Конспект урока литературного чтения в 3 классе: Л. Пантелеев «Честное слово»

1
0
Материал опубликован 28 October 2020

Конспект урока литературного чтения

Класс: 3 «а»

Школа: МОУ Газимуро-Заводская СОШ

Учитель: Елгина Е.В.

Тема: Л. Пантелеев «Честное слово».

Цель: формирование читательской компетенции учащихся через произведение Л. Пантелеева «Честное слово».

Задачи:

Предметные: работа над совершенствованием навыка осознанного, правильного чтения и умения работать с текстом;

Метапредметные: развитие умения находить и извлекать информацию из различных источников, выделять главную мысль изучаемого произведения, выражать эмоциональное отношение к прочитанному; умения прогнозировать содержание текста до чтения по его заглавию, развитие навыков устной монологической речи.

Личностные:формирование представления о чести; анализировать поступки героев и оценивать свои; отличать хорошее от плохого; формировать нетерпимое отношение к плохим поступкам; способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах (учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве); умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Технология: технология продуктивного чтения.

Ход урока  

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

1. Общая готовность детей к

уроку.

2. Концентрация

внимания детей.

3. Общий план

действий

Создаёт положительный эмоциональный настрой.

Проверяет готовность детей к уроку.

При входе в класс после звонка предлагает каждому взять с учительского стола карточку с номерком, не объясняя для чего.

Даёт общую установку

на урок.

Самоконтроль готовности к уроку.

Реакция на учителя, концентрация внимания, сосредоточенность.

Самоопределение.


1 этап –работа с текстом до чтения

1. Проверка домашнего задания. (Закончен раздел «Произведения С.Я. Маршака»).














2. Актуализация

знаний, появление темы, проблемы урока.








































3. Антиципация

чтения.












4. Появление целей урока.

Организует проверку домашнего задания, предлагает детям карточку, в которой нужно соединить отрывок из произведения С.Я. Маршак с его названием.

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

«Кошкин дом»

В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

Заняты школьники делом -

Пишут по белому черным..

«Сказка про козла»

Друзья, постойте-ка немножко!
Уже темно, пора нам в путь,
Хозяйке надо отдохнуть.

«Урок родного языка»

Видно, спят они давно…
Погляжу-ка я в окно.
За околицу народ
Все с лукошками идет.

«Ландыш»

Предлагает провести самооценку. Знакомит с критериями оценивания: без ошибок-5, 1 ош-4, 2 ош-3.

Собирает карточки.

Мотивирует учащихся на выполнение самостоятельной работы, предлагая собрать рассыпавшуюся пословицу.

До слова-крепись, дал слово-держись.

(карточки со словами лежат на партах, вариант для проверки представлен на доске на магнитных листах). Предлагает 1 ученику поработать у доски и сверить работы детей с его работой.

Проводит беседу о том, что значит «дать слово». Какое слово? (Честное).

-От какого слова оно произошло? -А что значит слово «честь»?

-Чтобы ответить на этот вопрос, мы поступим следующим образом:

Побуждает работе с понятием «честь», организуя групповую работу. Способствует развитию культуры взаимоотношений при работе группах, напоминая правила работы в группе.
-Встаньте те дети, у кого №1 на карточке и сходите в библиотеку, (библиотека находится рядом и библиотекарь заранее предупреждён, она должна показать детям стеллаж со словарями, поэтому времени уйдёт немного).

-У кого карточка №2 сходите в 3 «б» класс (класс находится напротив) и спросите у них, у кого №3 ищите информацию в интернете. А у кого карточка №4 – обсудите в группе что значит это понятие. На работу отводится не более 5 минут.

После того как группы подали знак готовности, побуждает к высказыванию своего мнения и подводит к научному определению понятия «честь», которое дано в словаре.

Способствует определению темы урока детьми.

-А теперь попробуйте, определить тему урока, опираясь на проделанную работу. О чём будет произведение?

Способствует организации подготовки учащихся к чтению текста, прогнозированию его содержания.

-Откройте учебник и прочитайте заголовок и скажите, правильно ли вы предположили о чём пойдёт речь на уроке?

-А как вы думаете, почему рассказ так назван?

-Какую цель мы поставим на уроке?

Помогает поставить цель урока.

Свободно владеют знакомым материалом.

Работают самостоятельно, выполняют проверку и корректировку ошибок, проводят самооценку.












Выполняют самостоятельную работу, составляют пословицу, один ребёнок работает у доски. Выполняют проверку. Вступают в беседу и подходят к понятию «честь».

Учащиеся делятся на группы, распределяют роли в группе и работают над выполнением задания.

Делятся информацией, полученной из разных источников: 1 группа-из Толкового словаря С.И. Ожегова,

2 группа высказала версию, которую им предложил в соседнем классе, 3- из Википедии, а 4 - высказали своё мнение. В итоге пришли к общему выводу.

Высказывают свои предположения и помощью учителя сформулируют

тему урока.


Определяют смысловую и

тематическую

направленность текста.


Принимают цель урока.


Этап II. Работа с текстом

во время

чтения.

Первичное чтение текста.





































2. Беседа по со-

держанию в целом.


Организует первичное чтение текста: включает аудио сказку Л. Пантелеев «Честное слово» до слов...вдруг я остановился...

- Что можно спросить у автора, если он почти не запомнил, как выглядел мальчик, но решил про него написать?

-Как вы думаете, почему остановился писатель?

Включает продолжение аудио сказки до слов… громко и безутешно плакал…

-Почему мог плакать мальчик?

Продолжает организацию работы над первичным восприятием текста, предлагая детям чтение «по ролям» диалоговой части рассказа.

Предлагает способ выявления первичного восприятия –беседу:

- Где происходят события? В какое время суток? Подтвердите словами из текста.

- Почему маленький мальчик до сих пор находился в саду?

Прочитайте как он выглядел.

-Как, вы думаете, а ему было страшно? Зачитайте, как повел себя мальчик, когда подошёл писатель?

- О какой черте характера может говорить такое поведение?

-Мальчик знал цену данного слова? А те, мальчишки, которые с ним играли?

Включает аудио сказку (конец).

Организует обобщение прочитанного.

- Почему же мальчик не пошёл домой? Как он отнёсся к предложению писателя пойти домой? Зачитайте. А почему?

- Найдите в тексте предложение, в котором говорится о том, что подумал автор о мальчике?

- А как хотел поступить писатель, услышав ответ мальчика? А почему он передумал?

-Каким способом писатель решил помочь мальчику?

-Почему только военный мог снять мальчика с караула?

-Почему военный согласился помочь?

- Какова была реакция мальчика на появление военного? Почему?

-Найдите и прочитайте слова, которые майор сказал, прощаясь с мальчиком. Почему он так решил?

Слушают начало произведения.




Высказывают свои мнения. Отвечают на вопросы учителя.





Предполагают варианты развёртывания событий в тексте.









Отвечают на вопросы учителя, осуществляют поисковое чтение, для подтверждения своих слов.

Этап III. Ра-

бота с текстом после

чтения.

1. Концептуальная беседа по

тексту.








2. Знакомство с

писателем.





















































3. Работа с заглавием, иллюстрациями.


























Подводит учащихся к определению главной мысли рассказа.

-В какой ситуации мальчик «дал честное слово»? А можно было как все уйти домой? Почему же он этого не сделал? Как бы вы поступили на его месте?

-Какие чувства испытал писатель, когда прощался с мальчиком зачитайте.

Организует работу в группах для знакомства с биографией Л. Пантелеева. Открывает портрет писателя на экране.


t1603885023aa.jpg

- Для дальнейшей работы, образуйте группы по 4 человека-просто повернитесь к соседям по парте. (в классе 24 учащихся, таким образом получается 6 групп. Каждая получает небольшой текст с этапом биографии писателя).

Леонид Пантелеев (1908—1987)

БИОГРАФИЯ

1 группа-Леонид Пантелеев родился 22 августа 1908 года. Настоящее имя Леонида Пантелеева — Алексей Иванович Еремеев. Именно так назвали мальчика, который родился в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны, за подвиги получившего дворянский титул.

2 группа-В 1916 году Алёшу отдали во 2-е Петроградское реальное училище, которое он не окончил. Из-за своего характера, он вообще не мог подолгу задерживаться на одном месте. С самого детства его привлекала литература. Первые его «серьёзные произведения» относятся к 8-9-летнему возрасту.

3 группа-После революции отец его пропал без вести, а мать увезла детей в Ярославскую губернию, подальше от бедствий и нищеты. Однако долго мальчик там не выдержал и в 1921 году снова вернулся в Петроград. Здесь ему пришлось пережить и голод, и нищету, и бродяжничество. Он написал произведение, героем которого был Лёнька Пантелеев, и после этого решил взять себе такой же псевдоним.

4 группа-Наконец он попал в школу для беспризорников, где познакомился со своим будущим другом и соавтором — Георгием Георгиевичем Белых. Вместе они потом напишут одну из самых известных в Советском Союзе книг «Республика Шкид» о жизни в этой школе. Потом они отправились в Харьков, где поступили на курсы киноактёров, но потом оставили и это занятие — ради романтики странствий.

5 группа-Наконец в 1925 году друзья возвращаются в Петербург. общаются с другими литераторами: С. Маршаком, Е. Шварцем, В. Лебедевым, Н. Олейниковым. Их юмористические рассказы и фельетоны печатают журналы «Бегемот», «Смена», «Кинонеделя».

6 группа-В Советском Союзе писателя не только печатали, но и экранизировали. По многим рассказам и повестям Пантелеева были сняты отличные художественные фильмы.

Проводит беседу по биографии Л. Пантелеева.

Организует работу учащихся с заглавием и иллюстрациями.

-Прочитайте ещё раз название рассказа и скажите, что оно отражает? -Почему автор дал своему произведению именно такое название?

Предлагает детям выполнить самостоятельное задание в паре.

На каждом столе лежат иллюстрации к рассказу. Ваша задача-положить их в порядке следования событий в рассказе и подтвердить словами из текста. Работаем в паре.

t1603885023ab.jpgt1603885023ac.pngt1603885023ad.pngt1603885023ae.pngt1603885023af.jpgt1603885023ag.png

Один человек работает у доски с магнитными листами.

Организует самопроверку, оценивание.

Участвуют

в коллективной

дискуссии. Выдвигают гипотезы, формулируют аргументы.

Работают в группах, знакомятся с биографией писателя.

От каждой группы выбирается 1 ученик и знакомит остальных с этапом биографии писателя, над которым работала его группа.


































Вступают в беседу с учителем о характере писателя, выясняют кто такие «беспризорники» и почему Л. Пантелеев был среди них. Какой вклад он внёс в нашу литературу и кинематограф.

Определяют «характер»

заглавия.


договариваются о способе работы в паре, соотносят текст с иллюстрациями, выполняют поисковое чтение, подтверждающее выбор иллюстрации.


.Сверяют свои варианты ответов с вариантом ребёнка у доски и вносят свои коррективы и комментарии .

Подведение

итогов

урока


Организует подведение итогов урока, выводит учащихся на беседу о том, что не важно в какой ситуации ты даешь честное слово, в игре или нет, но это слово нужно держать. Это не просто слово, а моральное качество человека, за которое его уважают.

Заканчивает урок, вновь обратившись к пословице, которая была в начале урока - «До слова-крепись, дал слово-держись».

-Надеюсь, что эта пословица станет вам жизненным принципом, а не просто сказанными словами.

Оценивают результаты собственной и коллективной

деятельности, делают выводы и принимают на себя положительный моральный опыт.

Домашнее

задание.


Выдаёт домашнее задание- составить план рассказа.














в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.