12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лысова Александра367
олодой инициативный педагог с хорошими организаторскими способностями. Всегда заинтересована в развитии и обучении, что стараюсь привить как своим ученикам, так и их родителям, а также педагогам, с которыми общаюсь!
Россия, Алтайский край, Барнаул

Конспект урока №1

Класс: 6

Тема: Нравственные проблемы рассказа "Конь с розовой гривой".

Цели урока: создать условия для определения мотивов поведения главного героя рассказа, выявления поэтики писателя.

Оборудование: учебник «Литература. 6 класс. 2 часть» Коровина В.Я. и др., рабочая тетрадь ученика.

 

Смысловые блоки учебно-речевой ситуации; цель

Содержание речевой деятельности коммуникантов (фрагментарно)

Комментарий речевого поведения учителя

Объяснение темы урока

Цель: пробудить ассоциации, вызвать интерес к теме урока.

Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

 

Проверка вторичного восприятия, анализ вторичного восприятия

Цель: обеспечить самостоятельность наблюдения за образами героев произведения

- Что является завязкой рассказа?

- Исполнилась ли мечта мальчика - получить “пряник конем”?

- Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: “А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой”? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором.

- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? Обратим внимание на инверсию “трудом своим”, которая выделяет слово. “труд” - мальчик понимает, что даром ничего не достается.

- Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал? Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: “Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска”. В этой семье знают цену труду.

- Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы помогают понять отношение автора к их поведению?

-Какое значение имеют слова: увал, туесок, шаньга. Обратимся к словарю.

- Перескажите эпизоды из текста, опираясь на глаголы о левонтьевских ребятишках, когда они собирали ягоды.

- Заметьте, что: Глаголы действия показывают, что ведут себя эти ребята неразумно, как маленькие зверьки: хватают, сколько могут урвать, при этом еще и дерутся.

- Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод?

- Обратите внимание: Здесь снова автор использует значимые глаголы: “рассердился”, “бросил”, “жрут”, “валяются”, “подскочил”, “пнул”, “взвыл”, “кинулся”, “бьются”, “катаются”, “раздавили”.

- Как герой оказался в зависимости от Саньки?

- Отступать было поздно. Мальчику важно было “не спасовать, не струсить, не опозориться”, не показаться жадным. Так и получилось, что “левонтьевская орда” вмиг уничтожила землянику, с таким трудом собранную мальчиком.

- Почему герой решил обмануть бабушку? Герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К этим поступкам добавились еще мелкие пакости, на которые подбил героя Санька - герой крадет калачи, чтобы ублажить шантажиста и ябеду Саньку. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей.

Зрительная разминка (средства ИКТ).

- Следите внимательно только глазами за движущимися объектами на экране.

- Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений?

То есть он понимает, что совершил “злодейство”. Поэтому его мучит совесть: “Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?” “А что если разбудить ее и все-все рассказать?” Даже на рыбалке мальчик думает: “И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?”

- Когда показывается лодка с бабушкой, стыд гонит героя прочь.

Обратить внимание учеников на поэтику рассказа, особенности детализации.

Подведение итогов урока

Цель: подвести учеников к самостоятельно сделанному выводу

- Предлагаю вам выполнить тест, для проверки знания текста рассказа. Подпишите в верхней части листа фамилию, имя/инициалы, класс, дату выполнения. Отметьте верный ответ, обведя его в круг. На эту работу не больше 2 минут.

По ходу выполнения работы учениками оказывать помощь в разъяснении заданий, если это необходимо.

Домашнее задание

Цель: довести до сведения учеников домашнее задание, провести разъяснение

Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Прочитать рассказы В. Астафьева.

К следующему уроку читать рассказ В.Г. Распутина “Уроки французского”.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.