12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малышева Лариса Алексеевна188
Россия, Брянская обл., Стародуб
7

План-конспект урока по литературному чтению для 3 класса «М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок -«входная дверь» в текст»

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье

 

План-конспект урока

по литературному чтению

3 класс

Тема

М. Пришвин «Моя Родина».

Заголовок – «входная дверь» в текст.


 

Учитель: Малышева Лариса Алексеевна


Тема: М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст.

Цели урока: Продолжить знакомство с творчеством М.М. Пришвина, организовать эмоционально - эстетческое восприятие, учить формировать идею произведения.

Планируемые личностные результаты: положительное отношение к природе родного края, уважительное отношение к собеседнику.

Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые предметные результаты:

Воспроизводить ранее полученные знания

Осуществлять поиск необходимой информации в книге, статье

Создавать коллективный продукт

Сравнивать информацию, полученную на уроке с информацией, полученной из собственного опыта, на основе сравнения информации делать выводы и обобщения.


 

Планируемые результаты: читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; развивать воображение.

Оборудование: презентация, аудиозапись текста, выставка книг

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Психологический настрой

Учитель: Прозвенел звонок. Начинается урок литературного чтения. Посмотрите на различные изображения «солнышек» на доске.

Скажите, какое изображение соответствует вашему настроению? Мне нравится ваш  настрой на урок. 
– Начнем наш урок с разминки.  Продолжите пословицы:

Кто много читает…

Чтение – лучшее…

Будешь книги читать…

Так зачем же нам надо читать? (Ответы детей) 

«Подружись с книгами и ты всегда найдешь ответ на любой вопрос». Слайд1

II. Проверка домашнего задания.

Ответы детей

III. Актуализация знаний

Прочитайте про себя стихотворение. Подумайте, где с какой интонацией нужно прочитать, в каком месте сделать паузу?

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

В. Степанов

- Предлагаю прочитать так: 1 – й ученик читает вперёд на 3-4 слова, 2 – й следом, остальные ребята отслеживают, кто допустил меньше ошибок.

IV. Изучение новой темы

Введение в тему.

О чём стихотворение, которое сейчас прочитали? (О Родине)

Как вы понимаете слово «Родина»? ( Это место, где человек родился и вырос, …

Молодцы! Всё верно. Родина – это место рождения, страна, в которой живёт человек, родная сторона, отечество.

Тема урока будет связана со словом Родиной? 

Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина» слайд 2

Постановка целей

Чему будете учиться, поставьте цель?

Я познакомлюсь… (с биографией писателя и произведением)

Узнаю, определю… (жанр произведения)

Буду тренироваться … (читать без ошибок, выразительно)

Выскажу … (своё отношение)

Учиться… (сотрудничать, активно работать)

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством наших писателей.

Красоту родного края, свою любовь к родине воспевали и воспевают в своих произведениях множество различных писателей и поэтов. И один из них известный писатель всему миру Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954). Это удивительнейший человек, страстно любящий природу. Он описывал её так, словно пел торжественную песню в её честь. Слайд 3

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то. Что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина»-, считал Константин Паустовский. По его мнению, Пришвин- «один из своеобразных писателей. Он ни на кого не похож - ни у нас, ни в мировой литературе»

Родился М.М, Пришвин в Орловской губернии. Близ города Ельца. Жилось семье трудно- мать осталась вдовой с пятью детьми. Всякое бывало в жизни будущего писателя. Он собирался заниматься наукой, даже писал агрономические книги, но к 30 годам твёрдо решил стать писателем.

Его первая книга вышла в 1905 году и называлась « В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал.

Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом: «После чаю, я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел и, может быть, никто ещё в своей жизни не встречал.

Физкультминутка.

Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

2. Выставка книг, викторина.

-М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его книг. Их можно взять в нашей школьной и сельской библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом.

-Некоторые произведения мы уже читали, и сейчас проведём небольшую викторину. Я прочитаю отрывок из произведения, а вы ответьте, как произведение называется.

1. . « Нарочно для Зиночки принёс я чудесных трав по листочку, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста.»

(Лисичкин хлеб)

2. «Много в моей жизни походил я по лесам, и когда приходилось найти птичье гнёздышко с подстилом из войлока, думал как маленький: «Всё на свете имеет конец, всё умирает. И только вечны одни»

( Дедушкины валенки)

А) Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков.

( «Золотой луг»)

В) Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу.

( «Ребята и утята»)

- О чём произведения, о которых мы вспомнили?(О природе)

-Давайте обобщим, что мы знаем о М. Пришвине (Любил и писал о природе)

Да, действительно, этот писатель тоже писал свои произведения о родной природе, о родном крае.

Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Прочитайте его название. («Люби живое»).
– Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

А какие жанры произведений вы знаете? стихотворение, рассказ, сказка, очерк, былина.

Чтение рассказа -очерка «Моя Родина» учителем

-Это, ребята, очерк.

- Что же такое очерк? (слайд) Очерк - это не выдуманный рассказ, не фантастика и не сказка. Очерк должен быть основан на реальных имевших место событиях, описаниях действительности, хотя имена людей, названия мест могут быть изменены

Очерк - это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, в котором сообщается о реальных фактах и событиях. Слайд 4

Проверка первичного восприятия текста:

О чем это произведение?
– Согласны ли вы, что это произведение о Родине?
– О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?
– Важны ли они для писателя?
– Почему они важны?

3Словарная работа: (чтение по слогам, целыми словами, объяснение смысла слов).

Со-кро-ви-ща - сокровища (драгоценность)  Кла-до-ва-я - кладовая солнца слайд 5

Кладовая: 1) помещение для хранения товаров, припасов, материалов;

2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности (лесные, подземные кладовые).

Про-буж-да-ет-ся - пробуждается (просыпается) Слушают аудиозапись

4. ФизкультминуткаТуман повис клоками  в саду и во дворе. 
Поймать туман руками  решил я на заре. 
Я взял его ладошкой и крепко-крепко сжал. 
Но прыткий он как кошка. Он взял... и убежал. 
Висит туман над речкой и дышит как живой, 
Как белая овечка с кудрявой головой.
И маленькие рожки на этой голове. 
Но поутру остались лишь капли на траве...

5. Подготовка к повторному чтению

а) Речевая подготовка: слайд 6

Ма-ло-по-ма-лу
Жи-вот-ный  и  рас-ти-тель-ный  мир
Со-кро-ви-ща-ми
По-кры-ва-лось
Не-о-бык-но-вен-но
Кла-до-ва-я (объяснить смысл слова. Словарь)

Перед чтением хочу задать вопрос: Подумайте, когда будете читать, какие строки этой статьи самые главные?б) Повторное чтение по цепочке.

6. Беседа по прочитанному:

Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил.
– Почему слова 
мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?
– Какие строки этой статьи самые главные?
– Согласны ли вы с призывом автора?
– Прочитайте еще раз выразительно эти строки.

Какова основная мысль этого произведения?) Охранять природу - значит охранять Родину.

Что это значит?.

-Ребята, как вы понимаете слово « охранять», давайте подберём к нему синонимы.

Наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить.
– Как вы можете беречь нашу школу, наш город, а следовательно и свою Родину?
– Как вы понимаете значение слова Родина?
– Кто из вас где родился?
– Что объединяет эти названия? (Они находятся во Владимирской области)
– Значит Владимирская область – наша с вами Родина.
– А вот Ахмед родился в Дагестане. Значит его Родина – Дагестан.
– Наша Брянская область входит в состав России. Значит Россия – тоже наша Родина, а мы все – россияне. Я знаю, что многие люди уехали жить в другие страны, но все равно они вспоминают свое родное место. Почему?
– За что же мы любим нашу Родину?

- Что может сделать каждый из вас для охраны природы?

Надо беречь окружающую природу: цветы, кусты, деревья, птиц, зверей, растения и животных.

- Объясните, откуда у Пришвина появилась привычка вставать до восхода солнца?

Чтобы попить с мамой вкусный чай.

- Почему Пришвин считает, что вставать нужно рано утром?

-Что Пришвин называет сокровищами?

- Что нужно делать с сокровищами?

-Найдите в тексте восклицательные предложения. Почему Пришвин использовал их в своём очерке?( Призыв)

-Как их нужно читать?

- Прочитайте обращения писателя к молодым друзьям.

Повторное чтение учащимися

Работа с пословицей. (работа в парах)

-Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее подходит по смыслу к произведению «Моя Родина»

Если дружба велика, будет Родина крепка. Слайд 7

Береги землю родимую, как мать любимую.

Тот герой. Кто за Родину стоит горой.

- Почему вы так думаете?

(Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине)
– А какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? : род – рождение – родители – родство – родимый – родной – родинка – родительский – родовитый – безродный)  слайд8
– Я просила вас дома найти к уроку пословицы о Родине. Поделитесь своими находками. (Ответы детей заслушиваются в виде «аукциона» пословиц)
– Я тоже нашла такие пословицы. Давайте их прочитаем: слайд 9

«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»

«Родная сторона – мать, а чужая – мачеха»

«Человек без Родины, что птица без крыльев»

«На чужой сторонушке рад своей воронушке»

«Своя земля в горсти мила»

А теперь ответьте на вопросы

-Автор рассказа «Моя Родина» (Пришвин)

- И тогда и теперь в находках бала моя (охота)

- Мы хозяева природы и она для нас солнца ( кладовая)

-Надо охранять, открывать и показывать великие жизни (сокровища)

-Охранять природу- значит охранять (Родину)

-Любовь к какому напитку выработала привычку утреннего вставания (чай)

V. Подведение итогов урока

С творчеством какого писателя знакомились?
– Что нового узнали на уроке?
– Чему учились?

Тест «Моя Родина»

Мать угостила меня.

А) чаем;

Б) кофе с молоком;

В) чаем с молоком.

2)Потом и в городе…

А) я вставал на заре;

Б)я вставал с первыми петухами;

В) я вставал рано.

3) После чаю…

А ) я уходил на охоту;

Б) я уходил на работу;

В) я уходил спать.

4) Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца.

А) с драгоценными камнями;

Б) с великими сокровищами жизни;

В) с большим богатством.

Взаимопроверка , проверка вслух.

VI. Домашнее задание

Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом слайд 10

VII. Рефлексия

Выберите и такое изображение «солнышка», которое соответствует вашему настроению в конце нашего урока и покажите его.
– Я рада, что количество улыбающихся «солнышек» у нас преобладает. Вот на этой радостной солнечной ноте мы и закончим наш урок.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.