Конспект урока «Географические координаты» (география, 5 класс)
географические координаты презентация
PPTX / 14.01 Мб
/data/files/z1638768400.pptx (географические координаты презентация)Класс: 5
Тема урока: Географические координаты
Тип урока: Комбинированный урок
Оборудование урока: карта, атласы, рабочие листы.
Дидактическая цель урока: создание условий для освоения блока новой учебной информации и её применения.
Планируемые результаты:
Предметные: усвоение понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты», умение работать с картой (развитие картографической грамотности), умение определять географические координаты объектов, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации
Личностные:
понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей, осознание необходимости понимать и читать карту
Метапредметные:
Познавательные УУД:
структурировать информации
делать выводы о результатах совместной работы класса и учителя
Конспект урока.
-Здравствуйте, ребята.
-Прозвенел сейчас звонок- начинается урок. Давайте послушаем отрывок из одной хорошей песни
Звучит отрывок из песни группы Самоцветы «Мой адрес Советский Союз»
- Ребята а о чем эта песня? Ответы учащихся
- об адресе. А что такое адрес? А как вы узнаете адрес? А если нужно написать письмо, что обычно указывают? А если нужно написать электронное письмо? Ответы учащихся
-Адрес — это сочетание строго определенных координат, позволяющих определить местонахождение адресата. Например, почтовый адрес указывает на точное место в реальном пространстве, электронный адрес - на место в виртуальном пространстве. Но есть ещё понятие – адрес географического объекта.
-На экране конверт письма с адресом. Ребята, а куда должен почтальон доставить это письмо? Ответы учащихся
Возьмите рабочий лист . Посмотрите на него: у него есть первая страница и вторая страница, и с этим листом мы сегодня будем работать, Подпишите свою фамилию имя. Давайте запишем в рабочий лист на какой же проблемный вопрос мы сегодня будем отвечать? Ответы учащихся
Вопрос: Куда доставить письмо, выраженным географическими координатами.
- Чтобы доставить письмо адресату, необходимо научиться определять географические координаты. Поэтому, тема нашего урока – Географические координаты. Запишем тему урока в рабочий лист.
- Для того, что бы научиться определять географические координаты, нам надо вспомнить, то, что вы уже знаете, для этого мы выполним задание № 1 на рабочем листе, а именно разгадаем кроссворд . Вам 3 минуты на его решение. сделать проверку по образцу
Ребята оцените себя. Если вы все правильно сделали поставьте себя оценку 5, если у вас 1-2 ошибки поставьте себе 4, если не получилось- не ставьте ничего , разгадаете в следующий раз.
- Итак, как же все таки определить географические координаты? Перед вами проблема. Но вы же знаете, что практически любую проблему можно решить. Ваши предложения, что для этого нужно сделать? Спланировать задачи вам поможет название темы урока, раздел «Вы узнаете» параграфа №.19, стр. 50. Читаем раздел и планируем свою работу.
Что мы сегодня будем изучать?
- осуждение с учащимися
-Запишем наш план в рабочий лист. ( 1. Градусная сетка 2. Географическая широта и долгота 3. Как определить координаты)
- Ответьте на вопрос: что можно определить по параллелям и меридианам. Ответы учащихся
С помощью параллелей и меридианов определяют не только направления сторон горизонта. Ребята посмотрите на глобус, на карту. Что вы видите? Вот это параллели? Параллели. Это меридианы? Меридианы. А если вместе, то что получилось? Сетка получилась. А как эта сетка называется в географии и её определение мы найдем в учебнике на странице 50.
-Кто готов ответить как называется сетка на глобусе? Ответы учащихся
- Дайте определение «градусной сетке». Ответы учащихся. Запишите это определение в рабочий лист. Т.о мы выполнили 1 пункт плана. Определили, что такое географическая сетка.
-А что можно определить с помощью градусной сетки? Ответы учащихся
-Эти понятия : географическая широта и долгота впервые ввел Гиппарх Никейский еще во 2 веке до нашей эры. Его портрет Вы можете увидеть на ваших рабочих листах и прочитать о нем.
- Т.о получается , что географические координаты – это географическая широта и географическая долгота. Запишем это в схему на рабочем листе.
-А что такое широта и какая она бывает ? Для ответа на этот вопрос воспользуемся учебником. С. 50 Сейчас мы с вами читаем текст, что бы найти и выписать информацию о том, что такое географическая широта.
Ребята я сейчас называю, что такое географическая широта, а вы поднимите, пожалуйста руки у кого записано это же определение.
-А какой бывает широта? Северную широту обозначаю буквами с.ш., а южную широту буквами с.ш. Дополните, пожалуйста схему в рабочих листа .
- А какие значения может принимать широта? А почему до 900? Анимация.
Давайте посмотрим на экран.
Рассмотрим как определить географическую широту по карте. Смотрим алгоритм в помощнике на 2 странице рабочего листа. Мы учимся выполнять действие по алгоритму. Вот это план, подробный план, план наших действий. Для этого на карте находим экватор, ребята откройте атлас на странице 8-9 и находим экватор. Находим город Каир и определяем в каком полушарии – северном или южном находится наша точка. И определяем на какой параллели находится наша точка. И получаем, что географическая широта Каира 300с.ш. Определим вместе по карте географическую широту г. Москва .. Определяем в каком полушарии? Москва находится не на изображенной параллели , а между ними, тогда определяем широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора 50 0 , а следующая за ней 600 следовательно географическая широта Москвы будет иметь значение находящееся между
50 и 600 примерно по середине , следовательно она равна примерно 55 0 с.ш. Записываем в таблицу.
Второй город Бразилия мы попросим определить …. ( вызвать к доске). хорошо, географическую широту г. Кейптаун определяем в парах проговаривая алгоритм.. А географические координаты г Вашингтон выполняем самостоятельно каждый.
Проверка по образцу на экране для 3 и 4 ( по первым 3-4 закончившим).
Ребята план , пожалуйста посмотрите, что мы по плану выполнили? Поставьте галочку. А над чем мы сейчас будем работать? Мы с Вами рассмотрели географическую широту, аналогично по этому образцу рассмотрим географическую долготы.
- Географические координаты состоят из географической широты и географической долготы. А что такое долгота и какая она бывает. ? Сейчас мы с вами читаем текст учебника на с. 51 , что бы найти и выписать информацию о том, что такое географическая долгота.
Ребята я сейчас называю, что такое географическая долгота, а вы поднимите, пожалуйста руки у кого записано это же определение.
- А какие значения может принимать долгота? А почему до 1800? Давайте вспомним, что представляет собой наша земля по форме – шар,, а нулевой меридиан на сколько полушарий делит нашу планету, а сколько градусов составляет шар? 3600), тогда на одно полушарие приходится 1800 .
- Рассмотрим как определить географическую широту по карте. Смотрим алгоритм в помощнике на 2 странице рабочего листа. Мы учимся выполнять действие по алгоритму. Определим долготу г. Ташкент . Для этого найти нулевой меридиан. Определяем , в каком направлении двигаться: к западу или востоку от нулевого меридиан. Определить меридиан с заданной величиной. Получаем 700в.д.
Определим географическую широту г. Москва. Для этого найти нулевой меридиан. Определяем , в каком направлении двигаться: к западу или востоку от нулевого меридиан . г Москва находится не на изображенном меридиане а между ними, тогда надо определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого меридиана смотри это 300. Следующий меридиан имеет значение 400, следовательно географическая широта г. Москвы будет иметь значение находящееся между 30 и 400, примерно 480 в.д.
Запишем получившееся значение. Второй город Бразилия мы попросим определить …. ( вызвать к доске). хорошо, географическую долготу г. Кейптаун определяем в парах проговаривая алгоритм.. А географическую долготу г Вашингтон выполняем самостоятельно каждый.
Проверка по образцу
-Посмотрите мы с вами полностью выполнили 2 пункт нашего плана рассмотрели, что такое географические долгота и широта. Поставьте галочку.
Мы посмотрели как определяют географическую широту и долготу. Что мы должны сделать дальше? А дальше мы должны определять координаты, а что бы их определить мы должны определить и географическую широту и географическую долготу , а на месте пересечения будет находиться адрес который мы ищем. Попробуем определить координаты г. Киров.
Далее в зависимости от времени, либо рефлексия, либо задание № 5
Задание № 5
Географические координаты надо уметь определять людям разных профессий. А кто в этом заинтересован, кто должен это уметь делать?. А простым людям надо уметь это делать, а что для этого надо? Очень часто за нас это делают компьютеры.
Давайте поставим себя на место капитана и попробуем заполнить судовой журнал ( задание № 5). В судовом журнале указанны пункты , которые побывал корабль, указанно расположение объекта, но капитан не указал координаты. Помогите их определить. Открываем атлас с 8-9. Работаем в парах. Вам на выполнение 5 минут.
Ребята поднимите, пожалуйста руки, у кого координаты получились близки к указанным на экране значениям. Если они отличаются на 1-3 единички, то можете считать, что вы правильно определили.
Спросить тех у кого не получилось, спросить чем помочь
Рефлексия
-И так ребята мы с вами сегодня изучали тему «географические координаты». Что мы с вами должны были изучить? Первый пункт нашего плана мы выполнили? Да мы дали определение градусной сетки.
- А второй пункт как звучал: Ответы учащихся.
-А третий пункт плана выполнили: Ответы учащихся
-Так куда же нам надо отправить письмо? Ответы учащихся . Посмотрите, пожалуйста, какие координаты написаны на конверте. Что означает 56 0 с.ш. Найдем на карте эту параллель ( на экране)
-А что означает 920 в.д. Найдем на карте этот меридиан ( на экране ( атлас с10-11)). Какой объект у нас находится на месте пересечения? Т.о. Наше письмо необходимо отправить в г. Красноярск.
Запишем в дневники домашнее задание : параграф 19
Давайте подведем итог: Мы с вами работали на уроке работали над дотижением конкретной задачи. Что нам помогало это делать? Это план в рабочем листе . Мы учились записывать информацию в схемы и таблицы .Найдите пожалуйста эти места, мы справились? Мы планировали, потом весь урок возвращались к плану.А все , что мы изучали мы укладывали в схемы и таблицы. Мы выполняли те действия, которые понядобятся не только на географии но и на других уроках.
Все ли вам было понятно на уроке? На какое место лестницы Вы себя бы поставили?
Укажите это на лестнице, желательно подписать лист с лестницей, и сдайте это лист после урока
Ребята вы очень хорошо работали. Спасибо Вам