Урок истории в 6 классе «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове»
Конспект урока
Тема урока Реконкиста и образование централизованных государств
на Пиренейском полуострове (урок истории в VI классе)
Цель урока: исследовать основные этапы Реконкисты, показать процесс формирования централизованных государств.
Планируемые результаты. Знания: 1. Мусульманская Испания (представления).
2 Реконкиста (понятие). 3 Образование Испанского королевства (представления).
4 Жизнь евреев в Испании (представления). 5 Инквизиция в Испании (представления).
Предметные результаты:
1 Отработка навыков работы с картой. 2 Находить ответ в тексте документа.
3 Заполнять таблицы на основе текста учебника. 4 Отвечать на вопросы по иллюстрациям из учебника.5. Продолжить работу с понятиями и терминами.
Метапредметные результаты: 1 Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности.).2: Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов. 3. Формировать умение делать обобщения и выводы;
Личностные результаты:
1 Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира.
2 Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания.
Основные понятия: реконкиста, мавр, Испания, Пиренейский полуостров, католицизм, мусульманство, инквизиция.
Материалы и оборудование: 1 Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая
история. История Средних веков. VI кл. учеб. для общеобразоват. учреждений / Под
ред. А.А. Сванидзе. М.: Просвещение, 2015 2 Технические средства – проектор,
учебная презентация.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 2019.
Атлас Средневековья. История. Традиции. – М., 2000.
Иллюстрированная всемирная история. С древнейших времен до XVII в. – М., 1999.
История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. – М., 1999.
Загадки истории: Средние века / В. Калашников. – М., 2002.
Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. – М., 1996.
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (раздел «История Средних веков»).
Сайт: http://krugosvet.ru/taxonomy/term/13 – Онлайн энциклопедия «Кругосвет» (раздел «История и общество»).
Сайт: http://www.hrono.ru/index.php – Хронос: Всемирная история в Интернете.
Сайт: http://www.5rt.ru – Сайт «Мир Средневековья».
Сайт: http://pochemuchca.ru/srednev.html – сайт «Почемучка» (раздел «История Средних веков»).
Ход урока Представленный урок включает в себя три основных этапа: опрос по предыдущей
теме, изучение новой темы и этап закрепления. Изучение новой темы начинается
с проведения вводной беседы и вопросов по карте, которая представлена в презентации.
Вводная беседа: «Вспомните, когда Испания оказалась под властью арабов? Как называлось это государство?».
Вопросы по карте: «Какие особенности географического положения имеет Пиренейский полуостров? Какие территории удалось освободить от власти арабов к XI в.?
Какие королевства оказались охвачены властью арабов? Как изменились границы королевств к концу XV в.?».
После этого следует этап изучения новой темы с объяснением учебного материала.
1 Слово учителя. В VII в. арабы и мавры (жители Северной Африки) захватили полуостров, образовав на его территории Кордовский эмират. В Х в. после распада Арабского халифата здесь образовалось самостоятельное мусульманское государство Кордовский халифат.
Захватчиков христиане именовали маврами, т. к. завоеватели пришли из Северной Африки – Мавритании. Арабское владычество было наиболее сильным и могущественным при Кордовском эмирате в начале X в. Мавры не препятствовали населению исповедовать свою религию, но постепенно ситуация менялась. Увеличение налогов, притеснение местного населения заставили население подняться на борьбу с завоевателями.
Обратное завоевание Испанского государства получило название – реконкиста.
Задание к понятию «реконкиста»: найти в словаре значение данного термина и его
перевод. В широком смысле реконкиста – это национально-освободительная борьба
испанских народностей против арабов-мавров. Христиане в этом процессе были
сплочены.
2. Задание к таблице. В таблице представлены лишь два критерия: сословия и их
цели. Заполнять таблицу необходимо, опираясь на содержание пункта параграфа.
Для этого мы открываем в учебнике с. 186 и читаем пункт «Реконкиста».
Сословия | Цели |
Господа | Земли и должности |
Крестьяне | Земли, личную свободу |
Города | Самоуправление и права |
Таблицу нужно начертить в тетради и заполнить ее содержание. После заполнения таблицы необходимо обсудить проделанную работу, а также вспомнить значение понятия «сословия».
3 Слово учителя. Ослабленные междоусобными войнами, мусульманские княжества стали легкой добычей для христианских правителей. В конце XI в. христиане заняли город Толедо и вскоре перенесли в него столицу Кастильского королевства. Позднее Арагон завладел крупным мусульманским
центром Сарагосой, а португальцы взяли Лиссабон и сделали его своей столицей. Таким образом, в течение XI–XIII вв. обрели независимость три королевства Кастилия,
Арагон и Португалия.
4. Задание по карте в учебнике. Найти местоположение и границы трех королевств.
5. Работа с документом с помощью комментированного чтения и устного обсуждения вопросов к документу.
Необходимо открыть документ под названием: «Из договора короля Арагона Хайме I с эмиром Валенсии» на с. 186 учебника. Это договор о перемирии между двумя равными владыками. Начало его соответствует 621 г. хиджры. Война между сторонами прекращается, и устраняются её последствия к пользе обеих общин – мусульманской и христианской, причинённые войной бедствия общинам и ущерб ликвидируются. Причинение тайных и явных обид запрещается. Нет места ни для запутанности и сложности, ни для зла и хитрости. Должна быть только гарантированная безопасность для всех.
Если кто-то из жителей королевства Арагон отправится к мусульманам, то такое намерение допустимо, и нет никакого греха в использовании такового на службе и в проявлении в отношении него благодеяния. Путь для купцов, обычно прибывающих из страны Арагон в Валенсию по суше и по морю, открыт.
В случае если кто-либо из людей одной из общин переберётся в какую-либо крепость другой общины, то этот человек должен быть в полной безопасности, получить гарантию сохранности своей жизни и имущества и мог бы вернуться на родину невредимым.
Вопросы к документу
А). Попробуйте датировать документ по
христианскому календарю. Б). Сопоставьте текст документа с текстом учебника. Какие новые сведения о периоде реконкисты сообщает источник? В). Какие правила отношений между
представителями двух различных народов выражены в этом документе? Могут ли они быть полезны и поучительны в наши дни?
6 После работы с документом переходим к изучению следующего пункта параграфа при помощи беседы.
Сначала в Кастилии короли созывали на совет высшую светскую и церковную знать.
Позднее на заседания стали приглашать представителей горожан и даже свободных
крестьян. Так возникло собрание представителей сословий – кортесы (от слова «корт» –
королевский двор).
Вопросы на ранее изученные темы: Как назывались собрания представителей сословий во Франции и Англии? Кортесы в Кастилии, как и Генеральные штаты во Франции, делились на три палаты. В конце XV в. наступил последний этап в объединении страны. В 1479 г. под властью супружеской пары Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского произошло объединение двух государств в единое
Испанское королевство.
7. Задание к иллюстрациям в учебнике. На с. 188 и 189 сравнить две иллюстрации – королевский замок и статуи короля Фердинанда и королевы Изабеллы.
Вопросы к иллюстрациям: В каком архитектурном стиле выполнен замок? Как вы думаете, в каком веке был построен замок? Какие признаки говорят о том, что скульптор изобразил короля и королеву?
8. Слово учителя. Война против Гранадского эмирата была победоносно завершена в 1492 г. ликвидацией последнего мусульманского анклава на Пиренейском полуострове. В ходе войны с маврами Фердинанд показал себя как талантливый полководец и доказал свою личную смелость.
С завоеванием Гранады была завершена реконкиста.
Задание по карте в учебнике: найдите на карте территорию Гранады.
9. Также известно, что на Пиренеях проживало много евреев. В мусульманской Испании возник один из центров еврейской культуры Средневековья. Задание к пункту параграфа на с. 187 Открыть пункт параграфа, прочитать и ответить на вопрос: Почему Испания стала центром еврейской
культуры?
10. Слово учителя. С XIII в., после вторжения берберов, евреев начали принуждать переходить в ислам. Многие бежали к христианам на юг. К XIV в., когда реконкиста близилась к завершению, началась травля евреев со стороны христиан. Их поставили перед выбором: крещение или смерть.
Многие приняли мучительную смерть ради своей веры, другие предпочли переход в христианство.
Реконкиста проходила под лозунгом борьбы христиан против ислама. Многим мусульманам и евреям пришлось переселиться в Северную Африку. Испанию покинула значительная часть торговцев и ремесленников, что оказалось для страны тяжелой потерей. Фердинанд и Изабелла недаром называли себя «католическими королями»: они пожелали сделать Испанию чисто христианской страной. За оставшимися в Испании маврами и евреями, вынужденно принявшими крещение, велась постоянная слежка: церковь стремилась уличить их в отступлении от истиной веры, обвинить в ереси и колдовстве. Для искоренения еретиков в Испании была учреждена инквизиция. Ее возглавил свирепый и беспощадный Томас Торквемада, обличенный званием «великого инквизитора». За 10 лет,
пока Торквемада стоял во главе инквизиции, тысячи людей были сожжены на кострах, еще больше подверглись пыткам.
11. Подводим итоги.
В ходе реконкисты на Севере Пиренейского полуострова образовались государства: Кастилия, Арагон, Наварра, Португалия. На территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства – Испания и Португалия. После того, как образовались два единых королевства –Испанское и Португальское, – они стали одними из ведущих держав в конце средневековья.
12. Вопросы на закрепление: Как вы думаете, что ускорило объединение Пиренейского полуострова? Почему война оказалось затяжной?
Таким образом, мы рассмотрели длительный период в Испании, который продолжался с VIII по XV вв. В течение этого периода произошло объединение Пиренейского полуострова. В конце урока учитель записывает домашнее задание на доске и оглашает отметки.
Домашнее задание. Дайте характеристику Реконкисты по плану: место, цель, длительность, участники, результаты. Предположите, почему завершение Реконкисты стало возможным только в конце XV в.