Конспект урока географии для учащихся 8 классов по теме «Степи»

3
0
Материал опубликован 19 September 2022

Зайцева Светлана Дмитриевна

учитель географии высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Вечерней (сменной) школы № 27»


Конспект урока географии для учащихся 8 классов по теме: «Степи»


Тема урока: «СТЕПИ»

Цели и задачи:

углубить знания о закономерностях размещения природных зон.

изучить особенности компонентов в степной зоне;

сформировать образ степей;

оценить влияние хозяйственной деятельности человека на состояние степей;

продолжить формирование  умения сопоставлять тематические карты, используя их как источник географической информации для выявления закономерностей между природными компонентами, составлять комплексную характеристику  природной зоны;

Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.

Технологии: Поисково-групповая, критического мышления, проблемное обучение,

 использованы  ИТК, присутствуют элементы интегрированного урока (литература, биология).

Оборудование: Карты: физическая, природных зон, климатическая, почвенная. Раздаточный материал с отрывками из художественной литературы, презентации растительного и животного мира.

На слайде эпиграф урока Н.В.Гоголя: «…Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Организация деятельности на уроке:

1. Организационный момент.

II. Изучение нового материала (Класс делится на шесть групп)

1ЭТАП: Отрывок из песни + объявление темы и цели урока – 5 минут

2 ЭТАП: Работа в группах (10 мин.) – задания на жёлтых карточках

З ЭТАП: Выступление групп и тезисное заполнение таблицы на доске

(18 минут – на группу 3 мин.)

4 ЭТАП: Обобщение таблицы (вопросы к классу - коротко) – 3 минуты

5 ЭТАП: Тест + самопроверка + обсуждение в группах – 5 -7 минут

6 ЭТАП: Итог работы + домашнее задание – 3 минуты

ХОД УРОКА:

Учитель: Здравствуйте!

Ребята, мы с вами продолжаем изучать природные зоны России. Для того, чтобы определить какую следующую природную зону мы будем изучать, я предлагаю вам прослушать фрагмент песни.

Для создания  настроя звучит  куплет из песни «Ой ты, степь широкая» музыка, слова народные.

Вопросы к классу:

1. О какой природной зоне идёт речь?

2. Что конкретно мы будем сегодня изучать на уроке? (Давать характеристику зоны степей)

Учащиеся сами определяют цель урока: «ХАРАКТЕРИСТИКА ЗОНЫ СТЕПЕЙ»

Ученики записывают тему в тетрадях. Речь на уроке в основном пойдет о степи.

Учитель:

Для выполнения данной работы мы будем придерживаться определённого плана характеристики природной зоны и поработаем сегодня в группах. (План выводится на экран).

План описания природной зоны

Географическое положение – группа № 1

Климат природной зоны - группа № 2

Почвы – группа № 3

Растительный мир – группа № 4

Животный мир - группа № 5

Степи и человек – группа № 6

2. Работа в группах. Каждая группа получает карточку – задание, используя для выполнения разные источники информации (учебник, электронную книгу, фрагменты художественных произведений) Организация работы класса по группам с целью выявления особенностей климата, растительности, животного мира, почв  и деятельности людей в степи.

3. Выступление учащихся от каждой группы. Каждая группа поочередно выступает с результатами своей поисковой деятельности.  Ученики рассказывают, анализируют и сопоставляют карты. Ученицы из 2 групп показывают заранее приготовленную компьютерную презентацию, о  животных и растениях  степи  со своими комментариями (опережающее  задание).

Запись кратких тезисов по изучению темы в таблицу на доске (1 ученик от группы)



Учитель:

4. Обобщение таблицы в вопросах к учащимся класса

5. А сейчас вы выполните небольшой тест для закрепления изученного материала

Тест

1. Зона степей расположена на … нашей страны:

а) севере;                  б) востоке;                      в) юге.

2. Выбери верный ответ. Главной причиной безлесья степной зоны является:

а) малое количество осадков б) высокие летние температуры в) избыточное увлажнение

3. Вычеркни лишнее слово: степь, ель, чернозем, ковыль, лось.

4. Какие животные преобладают в степях России?

а) земноводные б) пресмыкающиеся в) грызуны г) копытные

5. Характерный признак зоны степей - это ...

а) сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

в) обилие мхов, лишайников, кустарников

6.    Основным занятием населения степей является ...

 а) земледелие                                                                                                                              

 б) рыболовство;

 в) оленеводство,

(после выполнения идёт самопроверка и выставление оценок).

Критерии оценивания на доске:

6 заданий - «5»

5 заданий - «4»

4 задания - «3»

меньше 3 заданий - «2»

Обсуждение своей работы в группах по определённым критериям (оценочный лист)

Итог урока: Ребята, что получилось на уроке, а что нет? Сегодня мы изучили природную зону «Степи» и дали ей подробную характеристику в соответствии с планом и, тем самым достигли цели нашего урока.



Д/З: параграф №28, найти и выписать в тетрадь значение слов: урёма, ксерофиты, солончаки, для желающих: написать небольшой рассказ «Один день в степи».

Карточка-задание группе № 1 «Географическое положение»



ЗАДАНИЕ:

Используя физическую карту России и текст учебника на стр. 157 определить географическое положение зоны степей и заполнить в таблице свою колонку

Прочитать отрывок из произведения и определить признаки, главные для зоны степей:

а)

б)

в)

Портрет степи (А.П. Чехов)

Степь. Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина, и там, где на ней сохранились участки степной целины, она кажется в начале лета серебряной от цветущего ковыля, и волнуется словно море. Ковыльная степь не изобилует множеством красок. Лишь в более северной её части, растут ярко цветущие растения разнотравья. Яркой, пёстрой от разнообразия красок, становится степь весной. Весна в степи длится недолго- 2-3 недели. Это время между снежным покровом и засушливым летом. Это, то время, когда в степи появляются растения – эфемеры: тюльпаны, ирисы, пионы и другие. Пройдёт немного времени и исчезнет яркий цветной ковёр. Останутся лишь подземные части растений – луковицы, корневища и будут ждать в земле следующей весны, перенося летнюю засуху и зимние холода. Это растения – эфемеры- растения с коротким сроком вегетации. Человек чувствует себя затерянным среди этого необъятного и ровного пространства. Местами настолько ровного, что глаз видит его намного километров. Даже у современного человека степной простор вызывает безотчётное желание побежать вдаль.

ТАБЛИЦА

Характеристика зоны степей

Географическое положение

природной зоны

Климат

(климатический пояс, Т. января, июля, осадки )

Почвы степей

Растительный мир

Животный мир

Степи и человек





















Карточка-задание  группе № 2 «Климат»



ЗАДАНИЕ:

Используя климатическую карту России и текст учебника на стр. 157 определить:

а) в каком климатическом поясе находятся  степи

б) среднюю температуру января и июля, в каком направлении она изменяется

в)  годовое количество осадков

2. Сделать вывод о характере увлажнения этой природной зоны.

Вывод:

характер увлажнения в зоне степей __________________________, поэтому растительный мир степей представлен______________________ растениями.

3. Заполнить в таблице свою колонку

ТАБЛИЦА

Характеристика зоны степей

Географическое положение

природной зоны

Климат

(климатический пояс, Т. января, июля, осадки )

Почвы степей

Растительный мир

Животный мир

Степи и человек













































Карточка-задание  группе № 3 «Почвы»



ЗАДАНИЕ:

Почва – это зеркало ландшафта.

Используя почвенную карту России и текст учебника на стр. 135 и 157 определить:

а) какие почвы в степях, дать их характеристику и заполнить в таблице свою колонку

б) почему почвы степей обладают высоким плодородием?

2. Как называл почвы степей русский учёный Василий Васильевич Докучаев?



ТАБЛИЦА

Характеристика зоны степей

Географическое положение

природной зоны

Климат

(климатический пояс, Т. января, июля, осадки )

Почвы степей

Растительный мир

Животный мир

Степи и человек





































































Карточка-задание  группе № 4 «Растительный мир»

ЗАДАНИЕ:

Используя карту природных зон России, текст учебника на стр. 157 и данный отрывок определить:

а) какая растительность преобладает в степях, заполнить в таблице свою колонку,

б) как климатические условия отразились на растительном мире (внешние признаки и приспособляемость).

2. Выступление с презентацией (1 ученик)

Портрет степи (А.П. Чехов)

Степь. Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина, и там, где на ней сохранились участки степной целины, она кажется в начале лета серебряной от цветущего ковыля, и волнуется словно море. Ковыльная степь не изобилует множеством красок. Лишь в более северной её части, растут ярко цветущие растения разнотравья. Яркой, пёстрой от разнообразия красок, становится степь весной. Весна в степи длится недолго- 2-3 недели. Это время между снежным покровом и засушливым летом. Это, то время, когда в степи появляются растения – эфемеры: тюльпаны, ирисы, пионы и другие. Пройдёт немного времени и исчезнет яркий цветной ковёр. Останутся лишь подземные части растений – луковицы, корневища и будут ждать в земле следующей весны, перенося летнюю засуху и зимние холода. Это растения – эфемеры- растения с коротким сроком вегетации. Человек чувствует себя затерянным среди этого необъятного и ровного пространства. Местами настолько ровного, что глаз видит его намного километров. Даже у современного человека степной простор вызывает безотчётное желание побежать вдаль.

ТАБЛИЦА

Характеристика зоны степей

Географическое положение

природной зоны

Климат

(климатический пояс, Т. января, июля, осадки )

Почвы степей

Растительный мир

Животный мир

Степи и человек






































Карточка-задание группе № 5 «Животный мир»

ЗАДАНИЕ:

Используя карту природных зон России, текст учебника на стр. 157 и данный отрывок определить:

а) типичных представителей животного мира зоны степей и заполнить в таблице свою колонку,

б) как они приспособились к условиям обитания (климат, растительность).

2. Выступление с презентацией (2 ученик)

«Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей, отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою! вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем!.. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..» (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»).

ТАБЛИЦА

Характеристика зоны степей

Географическое положение

природной зоны

Климат

(климатический пояс, Т. января, июля, осадки )

Почвы степей

Растительный мир

Животный мир

Степи и человек





































Карточка-задание группе № 6 «Степи и человек»

ЗАДАНИЕ:

Используя текст учебника на стр. 157-158 и данный отрывок определить:

а) чем занимаются люди, живущие в степях, как это отражается на природе?

б) каков современный ландшафт степей?

в) какие опасные явления могут возникать в степях?

2. Заполнить свою колонку в таблице

«Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — все побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь, омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести… Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную музыку…  Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла... Вдруг в стоячем воздухе что – то прорвалось, сильно рванул ветер, с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи, и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце…

 На холме хлеб уже скошен и убран в копны, а внизу еще только косят... Шесть косарей стоят рядом и взмахивают косами, а косы весело сверкают и в такт, все вместе, издают звук: „вжжи, вжжи!“ По движениям баб, вяжущих снопы, по лицам косарей, по блеску кос видно, что зной жжет и душит... (из повести А. П. Чехова «Степь»)

ТАБЛИЦА

Характеристика зоны степей

Географическое положение

природной зоны

Климат

(климатический пояс, Т. января, июля, осадки )

Почвы степей

Растительный мир

Животный мир

Степи и человек





































Дополнительный материал к уроку:

Примеры: «Степи - безлесные пространства, покрытые травянистой растительностью».

«В степи холодная зима и жаркое лето. Главная особенность - недостаточное увлажнение».

«Сухость климата препятствует росту деревьев. Большинство  растений однолетние травы».  «Животный мир- это насекомые, многочисленные грызуны, копытные и птицы».

«Черноземы - это лучшие  почвы нашей страны и мира. Их надо беречь».

«Степь – главная житница страны. От АПК степной зоны зависит продовольственное обеспечение всей страны». «Животные, растения, почвы степей ранимы и нуждаются в бережном  отношении  и охране».

Викторина. 1.От каких климатических условий  зависит растительность, животные и почвы степей?

2.Почему  в степях не растут деревья?

3.Какие природные условия способствуют высокому плодородию почв степей- черноземов?

4.Почему в степях меньше растительный опад,  а черноземы плодороднее, чем почвы лесов?

5.Как животные степей приспосабливаются  к условиям обитания?

6.Почему многие животные степей живут стадами, а не по одному как в лесу?

7.Как обитатели степей отличаются по размерам от жителей лесов и почему?

8.Какие сельскохозяйственные культуры выращивают жители степи?

9.Перечислить названия заповедников степной зоны.

10.Какие города страны расположены в этой природной зоне?  

1. Тест

1. Зона степей расположена на ... нашей страны:

а) севере;                  б) востоке;                      в) юге.



2. Выбери верный ответ. Главной причиной безлесья степной зоны является:

а) малое количество осадков б) высокие летние температуры в) избыточное увлажнение

3. Вычеркни лишнее слово: степь, ель, чернозем, ковыль, лось.

4. Какие животные преобладают в степях России?

а) земноводные б) пресмыкающиеся в) грызуны г) копытные

5. Характерный признак зоны степей - это ...

а) сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

в) обилие мхов, лишайников, кустарников

6.    Основным занятием населения степей является ...

 а) земледелие                                                                                                                              

 б) рыболовство;

 в) оленеводство,

5. Сравните зоны тундры и степей, определите их сходство и различие

Что получилось, что нет. Понравилось ли ребятам и насколько они довольны своими результатами.

2.Тест «Зона степей» (выбрать 1 вариант ответа)

1. Зона степей расположена на ... нашей страны:

а) севере;                  б) востоке;                      в) юге.

2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом:

а) розовым;                                 б) зеленым;

в) желтым;                                    г) коричневым..

3. Характерный признак зоны степей - это ...

а) сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся ...

а)  белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;

б) ястребы, кедровки, сойки;

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

5. Для растений степи характерны:

а)  стелющиеся корни, крупные листья;

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;

в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые
мясистые стебли и такие же листья.

6. В степи по вине человека появились следующие экологиче­ские проблемы…

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неог­раниченное заготовление древесины;

 б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;

  в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.