12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чуйкина Эльвира113
Россия, Карелия респ., Сортавала
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
4

Конспект урока литературного чтения. Тема урока: Е.С.Велтистов «Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя ручками»

Конспект урока литературного чтения

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма проведения: мультимедиа.

Тема урока: Е.С.Велтистов «Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя ручками»

Цель урока: создание условий, способствующих развитию умения анализировать художественное произведение на основе знакомства с повестью Е.С.Велтистова «Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя ручками».

Задачи урока

Предметные: совершенствовать навык чтения, развивать умение анализировать текст (отрывок из повести «Приключения Электроника»): определять жанр и особенности жанра, давать характеристику герою и собственную оценку событиям; обогащать словарный запас учащихся.

Метапредметные: учить формулировать учебную задачу (проблему) и шаги для её решения, планировать свою деятельность и деятельность группы, формировать навыки смыслового чтения, высказывать своё мнение и обосновывать его, приводя аргументы.

Личностные: формировать положительную мотивацию учения на основе создания проблемных ситуаций на уроке, учить давать нравственную-этическую оценку прочитанному.

Учебник: http://online.pubhtml5.com/tqtb/psls/#p=144 (стр.114)

Оборудование:

Песня «До чего дошел прогресс!» из телефильма «Приключения Электроника» (1980) - Музыка Е. Крылатов, Слова: Ю. Энтин

Видеофрагменты фильма (1. Электроник играет с профессором в шахматы, просит исполнить обещание – сделать Электроника человеком. 2. Электроник плачет)

Лист «Задание: словарная работа»

Копия статьи «Видеотелефон» из журнала «Юный техник» 1961г. №11 стр.38 (в эл.версии стр.48)

Бумага, цветные карандаши

Ход урока

Орг. момент. /1мин. – звучит песня «До чего дошел прогресс!»

Добрый день, ребята!

Сядьте те, кто знает из какого т/ф эта песня («До чего дошёл прогресс»)

Сядьте те, кто хотел бы узнать.

В моём детстве все школьники знали этот фильм. Я надеюсь, что вы тоже захотите его посмотреть после нашего урока.

II. Актуализация знаний. / 2 мин.

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Страна Фантазия»

- Как вы понимаете значение слова «фантазия»? (Возможные ответы детей: воображение, выдумка, что-то неправдоподобное, придуманное, чего нет на самом деле)

Работа с учебником (стр.143 – на слайде)

-С произведениями, каких писателей – фантастов мы познакомимся? (Евгений Велтистов, Кир Булычёв)

- Как вы понимаете значение слова «фантастика»? (жанр в литературе, фантастический рассказ, вымысел, действия могут происходить в будущем, связана с наукой, механизмами…)

- Чему научимся, изучая этот раздел? (см. учебник: определять особенности фантастических рассказов)

Словарная работа. Работа в парах. / 3 мин. (Приложение1)

- Сегодня на уроке нам встретится большое количество новых слов, значения которых необходимо понимать. Поэтому, словарную работу я предлагаю провести в парах. Перед вами листок с заданием. Справа написано слово, слева – значение. Вам необходимо соединить стрелкой слово с его правильным (верным) значением.

(Фантазия, Фантастика, контрабас, нейлон, конгресс, генератор, профессор, робот, кибернетики, кибернетика)

- Проверка: какие слова не смогли соединить со значением?

- В течение урока (по необходимости) мы будем возвращаться к этому листку, и проверять понимание значения слов.

- Кто из вас любит читать фантастику? Какие произведения вы уже читали?

III. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации / 4 мин.

Чтение текста на стр.144

- Прочитайте имя и фамилию автора произведения.

- Вспомните, читали ли вы произведения Евгения Велтистова? (читали «Миллион и один день каникул»)

- Об авторе нам расскажет …. (индивидуальная работа)

Индивидуальное сообщение об авторе произведения (заранее подготовленный ученик). Портрет автора на слайде

Евгений Серафимович Велтистов.

Симпатичный. Худой и длинный. В очках. Москвич. Волевой, веселый. По профессии журналист. Долгое время работал в популярном журнале «Огонёк».

Родился в 1934 году в Москве, в семье военного инженера. Во второй год войны он пришел в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей еще меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его однажды спросили: «Кем ты станешь в будущем?», он ответил «Продавцом детских книжек, чтобы прочитать всё!» Продавцом детских книг Велтистов не стал, но стал самым известным детским писателем своего времени в СССР. В 1964 году (55 лет назад) Евгений Велтистов написал первую повесть из своей знаменитой трилогии «Электроник — мальчик из чемодана», по мотивам этого произведения был снят телевизионный художественный фильм «Приключения Электроника».

t1576607947aa.gif

***-Что вы знаете о роботах? (машина, похожая на человека, умеющая говорить, выполнять какие-то действия, команды, наделена механическим интеллектом)

***-А знаете ли вы, что этому слову скоро исполнится 100 лет. Оно придумано в 1921 году Йозефом Чапеком. По Чапеку, робот — это «живая, наделенная интеллектом рабочая машина».

- С каким произведением познакомимся сегодня? (Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя ручками.)

-Можете предположить кто такой Электроник? (робот)

Межпредметные связи (окружающий мир):

- Напомню, это произведение было написано в 1964 году. Сколько лет прошло с того времени? (55 лет)

- Вспомните, какие изменения в нашей стране происходили в 60-е годы прошлого столетия? (Техническая революция: запуск первого в мире спутника, полёт первого человека в космос, выход человека в открытый космос и др. 1960-ые годы - электронная эра. В это время ускоренным темпом развивалась электроника и компьютеризация. Высокие технологии должны облегчить повседневный быт и труд человека.)

ПРОБЛЕМА

- Предположите, почему повесть «Приключения Электроника» — это научно-фантастическая повесть?

- Что делает повесть Велтистова научно-фантастической? (какие особенности)

(Обращаемся к значению слова: научная фантастика описывает вымышленные научные открытия, которые в будущем могут стать реальностью)

На доске карточки (опорные слова): «вымышленные научные открытия», «реальность»?

Поиск выхода из проблемной ситуации.

-Что необходимо доказать, прочитав текст? (найти вымысел в произведении и узнать стали ли реальностью вымышленные научные открытия, описанные в повести)

IV. Решение учебной задачи. Работа с текстом: чтение с остановками, комментированное чтение. / 13-15 мин.

Чтение и анализ первой части. (1-ая часть до слов: … и директор удалился.)

- Мы прочитали первую часть. Давайте выясним, что мы узнали.

- Кто такой Громов? (профессор, почётный гость конгресса кибернетиков)

t1576607947ab.gif

Конгресс

-Зачем Громов приехал?

- Для чего собираются кибернетики на конгрессе? (Для того, чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке.)

Чтение и анализ второй части. (2-ая часть до слов: … Да, он много лет не был в этом городе?)

- Какие детали в благоустройстве города кажутся необычными, фантастическими? (Воздушное такси - маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий. Сады висят над головой.)

Чтение и анализ третьей части. (3-я часть до слов: … Предупреждаю, вас ждёт сюрприз!)

t1576607947ac.gif

Кибернетический мальчик

- Почему, ни один человек не смог бы догадаться, что в чемодане был кибернетический мальчик, т.е. робот? (Робот был похож на обычного мальчика. Чемодан подписан «Осторожно! Приборы!»)

t1576607947ad.gif

Робот

- В чем Электроник был похож на обычного мальчика? (Робот был похож на обычного мальчика: курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы, синяя курточка, рубашка, летние брюки. Он умеет говорить.)

- Что отличало его от человека? (вилка, торчащая из-под куртки, питается электроэнергией)

- Почему процедура подкрепления электрическим током была так необходима мальчику? (Профессор предупредил, что Электронику предстоит много двигаться.)

Как вы думаете, почему Электроника привезли в чемодане? Какой сюрприз хотел сделать профессор Громов своим коллегам?

Чтение и анализ четвёртой части.

- Почему мальчик спрыгнул со 2-го этажа и убежал? (Робот получил заряд высокого напряжения, 220 вольт.)

-Как вы думаете, по какой ещё причине Электроник мог сбежать от профессора?

- Обиделся? Почему? (Видеофрагмент: желание стать человеком)

- После бегства Электроника профессор был очень встревожен. Что его испугало? Предположите, почему? (Электроник окажется среди людей, он не знает как вести себя с людьми и т.д..)

Согласны ли вы с тем, что Велтистов рассказал о необычном событии?

Поиск решения / 1 мин.

- Можем ли мы сейчас (после прочтения) ответить на главный вопрос.

- Что делает повесть Е. Велтистова научно-фантастической?

(Обращаемся к опорным словам и значению: научная фантастика описывает вымышленные научные открытия, которые в будущем могут стать реальностью)

Итак, нам необходимо выяснить:

1. Какие вымышленные открытия или события описывает Велтистов?

2. Что стало реальностью?

3. Что не могло стать реальностью? (Электроник не сможет стать человеком)

Найдём ответы на эти вопросы, работая в группах.

Работа в группах. / 5 мин.

I группа:

Задача: выбрать фрагменты из текста, подтверждающие вымышленную научную направленность повести (факты, подтверждающие, что повесть – фантастическая)

Что в ней фантастическое?

Изобразить на бумаге или зачитать. Аргументировать выбор и сформулировать вывод.

II группа:

- Сам Евгений Велтистов говорил: Фантастика — это … выдумка, взгляд в будущее…» Многое из того, что когда-то описали писатели-фантасты, стало уже реальностью. Что из этого рассказа уже давно стало реальностью? (видеотелефон)

- Что из этого рассказа уже давно стало реальностью (воплотилось в жизнь)? (видеотелефон). Работа со статьёй журнала «Юный техник» 1961г. №11 стр.38

Задание: прочитать, рассказать, как был устроен видеотелефон в прошлом веке (опорная схема), сравнить с современной видеосвязью по телефону.

III группа: - Каким вы себе представляете Электроника? (портрет) Как вы думаете, какими чертами характера мог обладать Электроник? (записать) – Подумайте, сможет ли робот стать человеком?

Выступления групп. / 3-5 мин.

I группа: чтение фрагментов текста

II группа: рассказ о видеотелефоне 60-х годов прошлого века (составление модели этого устройства: телевизор, видеокамера, телефон) и демонстрация современной видеосвязи, для которой достаточно нажать одну кнопку на смартфоне.

III группа: портрет в соответствии с описанием + черты характера (умный, сильный, добрый, в него заложены хорошие качества: доброта, внимательность, честность и др.)

-Как вы думаете, станет Электроник человеком?

- Какими качествами должен обладать человек? (уметь думать, сопереживать другим, уметь дружить, любить, чувствовать…)

- Поскольку повесть научно-фантастическая, то в ней всё возможно…

Видеофрагмент – Электроник плачет и смеётся. Он стал человеком.

V. Итог / 3 мин

Ответили мы на главный вопрос: повесть «Приключения Электроника» — это научная фантастика?

-Чему учит нас этот рассказ?

Электроник, демонстрируя невероятные таланты в науках, становится другом для ребят. Но, к сожалению, так и не смог узнать, как стать человеком. Расстроенный Электроник скитается по городу, пока не находит смысл существования в помощи людям.

Рефлексия

Велтистову принадлежат слова «Хочешь быть человеком – будь им…»

-Как вы их понимаете? (обсуждение)

Д/З. / 1 мин.

- Когда говорят «богатая фантазия», «полёт фантазии», «на крыльях фантазии»?

Пофантазируйте и составьте рассказ «Наш друг Электроник»

Дополнительная информация для учителя.

1. Современная фантастика представлена в литературе основными направлениями: фентези, ужасы и научная фантастика.

2. Краткое содержание повести

Профессор Громов делает нешуточное открытие. Он изобретает, выражаясь современным языком, самообучающегося робота. Все его предварительные расчеты оказываются верными, и в результате он создал робота-человека. Его сделали очень похожим на настоящего советского школьника – Сергея Сыроежкина, чей портрет профессор увидел на обложке детского журнала. Электроник был очень добрым, внимательным, честным мальчиком, вернее в него не была заложена злость и трусливость. Громов не закладывал плохие качества в своё творение. Робот был выполнен настолько хорошо, что профессор, недолго думая, назвал его почти человеческим именем – Эл (укорочено от Электроник). Громов и его ассистентка Маша тестировали интеллектуальные способности Эла. Результаты были впечатляющими. Мозг биоробота работал с потрясающей скоростью. Электроник, демонстрируя невероятные таланты в науках, становится другом для ребят. Но, к сожалению, так и не смог узнать, как стать человеком. Расстроенный Электроник скитается по городу, пока не находит смысл существования в помощи людям.

t1576607947ae.png

Приложение №1 к уроку

t1576607947af.png

Приложение №2 к уроку

t1576607947ag.png


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (4)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 17.12.19 в 21:59 0Ответить Пожаловаться
Полезный ресурс! Спасибо, Эльвира!
Чуйкина Эльвира, 26.02.20 в 22:11 0Ответить Пожаловаться
Наталья Владимировна,я рада, что вам понравился мой урок!

Отредактировано 26-02-2020 22:12

Тангиева Хулимат Хусеновна, 18.12.19 в 07:15 0Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное, Эльвира. Объёмный материал и полезный!
Чуйкина Эльвира, 26.02.20 в 22:13 0Ответить Пожаловаться
Спасибо и Вам за столь высокую оценку моего труда!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.