Технологическая карта урока литературного чтения «Страна Фантазия. Е.С. Велтистов «Приключение Электроника. Чемодан с четырьмя ручками»

3
6
Материал опубликован 30 June 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное казеное общеобразовательная школа

"Алнерская основная общеобразовательная школа"

д.Алнеры Сухиничского района Калужской области

Учитель: Лукина Ирина Геннадьевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: Литературное чтение, 4 класс

Тема урока: «Страна Фантазия. Е.С. Велтистов «Приключение Электроника. Чемодан с четырьмя ручками»»

Тип урока: открытия новых знаний

Цели урока:

познакомить обучающихся с новым жанром литературы—научной фантастикой;

формировать коммуникативные компетенции на основе организации творческой деятельности на уроке;

развивать умения самостоятельной работы с текстом;

воспитывать интерес к произведениям детской фантастики.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Планируемые результаты:

предметные:

- прогнозирование содержания раздела и произведения,

- определение особенностей фантастических рассказов.

метапредметные:

регулятивные:

- формулирование учебной задачи урока,

- планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока,

- оценивание своей работы на уроке.

коммуникативные:

- ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника,

- обсуждение в паре ответов на вопросы,

- доказательство своей точки зрения.

личностные:

- проявление бережного отношения к учебной книге,

- осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста.

 

Оборудование: проектор, ноутбук, нетбуки, учебник литературного чтения ч.2, презентация по биографии Е.С. Велтистова, листы с заданиями и оценочные листы, видеозапись отрывка из художественного фильма «Приключения Электроника», тест.

 

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап 1
МОТИВАЦИИ

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит песня (припев) «Крылатые качели»

Сегодня мы с вами на Крыльях Фантазии перенесёмся в страну Литературию. В ней бьют хрустальные родники стихов, несут прозрачные воды реки прозы, воздух чист и напоен запахами цветов и лесов. А на небе всегда сияет радуга.

Протяните мне свои руки, ребята. Давайте изучать эту страну вместе. Жить в ней можно только по законам Добра и Красоты. Пусть она станет большой во всю Землю.

Садитесь.

Посмотрите на парту. Перед вами лежат листы достижений, которые вы будете заполнять по мере выполнения заданий. А рядом лежат листочки с заданиями. Их вы будете брать по моему сигналу.

Возьмите первую карточку.

Речевая разминка:

В го-ло-ве мо-ей же-лез-ной,

Хоть моз-гов и нет сов-сем,

За-ме-ня-ют их чу-дес-но

Па-ра - трой-ка мик-ро-схем!

Вмес-то па-пы, вмес-то ма-мы –

Слу-ша-юсь сво-ей про-грам-мы.

Го-во-рит о-на мне, что-бы

Тан-це-вал ре-бя-там ро-бот!

Просмотрите текст глазками. А теперь прочитаем жужжащим чтением по слогам. Прочитаем построчно вслух по очереди. Один из хорошо читающих учеников читает полностью выразительно.

Оцените себя.

О ком идет речь в стихотворении? (О роботе)

Где ещё мы с вами встретили Робота? (в повести «Приключения Электроника») слайд 1

 

Слушают песню, а затем слова учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологически настраиваются на работу на уроке

 

 

 

 

 

Знакомятся с раздаточным материалом

 

 

 

Работа по карточке. Слоговое чтение и чтение полными словами

Самооценивают себя

Отвечают на вопросы

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении и самореализации,
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией,
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Проверка домашнего задания

 

Назовите имя и фамилию автора произведения. Что вы о нем знаете? (Дети рассказывают биографию)

Дома вы подготовили выразительное чтение отрывка. Один из вас будет читать, а другой выполнять тест в нетбуке. Приступаем. Читать начинает….

Оцените себя.

Рассказывают биографию

Часть детей читают вслух отрывок

Другая часть выполняет тест в нетбуках

Самооценивание работы

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении и самореализации,
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией,
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Словарная работа

Подготовка к восприятию текста, пополнение словарного запаса

Дома так же вам надо было найти в словарях значение слов. Объясните их значение. (Слова на доске: конгресс, кибернетик, кибернетика, контрабас) Показать контрабас. Вы видите, какой это большой инструмент. Как вы думаете, сможет ли человек вместиться в чемодане от контрабаса?

Оцените себя.

Объясняют значения слов

Рассматривают иллюстрацию на слайде

Отвечают на вопрос

Самооценивание

 

Постановка учебной проблемы

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

1. Работа в парах.

Вам необходимо правильно  составить пары. 

Сравните с эталоном (на слайде). Оцените себя.

У вас на партах лежат карточки, на которых написаны отрывки из литературных произведений. Вам необходимо определить, к какому литературному жанру относится данный отрывок (каждый получает отрывок из произведений разных жанров).

Проверьте друг друга.

Не забудьте оценить свою работу.

Определите, используя эталоны, к какому литературному жанру относится произведение Евгения Велтистова «Приключения электроника»?

Можем ли мы ответить на этот вопрос? Почему?

Сформулируйте главный вопрос урока.

 

Работают с таблицей

 

Проверяют выполнение работы по эталону

Читают задания на карточке и выполняют их

 

 

 

 

 

Взаимопроверка

Самооценивание

Определяют жанр произведения

 

 

Отвечают на вопрос (Нет подходящего эталона)

Формулируют вопрос урока (К какому жанру можно отнести «Приключения Электроника»?)

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

Решение проблемы

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Давайте рассмотрим книгу и ответим на вопросы:

Это произведение прозаическое или поэтическое?

Запишите в карточку

Какое это произведение по объему? Запишите.

Текст сплошной или нет?

Запишите.

Какой же жанр литературы имеет такие признаки?

Ответьте на вопрос (показать на доску) – «Приключения электроника» - это… повесть.

Оцените свою работу.

- О каком мальчике идёт речь? Как мы поняли, что это необычный мальчик?

Найдите в тексте ответ на этот вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените это задание.

Рассматривают книгу и отвечают на вопросы учителя и записывают их

(Проза)

 

(Большое по объему)

 

(Разделен на части. Они имеют свои названия)

(Повесть)

 

 

 

 

Самооценка работы

Делают предположения

 

Работают с текстом и находят ответы:

1. В чемодане, на мягком голубом нейлоне, лежал, вытянувшись во весь рост, мальчик с закрытыми глазами. 

2. Нет, ни один человек не мог бы сразу догадаться, что перед ним кибернетический мальчик.

3. Он усадил Электроника на стул, достал из-под его куртки маленькую электрическую вилку на эластичном, растягивающемся проводе и вставил ее в розетку.

- Ой! - дернулся Электроник.

- Ничего, ничего, потерпи, - успокаивающе сказал профессор. - Это необходимо. Ты будешь сегодня много двигаться. Надо подкрепиться электрическим током.

Самооценивание

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.

Физкультминутка

Стоит робот на дороге,
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять

 

 

Продолжение работы над проблемой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

- Что вы знаете о роботах?

Посмотрите на экран. Здесь представлены роботы, которые уже существуют и помогают людям в разных областях.

А вот роботы, которых вы можете подержать в руках после урока и рассмотреть внимательно (игрушки). Как вы думаете, эти игрушки плод фантазии или они повторяют уже существующих роботов?

А сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с Электроником, посмотрев отрывок фильма.

Упражнение «Ассоциации»

Перед вами лист с фотографией Электроника. Запишите слова, которыми вы можете охарактеризовать электронного мальчика?

 

…. прочитает определения.

 

Оцените.

 

Раз главным героем повести является робот, то повесть «Приключения Электроника» к какой литературе можно отнести? Как вы думаете, зачем писатели создают фантастические произведения?

 

Отвечают на вопросы

Рассматривают картинки и игрушки

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят отрывок их кинофильма

 

 

Записывают слова-характеристики

 

 

Представляют свои работы

 

 

 

Самооценивание

 

Отвечают на вопрос (Фантастической. Это фантастическая повесть).

Высказывают свои предположения

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

 

Работа до знакомства с текстом

Как вы думаете, что было дальше?

А теперь прочитайте название третьей главы

 

Используя карточку-помощницу, сформулируйте свой ответ:

Я думаю, что Электроник….
Возможно, что Электроник….

Может быть Электроник….

 

Работа с текстом

Чтение главы сначала учителем, затем сильным учеником.

Подтвердились ли ваши предположения?

 

Что фантастического вам встретилось в этом отрывке?

 

 

Высказывают предположения

Читают название главы (Фокусник всех времен)

Формулируют ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, читают

 

Отвечают на вопрос

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

Подведение итогов. Воспроизведение нового знания

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Интересна история об Электронике?

 

 

 

 

Подведение итогов:

-Какой был проблемный вопрос?

- Ответьте на него?

Как закончилась эта история? Вы хотите узнать о судьбе Электроника? Что для этого нужно сделать?

Вы можете взять книгу в библиотеке и прочитать ее полностью. А можно посмотреть фильм.

(История об Электронике заряжает энергией тех, кому интересна наука, достижения человечества.)

 

Отвечают на вопросы

(«Приключения Электроника» - это фантастическая повесть)

 

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

Рефлексия учебной деятельности

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Посмотрите на свои листы достижений и поставьте себе итоговую оценку.

А теперь мы сконструируем своего робота. Используйте заготовки бровей, глаз, носа и губ. Покажите в своем роботе настроение, с которым вы уходите с урока. Показ и комментирование:

• Сегодня на уроке я узнал ...

• На этом уроке я похвалил бы себя за ...

• После урока мне захотелось ...

• Сегодня я сумел ...

Ставят итоговую оценку

 

Создают настроение урока и комментируют его по шаблону

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.

Домашнее задание

Выберите сами себе домашнее задание:

1. Подготовить пересказ текста одной из глав

2. Подготовить выразительное чтение.

Творческое задание: . нарисовать кибернетического мальчика.

Записывают домашнее задание

 


Портрет
DOCX / 60.39 Кб

Найди пару
DOCX / 23.77 Кб

Тест
PPSM / 259.94 Кб

Слова для справок
DOCX / 146.25 Кб

Презенттация к уроку
PPTX / 1.23 Мб

Словарь
DOCX / 12.73 Кб

Распечатка
DOCX / 370.36 Кб

Предварительный просмотр презентации

Евгений Серафимович Велтистов

контрабас

Рассказ Признаки рассказа Стихотворение Признаки стихотворения Сказка Признаки сказки Рифма Ритм Передается настроение и чувства героев Проза Описан один эпизод из жизни героев Небольшой по объему Несколько героев Вымысел Повторы Особое построение Добро побеждает зло Волшебные предметы

Эталон Стихотворение Рассказ Сказка Весна, весна! Как воздух чист! От осенних дождей разлилась вода в запруде… Приходит Иван-царевич к погребу … Ласточка примчалась … Стрижонок вылупился из яичка … В некотором царстве, в некотором государстве …

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС УРОКА: К какому жанру можно отнести «Приключения Электроника»?

Признаки ПОВЕСТИ: Проза Большой объём Разделено на главы Каждая глава имеет название

ОТВЕТ НА ГЛАВНЫЙ ВОПРОС УРОКА: «Приключения Электроника» - это… повесть

Электроник

РОБОТЫ

Подведение итогов: «Приключения Электроника» - это … фантастическая повесть

РЕФЛЕКСИЯ Сегодня на уроке я узнала ... На этом уроке я похвалила бы себя за ... После урока мне захотелось ... Сегодня я сумела ...

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Продуманная карта урока! Только из цели уберите задачи урока и запишите их отдельно!

16 July 2019

Спасибо за подсказку!

16 July 2019

Может быть Электроник…. Пропущена запятая.

16 July 2019

Татьяна Владимировна, Спасибо за внимательное прочтение моего материала!!! Обязательно всё поправлю. Сейчас захожу просто на минутку

16 July 2019

Ирина Геннадьевна, поздравляю с победой в конкурсе!!!!

12 December 2019

Елена Николаевна, сердечно благодарю!!! ООООчень приятно!!!

12 December 2019

Похожие публикации