Предмет: Математика.
Класс: 2
Тема: Конкретный смысл деления
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: познакомить с новым арифметическим действием – делением, раскрыть смысл деления. Задать условия для развития умений применять изученное арифметическое действие в текстовых задачах.
Задачи урока:
Дидактические: формировать вычислительные умения и навыки
Развивающие: развивать логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения.
Воспитательные: воспитывать гуманность, коллективизм, наблюдательность и любознательность.
Методы: словесный (беседа, объяснение), практический (задачи), наглядный (презентация).
Ход урока.
Мотивация деятельности (1 минута) | -Здравствуйте, ребята. -Присаживайтесь. -Прозвенел звонок, начинается урок. Слушаем, запоминаем ни минутки, не теряем. |
Актуализация знаний (5 минут) | -Прежде, чем мы приступим к работе, предлагаю выполнить устный счет: -Устала 4 ножки. А вопрос таков? Сколько вместе ножек будет у 3 столов? - Мышка зерна собирала. По 2 зернышка таскала. Принесла уж 9 раз. Каков Мышкин весь запас? -Восемь раз по шесть конфет, съела Нюша на обед, ни осталось, ни чего, сколько было их всего? -Ребята, молодцы. -Выполнили устный счет, приступим к работе. |
Самоопределение к деятельности (7 минут). | -Ребята посмотрите на слайд. -Что вы видите? (Класс с учениками.) -Посчитайте сколько учеников? (Шесть.) -Посмотрите у меня 12 тетрадей. - Сколько тетрадей получит каждый ученик? -Что мы сделали с тетрадями? (Раздали.) -Можно ли это слово заменить математическим термином? (Да.) -Каким? (Разделили.) - Сколько было тетрадей? (Двенадцать.) - По сколько тетрадей раздавали? (По 2 тетради.) - Какое действие вы используете для решения этой задачи? (Деление.) - Предположите тему урока? - Тема урока: «Конкретный смысл деления». -Подумайте, какую бы вы цель поставили перед собой на уроке? Что бы вы хотели узнать? (Цель урока: познакомиться с новым арифметическим действием – делением, раскрыть смысл деления.) |
Работа по теме (15 минут.) | - А сейчас мы отправимся на прогулку в весенний лес, но до леса далеко. И поедем мы вот на таком поезде (Слайд). - Нам нужно сесть в вагоны. Сколько нас человек в классе? (15) - Сколько мы займем вагончиков, если в каждом вагончике будет по 5 человек? (3) -Как 15 человек рассадить по вагонам, если в каждый сядет по 5 человек. Как будем работать, какие мысли? - Поработаем со счетными палочками. -15 – это количество пассажиров. -Попытайтесь сами распределить их по вагонам. А у доски пробуем выполнить это задание при помощи вычитания. - Это действие можно записать так: (учитель записывает на доске 15-5-5-5=0) - Но это очень длинная и неудобная запись. - Надо это длинное действие заменить другим, более удобным. И тут нам на помощь приходит деление. - Как вы понимаете слово «разделить»? - Мы уже знаем 3 знака математических действий – действие сложение обозначается знаком плюс, вычитание – знаком минус, умножение – точкой. -Сегодня мы вводим новый знак, обозначающий действие деление. -Деление в математике обозначается двумя точками. - А теперь посмотрите, как оформляется запись действия деления. (Запись на доске: 15: 5 = 3) -Обратите внимание, как располагаются точки в клеточке. -Как можно прочитать эту запись? (15 разделить на 5 получится 3) -Что мы узнали с помощью этого действия? (Сколько понадобиться вагонов для того чтобы разметить 15 человек.) -Вернемся к записи: - Первое число 15 – делимое, обозначает сколько всего предметов делим. - Второе число 5 – делитель, обозначает – по сколько предметов делится. - Число 3 – частное. -Повторим: действие, в котором что-то делится поровну, в математике называется делением. -Может ли деление пригодиться вам в жизни? -Посмотрите в учебнике на 58 странице. -Найдите задачу возле красной линии. -Поднимите руку, кто хочет прочитать задачу? -На конверты наклеили 6 марок: по 2 марки на каждый конверт. Сколько получилось конвертов с марками? -Для решения задачи надо узнать, сколько раз по 2 содержится в шести. - Рассмотрите рисунок. (Учитель рисует модель на доске.) -Посмотрите, как запишем решение. ( 6:2=3) - Кто прочитает запись? - Найдите в учебнике на 58 стр. № 1. - Послушайте задачу? -Детям раздали 12 орехов, по 3 ореха каждому. - Нарисуйте столько кружков, сколько было орехов. Сколько было орехов? (12) - По сколько орехов получил каждый? (3) - Какой вопрос в задачи? (Сколько детей получили орехи?) - Каким действием воспользуемся при записи решения? (Деление.) - Посоветуйтесь друг с другом и запишите решение. - Кто запишет решение у доски? -12:3 = 4 (р.) – получили орехи. -Ответ: 4 ребенка. -Чтобы выяснить, как вы поняли новую тему, я предлагаю вам самостоятельно решить задачу. (Задача на слайде) -У мамы было 6 помидоров. Она разложила их на 2 тарелки поровну. Сколько помидоров мама положила на каждую тарелку? -Нарисуйте модель задачи у себя в тетради и запишите решение. -На выполнение задания у вас 3 минуты. -Время вышло. -Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задачи, не забудьте карандашом поставить оценку. -Верните тетрадь хозяину и выполните самопроверку, поставив рядом свою оценку. |
| |
Физкультминутка. (2 минуты.) | Мы с вами хорошо поработали, предлагаю выполнить физкультминутку. Встаньте так, чтобы не мешать друг другу. - Потрудились - отдохнём, Встанем глубоко, вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. -Молодцы, присаживайтесь. |
Закрепление изученного материала (10 минут) | -Передайте карточки на следующие парты. -Прочитайте задание? -Подпишите карточки и выполните задания на оценку. Запишите решение на карточке. Задача № 1. Положите поровну 8 яблок в 2 корзины. Ответ: в каждой корзине будет по __ яблока. Задача № 2. Разделите 9 конфет на троих детей. Ответ: каждому достанется по __ конфеты. Задача № 3. Положите 10 пирожных 2 тарелки поровну. Ответ: в каждой тарелке будет по __ пирожных. -Передайте карточки на первые парты. |
Рефлексия ( 5 минут) | -Урок подходит к концу. Вспомните, тему нашего урока. (Конкретный смысл деления) -Напомните мне цель урока? (Цель урока: познакомиться с новым арифметическим действием – делением, раскрыть смысл деления.) -Что было трудно? -Сколькими способами можно решить задачу? -Каждый из вас получил оценку за урок. -Оценка написана у вас на листочках. -Всем кто, плохо понял тему урока, предлагаю дома потренироваться при решении подобных задач. - Ребята спасибо вам за активную и увлеченную работу. -До свидания! |
Галина Александровна Слепченко