Конспект урока изобразительного искусства и информатики в 5 классе «О чем рассказывают гербы и эмблемы»
Тема: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы». Урок изобразительного искусства в 5 классе
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Цель урока | Знакомство с геральдической символикой на примере гербов и эмблем |
Задачи | Образовательные: Знакомство с формами, цветовой символикой и фигурами гербов Развивающие: Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера. Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами. Воспитательная: Воспитание чувства патриотизма |
Формируемые УУД | Личностные: Формирование основ художественной культуры. Метапредметные: Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Предметные: Упражнять умения в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности. |
Ресурсы: | Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, 5 класс, Москва, «Просвещение», 2018 Презентация. Мультимедийный проектор. Компьютер. |
Участники: учащиеся 5-х классов
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Дидактическая задача урока: сформировать у обучающихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.
УУД:
Личностные: актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы урока; осознание значимости сохранения знаний и представлений об искусстве геральдики; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность.
Познавательные: содействовать развитию у школьников выделять главное в познавательном объекте; учить понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики; смысл и значение символов и эмблем в современном обществе; творчески подходить к созданию собственного герба или эмблемы.
Регулятивные: отработка умения «прочитать герб»; создавать композицию герба, используя язык символов; вносить необходимые дополнения и коррективы в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; содействовать умению детей общаться в группе при выполнении коллективной работы, умению договариваться, находить совместные решения творческого задания.
Ожидаемый результат: обучающиеся научатся понимать символический язык искусства геральдики; отработают навык составления композиции герба, используя язык символов; приобретут опыт совместной поисковой деятельности.
Материалы: фломастеры, цветные карандаши, шаблоны эмблем, карточки-задания.
Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска.
Зрительный ряд:
Презентация
Музыкальный ряд «Гимн Российской Федерации», записи средневековых мелодий
Иллюстрации гербов на карточках: России, г.Москвы, г.Маркса, г.Саратова. Рисунки рыцарей со щитами.
Подготовительная работа:
Сообщения обучающимся
№ п\п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1 | Организационный момент | Добрый день, давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка – это главное условие не только хорошего настроения, но и конструктивного общения. | Приветствие учителя, самопроверка готовности к уроку. | Организация начала урока, эмоциональный настрой |
2 | Введение в тему. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Звучит гимн России. -Ребята, что за музыка сейчас звучала? - Это гимн России. -А что такое гимн? - Это символ нашего государства. - А какие символы вы ещё знаете? 2 слайд Герб, флаг, гимн. -А для чего они нужны? Герб, флаг, гимн, призваны объединить людей, живущих в стране, быть отличительным знаком государства. Государственные символы очень важны. 3 слайд - Скажите, зачем рыцари украшали свои боевые щита, шлемы, флаги и попоны лошадей различными знаками. О каком отличительном знаке мы сегодня будем говорить? Какая же тема нашего урока? Совершенно верно, тема нашего урока: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы - А чтобы вы хотели узнать, изучая данную тему? Назовите цель и задачи нашего урока Цель нашего урока: Знакомство с геральдической символикой на примере гербов и эмблем Задачи: Познакомиться с истоками возникновения искусства геральдики. Узнать о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. Создавать композицию герба. Оценить свою работу и работу одноклассников. | Настраиваются на урок, самостоятельно определяют тему урока, формулируют задачи урока. Герб, флаг, гимн. -Государственные символы нужны для того, чтобы люди могли определить, какая это страна. По ним можно судить о самом государстве и о людях, живущих в этой стране. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы». Мы познакомимся с искусством составления гербов. Мы можем научиться «читать герб»; использовать свои знания для самостоятельного применения. ……Называют…… (В каждой стране, области, городе есть свои отличительные символы: герб, флаг. Мы сможем понимать более полно их значение, «читать герб». Герб может быть у города, района, класса, семьи, у профессии и т.д. (показ презентации) Эти символы рассказывают нам о природе родного края, о его истории, о труде людей, живущих в нем, о человеческих качествах людей | Нацеливание на тему и задач урока. |
3. | Актуализация знаний. | Кто же были предшественниками гербов? Что такое герб? Кто такие герольды и что за искусство «Геральдика» Запомнили что такое герб и геральдика? | 7 Слайд Сообщение обучающегося. Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы. (Найти гербы ремесленников) 6 слайд сообщение обучающегося. Герб – немецкое слово. В переводе на русский язык, оно означает «наследство». Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину - рода или отдельно лица, отражающие исторические традиции владельца 7 слайд сообщение обучающегося. Именно в эпоху средневековья в Европе появилось новое искусство и новая наука- геральдика, связанная с составлением гербов. Занимались составлением гербов – герольды. Герольды - люди, изучающие и составляющие гербы. Герольды систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и, в конечном счете, создали целую науку «геральдику». Геральдика – это искусство составления гербов. | Нацеливание на размышление истоков возникновения искусства геральдики. |
4. | Изучение нового материала. | Работа с книгой в парах 1.рассматривают форму щитов; изучают геральдические и негеральдические фигуры. Практическая работа: распределить предложенные картинки на две группы: геральдические и негеральдические фигуры. Наклеить фигуры в соответствующие колонки. (Учебник стр.134-135, абзац5,6,7) 2. изучают символическое значение цвета. (Учебник стр. 136, 1 абзац). Практическая работа: соотнесите цвет и символическое значение, закрасьте соответствующим цветом пустой квадратик. 3 – изучают основные элементы старинного герба. (Учебник стр. 137, 1, 2 абзац). Практическая работа: подписать возле стрелок соответствующие элементы герба. Узнают, что такое эмблема. Условные обозначения понятий. (Учебник стр.138, 3 абзац, и стр.134 7 абзац). О чём может рассказать герб, эмблема? Герб города рассказывает о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях жителей. Сейчас почти у каждого города, как и у каждого государства, есть свой отличительный знак — свой герб. Герб изображается на флагах, монетах, печатях, государственных и официальных документах. Герб отражает: историю географическое положение традиции занятия его жителей. | 8 слайд Рассказ учащегося: форма щитов была разнообразной. К геральдическим фигурам относят те, которые делят щит на несколько полей определенного цвета. Наряду с геральдическими использовались негеральдические фигуры – изображения человека, животных, дракона, растений, кораблей, оружия, предметов быта. 9 слайд Рассказ учащегося: каждый цвет в геральдике имеет свое символическое значение. Золото (желтый) считалось символом богатства и справедливости; серебро (белый) – символом невинности и чистоты; темно-красный – символ любви, смелости; голубой – красоты и величия; зеленый – символ изобилия; пурпурный (красный) – могущества; черный – мудрости. 10слайд Рассказ учащегося: Самую важную часть герба – щит – обычно поддерживают фигуры щитодержателей. Это могут быть люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах. Верхнюю часть герба венчает изображение короны, а так же шлем. Справа и слева от короны располагаются причудливые завитки – намет. В нижней части герб украшает лента с девизом, указывающим на жизненные ценности владельца. Иногда герб дополняется изображением мантии, которая делает его еще более торжественным. 11 слайд Рассказ учащегося: эмблема – это условное символическое изображение какого-либо понятия или идеи (например, голубь – эмблема мира). Дуб, медведь означали силу; факел, раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – славу; крылатый змей – зло; дракон – могущество; рука – храбрость. 15 слайд Сообщение В 1857 году император Александр II утвердил государственный герб России – двуглавого орла, который представляет собой золотого двухглавого орла на красном фоне. Над головами орла изображены три короны, ныне символизирующие суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах — скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди — изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. 16 слайд «Герб Саратовской области» | Умения воспроизводить информацию, быть активными слушателями. Развивают коммуникативные умения и навыки при выполнении коллективной работы. Развитие способности воспринимать, выражать свое отношение. Умения воспроизводить информацию, быть активными слушателями. |
6. | Физкультминутка. | Показывает движения используя музыкальное и анимационное приложение. | Учащиеся выполняют упражнения за учителем. | Формирование культуры ЗОЖ |
| Объяснение учителя информатики | Сегодня у вас есть возможность создать свою символику герба. Создаем герб по выбору: герб школы, школьного кабинета, собственный герб. Мы с вами приступим к созданию герба при помощи компьютера, а точнее при помощи графического редактора Paint. Вы сейчас разделитесь на группы, пересядете за компьютеры и соберете из заготовок свой герб. Для создания композиции герба используйте все полученные сегодня знания, а с практической стороны вспомните свои знания работы с графическим редактором Paint. | | |
7. | Самостоятельная практическая работа | (Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции). На гербе должен быть смысловой центр, который можно выделить крупным элементом или цветом. Цветовой строй герба предполагает ограниченную палитру локальных цветов. Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу. Критерии: а) аккуратность. б) красочность в) выразительность г) композиции | Дети выбирают над каким гербом будут работать, составляют композиции герба.
| Создавать композицию герба. Развивают коммуникативные умения и навыки при выполнении коллективной работы. |
8. | Просмотр и анализ работ учащихся. | 1.Экспресс – выставка выполненных работ. Оценка одноклассников. Какой герб больше всего понравился? Почему? Все ли критерии выдержаны? Все вы сегодня хорошо потрудились. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. | Каждый обучающийся оценивает работу одноклассников Отдают свой голос за любую понравившуюся работу (возле понравившейся работы прикрепляются звездочки) | Создание благоприятных условий для развития у учащихся умения подмечать особенности, умение оценивать, анализировать, делать выводы. |
9. | Домашнее задание. | Подумай над эскизом своего собственного герба или герб своей семьи, используя язык символов. | Фиксируют домашнее задание. Убирают рабочие места. | |
10. | Рефлексия | -Достигли ли мы поставленной цели урока? -Я знаю… -Я понимаю… -Для меня было открытием… -У меня получилось… -Мне понравилось… | Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность. - Мне больше всего удалось? - Какой этап работы мне удался больше всего? - Что я бы хотел бы узнать еще по данной теме? - Где я могу применить полученные знания? | Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение. |
Литература.
Н.А. Горяева «Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред.Б.М.Неменского.
Раздаточный материал (стр. 14-20).
1
лазоревыми (синими, голубыми) лентами».
Установленное законом официальное толкование основных элементов герба:
Десница с мечом — символ справедливости, правового суда, а также защиты Отечества
Держава — знак власти, государственности, прав субъекта Российской федерации
Императорская корона символизирует исторический государственный территориальный статус Вологодской земли. Корона является традиционным геральдическим знаком высокого достоинства и власти
Червлень (красный цвет) гербового поля символизирует власть и мужество, золото служит обозначением изобилия и могущества, серебро — благородства, света и чистоты
Сообщение обучающегося.
Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы. (Найти гербы ремесленников)
2 сообщение обучающегося.
Герб – немецкое слово. В переводе на русский язык, оно означает «наследство». Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину - рода или отдельно лица, отражающие исторические традиции владельца
3 сообщение обучающегося.
Именно в эпоху средневековья в Европе появилось новое искусство и новая наука- геральдика, связанная с составлением гербов. Занимались составлением гербов – герольды. Герольды - люди, изучающие и составляющие гербы. Герольды систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и, в конечном счете, создали целую науку «геральдику». Геральдика – это искусство составления гербов.
1.Самостоятельные государства в Греции (полисы)
2.Область в Средней Греции с главным городом Афинами (Аттика)
3.Из плодов этого дерева греки выдавливали масло (оливковое)
4.Простой народ (демос)
5.Совет знати (ареопаг)
6.Один из девяти знатных и богатых правителей ареопага (архонт)
7.О чем напоминал большой камень на участке простого земдельца? (о долге)
12
Потамошнева Наталья Алексеевна