
А) древние греки
Б) древние римляне
В) древние славяне
Г) Пьер де Кубертен
3.Задачи решаемые на уроках гимнастики:
А) воспитательная, оздоровительная, образовательная
Б) воспитательная, развивающая, образовательная
В) обучающая, оздоровительная, образовательная
4.Какой предмет не используется в художественной гимнастике?
А) мяч
Б) булава
В) куб
5. Какое из физических качеств больше всего развивается с помощью гимнастики?
А) быстрота
Б) выносливость
В) гибкость
6. Сколько видов снарядов в спортивной гимнастике у мужчин?
А) 4
Б) 5
В) 6
7. Необходимое условие при занятиях гимнастикой:
А) соблюдение техники безопасности
Б) наличие спортивной формы
В) присутствие на уроке
8. Как необходимо выполнять упражнения по гимнастике:
А) с учителем
Б) самостоятельно
В) без страховки
9. Какая форма одежды необходима для выполнения гимнастических упражнений:
А) спортивный костюм
Б) утеплённая куртка
В) резиновые сапоги
Г) кроссовки
10. то не входит в контрольное упражнения по гимнастике?
А) подтягивание на перекладине
Б) бег
В) лазание
Г) кувырки