Конспект урока литературы в 6 классе «Конь с розовой гривой»
Конспект урока №1
Класс: 6
Тема: Нравственные проблемы рассказа "Конь с розовой гривой".
Цели урока: создать условия для определения мотивов поведения главного героя рассказа, выявления поэтики писателя.
Оборудование: учебник «Литература. 6 класс. 2 часть» Коровина В.Я. и др., рабочая тетрадь ученика.
Смысловые блоки учебно-речевой ситуации; цель |
Содержание речевой деятельности коммуникантов (фрагментарно) |
Комментарий речевого поведения учителя |
Объяснение темы урока Цель: пробудить ассоциации, вызвать интерес к теме урока. |
Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких. |
|
Проверка вторичного восприятия, анализ вторичного восприятия Цель: обеспечить самостоятельность наблюдения за образами героев произведения |
- Что является завязкой рассказа? - Исполнилась ли мечта мальчика - получить “пряник конем”? - Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: “А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой”? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором. - Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? Обратим внимание на инверсию “трудом своим”, которая выделяет слово. “труд” - мальчик понимает, что даром ничего не достается. - Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал? Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: “Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска”. В этой семье знают цену труду. - Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы помогают понять отношение автора к их поведению? -Какое значение имеют слова: увал, туесок, шаньга. Обратимся к словарю. - Перескажите эпизоды из текста, опираясь на глаголы о левонтьевских ребятишках, когда они собирали ягоды. - Заметьте, что: Глаголы действия показывают, что ведут себя эти ребята неразумно, как маленькие зверьки: хватают, сколько могут урвать, при этом еще и дерутся. - Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод? - Обратите внимание: Здесь снова автор использует значимые глаголы: “рассердился”, “бросил”, “жрут”, “валяются”, “подскочил”, “пнул”, “взвыл”, “кинулся”, “бьются”, “катаются”, “раздавили”. - Как герой оказался в зависимости от Саньки? - Отступать было поздно. Мальчику важно было “не спасовать, не струсить, не опозориться”, не показаться жадным. Так и получилось, что “левонтьевская орда” вмиг уничтожила землянику, с таким трудом собранную мальчиком. - Почему герой решил обмануть бабушку? Герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К этим поступкам добавились еще мелкие пакости, на которые подбил героя Санька - герой крадет калачи, чтобы ублажить шантажиста и ябеду Саньку. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей. Зрительная разминка (средства ИКТ). - Следите внимательно только глазами за движущимися объектами на экране. - Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений? То есть он понимает, что совершил “злодейство”. Поэтому его мучит совесть: “Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?” “А что если разбудить ее и все-все рассказать?” Даже на рыбалке мальчик думает: “И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?” - Когда показывается лодка с бабушкой, стыд гонит героя прочь. |
Обратить внимание учеников на поэтику рассказа, особенности детализации. |
Подведение итогов урока Цель: подвести учеников к самостоятельно сделанному выводу |
- Предлагаю вам выполнить тест, для проверки знания текста рассказа. Подпишите в верхней части листа фамилию, имя/инициалы, класс, дату выполнения. Отметьте верный ответ, обведя его в круг. На эту работу не больше 2 минут. |
По ходу выполнения работы учениками оказывать помощь в разъяснении заданий, если это необходимо. |
Домашнее задание Цель: довести до сведения учеников домашнее задание, провести разъяснение |
Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Прочитать рассказы В. Астафьева. К следующему уроку читать рассказ В.Г. Распутина “Уроки французского”.
|
|