12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степанова Светлана Вячеславовна36
Россия, Саратовская обл., Маркс

Тема: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы». Урок изобразительного искусства в 5 классе

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Цель урока

Знакомство с геральдической символикой на примере гербов и эмблем


Задачи

Образовательные:

Знакомство с формами, цветовой символикой и фигурами гербов

Развивающие:

Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.

Воспитательная:

Воспитание чувства патриотизма


Формируемые УУД

Личностные:

Формирование основ художественной культуры.

Метапредметные:

Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные:

Упражнять умения в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Ресурсы:


Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, 5 класс, Москва, «Просвещение», 2018

Презентация.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Форма проведения: урок

Участники: учащиеся 5-х классов

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Дидактическая задача урока: сформировать у обучающихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

УУД:

Личностные: актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы урока; осознание значимости сохранения знаний и представлений об искусстве геральдики; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность.

Познавательные: содействовать развитию у школьников выделять главное в познавательном объекте; учить понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики; смысл и значение символов и эмблем в современном обществе; творчески подходить к созданию собственного герба или эмблемы.

Регулятивные: отработка умения «прочитать герб»; создавать композицию герба, используя язык символов; вносить необходимые дополнения и коррективы в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; содействовать умению детей общаться в группе при выполнении коллективной работы, умению договариваться, находить совместные решения творческого задания.


Ожидаемый результат: обучающиеся научатся понимать символический язык искусства геральдики; отработают навык составления композиции герба, используя язык символов; приобретут опыт совместной поисковой деятельности.

Материалы: фломастеры, цветные карандаши, шаблоны эмблем, карточки-задания.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска.

Зрительный ряд:

Презентация

Музыкальный ряд «Гимн Российской Федерации», записи средневековых мелодий

Иллюстрации гербов на карточках: России, г.Москвы, г.Маркса, г.Саратова. Рисунки рыцарей со щитами.

Подготовительная работа:

Сообщения обучающимся










п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1


Организационный момент


Добрый день, давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка – это главное условие не только хорошего настроения, но и конструктивного общения.

Приветствие учителя, самопроверка готовности к уроку.

Организация начала урока, эмоциональный настрой

2

Введение в тему.

Мотивация учебной деятельности учащихся.


Звучит гимн России.

-Ребята, что за музыка сейчас звучала?

- Это гимн России.

-А что такое гимн?

- Это символ нашего государства.

- А какие символы вы ещё знаете?

2 слайд Герб, флаг, гимн.

-А для чего они нужны?

Герб, флаг, гимн, призваны объединить людей, живущих в стране, быть отличительным знаком государства. Государственные символы очень важны.

3 слайд

- Скажите, зачем рыцари украшали свои боевые щита, шлемы, флаги и попоны лошадей различными знаками.

О каком отличительном знаке мы сегодня будем говорить? Какая же тема нашего урока?

Совершенно верно, тема нашего урока: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы


- А чтобы вы хотели узнать, изучая данную тему?



Назовите цель и задачи нашего урока


Цель нашего урока: Знакомство с геральдической символикой на примере гербов и эмблем


Задачи:

Познакомиться с истоками возникновения искусства геральдики.

Узнать о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

Создавать композицию герба.

Оценить свою работу и работу одноклассников.

Настраиваются на урок, самостоятельно определяют тему урока, формулируют задачи урока.






Герб, флаг, гимн.



-Государственные символы нужны для того, чтобы люди могли определить, какая это страна. По ним можно судить о самом государстве и о людях, живущих в этой стране.








Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии.






«О чем рассказывают нам гербы и эмблемы».






Мы познакомимся с искусством составления гербов.


Мы можем научиться «читать герб»; использовать свои знания для самостоятельного применения.




……Называют……


(В каждой стране, области, городе есть свои отличительные символы: герб, флаг. Мы сможем понимать более полно их значение, «читать герб».


Герб может быть у города, района, класса, семьи, у профессии и т.д. (показ презентации) Эти символы рассказывают нам о природе родного края, о его истории, о труде людей, живущих в нем, о человеческих качествах людей


Нацеливание на тему и задач урока.

3.

Актуализация знаний.


Кто же были предшественниками гербов?

















Что такое герб?








Кто такие герольды и что за искусство «Геральдика»









Запомнили что такое герб и геральдика?

7 Слайд Сообщение обучающегося.

Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы. (Найти гербы ремесленников)

6 слайд сообщение обучающегося.


Герб – немецкое слово. В переводе на русский язык, оно означает «наследство». Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину - рода или отдельно лица, отражающие исторические традиции владельца


7 слайд сообщение обучающегося.


Именно в эпоху средневековья в Европе появилось новое искусство и новая наука- геральдика, связанная с составлением гербов. Занимались составлением гербов – герольды. Герольды - люди, изучающие и составляющие гербы. Герольды систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и, в конечном счете, создали целую науку «геральдику». Геральдика – это искусство составления гербов.



Нацеливание на размышление истоков возникновения искусства геральдики.

4.

Изучение нового материала.


Работа с книгой в парах


1.рассматривают форму щитов; изучают геральдические и негеральдические фигуры.


Практическая работа: распределить предложенные картинки на две группы: геральдические и негеральдические фигуры. Наклеить фигуры в соответствующие колонки. (Учебник стр.134-135, абзац5,6,7)



2. изучают символическое значение цвета. (Учебник стр. 136, 1 абзац). Практическая работа: соотнесите цвет и символическое значение, закрасьте соответствующим цветом пустой квадратик.





3 – изучают основные элементы старинного герба. (Учебник стр. 137, 1, 2 абзац).

Практическая работа: подписать возле стрелок соответствующие элементы герба.






Узнают, что такое эмблема. Условные обозначения понятий. (Учебник стр.138, 3 абзац, и стр.134 7 абзац).





О чём может рассказать герб, эмблема?


Герб города рассказывает о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях жителей.

Сейчас почти у каждого города, как и у каждого государства, есть свой отличительный знак — свой герб. Герб изображается на флагах, монетах, печатях, государственных и официальных документах.

Герб отражает:

историю

географическое положение

традиции

занятия его жителей.



8 слайд

Рассказ учащегося: форма щитов была разнообразной. К геральдическим фигурам относят те, которые делят щит на несколько полей определенного цвета.

Наряду с геральдическими использовались негеральдические фигуры – изображения человека, животных, дракона, растений, кораблей, оружия, предметов быта.





9 слайд

Рассказ учащегося: каждый цвет в геральдике имеет свое символическое значение. Золото (желтый) считалось символом богатства и справедливости; серебро (белый) – символом невинности и чистоты; темно-красный – символ любви, смелости; голубой – красоты и величия; зеленый – символ изобилия; пурпурный (красный) – могущества; черный – мудрости.


10слайд

Рассказ учащегося: Самую важную часть герба – щит – обычно поддерживают фигуры щитодержателей. Это могут быть люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах.

Верхнюю часть герба венчает изображение короны, а так же шлем. Справа и слева от короны располагаются причудливые завитки – намет. В нижней части герб украшает лента с девизом, указывающим на жизненные ценности владельца. Иногда герб дополняется изображением мантии, которая делает его еще более торжественным.

11 слайд

Рассказ учащегося: эмблема – это условное символическое изображение какого-либо понятия или идеи (например, голубь – эмблема мира).

Дуб, медведь означали силу; факел, раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – славу; крылатый змей – зло; дракон – могущество; рука – храбрость.

15 слайд

Сообщение

В 1857 году император Александр II утвердил государственный герб России – двуглавого орла, который

представляет собой золотого двухглавого орла на красном фоне. Над головами орла изображены три короны, ныне символизирующие суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах — скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди — изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

16 слайд

«Герб Саратовской области»


Умения воспроизводить информацию, быть активными слушателями. Развивают коммуникативные умения и навыки при выполнении коллективной работы.





































Развитие способности воспринимать, выражать свое отношение.

Умения воспроизводить информацию, быть активными слушателями.

6.

Физкультминутка.

Показывает движения используя музыкальное и анимационное приложение.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.



Формирование культуры ЗОЖ


Объяснение учителя информатики

Сегодня у вас есть возможность создать свою символику герба. Создаем герб по выбору: герб школы, школьного кабинета, собственный герб.

Мы с вами приступим к созданию герба при помощи компьютера, а точнее при помощи графического редактора Paint.

Вы сейчас разделитесь на группы, пересядете за компьютеры и соберете из заготовок свой герб. Для создания композиции герба используйте все полученные сегодня знания, а с практической стороны вспомните свои знания работы с графическим редактором Paint.



7.

Самостоятельная практическая работа



(Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции).

На гербе должен быть смысловой центр, который можно выделить крупным элементом или цветом.

Цветовой строй герба предполагает ограниченную палитру локальных цветов.

Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу. Критерии:

а) аккуратность.

б) красочность

в) выразительность

г) композиции


Дети выбирают над каким гербом будут работать, составляют композиции герба.


Создавать композицию герба. Развивают коммуникативные умения и навыки при выполнении коллективной работы.

8.

Просмотр и анализ работ учащихся.

1.Экспресс – выставка выполненных работ.

Оценка одноклассников. Какой герб больше всего понравился? Почему?

Все ли критерии выдержаны?

Все вы сегодня хорошо потрудились. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.

Каждый обучающийся оценивает работу одноклассников Отдают свой голос за любую понравившуюся работу (возле понравившейся работы прикрепляются звездочки)








Создание благоприятных условий для развития у учащихся умения подмечать особенности, умение оценивать, анализировать, делать выводы.

9.

Домашнее задание.

Подумай над эскизом своего собственного герба или герб своей семьи, используя язык символов.

Фиксируют домашнее задание.

Убирают рабочие места.


10.

Рефлексия

-Достигли ли мы поставленной цели урока?

-Я знаю…

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…


Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность.

- Мне больше всего удалось?

- Какой этап работы мне удался больше всего?

- Что я бы хотел бы узнать еще по данной теме?

- Где я могу применить полученные знания?

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.



Литература.

Н.А. Горяева «Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред.Б.М.Неменского.

Раздаточный материал (стр. 14-20).














1

лазоревыми (синими, голубыми) лентами».

Установленное законом официальное толкование основных элементов герба:

Десница с мечом — символ справедливости, правового суда, а также защиты Отечества

Держава — знак власти, государственности, прав субъекта Российской федерации

Императорская корона символизирует исторический государственный территориальный статус Вологодской земли. Корона является традиционным геральдическим знаком высокого достоинства и власти

Червлень (красный цвет) гербового поля символизирует власть и мужество, золото служит обозначением изобилия и могущества, серебро — благородства, света и чистоты

Сообщение обучающегося.

Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы. (Найти гербы ремесленников)

2 сообщение обучающегося.


Герб – немецкое слово. В переводе на русский язык, оно означает «наследство». Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину - рода или отдельно лица, отражающие исторические традиции владельца


3 сообщение обучающегося.

Именно в эпоху средневековья в Европе появилось новое искусство и новая наука- геральдика, связанная с составлением гербов. Занимались составлением гербов – герольды. Герольды - люди, изучающие и составляющие гербы. Герольды систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и, в конечном счете, создали целую науку «геральдику». Геральдика – это искусство составления гербов.













1.Самостоятельные государства в Греции (полисы)

2.Область в Средней Греции с главным городом Афинами (Аттика)

3.Из плодов этого дерева греки выдавливали масло (оливковое)

4.Простой народ (демос)

5.Совет знати (ареопаг)

6.Один из девяти знатных и богатых правителей ареопага (архонт)

7.О чем напоминал большой камень на участке простого земдельца? (о долге)

12


Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 24.08.21 в 06:54 2Ответить Пожаловаться
Для целостного восприятия необходима презентация, к которой есть сноски в конспекте.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.