Конспект урока чтения в 1 классе «Гласный звук [н], буква Н, н»

Конспект индивидуального занятия
по обучению грамоте в 1 классе для обучающегося
с расстройствами аутистического спектра
Тема урока: Гласный звук [н], буква Н, н.
Цель урока: Познакомить учащегося со звуком [н] и буквой Н, н, учить дифференцировать понятие звук и буква.
Задачи:
1) образовательные:
- учить выделять звук [н] в начале, в середине и в конце слова;
- соотносить звук и букву;
- подбирать слова с данным звуком в начале, в середине и в конце слова.
2) по развитию речи:
- формировать умения участвовать в учебной беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;
- развивать артикуляционный аппарат учащегося.
3) коррекционно-развивающие задачи:
- корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащегося.
4) Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к учебным занятиям, ответственность к работе, бережное отношение к учебным принадлежностям.
Оборудование урока: карточки для артикуляционной гимнастики, карточки Г. Домана, буква Н из картона, счетные палочки, пластилин, бумажные полоски, картинки на букву Н, карточки для нахождения буквы Н.
Орг. момент.
- Здравствуй! Как у тебя настроение? (показывает карточку «солнышко» или « тучку») К какому уроку ты подготовился? (показывает карточку «букварь»). Давай, посмотрим, что лежит у тебя на парте? (букварь, личный букварь и т.п.)
II. Артикуляционная гимнастика
-Что нужно утром делать человеку, чтобы весь день работать хорошо, прекрасно себя чувствовать, быть в хорошем настроении? (зарядку)
-Что нужно нам чтобы четко, понятно говорить? (зарядку для язычка)
1. «Часики.»
2. «Чистим зубки» (для звука н)
III. Актуализация знаний.
-Какие буквы мы изучили? (мальчик открывает карточку, называет букву)
- На какие группы можно разделить эти буквы?
- Почему?
-Какие звуки называются гласными? (воздух выходит легко, их можно петь)
-Какие звуки называются согласные? (воздух встречает преграду: язычок, губы, зубы).
IV. Изучение нового материала
1.Кто же сегодня к нам пришел в гости? Отгадай загадку.
Я одеваюсь очень модно.
Могу придумать что угодно.
На все вопросы отвечаю:
«Отстаньте, братцы, я не знаю!» (Незнайка)
Незнайка приготовил для тебя загадку, которую он никак не может разгадать, поможем Незнайке?
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
- Правильно, молодец! (открываем букварь, показ картинки «нос»)
- Давай чётко произнесём это слово. (Мальчик вместе с учителем произносит слово «нос» и указательным пальцем прижимает кончик носа)
- Какой первый звук мы слышим, когда произносить это слово? Произнеси его четко. («Н») Что ты почувствовал, когда его произносил звук «Н»
-Мы можем этот звук пропеть? (Нет)
- Верно, когда мы его произносим, у нас встречаются преграда: кончик языка прижат к верхним зубам, горло дрожит (есть голос).
-Произнеси еще раз этот звук. Как мы его назвали? («Н»)
2. Коррекция фонематического слуха.
Учитель показывает картинки и называет их (картинка подписана). Если в начале слова учащийся слышит звук [н], то он встаёт на ноги. Если в слове нет заданного звука, то ученик сидит правильно. ( кот, ножницы, лимон, нога, нож, танк, лиса, репка, оса).
3.Физкультминутка.
Загадаю вам загадку,
Становитесь на зарядку. (Ходьба на месте.)
Раз - листочки поднимаем. (Руки через стороны вверх.)
Два - листочки загибаем. (Руки за спину.)
Три — ещё разок свернули, (Обхватили руками плечи.)
На четыре - развернули. (Руки в стороны.)
4.Знакомство с буквой
- Звук [н] обозначается буквой Н, н.( Выставляется картинка с буквой на доску. Учащемуся выдается вырезанная из картона большая буква Н. Учащийся рассматривает букву. С помощью учителя выделяет элементы буквы. Обводит букву пальчиком. Такая же буква есть и у педагога. Ученик и педагог самостоятельно украшают букву (кто как хочет).
Выкладывают буквы из счетных палочек, верёвочек, бумажных полосок. Вылепливает из пластилина.
2. Работа с личным букварем.
Письмо букв «Н, н» рукой в воздухе, на парте, с помощью подсчета элементов буквы: раз, два, три.
Учащемуся предлагаются написать в личном букваре букву «Н». Далее предлагаются картинки, ему необходимо назвать предмет, изображенный на картинке, выбрать только те картинки, в которых встречается согласный звук [н]. Нарисовать предметы, в которых есть изучаемая буква и подписать в словах знакомую букву.
3.Упражнение на развитие зрительного восприятия. Нахождение буквы «Н», «н» в ряду букв.
- Найди знакомые буквы в ряду (ученику выдаются карточки)
Н - ? У Н И Э Ы О н У Э Н
н - ? Н У И Э О н Ы И н И
VII. Закрепление изученного материала.
Работа с Азбукой.
- покажи и прочитай букву вверху страницы на красном квадрате;
- прочитай написанные в строчку буквы, большую букву «Н» читай громко, а маленькие «н» читай тихо.
Инструкция педагога. Поставь пальчик под большую букву «Н», читай громко Н-Н-Н до маленькой буквы «н», тихо потом: н – н - н.
V. Подведение итога урока
- Какую букву мы сегодня изучали?
- Какой звук обозначает эта буква?
| |
НОГА |
НОЖНИЦЫ |
НОЖ | ЛИМОН |
ОКНО | ТАНК |
КОТ | ЛИСА |
РЕПКА | ОСА |
| |
| |
| |
|
|
| |
Н - ? У Н И Э Ы О н У Н |
н - ? Н У И Э О н Ы И н И |
Н-Н-Н-Н-Н-Н |
н-н-н-н-н-н |