12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Моргун ИринаСергеевна20
0

Урок на тему «Олимпийские игры в древности»



Урок 38. Олимпийские игры в древности

Цели: ознакомить учащихся с историей Олимпийских игр, пер­выми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта.

Оборудование: мультимединая презентация

Ожидаемые результаты: обучающий: учащиеся ознакомятся с историей Олимпийских игр, пер­выми спортивными традициями; развивающий: актуализируют умение работать с текстом учебника и его иллюстрациями через выделение главного; воспитательная: заинтересуются развитием своих физических способностей

Ход урока

  1. Организационный момент

    Проверка домашнего задания

Дать карточку с заданием (Аня Иващенко)


 

Рассказ учителя

Домашним заданием для вас был параграф учебника по Греческой колонизации. Кто готов ответить на вопросы по домашнему заданию?

Что такое колонизация? Что такое метрополия?

Ко­ло­ни­за­ци­ей греки на­зы­ва­ли ос­но­ва­ние новых по­се­ле­ний – неза­ви­си­мых по­ли­сов в даль­них зем­лях.

Мет­ро­по­ли­ей на­зва­лось то го­су­дар­ство, ко­то­рое ос­но­ва­ло ко­ло­нию. Ко­ло­ния не ста­но­ви­лась за­ви­си­мой от мет­ро­по­лии, это было са­мо­сто­я­тель­ное го­су­дар­ство.

Зачем греки ос­но­вы­ва­ли ко­ло­нии?

Гре­ция – неболь­шая стра­на. Когда уве­ли­чи­ва­лось на­се­ле­ние, слож­но было его про­кор­мить. Не хва­та­ло хлеба, к тому же в го­ри­стых рай­о­нах его было очень слож­но вы­ра­щи­вать.

В Гре­ции неред­ки были столк­но­ве­ния знати и де­мо­са. Про­иг­рав­шая груп­пи­ров­ка часто из­го­ня­лась из по­ли­са и вы­нуж­де­на была ис­кать новое место жи­тель­ства.

Где греки ос­но­вы­ва­ли ко­ло­нии?

Все ко­ло­нии Древ­ней Гре­ции были при­мор­ски­ми.

Греки ос­но­вы­ва­ли новые по­ли­сы на бе­ре­гах Сре­ди­зем­но­го и Чёр­но­го морей, по бе­ре­гам Ев­ро­пы, Азии и Аф­ри­ки.

Спасибо за ответ учащимся!

  1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме:

Ответ по карточке

  1. Переход к изучению новой темы

Событие, о котором мы с вами сегодня будем разговаривать напрямую связанно с воспитанием крепких и сильных воинов, также оно имеет общемировое значение. Проводится оно раз в 4 года. Каждая страна считает для себя обязательным участие в этом. Его корни уходят в историю Древне Греции, но оно актуально и по сей день. Древ­ние греки очень боль­шое зна­че­ние при­да­ва­ли раз­ви­тию тела. Лов­кость, сила и вы­нос­ли­вость вы­со­ко це­ни­лись. В древ­но­сти людям часто при­хо­ди­лось во­е­вать. А чтобы быть хо­ро­шим во­и­ном, тре­бо­ва­лась вы­нос­ли­вость и фи­зи­че­ская сила. Греки были очень ре­ли­ги­оз­ны и ве­ри­ли в то, что во мно­гом исход битвы за­ви­сит от воли богов, а не толь­ко от хо­ро­шей под­го­тов­ки. Воз­да­вать славу богам, при­но­сить им жерт­вы, устра­и­вать в честь бо­гов-по­кро­ви­те­лей пыш­ные празд­ни­ки было тра­ди­ци­ей. Как вы думаете о каком мероприятии идет речь?

Итак, тема нашего урока слайд 2 «Олимпийские игры в древности» (записываем в тетрадь).

На этом уроке мы познакомимся с историей Олимпийских игр, пер­выми спортивными традициями. Изучение этой темы позволит нам в дальнейшем ближе познакомится с культурой Др. Греции.

Мы знаем, что где бы ни жили греки, у них был один язык, пись­менность, религия. Боги древних греков жили на горе Олимп. В честь них в Греции устраивались Олимпийские игры. А как они проходи­ли? Когда были самые первые игры? Мы узнаем на уроке.

Самостоятельная работа учащихся с текстом Вигасина, п. 1 §33 нас. 153.

- Назовите дату проведения первых Олимпийских игр. И кто в них участвовал? (776 г.до н.э,) Делаем запись в тетради слайд 3

Олим­пий­ские игры – самые зна­ме­ни­тые спор­тив­ные со­стя­за­ния Древ­ней Гре­ции.

776 г. до.н.э. начало олимпийских игр в Др. Греции.

Рассказ учителя

Слайд 4

Олим­пий­ские игры в жизни древ­них гре­ков были столь зна­чи­тель­ным и гран­ди­оз­ным со­бы­ти­ем, что по ним даже вели свое ле­то­ис­чис­ле­ние. На время игр за­бы­ва­лись раз­до­ры и рас­при, пре­кра­ща­лись войны, объ­яв­лял­ся все­об­щий мир. На­вер­ное, по­это­му до сих пор олим­пий­ских спортс­ме­нов на­зы­ва­ют по­слан­ца­ми мира.

Слайд5

За несколь­ко ме­ся­цев до на­ча­ла со­рев­но­ва­ний по всем гре­че­ским го­ро­дам разъ­ез­жа­ли послы, при­гла­шая к уча­стию в играх же­ла­ю­щих. По древним за­ко­нам при­нять уча­стие в играх могли все сво­бод­ные греки, но от­ва­жи­ва­лись всту­пить в борь­бу толь­ко силь­ней­шие. Юноши и муж­чи­ны го­да­ми го­то­ви­ли себя к со­стя­за­ни­ям, а вот жен­щи­нам при­ни­мать уча­стие в играх было за­пре­ще­но. 

Слайд 6, 7

Один раз в че­ты­ре года, в се­ре­дине лета, в Олим­пию сте­ка­лись толпы людей. Боль­шин­ство со­рев­но­ва­ний про­хо­ди­ло на ста­ди­оне, ко­то­рый имел про­дол­го­ва­тую форму. С одной сто­ро­ны он при­мы­кал к под­но­жию холма. Мест для си­де­ния зри­те­лей не было. Зри­те­ли сто­я­ли, си­де­ли или ле­жа­ли на холме, а также на на­сы­пях, об­ло­жен­ных дер­ном. Плату за по­се­ще­ния ста­ди­о­на не брали.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео и после ответить на несколько вопросов.

СМОТРИМ ВИДЕО

    1. Что происходило с момента объявления священного месяца игр? Прекращались все военные действия

      Кто такой атлет? Мужчины из числа свободных граждан, принимавшие участие в играх (записываем в тетрадь) слайд 8

      Кто не допускался к участию в олимпийских играх? Женщины

      Какие виды спорта входили в программу олимпийских игр? Прыжки в длину, бег на разные дистанции, метание копья, диска, состязания колесниц. (записываем в тетрадь) слайд 9

Рассказ учителя

Праздник в Олимпии занимал до пяти дней. Слайд 10

В пер­вый день все спортс­ме­ны при­но­си­ли жерт­ву богам, кля­лись бо­роть­ся чест­но и не поль­зо­вать­ся за­пре­щен­ны­ми при­е­ма­ми. Судьи да­ва­ли клят­ву чест­но су­дить спортс­ме­нов, вы­но­сить спра­вед­ли­вое ре­ше­ние.

Сле­ду­ю­щие дни были по­свя­ще­ны со­стя­за­ни­ям по раз­лич­ным видам спор­та. Мно­гие со­рев­но­ва­ния про­хо­ди­ли под му­зы­ку.

На­чи­на­ли бе­гу­ны Участ­ни­ки со­рев­но­ва­ний по ко­ман­де «За­нять место нога к ноге!» – ста­но­ви­лись на свои места на до­рож­ке. Если один их ат­ле­тов сры­вал­ся с места до сиг­на­ла, судья на­ка­зы­вал его хлы­стом.

О ско­ро­сти бе­гу­нов сла­га­ли ле­ген­ды. Одной из самых популярных легенд является легенда о происхождении слова марафон. Согласно ей греческий воин по имени Филиппид в 490 году до н. э. после битвы при Марафоне пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин, чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин, он успел крикнуть: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и упал замертво. С этого времени бег на длинные дистанции называется марафоном. А марафон, который пробегают современные олимпийцы равен 42 километрам 195 метрам.

При прыж­ке в длину для уси­ле­ния толч­ка, ат­ле­ты ис­поль­зо­ва­ли ка­мен­ные или свин­цо­вые гири. В мо­мент от­тал­ки­ва­ния, пры­гун вы­бра­сы­вал руки с ги­ря­ми сна­ча­ла впе­ред, а потом резко назад.

На бе­го­вой до­рож­ке устра­и­ва­ли со­рев­но­ва­ния по ме­та­нию диска и копья. Диски были ка­мен­ны­ми или брон­зо­вы­ми, самые боль­шие ве­си­ли не более 5 кг.

Самым лю­би­мым видом со­стя­за­ний была борь­ба. Борцы ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли под­нож­ку за­хва­ты рук и шеи. Чтобы легче было спра­вить­ся с про­тив­ни­ком, его пер­во­на­чаль­но ста­ра­лись вы­ва­лять в пыли, чтобы тело, сма­зан­ное олив­ко­вым мас­лом, стало менее скольз­ким. Для по­бе­ды тре­бо­ва­лось, чтобы про­тив­ник три­жды кос­нул­ся земли обе­и­ми ло­пат­ка­ми.

Кроме пя­ти­бо­рья устра­и­ва­ли кон­ные со­стя­за­ния, Знаете ли вы как называлось место проведения забега на колесницах? Ипподром. По сиг­на­лу трубы воз­ни­цы взма­хи­ва­ли би­ча­ми и ко­лес­ни­цы устрем­ля­лись впе­ред. Они долж­ны были сде­лать 12 кру­гов (около 13 км). Самым опас­ным были те места, где тре­бо­ва­лось обо­гнуть по­во­рот­ный столб. Неред­ко ло­ша­ди ста­но­ви­лись на дыбы, так как при по­во­ро­те солн­це на­чи­на­ло све­тить им в морды и они пу­га­лись, по­это­му ино­гда скач­ки за­кан­чи­ва­лись ги­бе­лью ко­лес­ни­чих. Не все­гда вла­де­лец ло­ша­дей сам ими управ­лял, чаще всего это де­ла­ли его слуги, но по­бе­да при­суж­да­лась хо­зя­и­ну ло­ша­дей.

Как назывались победители игр? (олимпионики) записываем в тетрадь слайд 11

Рассказ учителя

В по­след­ний день игр, перед хра­мом Зевса ста­ви­ли стол из зо­ло­та и сло­но­вой кости. На нем ле­жа­ли венки из свя­щен­но­го олив­ко­во­го де­ре­ва. По­бе­ди­те­ли по оче­ре­ди под­хо­ди­ли к глав­но­му судье, ко­то­рый воз­ла­гал на их го­ло­вы венки. В это время гла­ша­тай на­зы­вал имя ат­ле­та и его род­ной город. Затем по­бе­ди­те­ли про­хо­ди­ли по­чет­ный круг, а зри­те­ли кри­ча­ли: «Слава, слава по­бе­ди­те­лям!» Когда по­бе­ди­тель воз­вра­щал­ся домой, все жи­те­ли вы­хо­ди­ли ему нав­стре­чу. Атлет в пур­пур­ной одеж­де под­хо­дил к глав­но­му храму и при­но­сил свой венок в дар богам. По­бе­ди­те­лю Олим­пий­ских игр ста­ви­ли ста­тую, ему предо­став­ля­ли по­чет­ные места в те­ат­ре, до конца жизни его кор­ми­ли за об­ще­ствен­ный счет.

В каком году прекратились олимпийские игры? 394 г. как язычески праздник

Когда Олимпиские игры возобновились? Апрель 1896 г Первая Олимпиада записываем в тетрадь слайд 12

Сообщение ученика: Маша Заяц

Рассказ учителя слайд 13

Один из символов Олимпийских игр это олимпийски огонь, который зажигают в городе проведения Игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания.

Возрождение основанной на древнегреческих ритуалах традиции состоялось при проведении Олимпийских игр 1928 года в Амстердаме на Олимпийском стадионе, за проект которого голландский архитектор Ян Вилс был награждён золотой медалью в конкурсе искусств. Огонь горел и на стадионе Игр в Лос-Анджелесе в 1932 году.

Во время Олимпийских игр 1936 года в Берлине впервые была проведена эстафета Олимпийского огня восходящей к греческому ритуалу. Более 3 000 бегунов участвовали в доставке факела из Олимпии в Берлин. На зимних Олимпийских играх огонь зажигался и в 1936, и в 1948 году, но зимняя эстафета впервые была проведена в 1952 году перед зимними Олимпийскими играми в Осло, причём брала начало не в Олимпии, а в Моргедале (город в Норвегии).

Обычно зажжение огня доверяют известному человеку, чаще всего спортсмену, хотя бывают и исключения. Быть избранным для проведения этой церемонии считается большой честью.

В настоящее время олимпийский огонь зажигают в Олимпии (Греция), за несколько месяцев до открытия игр. Одиннадцать женщин, в основном актрисы, изображающие жриц, проводят церемонию, в ходе которой одна из них зажигает огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего лучи Солнца. Затем этот огонь доставляют в город, проводящий Олимпийские игры. Обычно используют факел, который несут бегуны, передавая его друг другу по эстафете, однако в разное время использовались и другие способы транспортировки. Кроме основного факела, от олимпийского огня зажигают и специальные лампы, предназначенные для хранения огня на случай, если основной факел (или даже огонь на самих играх) погаснет по той или иной причине. 

Эстафета завершается на центральном стадионе столицы игр, в конце церемонии их открытия. Последний участник эстафеты зажигает огонь в чаше, установленной на стадионе, где он продолжает гореть до окончания игр.

Организаторы игр стараются придумать оригинальный способ зажжения огня в олимпийской чаше и сделать это событие запоминающимся. Подробности церемонии держатся в тайне до самого последнего момента. Кому будет поручено зажечь огонь, обычно, также заранее не сообщается. Как правило, это поручают известному спортсмену страны-хозяйки Олимпиады.

Итак, какие выводы мы можем сделать из сегодняшнего урока?

Олим­пий­ские игры – боль­шой празд­ник для гре­ков. Он со­че­тал и спор­тив­ные со­стя­за­ния, и по­кло­не­ние богу Зевсу. Это было со­бы­тие, в честь ко­то­ро­го жи­те­ли всей Эл­ла­ды могли со­брать­ся вме­сте, оста­но­вить войны и на­блю­дать или участ­во­вать в тор­же­ствен­ных со­стя­за­ни­ях. Слава Олим­пий­ских игр со­хра­ни­лась до наших дней бла­го­да­ря воз­рож­де­нию игр в XIX веке.

А сейчас мы проверим, что вы запомнили из сегодняшнего урока, у каждого из вас есть листочек, подпишите его и сейчас вы ответите на 5 вопросов

Вопрос 1. В каком году состоялись первые Олимпийские игры?

Ваш ответ: 776 г. до н. э.

Вопрос 2.Место проведения состязаний колесниц

Ваш ответ: Ипподром

Вопрос 3. Какой вид спорта не входил в пятиборье?

Ваш ответ: Плавание

Вопрос 4. Сколько дней длились Олимпийские игры в древности?

Ваш ответ:5

Вопрос 5. Где расположена Олимпия?

Ваш ответ: В Южной Греции

Теперь обменяйтесь листочками и проверьте работу вашего соседа по парте, оценка будет соответствовать количеству правильных ответов.

Итоги урока:

Что понравилось, что не понравилось?

Наш урок подходит к концу, надеюсь он вам понравился и запомнился. Сейчас я выставлю вам оценки и мы запишем домашнее задание, приготовьте дневники.

Домашнее задание: пересказ 33 параграфа


Подготовка устного ответа по карточке

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как воспитывали спар­танцев?»

Для этого вспомни:

Кто нес большую ответственность за воспитание детей в Спарте:

государство или родители?

Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?

С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?

Почему питание мальчиков было скудным?

Почему дети были плохо одеты и обуты, спали на подстилках?

Учили ли спартанцев грамоте?

Какой должна была быть речь спартанцев?

Сделай вывод, для чего нужна была такая система воспитания? Что тебе в ней нравится?

Примерны ответ


олимпийские игры в древности
PPT / 2.14 Мб

В древней Спарте главную ответственность в воспитании детей иг­рало государство, а не родители. Старейшины решали, жить ребенку или нет. Если малыш был крепким, его оставляли, а если слабым - сбрасыва­ли с обрыва. С семи лет мальчиков отбирали у родителей и воспитанием их занимались самые уважаемые спартанцы. Кормили мальчиков скуд­но, так как это должно было заставить их самих добывать пищу. Одеты они были плохо, жили в суровых условиях потому, что это воспитывало их неприхотливыми, умеющими переносить трудности. Грамоте учили мало, а вот их физическому развитию уделялось много внимания. Речь спартанцев была краткой. Таким образом, такая система воспитания давала государству сильных, храбрых и жестоких воинов.


 

СООБЩЕНИЕ

В конце XIX в. появились первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием атлетов из разных стран. Французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен (1863-1937) выступил с предложением возобновить Олим­пийские игры. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического со­вершенствования», будут способствовать культурному сотрудничеству народов. В парадном зале Парижского университета 25 ноября 1892 г. Кубертен прочитал публичную лекцию «Олимпийский ренессанс».

Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!»

Перед изумленными слушателями Кубертен нарисовал прекрас­ную картину эллинской цивилизации, целью которой было воспитание гармонично развитого человека. «И мы - наследники этой цивилиза­ции!» - воскликнул он, заканчивая лекцию.

Учредительный конгресс сторонников олимпизма состоялся в Пари­же 23 июня 1894 г. На нем было принято решение о проведении Олим­пийских игр и создании Международного олимпийского комитета.

Чтобы связать две цивилизации - эллинскую и нынешнюю, - ме­стом проведения Игр I Олимпиады современности были выбраны Афи­ны - столица Греции.

Годом I Олимпиады стал 1896-й. С тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажженный на древнем алтаре Олимпии.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.