Урок истории в 5 классе на тему «Олимпийские игры в древности»
Пояснительная записка к презентации
Урок 38. Олимпийские игры в древности
Цели: ознакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта.
Оборудование: мультимединая презентация
Ожидаемые результаты: обучающий: учащиеся ознакомятся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; развивающий: актуализируют умение работать с текстом учебника и его иллюстрациями через выделение главного; воспитательная: заинтересуются развитием своих физических способностей
Ход урока
-
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Дать карточку с заданием (Аня Иващенко)
Рассказ учителя
Домашним заданием для вас был параграф учебника по Греческой колонизации. Кто готов ответить на вопросы по домашнему заданию?
Что такое колонизация? Что такое метрополия?
Колонизацией греки называли основание новых поселений – независимых полисов в дальних землях.
Метрополией назвалось то государство, которое основало колонию. Колония не становилась зависимой от метрополии, это было самостоятельное государство.
Зачем греки основывали колонии?
Греция – небольшая страна. Когда увеличивалось население, сложно было его прокормить. Не хватало хлеба, к тому же в гористых районах его было очень сложно выращивать.
В Греции нередки были столкновения знати и демоса. Проигравшая группировка часто изгонялась из полиса и вынуждена была искать новое место жительства.
Где греки основывали колонии?
Все колонии Древней Греции были приморскими.
Греки основывали новые полисы на берегах Средиземного и Чёрного морей, по берегам Европы, Азии и Африки.
Спасибо за ответ учащимся!
-
Актуализация опорных знаний учащихся по теме:
Ответ по карточке
-
Переход к изучению новой темы
Событие, о котором мы с вами сегодня будем разговаривать напрямую связанно с воспитанием крепких и сильных воинов, также оно имеет общемировое значение. Проводится оно раз в 4 года. Каждая страна считает для себя обязательным участие в этом. Его корни уходят в историю Древне Греции, но оно актуально и по сей день. Древние греки очень большое значение придавали развитию тела. Ловкость, сила и выносливость высоко ценились. В древности людям часто приходилось воевать. А чтобы быть хорошим воином, требовалась выносливость и физическая сила. Греки были очень религиозны и верили в то, что во многом исход битвы зависит от воли богов, а не только от хорошей подготовки. Воздавать славу богам, приносить им жертвы, устраивать в честь богов-покровителей пышные праздники было традицией. Как вы думаете о каком мероприятии идет речь?
Итак, тема нашего урока слайд 2 «Олимпийские игры в древности» (записываем в тетрадь).
На этом уроке мы познакомимся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Изучение этой темы позволит нам в дальнейшем ближе познакомится с культурой Др. Греции.
Мы знаем, что где бы ни жили греки, у них был один язык, письменность, религия. Боги древних греков жили на горе Олимп. В честь них в Греции устраивались Олимпийские игры. А как они проходили? Когда были самые первые игры? Мы узнаем на уроке.
Самостоятельная работа учащихся с текстом Вигасина, п. 1 §33 нас. 153.
- Назовите дату проведения первых Олимпийских игр. И кто в них участвовал? (776 г.до н.э,) Делаем запись в тетради слайд 3
Олимпийские игры – самые знаменитые спортивные состязания Древней Греции.
776 г. до.н.э. начало олимпийских игр в Др. Греции.
Рассказ учителя
Слайд 4
Олимпийские игры в жизни древних греков были столь значительным и грандиозным событием, что по ним даже вели свое летоисчисление. На время игр забывались раздоры и распри, прекращались войны, объявлялся всеобщий мир. Наверное, поэтому до сих пор олимпийских спортсменов называют посланцами мира.
Слайд5
За несколько месяцев до начала соревнований по всем греческим городам разъезжали послы, приглашая к участию в играх желающих. По древним законам принять участие в играх могли все свободные греки, но отваживались вступить в борьбу только сильнейшие. Юноши и мужчины годами готовили себя к состязаниям, а вот женщинам принимать участие в играх было запрещено.
Слайд 6, 7
Один раз в четыре года, в середине лета, в Олимпию стекались толпы людей. Большинство соревнований проходило на стадионе, который имел продолговатую форму. С одной стороны он примыкал к подножию холма. Мест для сидения зрителей не было. Зрители стояли, сидели или лежали на холме, а также на насыпях, обложенных дерном. Плату за посещения стадиона не брали.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео и после ответить на несколько вопросов.
СМОТРИМ ВИДЕО
-
-
Что происходило с момента объявления священного месяца игр? Прекращались все военные действия
Кто такой атлет? Мужчины из числа свободных граждан, принимавшие участие в играх (записываем в тетрадь) слайд 8
Кто не допускался к участию в олимпийских играх? Женщины
Какие виды спорта входили в программу олимпийских игр? Прыжки в длину, бег на разные дистанции, метание копья, диска, состязания колесниц. (записываем в тетрадь) слайд 9
-
Рассказ учителя
Праздник в Олимпии занимал до пяти дней. Слайд 10
В первый день все спортсмены приносили жертву богам, клялись бороться честно и не пользоваться запрещенными приемами. Судьи давали клятву честно судить спортсменов, выносить справедливое решение.
Следующие дни были посвящены состязаниям по различным видам спорта. Многие соревнования проходили под музыку.
Начинали бегуны Участники соревнований по команде «Занять место нога к ноге!» – становились на свои места на дорожке. Если один их атлетов срывался с места до сигнала, судья наказывал его хлыстом.
О скорости бегунов слагали легенды. Одной из самых популярных легенд является легенда о происхождении слова марафон. Согласно ей греческий воин по имени Филиппид в 490 году до н. э. после битвы при Марафоне пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин, чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин, он успел крикнуть: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и упал замертво. С этого времени бег на длинные дистанции называется марафоном. А марафон, который пробегают современные олимпийцы равен 42 километрам 195 метрам.
При прыжке в длину для усиления толчка, атлеты использовали каменные или свинцовые гири. В момент отталкивания, прыгун выбрасывал руки с гирями сначала вперед, а потом резко назад.
На беговой дорожке устраивали соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили не более 5 кг.
Самым любимым видом состязаний была борьба. Борцы широко использовали подножку захваты рук и шеи. Чтобы легче было справиться с противником, его первоначально старались вывалять в пыли, чтобы тело, смазанное оливковым маслом, стало менее скользким. Для победы требовалось, чтобы противник трижды коснулся земли обеими лопатками.
Кроме пятиборья устраивали конные состязания, Знаете ли вы как называлось место проведения забега на колесницах? Ипподром. По сигналу трубы возницы взмахивали бичами и колесницы устремлялись вперед. Они должны были сделать 12 кругов (около 13 км). Самым опасным были те места, где требовалось обогнуть поворотный столб. Нередко лошади становились на дыбы, так как при повороте солнце начинало светить им в морды и они пугались, поэтому иногда скачки заканчивались гибелью колесничих. Не всегда владелец лошадей сам ими управлял, чаще всего это делали его слуги, но победа присуждалась хозяину лошадей.
Как назывались победители игр? (олимпионики) записываем в тетрадь слайд 11
Рассказ учителя
В последний день игр, перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали венки из священного оливкового дерева. Победители по очереди подходили к главному судье, который возлагал на их головы венки. В это время глашатай называл имя атлета и его родной город. Затем победители проходили почетный круг, а зрители кричали: «Слава, слава победителям!» Когда победитель возвращался домой, все жители выходили ему навстречу. Атлет в пурпурной одежде подходил к главному храму и приносил свой венок в дар богам. Победителю Олимпийских игр ставили статую, ему предоставляли почетные места в театре, до конца жизни его кормили за общественный счет.
В каком году прекратились олимпийские игры? 394 г. как язычески праздник
Когда Олимпиские игры возобновились? Апрель 1896 г Первая Олимпиада записываем в тетрадь слайд 12
Сообщение ученика: Маша Заяц
Рассказ учителя слайд 13
Один из символов Олимпийских игр это олимпийски огонь, который зажигают в городе проведения Игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания.
Возрождение основанной на древнегреческих ритуалах традиции состоялось при проведении Олимпийских игр 1928 года в Амстердаме на Олимпийском стадионе, за проект которого голландский архитектор Ян Вилс был награждён золотой медалью в конкурсе искусств. Огонь горел и на стадионе Игр в Лос-Анджелесе в 1932 году.
Во время Олимпийских игр 1936 года в Берлине впервые была проведена эстафета Олимпийского огня восходящей к греческому ритуалу. Более 3 000 бегунов участвовали в доставке факела из Олимпии в Берлин. На зимних Олимпийских играх огонь зажигался и в 1936, и в 1948 году, но зимняя эстафета впервые была проведена в 1952 году перед зимними Олимпийскими играми в Осло, причём брала начало не в Олимпии, а в Моргедале (город в Норвегии).
Обычно зажжение огня доверяют известному человеку, чаще всего спортсмену, хотя бывают и исключения. Быть избранным для проведения этой церемонии считается большой честью.
В настоящее время олимпийский огонь зажигают в Олимпии (Греция), за несколько месяцев до открытия игр. Одиннадцать женщин, в основном актрисы, изображающие жриц, проводят церемонию, в ходе которой одна из них зажигает огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего лучи Солнца. Затем этот огонь доставляют в город, проводящий Олимпийские игры. Обычно используют факел, который несут бегуны, передавая его друг другу по эстафете, однако в разное время использовались и другие способы транспортировки. Кроме основного факела, от олимпийского огня зажигают и специальные лампы, предназначенные для хранения огня на случай, если основной факел (или даже огонь на самих играх) погаснет по той или иной причине.
Эстафета завершается на центральном стадионе столицы игр, в конце церемонии их открытия. Последний участник эстафеты зажигает огонь в чаше, установленной на стадионе, где он продолжает гореть до окончания игр.
Организаторы игр стараются придумать оригинальный способ зажжения огня в олимпийской чаше и сделать это событие запоминающимся. Подробности церемонии держатся в тайне до самого последнего момента. Кому будет поручено зажечь огонь, обычно, также заранее не сообщается. Как правило, это поручают известному спортсмену страны-хозяйки Олимпиады.
Итак, какие выводы мы можем сделать из сегодняшнего урока?
Олимпийские игры – большой праздник для греков. Он сочетал и спортивные состязания, и поклонение богу Зевсу. Это было событие, в честь которого жители всей Эллады могли собраться вместе, остановить войны и наблюдать или участвовать в торжественных состязаниях. Слава Олимпийских игр сохранилась до наших дней благодаря возрождению игр в XIX веке.
А сейчас мы проверим, что вы запомнили из сегодняшнего урока, у каждого из вас есть листочек, подпишите его и сейчас вы ответите на 5 вопросов
Вопрос 1. В каком году состоялись первые Олимпийские игры?
Ваш ответ: 776 г. до н. э.
Вопрос 2.Место проведения состязаний колесниц
Ваш ответ: Ипподром
Вопрос 3. Какой вид спорта не входил в пятиборье?
Ваш ответ: Плавание
Вопрос 4. Сколько дней длились Олимпийские игры в древности?
Ваш ответ:5
Вопрос 5. Где расположена Олимпия?
Ваш ответ: В Южной Греции
Теперь обменяйтесь листочками и проверьте работу вашего соседа по парте, оценка будет соответствовать количеству правильных ответов.
Итоги урока:
Что понравилось, что не понравилось?
Наш урок подходит к концу, надеюсь он вам понравился и запомнился. Сейчас я выставлю вам оценки и мы запишем домашнее задание, приготовьте дневники.
Домашнее задание: пересказ 33 параграфа
Подготовка устного ответа по карточке
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как воспитывали спартанцев?»
Для этого вспомни:
Кто нес большую ответственность за воспитание детей в Спарте:
государство или родители?
Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?
С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?
Почему питание мальчиков было скудным?
Почему дети были плохо одеты и обуты, спали на подстилках?
Учили ли спартанцев грамоте?
Какой должна была быть речь спартанцев?
Сделай вывод, для чего нужна была такая система воспитания? Что тебе в ней нравится?
Примерны ответ
олимпийские игры в древности
PPT / 2.14 Мб
В древней Спарте главную ответственность в воспитании детей играло государство, а не родители. Старейшины решали, жить ребенку или нет. Если малыш был крепким, его оставляли, а если слабым - сбрасывали с обрыва. С семи лет мальчиков отбирали у родителей и воспитанием их занимались самые уважаемые спартанцы. Кормили мальчиков скудно, так как это должно было заставить их самих добывать пищу. Одеты они были плохо, жили в суровых условиях потому, что это воспитывало их неприхотливыми, умеющими переносить трудности. Грамоте учили мало, а вот их физическому развитию уделялось много внимания. Речь спартанцев была краткой. Таким образом, такая система воспитания давала государству сильных, храбрых и жестоких воинов.
СООБЩЕНИЕ
В конце XIX в. появились первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием атлетов из разных стран. Французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен (1863-1937) выступил с предложением возобновить Олимпийские игры. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования», будут способствовать культурному сотрудничеству народов. В парадном зале Парижского университета 25 ноября 1892 г. Кубертен прочитал публичную лекцию «Олимпийский ренессанс».
Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!»
Перед изумленными слушателями Кубертен нарисовал прекрасную картину эллинской цивилизации, целью которой было воспитание гармонично развитого человека. «И мы - наследники этой цивилизации!» - воскликнул он, заканчивая лекцию.
Учредительный конгресс сторонников олимпизма состоялся в Париже 23 июня 1894 г. На нем было принято решение о проведении Олимпийских игр и создании Международного олимпийского комитета.
Чтобы связать две цивилизации - эллинскую и нынешнюю, - местом проведения Игр I Олимпиады современности были выбраны Афины - столица Греции.
Годом I Олимпиады стал 1896-й. С тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажженный на древнем алтаре Олимпии.