Конспект урока истории в 5 классе «Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Легенды об основании Рима»

2
0
Материал опубликован 6 March 2023 в группе

контурная картаXLSX / 88.07 Кб

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший урок формирования ЗУН








Конспект урока истории в 5 классе

Тема урока «Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Легенды об основании Рима»







Подготовлен: учитель истории

МБОУ Новониколаевской сош

Качура Н.Н.




























Цели урока:

- изучить географическое положение, природу и занятия населения Апеннинского полуострова;

- развивать познавательную активность, внимание, память, навыки самостоятельной работы и работы в парах;

- воспитывать исторически грамотную личность.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование умений:

- отвечать на вопросы учителя об особенностях географического положения и природно-климатических условиях Апеннинского полуострова;

- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: ликторы, весталка;

- извлекать необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Италии;

- показывать на карте географические объекты.

Личностные:

- умение выражать свое отношение к героям, событиям;

- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

- высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.

Метапредметные:

- умение анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного, определять тему урока, цели;

- выстраивать алгоритм своей работы.

Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков

Форма проведения: комбинированный урок

Оборудование: магнитная доска, учебник «История Древнего мира» А.А.Вигасин, Г.И.Годер, контурная карта, карточки с дополнительным материалом, презентация, рабочий лист.

Ход урока

Организационный этап. /1 мин/

Ребята, сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу от всей души! А теперь с хорошим настроением приступаем к нашему уроку. А вот какая сегодня тема урока, вы должны догадаться сами.

Актуализация опорных знаний /5 мин/

Мы продолжаем с вами путешествовать по странам Древнего мира. А для того, чтобы посетить следующую страну, вспомним, где мы уже побывали. Перед вами контурная карта Древнего мира и названия государств, в которых мы уже побывали. Вам нужно найти местоположение государств и отметить их на карте.

Молодцы, ребята. Вас ждет следующее задание: на доске карточки с терминами, вам нужно объяснить значение термина и прикрепить на карте, к какому государству оно относится.

III.Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание. /5 мин/

Замечательно, ребята. Я вижу, что вы готовы продолжать наше путешествие. Посмотрите на доску – перед вами в ребусах зашифрованы слова, относящиеся к теме нашего урока. Расшифруйте ребусы и попробуйте сформулировать тему урока (слайд 1). (ответы учащихся)

Итак, тема нашего урока «Природа и население Апеннинского полуострова в древности». (слайд 2) Это новое для нас государство Средиземноморья. Запишите тему урока в рабочие листы.

Совместно с классом формулируем цели урока: Что мы должны узнать при изучении нового государства? (географическое положение, занятия жителей, города, образ жизни и т.д.) Правильно, ребята. Посмотрите на экран, это будет план нашего урока. (слайд 3). А что вы знаете о Италии? Перед вами рабочие листы для фиксации новых знаний. Выполните задание 1: ответьте на вопросы да или нет в графе «До».

IV.Изучение нового материала. /20 мин/

4.1. Природно-географические условия и население Апеннинского полуострова. Работа с картой. (слайд 4)

Италия находится на Апеннинском полуострове, который омывается с трёх сторон морями. Какими? (Учащиеся отвечают, используя карту) Рядом с Апеннинским полуостровом расположены крупный остров Сицилия и множество небольших островов. Западный берег полуострова имеет удобные гавани. Моря были богаты рыбой и моллюсками. На севере Италия защищена от холодных ветров высокими горами — Альпами, а с востока тянется хребет Апениннских гор.

Италия – страна равнинная, покрытая лесами и лугами. Леса и рощи густо покрывали страну. В лесах водились волки, медведи, кабаны, зайцы, на горных склонах — серны, газели. Климат здесь тёплый и мягкий, площадь полуострова гораздо больше площади Древней Греции, а земли в долинах рек более плодородны. Самые крупные реки: По на севере полуострова и Тибр в центральной части.

Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор. Добывались в небольших количествах соль и глина.

4.2. Население Апеннинского полуострова. Занятия жителей Италии. Предположите, каким занятиям местного населения способствовали данные природно-климатические условия? Свои предположения запишите в рабочем листе. (задание 2). А теперь проверим ваши ответы. (слайд 5)

Работа с контурной картой. Откройте учебники с.213

Народы, проживавшие на Апеннинском полуострове, собирательно называют италийскими. (слайд 6) Однако в первой половине первого тысячелетия до н. э. в Италию активно приезжали греческие и финикийские колонисты. Они основали здесь свои поселения. На юге Италии и особенно на Сицилии в VIII–VI вв. до н. э. были построены различные греческие города. Выполните задание 3 в ваших рабочих листах. (взаимопроверка в парах)

В древности на Апеннинском полуострове жили этруски. ( слайд 7) Их происхождение до сих пор вызывает вопросы учёных. Известно, что этруски были успешными мореплавателями, обладали развитой культурой и собственным языком, во многом похожим на греческий. Археологи обнаружили множество предметов искусства, характерных для этрусской культуры.

Физкультминутка. /2 мин/ Динамическая пауза: учащимся выдаются конверты с терминами, на доске прикреплены почтовые ящики с названиями государств. учащимся необходимо соотнести термин с государством, например, фараон – Древний Египет, «неприкасаемые»- Древняя Индия и т.д.

4.3. Легенды об основании Рима. Самостоятельная работа с учебником и документом

(слайд 8). Ребята, немного отдохнули и снова за работу! Откройте учебники с.213, найдите на карте город Рим. Каким племенем он был основан? (латины). Где расположен? (на западном побережье, в долине реки Тибр) Сейчас вы познакомитесь с отрывком из произведения римского историка Тита Ливия «Об основании Рима» (рабочий лист задание 4). Ответьте на вопросы (слайд 9). (ответы учащихся)

Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул едва ли существовал на самом деле. Познакомимся с результатами археологических раскопок и ответим на вопрос: в чем данные археологии подтверждают легенду Тита Ливия, а в чем противоречат описанию истории основания Рима древним историком? (ответы учащихся)

V.Закрепление нового материала. /5 мин/

Ребята, давайте вернемся к заданию 1 в ваших рабочих листах. Ответьте на те же утверждения да или нет, но уже в графе «после». Есть ли у вас ошибки? Много новой информации вы узнали? Достигли ли мы целей урока?

VI.Подведение итогов урока (оценивание) /1 мин/

VII.Домашнее задание. /1 мин/ Параграф 44; заполнить «Паспорт путешественника» раздел «Древнейший Рим».




























Используемые ресурсы:

1. https://obrazovaka.ru/

2. https://yandex.ru/images


​​​​​​​
презентация к урокуPPTX / 1.17 Мб
рабочий лист к урокуPDF / 418.56 Кб
карточки для физминуткиPDF / 194.52 Кб
карточки с терминамиPDF / 27.87 Кб
карточки к контурной картеPDF / 121.18 Кб







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.