План-конспект урока по биологическому краеведению в 7 классе по теме «Животные степи»
План-конспект урока по биологическому краеведению в 7 классе по теме: «Животные степи».
Учитель Смурыгина Татьяна Владимировна.
Урок с использованием ИКТ.
Цели:
Образовательные:
- познакомить учащихся с животным миром степной зоны, экологическими проблемами;
- способствовать развитию познавательного интереса к предмету путём вовлечения в исследовательскую работу; связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель на уроке самостоятельно;
- определять план выполнения заданий на уроке;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- использовать в работе литературу, дополнительные источники информации;
- оценивать выполнение своего задания по заранее представленным параметрам.
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
- критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.
Познавательные УУД:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
Знать животный мир степной зоны, экологические проблемы.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью и самостоятельно; определять план выполнения заданий на уроке; корректировать выполнение задания в соответствии с планом; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; использовать в работе литературу, дополнительные источники информации; оценивать выполнение своего задания по заранее представленным параметрам. (Регулятивные УУД).
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого. (Коммуникативные УУД).
Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).
Основные понятия : животные Саратовской области.
Межпредметные связи зоология
Ресурсы:
- основные Биологическое краеведение Сельцер В.Б., Дмитриева Н.В.
- Тетрадь для самостоятельной работы
- дополнительные – дополнительный печатный материал, презентация, иллюстративный материал.
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности)
- Здравствуйте. Начнём урок.
Мы знаем плодотворный труд – залог нашей успешности. Пожелаем себе успешной работы.
II Ход урока
Песня « Ой, ты степь широкая».
Определяем тему урока.
1. Ведущая.
Экологические условия жизни степи очень разнообразны. Степи – это открытые пространства с ровным рельефом и густым травянистым покровом из степных злаков. Климат в этой зоне сравнительно теплый, с продолжительным и жарким летом. Осадков мало, преимущественно в весенний период. Снежный покров, благодаря оттепелям и постоянным ветрам сильно уплотнен. Эти условия накладывают отпечаток на формирование видового состава фауны.
Несмотря на засушливый климат, в степи обитает много разнообразных живых существ, все они, также как и растения приспособились к степным условиям существования, более засушливым, чем в лесу. Многие степные обитатели активны в ночное время суток. (слайды 2-8)
- Как вы думаете, с чем это связано?
- Где и как проводят дневное время?
Учитель:
На столах лежит материал к уроку. Выберите о каких животных степи Вы нам расскажете. Через 5 минут Вы должны представить свой материал.
Работа в группах.
Слайды о красоте степей.
Группа «Млекопитающие».
2. Из копытных животных на открытых пространствах изредка можно встретить кабанов и косулей. Тут они пасутся в основном летом, а зимой вынуждены перемещаться к лесопосадкам, потому что в степи снежный покров полностью скрывает остатки растительности. Копытные – лакомая добыча для крупных хищников - волков ( слайд 9).
3. Хищники поменьше: обыкновенная лисица и корсак - довольствуются пищей более скромных размеров. Основу и питания составляют грызуны (слайд 10).
Также встречаются и другие хищники: степной хорь, барсук, норка (по берегам рек), (слайд 12). В их рационе – грызуны и представители отряда зайцеобразных - заяц-русак и пищуха степная (слайд 13). Пищуха или сеноставка, обитает только на степных участках, заросших кустарником. Она занесена в Красную книгу области.
4. Невозможно представить себе степной пейзаж без стоящих столбиком сусликов и сурков (слайд 14). Сурки, достигают веса 5-6 кг, но несмотря на свое упитанное тело при опасности моментально исчезают в ближайшей норе, издав пронзительный свист. Сурок - ценный промысловый зверь, добывают его ради мяса, жира, шкуры. Вид занесен в Красную книгу области, охота на него запрещена.
5. В ночной степи можно встретить тушканчика, имеющего необычное строение тела. (слайд 12).Тушканчик, который за свою резвость прозван земляным зайцем, способен развить скорость в 40-50 километров в час, делая чуть ли не трехметровые прыжки. Зверек бежит не по прямой, а зигзагами, при этом длинный хвост с белым кончиком ("знаменем") на конце служит не только балансиром, но отчасти и средством "дезинформации" для преследующего хищника. Когда тушканчик резко меняет направление бега, хвостовое "знамя" на отмашке отлетает в другую сторону, преследователь бросается за белой маячащей в темноте точкой... — а бегун получает дополнительный шанс скрыться.
6. Еще один интересный представитель ночной степи – еж ушастый (слайд 13). Масса до 500 г (по величине меньше европейского ежа), ушные раковины больше до 5 см. Иглы короткие - не длиннее 3 см. Нижние части боков покрыты мягким, обычно светлоокрашенным мехом (у пустынных форм чисто-белым). Активен ночью и в сумерках. Очень подвижен, бегает быстрее, чем европейский еж. Неохотно сворачивается в клубок. Питается насекомыми и мелкими беспозвоночными, в том числе ящерицами и мышевидными грызунами. В жаркое время прячется в норах, а зимой впадает в спячку. Один раз в год приплод от 2 до 8 детенышей. Масса новорожденного 5-11 г. Зверек нередко становится добычей лисицы и крупных хищных птиц.
7. Многие из вас видели кучки вырытой земли и думали , что это крот. Но это не так: в степи под землей живут другие животные, которые относятся к грызунам,- слепыш и слепушонка. ( слайд 14). Они питаются подземными частями растений, делают запасы, активны зимой. Могут наносить существенный вред культурным растениям.
А крот, питается в основном червями, и обитает в местах с более влажной лесной почвой, и обитание его в нашей области достоверно не подтверждено.
8. Грызуны не только частично уничтожают посевы зерновых культур, но при этом способствуют их распространению. Помимо этого грызуны являются переносчиками инфекционных заболеваний и хозяевами клещей и блох.
Запишите себе в тетради опорную схему №1 « Млекопитающие»
Группа «Пресмыкающиеся».
9. - Встречались ли вы когда-нибудь с ящерицей или змеей? Какие особенности строения вы заметили?
Действительно тело этих животных как бы прилегает к земле и поэтому их назвали пресмыкающиеся (слайд15). Довольно многочисленны в степи: прыткая ящерица, степная гадюка, желтобрюхий полоз.
У ящерицы прыткой (слайд 16) есть один способ обмануть врага - аутотомия. Животное в ответ на болевое раздражение само обламывает хвост, схваченный врагом, и тем самым отвлекает внимание хищника от туловища, так как оставленный кусок хвоста долго извивается. Нередко после этого ящерице удается благополучно скрыться. Многие ящерицы в природе имеют заново отросший хвост, и число таких особей может служить косвенным доказательством присутствия хищников. Ящерицы используют для защиты и зубы, а самый редкий для этого вида способ защиты - устрашение. Прыткая ящерица питается, преимущественно, насекомыми, активно разыскивая или подкарауливая свою добычу. Заметив ее, ящерица настораживается, следит за ее передвижением, а затем стремительно срывается с места и схватывает добычу в точном броске.
10. Степная гадюка ( слайд 17) ядовита, но для человека мало опасна; случаи со смертельным исходом неизвестны. Яд широко используется для приготовления медицинских препаратов.
Степная гадюка приносит живых детенышей; в одном помете их может быть заметно больше, чем у обыкновенной до 28.
11. Другой интересный представитель рептилий – это желтобрюхий полоз (слайд 18). Желтобрюхий полоз - единственный представитель обширного рода стройных полозов, обитающий в Саратовской области. Наиболее агрессивная змея нашей фауны. Укус взрослого полоза для человека болезнен, но не опасен. Желтобрюхий полоз - самая крупная змея в Европе: достигает двухметрового размера, а рекордные экземпляры превышают два с половиной метра. Если человек ему угрожает, полоз нередко сам бросается в атаку - с громким, пугающим противника шипением и, широко разинув пасть. При этом он может "прыгать" в сторону врага на расстояние до одного метра, стараясь вцепиться в самое уязвимое место. Случалось, он наносил сильные укусы. Агрессивное поведение желтобрюхого полоза может обратить в бегство даже такое крупное животное, как лошадь. Злобный нрав проявляют не только взрослые и сильные особи этого вида, но и молодь.
Запишите себе в тетради опорную схему №2 « Пресмыкающиеся».
Физкультминутка
Группа «Птицы»
12. Следующий этап – знакомство с птицами степи (слайд 19). В степи раздолье для дневных хищных птиц. Они парят высоко в небе, с большой высоты высматривая добычу.
К ним относятся обыкновенная пустельга, кобчик и степной орел (слайд 20).
Из птиц к жизни на открытых пространствах лучше всего приспособились жаворонки (степной, полевой), серая куропатка, перепел и другие (слайд 21).
13. Самая крупная летающая птиц в мире – дрофа (слайд22). Вид внесён в Красную книгу РСФСР. Гнездо представляет собой ямку в земле, иногда со скудной выстилкой. Известны случаи зимовок в области. Массовый отлёт - во второй половине октября. Вопросы сохранения дрофиных разрабатываются с начала 1980-х гг. Главное направление стратегии - законодательная охрана этих птиц, их местообитаний, управление поведением дрофиных, разъяснительная работа. В Саратовской области действуют 4 заказника общей площадью 100 тыс. га. Здесь дроф содержали, экспериментировали с инкубированием яиц, собранных в природе, выращивали птенцов. Гнездящаяся популяция дрофы в Саратовской области – вторая по численности в Европе. В 2015 году учёные насчитали 2тыс. особей дроф в Саратовской области.
Запишите себе в тетради опорную схему № 3 « Птицы»
Группа «Насекомые».
14. - Скажите, с какими насекомыми вы чаще всего сталкивались, попав в степь или поле?
Действительно, самые многочисленные представители степных просторов – это кузнечики.(слайд23).
- А знаете ли вы, по каким признакам можно отличить кузнечика от саранчи?
Кузнечики отличаются от саранчи длинными усиками и, а также есть среди них и растительноядные и хищники( слайд 24). Неизгладимое впечатление производит огромный (до 10 см длиной) хищный кузнечик степная дыбка. Интересная особенность этого насекомого: сколько бы вы не нашли дыбок, все они будут самками – самцов среди них нет вообще.
Саранчовые все питаются растениями. Есть перелётная саранча, образующая огромные стаи и уничтожающая все растения на своём пути, и одиночно живущая, которую называют кобылка.
15. На луговых просторах разнотравья, в целинной степи и на полях в период цветения различных растений. Летает много бабочек. Это белянки, капустницы, лимонницы (слайд 25).Они ласкают взор человека, являясь украшением природы. Эти и другие бабочки, питаясь сладким соком (нектаром) цветов, способствуют опылению растений. Их гусеницы не приносят вреда, так как обычно кормовыми растениями для них служат различные сорняки.
16. По всей степи в сумерках разносится песни степных сверчков(слайд 26).Вблизи водоемов встречаются стрекозы и комары (слайд 26). Клопы очень любят места, где сухо и жарко. На открытых пространствах можно встретить жуков.
Запишите себе в тетради опорную схему № 4 « Насекомые »
III. Рефлексия.
Таким образом, в степи не менее разнообразный животный мир, чем в лесу. Вопросы для закрепления:
1. Чем условия жизни в степи отличаются от лесных?
2. Назовите самого крупного грызуна степи и ради чего человек охотится на него?
3.Какие животные степи занесены в Красную книгу?
4.Что вы можете сказать про дрофу?
5.Как отличить кузнечика от саранчи? –
IV Работа с тестами:
1. Характерный признак степей — это ....
а) сплошной травянистый растительный покров
б) отсутствие сплошного растительного покрова
в) обилие мхов, лишайников, кустарников.
2 .Какая из цепей питания характерна для степи:
а) водоросли — рачки — сайка — гагарка
б) ежевика — лемминг — песец
в) зерно — суслик — орёл
г) растения — заяц-беляк — рысь
3. Птицы степи:
а) кедровки, чайки, ястребы, сойки
б) краснозобые казарки, белые журавли
в) дрофы, серая куропатка, степной орел
4. Птицы степи:
а) степной жаворонок
б) дятел
в) белая чайка
5. Птицы степи:
а) кайра
б) дрофа
в) степной орёл
6. Птицы степи:
а) белая сова
б) серая куропатка
в) чайка
7.Животные степи:
а) хомяк б) тюлень
в) суслик г) волк
д) медведь ж) бобр
8. Животные степи:
а) лисица б) белый медведь
в) заяц г) лось
д) морж е) тушканчик
9. Животные степи:
а) степной хорёк б) рысь
в) кит г) верблюд
д) лось е) тюлень
V. Оценка итогов работы.
Я узнал какие животные обитают в степи.
Я узнал о Красной книге и занесённых в неё животных степи.
Я хочу ещё больше получить информации.
За урок я поставлю себе _____ (оцени себя)
VI. Определение и разъяснение домашнего задания. §2.2с.37-40. рабочая тетрадь задание №74