Конспект урока «Формула площади прямоугольника» (Математика, 5 класс)
Конспект урока математики в 5 классе с использованием технологии критического мышления.
Тема урока «Формула площади прямоугольника».
5 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ЭОР.
Цель урока: формирование знаний и умений вычисления площади прямоугольника и квадрата с
использованием формул.
Задачи урока:
- актуализировать знания учащихся о площади, полученные в начальной школе;
- ввести понятие равных фигур:
- научиться находить площади прямоугольника и квадрата, используя формулы;
- продолжить развитие умений обобщать, анализировать, сравнивать;
- продолжить воспитание культуры речи и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные:
Осознать ценность и значимость получения образования на примере нахождения площадей фигур.
Научиться понимать, что получение образования – это большой труд.
Метапредметные:
Познавательные:
Умение:
устанавливать аналогии, сравнивать, анализировать;
читать и извлекать нужную информацию;
представлять информацию в виде таблиц, схем;
использовать знако-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
Умение:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которым столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию
Коммуникативные:
Умения:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
критически относиться к своему мнению, принимать точку зрения других
использовать средства информационных и коммуникативных технологий для решения учебно-познавательных и практических задач.
Предметные:
Умение:
усвоение понятия площади, ее буквенное обозначение;
находить равные фигуры;
записывать правила нахождения площадей прямоугольника и квадрата в виде формул;
вычислять площади прямоугольника и квадрата, выбирая оптимальный способ решения.
Оборудование: чертежные инструменты, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с таблицей «Верно – не верно».
Ресурсы: персональный компьютер для пары обучающихся; выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http//school-collection/edu/ru.
Приемы ТРКМ:
Методический прием «Верно - не верно»
Пометки на полях (INSERT)
Ромашка Блума.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД, технология оценивания | ||||||||||||||||||||||||||||||
I.Организ. момент 2мин | Положительный, эмоциональный настрой на урок. | Концентрация внимания, воли, положительный настрой на работу | Коммуникативные: Доброжелательное отношение к окружающим. | ||||||||||||||||||||||||||||||
II.Актуализация опорных знаний. 3 мин 1 мин. | 1.Организует работу учащихся в парах. Решив кроссворд, вы сможете узнать тему нашего урока. 2.Записывает тему урока на доске. | Решают кроссворд. Слайд №1. По горизонтали: 1.Сумма длин сторон геометрической фигуры (Периметр). 2.Инструмент для измерения длины отрезка (Линейка). 3.Правило, записанное с помощью букв (Формула). 4.Пройденный путь (Расстояние). 5.Арифметическое действие (Деление). 2. Читают слово по вертикали и формулируют тему урока. | Регулятивные: - выдвигать версии; - целеполагание; - прогнозирование. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; - отстаивать свою точку зрения; - работать в парах, устанавливать рабочие отношения. | ||||||||||||||||||||||||||||||
III.Подготовка к изучению нового материала (стадия вызова). 4 мин | Организует работу учащихся в парах. | 1.Выбирают верные утверждения на карточках и заполняют таблицу «Верно – не верно».
| Регулятивные: - выдвигать версии. Коммуникативные: - умения слушать ответы товарища и отвечать на вопросы других; - формулировать собственные мысли; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - управлять поведением партнера. Познавательные: - выделять ключевые моменты. Личностные: - положительно относиться к учению, к познавательной деятельности; - желание приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся. | ||||||||||||||||||||||||||||||
IV.Усвоение нового материала (стадия осмысления). 5 мин 5 мин 1 мин | 1.Направляет работу учащихся. 2.Проводит инструктаж по использованию приема(INSERT) Физкультминутка. 2. Координирует, направляет работу учащихся, помогает найти нужную информацию. | 1. Читают п.№18 учебника и делают пометки на полях. «v» - известная информация. «+» - новая информация. «?» - непонятная информация. « -» - информация, идущая в разрез с имеющимися представлениями и знаниями. 2.Обсуждение текста в парах и заполнение таблицы.
| Познавательные: - читать и извлекать нужную информацию; - умение работать с текстом; - представлять информацию в виде таблиц; - анализировать, сравнивать новые знания с полученными ранее; - систематизировать информацию. Коммуникативные: - умение точно и полно излагать свои мысли. | ||||||||||||||||||||||||||||||
3.Составление памятки «Площади фигур» 3 мин | 1.Помогает обобщить материал. | 1. Составляют памятку. 1). Свойства площадей. 2). Формулы площади прямоугольника и квадрата. | Познавательные: - умение обобщать материал. Коммуникативные: - формулировать собственные мысли. | ||||||||||||||||||||||||||||||
4.Работа с таблицей «Верно – не верно» 3 мин | Давайте вернемся к таблице «Верно – не верно». Обсудим с 1 по 7 вопрос и проверим ваши предположения. Что нового мы узнали? | 1.Обсуждают в парах и сверяют предположения с новыми, полученными знаниями. | Познавательные: - умения сравнивать. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Решение практических задач (закрепление пройденного материала, используя методический прием «Ромашка Блума») 6 мин | 1.Организует группы и работу в них. 2.После решения задачи №4 вернемся к таблице «Верно - не верно» и проверим свое предположение в 9 вопросе. | Выполняют задания. 1.Простые вопросы: Как найти площадь прямоугольника по формуле площади? Выполняют №716, 719. Слайд №2. 2.Практический вопрос. Начертите прямоугольник и квадрат, имеющие одинаковые площади. 3.Объясняющий вопрос. Слайд №3 Для чего нужно знать свойства площадей? 4.Творческий вопрос Слайд №4 Фермер решил увеличить участок земли квадратной формы, увеличив сторону квадрата в 2 раза. Во сколько раз увеличится площадь этого участка? Начертите первоначальный участок и вновь получившийся. 5.Уточняющий вопрос. Слайд №5 Помогают ли формулы для вычисления площадей фигур? | Познавательные: - умения перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате индивидуальной работы. Личностные: - творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий. Регулятивные: - умения выполнять учебные действия в соответствии с планом. Коммуникативные: - умение оформлять свою мысль в учебной речи; - грамотно формулировать высказывания. | ||||||||||||||||||||||||||||||
6.Проверка усвоения материала 5 мин | 1. Организует индивидуальную работу учащихся за персональным компьютером. | 1. Выполняют задания с самопроверкой, используя Интернет ресурс. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f33ba7d8-4d42-4496-967b-813c61be2901/?interface=teacher&class=47&subject=16 | Коммуникативные: - умение работать с электронными ресурсами для проверки знаний от работки умений и навыков. | ||||||||||||||||||||||||||||||
V.Рефлексия. 2 мин | 1. Оцените свою работу. | Оценивают работу в баллах. 10б. – все понял 8б. – все понял, но затрудняюсь в решении задач. 6б. – понял не все. 4б. – ничего не понял | Познавательные: - давать оценку действиям, оценивать результат. | ||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Итог урока и домашнее задание. 2 мин | 1.Комментирует домашнее задание | 1. Вернемся к Таблице «Верно – не верно» к вопросу №8 и приготовить сообщение об единицах измерения площадей в древности. 2.Составить практическую задачу на вычисления площади прямоугольника. | Коммуникативные: - умение использовать средства информационных технологий для решения учебно-познавательных и практических задач. Познавательные: - находить ответы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Самоанализ урока.
Урок « Формула площади прямоугольника» является первым уроком в теме «Площади и объемы», урок проходит после темы «Формулы».
Тип урока – урок изучения нового материала с использованием ЭОР. Урок проводится в классе со средними математическими способностями.
В основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся. Для включения учащихся в активную познавательную деятельность как нельзя лучше подходит технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Урок направлен на развитие личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.
На первом этапе урока идет концентрация внимания, происходит положительный настрой на урок.
При актуализации опорных знаний присутствует работа в парах, происходит развитие регулятивных и коммуникативных учебных действий. Дети сами формулируют тему урока, выдвигают версии, учатся отстаивать свою точку зрения.
На стадии вызова используется методический прием «Верно - не верно», дети работают самостоятельно, учащиеся выдвигают версии, формулируют собственные мысли, учатся слушать товарищей, высказывать свою точку зрения. Развивается интерес к предмету, возникают желания к приобретению новых знаний.
На стадии осмысления используется прием INSERT. Этот прием учит работать с информацией, развивает умение выделять главное, умения сравнивать. Развиваются умения представлять информацию в виде таблиц. Учитель выступает в роли координатора, он направляет работу учащихся, помогает слабым учащимся в выполнении заданий.
При составлении памятки учитель учит детей обобщать материал, умение сравнивать. Обсуждение в парах помогает развивать умения делового сотрудничества, сравнивать различные точки зрения, считаться с мнением других.
При решении практических задач, используется методический прием «Ромашка Блума». Дети учатся перерабатывать полученную информацию, делать самостоятельно выводы о проделанной работе. Идет развитие личностных УУД, в частности творческое отношение к процессу выбора и выполнению заданий. Формируются умения выполнять учебные действия в соответствии с планом работы.
На уроке выполняются задания с самопроверкой, используя ЭОР. Учитель организует индивидуальную работу учеников.
На стадии рефлексии продолжается развитие познавательных умений, умений давать оценку действий, оценивать результат. 30% учащихся все поняли, 40% все поняли, но затрудняются в решении, Остальные материал поняли, но не все.
При подведении итогов урока и сообщении домашнего задания идет развитие таких познавательных умений, как находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. На последующих уроках пройдет закрепление материала с использованием технологии критического мышления.
Кияйкина Наталья Федоровна