Конспект урока литературного чтения в 3 классе: Л. Пантелеев «Честное слово»
Конспект урока литературного чтения
Класс: 3 «а»
Школа: МОУ Газимуро-Заводская СОШ
Учитель: Елгина Е.В.
Тема: Л. Пантелеев «Честное слово».
Цель: формирование читательской компетенции учащихся через произведение Л. Пантелеева «Честное слово».
Задачи:
Предметные: работа над совершенствованием навыка осознанного, правильного чтения и умения работать с текстом;
Метапредметные: развитие умения находить и извлекать информацию из различных источников, выделять главную мысль изучаемого произведения, выражать эмоциональное отношение к прочитанному; умения прогнозировать содержание текста до чтения по его заглавию, развитие навыков устной монологической речи.
Личностные:формирование представления о чести; анализировать поступки героев и оценивать свои; отличать хорошее от плохого; формировать нетерпимое отношение к плохим поступкам; способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах (учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве); умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Технология: технология продуктивного чтения.
Ход урока
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
Организационный этап. | 1. Общая готовность детей к уроку. 2. Концентрация внимания детей. 3. Общий план действий | Создаёт положительный эмоциональный настрой. Проверяет готовность детей к уроку. При входе в класс после звонка предлагает каждому взять с учительского стола карточку с номерком, не объясняя для чего. Даёт общую установку на урок. | Самоконтроль готовности к уроку. Реакция на учителя, концентрация внимания, сосредоточенность. Самоопределение. | |||||||||
1 этап –работа с текстом до чтения | 1. Проверка домашнего задания. (Закончен раздел «Произведения С.Я. Маршака»). 2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока. 3. Антиципация чтения. 4. Появление целей урока. | Организует проверку домашнего задания, предлагает детям карточку, в которой нужно соединить отрывок из произведения С.Я. Маршак с его названием.
Предлагает провести самооценку. Знакомит с критериями оценивания: без ошибок-5, 1 ош-4, 2 ош-3. Собирает карточки. Мотивирует учащихся на выполнение самостоятельной работы, предлагая собрать рассыпавшуюся пословицу.
(карточки со словами лежат на партах, вариант для проверки представлен на доске на магнитных листах). Предлагает 1 ученику поработать у доски и сверить работы детей с его работой. Проводит беседу о том, что значит «дать слово». Какое слово? (Честное). -От какого слова оно произошло? -А что значит слово «честь»? -Чтобы ответить на этот вопрос, мы поступим следующим образом: Побуждает работе с понятием «честь», организуя групповую работу. Способствует развитию культуры взаимоотношений при работе группах, напоминая правила работы в группе. -У кого карточка №2 сходите в 3 «б» класс (класс находится напротив) и спросите у них, у кого №3 ищите информацию в интернете. А у кого карточка №4 – обсудите в группе что значит это понятие. На работу отводится не более 5 минут. После того как группы подали знак готовности, побуждает к высказыванию своего мнения и подводит к научному определению понятия «честь», которое дано в словаре. Способствует определению темы урока детьми. -А теперь попробуйте, определить тему урока, опираясь на проделанную работу. О чём будет произведение? Способствует организации подготовки учащихся к чтению текста, прогнозированию его содержания. -Откройте учебник и прочитайте заголовок и скажите, правильно ли вы предположили о чём пойдёт речь на уроке? -А как вы думаете, почему рассказ так назван? -Какую цель мы поставим на уроке? Помогает поставить цель урока. | Свободно владеют знакомым материалом. Работают самостоятельно, выполняют проверку и корректировку ошибок, проводят самооценку. Выполняют самостоятельную работу, составляют пословицу, один ребёнок работает у доски. Выполняют проверку. Вступают в беседу и подходят к понятию «честь». Учащиеся делятся на группы, распределяют роли в группе и работают над выполнением задания. Делятся информацией, полученной из разных источников: 1 группа-из Толкового словаря С.И. Ожегова, 2 группа высказала версию, которую им предложил в соседнем классе, 3- из Википедии, а 4 - высказали своё мнение. В итоге пришли к общему выводу. Высказывают свои предположения и помощью учителя сформулируют тему урока. Определяют смысловую и тематическую направленность текста. Принимают цель урока. | |||||||||
Этап II. Работа с текстом во время чтения. | Первичное чтение текста. 2. Беседа по со- держанию в целом. | Организует первичное чтение текста: включает аудио сказку Л. Пантелеев «Честное слово» до слов...вдруг я остановился... - Что можно спросить у автора, если он почти не запомнил, как выглядел мальчик, но решил про него написать? -Как вы думаете, почему остановился писатель? Включает продолжение аудио сказки до слов… громко и безутешно плакал… -Почему мог плакать мальчик? Продолжает организацию работы над первичным восприятием текста, предлагая детям чтение «по ролям» диалоговой части рассказа. Предлагает способ выявления первичного восприятия –беседу: - Где происходят события? В какое время суток? Подтвердите словами из текста. - Почему маленький мальчик до сих пор находился в саду? Прочитайте как он выглядел. -Как, вы думаете, а ему было страшно? Зачитайте, как повел себя мальчик, когда подошёл писатель? - О какой черте характера может говорить такое поведение? -Мальчик знал цену данного слова? А те, мальчишки, которые с ним играли? Включает аудио сказку (конец). Организует обобщение прочитанного. - Почему же мальчик не пошёл домой? Как он отнёсся к предложению писателя пойти домой? Зачитайте. А почему? - Найдите в тексте предложение, в котором говорится о том, что подумал автор о мальчике? - А как хотел поступить писатель, услышав ответ мальчика? А почему он передумал? -Каким способом писатель решил помочь мальчику? -Почему только военный мог снять мальчика с караула? -Почему военный согласился помочь? - Какова была реакция мальчика на появление военного? Почему? -Найдите и прочитайте слова, которые майор сказал, прощаясь с мальчиком. Почему он так решил? | Слушают начало произведения. Высказывают свои мнения. Отвечают на вопросы учителя. Предполагают варианты развёртывания событий в тексте. Отвечают на вопросы учителя, осуществляют поисковое чтение, для подтверждения своих слов. | |||||||||
Этап III. Ра- бота с текстом после чтения. | 1. Концептуальная беседа по тексту. 2. Знакомство с писателем. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. | Подводит учащихся к определению главной мысли рассказа. -В какой ситуации мальчик «дал честное слово»? А можно было как все уйти домой? Почему же он этого не сделал? Как бы вы поступили на его месте? -Какие чувства испытал писатель, когда прощался с мальчиком зачитайте. Организует работу в группах для знакомства с биографией Л. Пантелеева. Открывает портрет писателя на экране. - Для дальнейшей работы, образуйте группы по 4 человека-просто повернитесь к соседям по парте. (в классе 24 учащихся, таким образом получается 6 групп. Каждая получает небольшой текст с этапом биографии писателя).
Проводит беседу по биографии Л. Пантелеева. Организует работу учащихся с заглавием и иллюстрациями. -Прочитайте ещё раз название рассказа и скажите, что оно отражает? -Почему автор дал своему произведению именно такое название? Предлагает детям выполнить самостоятельное задание в паре. На каждом столе лежат иллюстрации к рассказу. Ваша задача-положить их в порядке следования событий в рассказе и подтвердить словами из текста. Работаем в паре. Один человек работает у доски с магнитными листами. Организует самопроверку, оценивание. | Участвуют в коллективной дискуссии. Выдвигают гипотезы, формулируют аргументы. Работают в группах, знакомятся с биографией писателя. От каждой группы выбирается 1 ученик и знакомит остальных с этапом биографии писателя, над которым работала его группа. Вступают в беседу с учителем о характере писателя, выясняют кто такие «беспризорники» и почему Л. Пантелеев был среди них. Какой вклад он внёс в нашу литературу и кинематограф. Определяют «характер» заглавия. договариваются о способе работы в паре, соотносят текст с иллюстрациями, выполняют поисковое чтение, подтверждающее выбор иллюстрации. .Сверяют свои варианты ответов с вариантом ребёнка у доски и вносят свои коррективы и комментарии . | |||||||||
Подведение итогов урока | Организует подведение итогов урока, выводит учащихся на беседу о том, что не важно в какой ситуации ты даешь честное слово, в игре или нет, но это слово нужно держать. Это не просто слово, а моральное качество человека, за которое его уважают. Заканчивает урок, вновь обратившись к пословице, которая была в начале урока - «До слова-крепись, дал слово-держись». -Надеюсь, что эта пословица станет вам жизненным принципом, а не просто сказанными словами. | Оценивают результаты собственной и коллективной деятельности, делают выводы и принимают на себя положительный моральный опыт. | ||||||||||
Домашнее задание. | Выдаёт домашнее задание- составить план рассказа. |