Урок истории в 5 классе на тему «Олимпийские игры в древности»

0
0
Материал опубликован 14 November 2018

Пояснительная записка к презентации

Урок 38. Олимпийские игры в древности

Цели: ознакомить учащихся с историей Олимпийских игр, пер­выми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта.

Оборудование: мультимединая презентация

Ожидаемые результаты: обучающий: учащиеся ознакомятся с историей Олимпийских игр, пер­выми спортивными традициями; развивающий: актуализируют умение работать с текстом учебника и его иллюстрациями через выделение главного; воспитательная: заинтересуются развитием своих физических способностей

Ход урока

  1. Организационный момент

    Проверка домашнего задания

Дать карточку с заданием (Аня Иващенко)


 

Рассказ учителя

Домашним заданием для вас был параграф учебника по Греческой колонизации. Кто готов ответить на вопросы по домашнему заданию?

Что такое колонизация? Что такое метрополия?

Ко­ло­ни­за­ци­ей греки на­зы­ва­ли ос­но­ва­ние новых по­се­ле­ний – неза­ви­си­мых по­ли­сов в даль­них зем­лях.

Мет­ро­по­ли­ей на­зва­лось то го­су­дар­ство, ко­то­рое ос­но­ва­ло ко­ло­нию. Ко­ло­ния не ста­но­ви­лась за­ви­си­мой от мет­ро­по­лии, это было са­мо­сто­я­тель­ное го­су­дар­ство.

Зачем греки ос­но­вы­ва­ли ко­ло­нии?

Гре­ция – неболь­шая стра­на. Когда уве­ли­чи­ва­лось на­се­ле­ние, слож­но было его про­кор­мить. Не хва­та­ло хлеба, к тому же в го­ри­стых рай­о­нах его было очень слож­но вы­ра­щи­вать.

В Гре­ции неред­ки были столк­но­ве­ния знати и де­мо­са. Про­иг­рав­шая груп­пи­ров­ка часто из­го­ня­лась из по­ли­са и вы­нуж­де­на была ис­кать новое место жи­тель­ства.

Где греки ос­но­вы­ва­ли ко­ло­нии?

Все ко­ло­нии Древ­ней Гре­ции были при­мор­ски­ми.

Греки ос­но­вы­ва­ли новые по­ли­сы на бе­ре­гах Сре­ди­зем­но­го и Чёр­но­го морей, по бе­ре­гам Ев­ро­пы, Азии и Аф­ри­ки.

Спасибо за ответ учащимся!

  1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме:

Ответ по карточке

  1. Переход к изучению новой темы

Событие, о котором мы с вами сегодня будем разговаривать напрямую связанно с воспитанием крепких и сильных воинов, также оно имеет общемировое значение. Проводится оно раз в 4 года. Каждая страна считает для себя обязательным участие в этом. Его корни уходят в историю Древне Греции, но оно актуально и по сей день. Древ­ние греки очень боль­шое зна­че­ние при­да­ва­ли раз­ви­тию тела. Лов­кость, сила и вы­нос­ли­вость вы­со­ко це­ни­лись. В древ­но­сти людям часто при­хо­ди­лось во­е­вать. А чтобы быть хо­ро­шим во­и­ном, тре­бо­ва­лась вы­нос­ли­вость и фи­зи­че­ская сила. Греки были очень ре­ли­ги­оз­ны и ве­ри­ли в то, что во мно­гом исход битвы за­ви­сит от воли богов, а не толь­ко от хо­ро­шей под­го­тов­ки. Воз­да­вать славу богам, при­но­сить им жерт­вы, устра­и­вать в честь бо­гов-по­кро­ви­те­лей пыш­ные празд­ни­ки было тра­ди­ци­ей. Как вы думаете о каком мероприятии идет речь?

Итак, тема нашего урока слайд 2 «Олимпийские игры в древности» (записываем в тетрадь).

На этом уроке мы познакомимся с историей Олимпийских игр, пер­выми спортивными традициями. Изучение этой темы позволит нам в дальнейшем ближе познакомится с культурой Др. Греции.

Мы знаем, что где бы ни жили греки, у них был один язык, пись­менность, религия. Боги древних греков жили на горе Олимп. В честь них в Греции устраивались Олимпийские игры. А как они проходи­ли? Когда были самые первые игры? Мы узнаем на уроке.

Самостоятельная работа учащихся с текстом Вигасина, п. 1 §33 нас. 153.

- Назовите дату проведения первых Олимпийских игр. И кто в них участвовал? (776 г.до н.э,) Делаем запись в тетради слайд 3

Олим­пий­ские игры – самые зна­ме­ни­тые спор­тив­ные со­стя­за­ния Древ­ней Гре­ции.

776 г. до.н.э. начало олимпийских игр в Др. Греции.

Рассказ учителя

Слайд 4

Олим­пий­ские игры в жизни древ­них гре­ков были столь зна­чи­тель­ным и гран­ди­оз­ным со­бы­ти­ем, что по ним даже вели свое ле­то­ис­чис­ле­ние. На время игр за­бы­ва­лись раз­до­ры и рас­при, пре­кра­ща­лись войны, объ­яв­лял­ся все­об­щий мир. На­вер­ное, по­это­му до сих пор олим­пий­ских спортс­ме­нов на­зы­ва­ют по­слан­ца­ми мира.

Слайд5

За несколь­ко ме­ся­цев до на­ча­ла со­рев­но­ва­ний по всем гре­че­ским го­ро­дам разъ­ез­жа­ли послы, при­гла­шая к уча­стию в играх же­ла­ю­щих. По древним за­ко­нам при­нять уча­стие в играх могли все сво­бод­ные греки, но от­ва­жи­ва­лись всту­пить в борь­бу толь­ко силь­ней­шие. Юноши и муж­чи­ны го­да­ми го­то­ви­ли себя к со­стя­за­ни­ям, а вот жен­щи­нам при­ни­мать уча­стие в играх было за­пре­ще­но. 

Слайд 6, 7

Один раз в че­ты­ре года, в се­ре­дине лета, в Олим­пию сте­ка­лись толпы людей. Боль­шин­ство со­рев­но­ва­ний про­хо­ди­ло на ста­ди­оне, ко­то­рый имел про­дол­го­ва­тую форму. С одной сто­ро­ны он при­мы­кал к под­но­жию холма. Мест для си­де­ния зри­те­лей не было. Зри­те­ли сто­я­ли, си­де­ли или ле­жа­ли на холме, а также на на­сы­пях, об­ло­жен­ных дер­ном. Плату за по­се­ще­ния ста­ди­о­на не брали.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео и после ответить на несколько вопросов.

СМОТРИМ ВИДЕО

    1. Что происходило с момента объявления священного месяца игр? Прекращались все военные действия

      Кто такой атлет? Мужчины из числа свободных граждан, принимавшие участие в играх (записываем в тетрадь) слайд 8

      Кто не допускался к участию в олимпийских играх? Женщины

      Какие виды спорта входили в программу олимпийских игр? Прыжки в длину, бег на разные дистанции, метание копья, диска, состязания колесниц. (записываем в тетрадь) слайд 9

Рассказ учителя

Праздник в Олимпии занимал до пяти дней. Слайд 10

В пер­вый день все спортс­ме­ны при­но­си­ли жерт­ву богам, кля­лись бо­роть­ся чест­но и не поль­зо­вать­ся за­пре­щен­ны­ми при­е­ма­ми. Судьи да­ва­ли клят­ву чест­но су­дить спортс­ме­нов, вы­но­сить спра­вед­ли­вое ре­ше­ние.

Сле­ду­ю­щие дни были по­свя­ще­ны со­стя­за­ни­ям по раз­лич­ным видам спор­та. Мно­гие со­рев­но­ва­ния про­хо­ди­ли под му­зы­ку.

На­чи­на­ли бе­гу­ны Участ­ни­ки со­рев­но­ва­ний по ко­ман­де «За­нять место нога к ноге!» – ста­но­ви­лись на свои места на до­рож­ке. Если один их ат­ле­тов сры­вал­ся с места до сиг­на­ла, судья на­ка­зы­вал его хлы­стом.

О ско­ро­сти бе­гу­нов сла­га­ли ле­ген­ды. Одной из самых популярных легенд является легенда о происхождении слова марафон. Согласно ей греческий воин по имени Филиппид в 490 году до н. э. после битвы при Марафоне пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин, чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин, он успел крикнуть: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и упал замертво. С этого времени бег на длинные дистанции называется марафоном. А марафон, который пробегают современные олимпийцы равен 42 километрам 195 метрам.

При прыж­ке в длину для уси­ле­ния толч­ка, ат­ле­ты ис­поль­зо­ва­ли ка­мен­ные или свин­цо­вые гири. В мо­мент от­тал­ки­ва­ния, пры­гун вы­бра­сы­вал руки с ги­ря­ми сна­ча­ла впе­ред, а потом резко назад.

На бе­го­вой до­рож­ке устра­и­ва­ли со­рев­но­ва­ния по ме­та­нию диска и копья. Диски были ка­мен­ны­ми или брон­зо­вы­ми, самые боль­шие ве­си­ли не более 5 кг.

Самым лю­би­мым видом со­стя­за­ний была борь­ба. Борцы ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли под­нож­ку за­хва­ты рук и шеи. Чтобы легче было спра­вить­ся с про­тив­ни­ком, его пер­во­на­чаль­но ста­ра­лись вы­ва­лять в пыли, чтобы тело, сма­зан­ное олив­ко­вым мас­лом, стало менее скольз­ким. Для по­бе­ды тре­бо­ва­лось, чтобы про­тив­ник три­жды кос­нул­ся земли обе­и­ми ло­пат­ка­ми.

Кроме пя­ти­бо­рья устра­и­ва­ли кон­ные со­стя­за­ния, Знаете ли вы как называлось место проведения забега на колесницах? Ипподром. По сиг­на­лу трубы воз­ни­цы взма­хи­ва­ли би­ча­ми и ко­лес­ни­цы устрем­ля­лись впе­ред. Они долж­ны были сде­лать 12 кру­гов (около 13 км). Самым опас­ным были те места, где тре­бо­ва­лось обо­гнуть по­во­рот­ный столб. Неред­ко ло­ша­ди ста­но­ви­лись на дыбы, так как при по­во­ро­те солн­це на­чи­на­ло све­тить им в морды и они пу­га­лись, по­это­му ино­гда скач­ки за­кан­чи­ва­лись ги­бе­лью ко­лес­ни­чих. Не все­гда вла­де­лец ло­ша­дей сам ими управ­лял, чаще всего это де­ла­ли его слуги, но по­бе­да при­суж­да­лась хо­зя­и­ну ло­ша­дей.

Как назывались победители игр? (олимпионики) записываем в тетрадь слайд 11

Рассказ учителя

В по­след­ний день игр, перед хра­мом Зевса ста­ви­ли стол из зо­ло­та и сло­но­вой кости. На нем ле­жа­ли венки из свя­щен­но­го олив­ко­во­го де­ре­ва. По­бе­ди­те­ли по оче­ре­ди под­хо­ди­ли к глав­но­му судье, ко­то­рый воз­ла­гал на их го­ло­вы венки. В это время гла­ша­тай на­зы­вал имя ат­ле­та и его род­ной город. Затем по­бе­ди­те­ли про­хо­ди­ли по­чет­ный круг, а зри­те­ли кри­ча­ли: «Слава, слава по­бе­ди­те­лям!» Когда по­бе­ди­тель воз­вра­щал­ся домой, все жи­те­ли вы­хо­ди­ли ему нав­стре­чу. Атлет в пур­пур­ной одеж­де под­хо­дил к глав­но­му храму и при­но­сил свой венок в дар богам. По­бе­ди­те­лю Олим­пий­ских игр ста­ви­ли ста­тую, ему предо­став­ля­ли по­чет­ные места в те­ат­ре, до конца жизни его кор­ми­ли за об­ще­ствен­ный счет.

В каком году прекратились олимпийские игры? 394 г. как язычески праздник

Когда Олимпиские игры возобновились? Апрель 1896 г Первая Олимпиада записываем в тетрадь слайд 12

Сообщение ученика: Маша Заяц

Рассказ учителя слайд 13

Один из символов Олимпийских игр это олимпийски огонь, который зажигают в городе проведения Игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания.

Возрождение основанной на древнегреческих ритуалах традиции состоялось при проведении Олимпийских игр 1928 года в Амстердаме на Олимпийском стадионе, за проект которого голландский архитектор Ян Вилс был награждён золотой медалью в конкурсе искусств. Огонь горел и на стадионе Игр в Лос-Анджелесе в 1932 году.

Во время Олимпийских игр 1936 года в Берлине впервые была проведена эстафета Олимпийского огня восходящей к греческому ритуалу. Более 3 000 бегунов участвовали в доставке факела из Олимпии в Берлин. На зимних Олимпийских играх огонь зажигался и в 1936, и в 1948 году, но зимняя эстафета впервые была проведена в 1952 году перед зимними Олимпийскими играми в Осло, причём брала начало не в Олимпии, а в Моргедале (город в Норвегии).

Обычно зажжение огня доверяют известному человеку, чаще всего спортсмену, хотя бывают и исключения. Быть избранным для проведения этой церемонии считается большой честью.

В настоящее время олимпийский огонь зажигают в Олимпии (Греция), за несколько месяцев до открытия игр. Одиннадцать женщин, в основном актрисы, изображающие жриц, проводят церемонию, в ходе которой одна из них зажигает огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего лучи Солнца. Затем этот огонь доставляют в город, проводящий Олимпийские игры. Обычно используют факел, который несут бегуны, передавая его друг другу по эстафете, однако в разное время использовались и другие способы транспортировки. Кроме основного факела, от олимпийского огня зажигают и специальные лампы, предназначенные для хранения огня на случай, если основной факел (или даже огонь на самих играх) погаснет по той или иной причине. 

Эстафета завершается на центральном стадионе столицы игр, в конце церемонии их открытия. Последний участник эстафеты зажигает огонь в чаше, установленной на стадионе, где он продолжает гореть до окончания игр.

Организаторы игр стараются придумать оригинальный способ зажжения огня в олимпийской чаше и сделать это событие запоминающимся. Подробности церемонии держатся в тайне до самого последнего момента. Кому будет поручено зажечь огонь, обычно, также заранее не сообщается. Как правило, это поручают известному спортсмену страны-хозяйки Олимпиады.

Итак, какие выводы мы можем сделать из сегодняшнего урока?

Олим­пий­ские игры – боль­шой празд­ник для гре­ков. Он со­че­тал и спор­тив­ные со­стя­за­ния, и по­кло­не­ние богу Зевсу. Это было со­бы­тие, в честь ко­то­ро­го жи­те­ли всей Эл­ла­ды могли со­брать­ся вме­сте, оста­но­вить войны и на­блю­дать или участ­во­вать в тор­же­ствен­ных со­стя­за­ни­ях. Слава Олим­пий­ских игр со­хра­ни­лась до наших дней бла­го­да­ря воз­рож­де­нию игр в XIX веке.

А сейчас мы проверим, что вы запомнили из сегодняшнего урока, у каждого из вас есть листочек, подпишите его и сейчас вы ответите на 5 вопросов

Вопрос 1. В каком году состоялись первые Олимпийские игры?

Ваш ответ: 776 г. до н. э.

Вопрос 2.Место проведения состязаний колесниц

Ваш ответ: Ипподром

Вопрос 3. Какой вид спорта не входил в пятиборье?

Ваш ответ: Плавание

Вопрос 4. Сколько дней длились Олимпийские игры в древности?

Ваш ответ:5

Вопрос 5. Где расположена Олимпия?

Ваш ответ: В Южной Греции

Теперь обменяйтесь листочками и проверьте работу вашего соседа по парте, оценка будет соответствовать количеству правильных ответов.

Итоги урока:

Что понравилось, что не понравилось?

Наш урок подходит к концу, надеюсь он вам понравился и запомнился. Сейчас я выставлю вам оценки и мы запишем домашнее задание, приготовьте дневники.

Домашнее задание: пересказ 33 параграфа


Подготовка устного ответа по карточке

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как воспитывали спар­танцев?»

Для этого вспомни:

Кто нес большую ответственность за воспитание детей в Спарте:

государство или родители?

Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?

С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?

Почему питание мальчиков было скудным?

Почему дети были плохо одеты и обуты, спали на подстилках?

Учили ли спартанцев грамоте?

Какой должна была быть речь спартанцев?

Сделай вывод, для чего нужна была такая система воспитания? Что тебе в ней нравится?

Примерны ответ


олимпийские игры в древности
PPT / 2.14 Мб

В древней Спарте главную ответственность в воспитании детей иг­рало государство, а не родители. Старейшины решали, жить ребенку или нет. Если малыш был крепким, его оставляли, а если слабым - сбрасыва­ли с обрыва. С семи лет мальчиков отбирали у родителей и воспитанием их занимались самые уважаемые спартанцы. Кормили мальчиков скуд­но, так как это должно было заставить их самих добывать пищу. Одеты они были плохо, жили в суровых условиях потому, что это воспитывало их неприхотливыми, умеющими переносить трудности. Грамоте учили мало, а вот их физическому развитию уделялось много внимания. Речь спартанцев была краткой. Таким образом, такая система воспитания давала государству сильных, храбрых и жестоких воинов.


 

СООБЩЕНИЕ

В конце XIX в. появились первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием атлетов из разных стран. Французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен (1863-1937) выступил с предложением возобновить Олим­пийские игры. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического со­вершенствования», будут способствовать культурному сотрудничеству народов. В парадном зале Парижского университета 25 ноября 1892 г. Кубертен прочитал публичную лекцию «Олимпийский ренессанс».

Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!»

Перед изумленными слушателями Кубертен нарисовал прекрас­ную картину эллинской цивилизации, целью которой было воспитание гармонично развитого человека. «И мы - наследники этой цивилиза­ции!» - воскликнул он, заканчивая лекцию.

Учредительный конгресс сторонников олимпизма состоялся в Пари­же 23 июня 1894 г. На нем было принято решение о проведении Олим­пийских игр и создании Международного олимпийского комитета.

Чтобы связать две цивилизации - эллинскую и нынешнюю, - ме­стом проведения Игр I Олимпиады современности были выбраны Афи­ны - столица Греции.

Годом I Олимпиады стал 1896-й. С тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажженный на древнем алтаре Олимпии.

Предварительный просмотр презентации

Олимпийские игры – самые знаменитые спортивные состязания Древней Греции 776 г. до н.э. – начало Олимпийских игр в Др. Греции

Во время Олимпийских игр на всей территории Греции объявлялось священное перемирие. Бывшие враги могли состязаться за право быть самыми сильными, быстрыми, ловкими. Во время Олимпийских игр на всей территории Греции объявлялось священное перемирие. Бывшие враги могли состязаться за право быть самыми сильными, быстрыми, ловкими.

В античных Олимпийских играх соревновались и были зрителями только мужчины (в состязаниях могли участвовать все свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные)

Чаще всего стадионы строились между двумя природными холмами.

Современный стадион в Афинах Устройство стадиона не изменилось и по сей день.

Атлет – мужчина из числа свободных граждан, принимавший участие в играх

Подготовка участников ВИДЫ ОЛИМПИЙСКИХ СОСТЯЗАНИЙ: прыжки в длину; бег; дискометание; метание копья; борьба; состязания колесниц

Праздник в Олимпии занимал до пяти дней. Перед началом спортивных состязаний атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно.

Награждение победителей Олимпионик – победитель олимпийских игр Атлета, победившего в соревнованиях, венчали оливковой ветвью или лавровым венком.

в 394 г. Олимпийские игры прекратили свое существование и были возобновлены только в 1896 году

Священный Олимпийский огонь. Передавая друг другу эстафету, огонь доставляется в ту страну, где будут проводиться Олимпийские игры. И раз в четыре года от этого огня зажигается факел, который через все континенты несут лучшие спортсмены разных стран. Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а так же мир и дружбу.

В каком году состоялись первые Олимпийские игры? 554 г. до н.э. 753 г. до н.э. 576 г. до н.э. 776 г. до н.э.

Где расположена Олимпия? На острове Крит В Южной Греции В Средней Греции В Северной Греции

Место проведения состязаний колесниц Цирк Амфитеатр Стадион Ипподром

Сколько дней длились Олимпийские игры в древности? 3 5 10 14

Какой вид спорта не входил в пятиборье? Плаванье Бег Борьба Прыжки в длину

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.