Конспект урока истории в 5 классе «Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Легенды об основании Рима»
контурная картаXLSX / 88.07 Кб
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший урок формирования ЗУН
Конспект урока истории в 5 классе
Тема урока «Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Легенды об основании Рима»
Подготовлен: учитель истории
МБОУ Новониколаевской сош
Качура Н.Н.
Цели урока:
- изучить географическое положение, природу и занятия населения Апеннинского полуострова;
- развивать познавательную активность, внимание, память, навыки самостоятельной работы и работы в парах;
- воспитывать исторически грамотную личность.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование умений:
- отвечать на вопросы учителя об особенностях географического положения и природно-климатических условиях Апеннинского полуострова;
- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: ликторы, весталка;
- извлекать необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Италии;
- показывать на карте географические объекты.
Личностные:
- умение выражать свое отношение к героям, событиям;
- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;
- высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;
- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.
Метапредметные:
- умение анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного, определять тему урока, цели;
- выстраивать алгоритм своей работы.
Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков
Форма проведения: комбинированный урок
Оборудование: магнитная доска, учебник «История Древнего мира» А.А.Вигасин, Г.И.Годер, контурная карта, карточки с дополнительным материалом, презентация, рабочий лист.
Ход урока
Организационный этап. /1 мин/
Ребята, сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу от всей души! А теперь с хорошим настроением приступаем к нашему уроку. А вот какая сегодня тема урока, вы должны догадаться сами.
Актуализация опорных знаний /5 мин/
Мы продолжаем с вами путешествовать по странам Древнего мира. А для того, чтобы посетить следующую страну, вспомним, где мы уже побывали. Перед вами контурная карта Древнего мира и названия государств, в которых мы уже побывали. Вам нужно найти местоположение государств и отметить их на карте.
Молодцы, ребята. Вас ждет следующее задание: на доске карточки с терминами, вам нужно объяснить значение термина и прикрепить на карте, к какому государству оно относится.
III.Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание. /5 мин/
Замечательно, ребята. Я вижу, что вы готовы продолжать наше путешествие. Посмотрите на доску – перед вами в ребусах зашифрованы слова, относящиеся к теме нашего урока. Расшифруйте ребусы и попробуйте сформулировать тему урока (слайд 1). (ответы учащихся)
Итак, тема нашего урока «Природа и население Апеннинского полуострова в древности». (слайд 2) Это новое для нас государство Средиземноморья. Запишите тему урока в рабочие листы.
Совместно с классом формулируем цели урока: Что мы должны узнать при изучении нового государства? (географическое положение, занятия жителей, города, образ жизни и т.д.) Правильно, ребята. Посмотрите на экран, это будет план нашего урока. (слайд 3). А что вы знаете о Италии? Перед вами рабочие листы для фиксации новых знаний. Выполните задание 1: ответьте на вопросы да или нет в графе «До».
IV.Изучение нового материала. /20 мин/
4.1. Природно-географические условия и население Апеннинского полуострова. Работа с картой. (слайд 4)
Италия находится на Апеннинском полуострове, который омывается с трёх сторон морями. Какими? (Учащиеся отвечают, используя карту) Рядом с Апеннинским полуостровом расположены крупный остров Сицилия и множество небольших островов. Западный берег полуострова имеет удобные гавани. Моря были богаты рыбой и моллюсками. На севере Италия защищена от холодных ветров высокими горами — Альпами, а с востока тянется хребет Апениннских гор.
Италия – страна равнинная, покрытая лесами и лугами. Леса и рощи густо покрывали страну. В лесах водились волки, медведи, кабаны, зайцы, на горных склонах — серны, газели. Климат здесь тёплый и мягкий, площадь полуострова гораздо больше площади Древней Греции, а земли в долинах рек более плодородны. Самые крупные реки: По на севере полуострова и Тибр в центральной части.
Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор. Добывались в небольших количествах соль и глина.
4.2. Население Апеннинского полуострова. Занятия жителей Италии. Предположите, каким занятиям местного населения способствовали данные природно-климатические условия? Свои предположения запишите в рабочем листе. (задание 2). А теперь проверим ваши ответы. (слайд 5)
Работа с контурной картой. Откройте учебники с.213
Народы, проживавшие на Апеннинском полуострове, собирательно называют италийскими. (слайд 6) Однако в первой половине первого тысячелетия до н. э. в Италию активно приезжали греческие и финикийские колонисты. Они основали здесь свои поселения. На юге Италии и особенно на Сицилии в VIII–VI вв. до н. э. были построены различные греческие города. Выполните задание 3 в ваших рабочих листах. (взаимопроверка в парах)
В древности на Апеннинском полуострове жили этруски. ( слайд 7) Их происхождение до сих пор вызывает вопросы учёных. Известно, что этруски были успешными мореплавателями, обладали развитой культурой и собственным языком, во многом похожим на греческий. Археологи обнаружили множество предметов искусства, характерных для этрусской культуры.
Физкультминутка. /2 мин/ Динамическая пауза: учащимся выдаются конверты с терминами, на доске прикреплены почтовые ящики с названиями государств. учащимся необходимо соотнести термин с государством, например, фараон – Древний Египет, «неприкасаемые»- Древняя Индия и т.д.
4.3. Легенды об основании Рима. Самостоятельная работа с учебником и документом
(слайд 8). Ребята, немного отдохнули и снова за работу! Откройте учебники с.213, найдите на карте город Рим. Каким племенем он был основан? (латины). Где расположен? (на западном побережье, в долине реки Тибр) Сейчас вы познакомитесь с отрывком из произведения римского историка Тита Ливия «Об основании Рима» (рабочий лист задание 4). Ответьте на вопросы (слайд 9). (ответы учащихся)
Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул едва ли существовал на самом деле. Познакомимся с результатами археологических раскопок и ответим на вопрос: в чем данные археологии подтверждают легенду Тита Ливия, а в чем противоречат описанию истории основания Рима древним историком? (ответы учащихся)
V.Закрепление нового материала. /5 мин/
Ребята, давайте вернемся к заданию 1 в ваших рабочих листах. Ответьте на те же утверждения да или нет, но уже в графе «после». Есть ли у вас ошибки? Много новой информации вы узнали? Достигли ли мы целей урока?
VI.Подведение итогов урока (оценивание) /1 мин/
VII.Домашнее задание. /1 мин/ Параграф 44; заполнить «Паспорт путешественника» раздел «Древнейший Рим».
Используемые ресурсы:
1. https://obrazovaka.ru/
2. https://yandex.ru/images
презентация к урокуPPTX / 1.17 Мб
рабочий лист к урокуPDF / 418.56 Кб
карточки для физминуткиPDF / 194.52 Кб
карточки с терминамиPDF / 27.87 Кб
карточки к контурной картеPDF / 121.18 Кб