Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. Пришвин "Моя Родина"»
Автор: Чернышова Ольга Викторовна, учитель начальных классов.
Организация: МБОУ СОШ с.Октябрьское Усманского муниципального района Липецкой области
Конспект урока литературного чтения в 3 классе (УМК «Школа России»)
Тема урока: М. Пришвин. "Моя Родина"
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению произведения М. М. Пришвина «Моя Родина».
Предметные задачи
-учить понимать смысл текста;
- формулировать основную мысль своими словами;
- сравнивать свои наблюдения с теми, которые описывает автор
– содействовать полноценному восприятию художественного произведения;
- воспитанию нравственных качеств (любви к Родине, заботе о природе).
Планируемые результаты: способствовать формированию
личностных УУД: умение выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
метапредметных УУД:
- регулятивных: принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника, произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий;
- познавательных: определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения, самостоятельно находить ответ на заданный вопрос; участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста
- коммуникативных: читать текст с разными интонациями, передавая свое отношение к событиям,проявлять интерес к общению и групповой работе, использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления, уважать мнение собеседников.
УМК:
Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Часть 2.
Оборудование:
- маршрутный лист( Приложение 1)
- толковый словарь Ожегова,
- презентация к уроку,
- аудиофайл с текстом произведения,
- видеофайл с репортажем о Пришвине
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и приемы организации деятельности |
Организационный момент | 1 мин | Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Показывают готовность к уроку | |
Речевая разминка | 2 мин | Работа над скороговоркой. - Ребята, давайте перед работой сначала немножко разомнём наш речевой аппарат. Перед вами скороговорка. (Прочитаем…) СЛАЙД 2. В роще щебечут стрижи, Чечётки, щеглы и стрижи. | Выполняют задание по чтению скороговорки: медленно, средний темп, выразительно и в темпе скороговорки. Отгадывают загадку (высказывают свое мнение): | Слайд 2 |
Проверка домашнего задания | 5 мин | Дома вы прочитали произведение М. Пришвина «Изобретатели» и подготовили вопросы по тексту. Проверяет задание (творческое): организует выставку детских рисунков по произведениям М.Пришвина | 1.По двое учеников задают друг другу, подготовленные вопросы. 2.Показывают свои творческие задания: рисунки. | Работа в парах. Выставка детских рисунков |
Самоопределение к деятельности, формулирование темы урока, постановка задач | 7 мин | Домашнее задание вам было задано неспроста, скоро вы узнаете почему. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений ,которое открывает новый раздел в нашем учебнике. -Прочитайте на с.57 название нового раздела учебника. -Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом разделе? -Обратите внимание ,кто изображён справа от названия раздела. -Что такое «живое»? -Что значит любить? -Как вы понимаете первую цель? С чем мы познакомимся? -как вы понимаете цели второго блока «Мы научимся»? -Объясните каждую запись третьего блока. -Отгадайте загадку: Здесь родился , живёшь, Уезжаешь – скучаешь, Как зовут это место, знаешь? (Родина) -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? -Попробуйте сформулировать задачу урока по алгоритму, написанному на доске: 1.Узнаем:… 2.Научимся:.. 3.Будем учиться:… | Дети читают название раздела «Люби живое» и объясняют его название. Дети отвечают на вопросы: живое-это растения, животные; любить- заботиться, не обижать, не вредить. Дети поясняют цели раздела на шмуцтитуле. Высказывают свои предположения. | Фронтальный опрос |
Работа над новым материалом | 27 мин | Причитайте название произведения («Моя Родина») -Что для вас значит слово Родина? -Как называется наша Родина? -Что такое малая Родина? Давайте обратимся к словарю Ожегова, прочитаем значение слова «Родина» Кто автор этого произведения? (М. Пришвин) -Со многими произведениями писателя вы познакомились в Хрестоматии для дополнительного чтения и сегодня уже работали с одним. -В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения этого замечательного писателя. -Давайте посмотрим видеорепортаж канала «Мир 24», посвящённое 150-лети писателя. Послушайте стихотворение Михаила Цуранова, которое называется «Старик» о великом писателе-натуралисте Михаиле Михайловиче Пришвине. (Читает подготовленный ученик) Всю жизнь бродил он по лесам Деревьев знал язык, Птиц различал по голосам Знакомый мне старик. Всегда он ведал наперёд Средь сосен и дубрав, Где слаще ягода растёт И где полно грибов. Никто не мог так передать Красы полей и рек, И так о лесе рассказать Как этот человек. Родных земель щедра краса И светлый облик мил Любите дом вы и леса Как Пришвин их любил. Беседа по биографии писателя. -Что вы узнали о писателе? -Почему его называют «певцом русской природы»? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Прослушивание аудиозаписи произведения «Моя Родина» -Понравилось ли вам произведение? -Какие чувства оно у вас вызвало? -Назовите тип текста? (повествование) -Какое по жанру это произведение? -Рассказ такого вида является очерком. Очерк-это небольшой документальный рассказ о жизни, людях Родине, природе, искусстве, музыке и т.д. На партах у вас лежат маршрутные листы. -Запишем в маршрутный лист то, что мы узнали о произведении (Название, автор, тип текста, жанр) Оцените свою работу на этом этапе, закрасив смайлик: зелёным, если вам было легко определить тип текста и жанр, жёлтым если возникли трудности, красным если было очень трудно) -Как будем работать с текстом? Прочитайте план, который там дан. 1.Прочитаем. 2.Объясним смысл непонятных слов. 3.Озаглавим каждую часть. Получим план текста. 4.Определим главную мысль. -Чтение рассказа вслух по логически завершённым частям. Составление плана. 1) «Гонка за лидером» Чтение с помощью указки. Беседа по прочитанному в 1 части. -С чего начиналась Родина для маленького Пришвина? -Чем мать угощала будущего писателя? -Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в лучшую сторону? - Как можно назвать первую часть очерка? («Вкусный чай») 2)Чтение второй части произведения. Беседа по содержанию второй части. -Пришвин всегда жил в деревне? -В городе люди встают обычно позже, чем в деревне. Сохранилась ли привычка у Пришвина вставать рано? -Какое значение автор придаёт раннему подъёму? -Как можно озаглавить вторую часть?(«Восход солнца») 3)Чтение третьей части текста. Чтение по цепочке, в парах. Самостоятельное составление вопросов по содержанию прочитанного. Примерные вопросы: -После чаю, куда уходил Пришвин?; -Как писатель охотился? Что это за находки? -Как вы озаглавили часть? («Находки») 4)Чтение заключительной части текста приёмом «жужжащее чтение». -Что значит «охранять природу? -К кому обращается писатель? -Что значит «кладовая солнца»? -Озаглавьте четвёртую часть. («Обращение к молодым друзьям». Или «Охраняй природу!») -Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль?(Охранять природу – значит охранять Родину) Вывод. Писатель показывает не только красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы оберегаем свою Родину. Почему же раздел «Люби живое» начат с этого произведения? Дети объединяются в группы и составляют «Синквейн» Структура синквейна: Существительное (тема).Два прилагательных (описание) Три глагола (действие). Фраза из четырех слов (описание).Существительное (перефразировка темы). Оцените в маршрутных листах работу над синквейном. | -Дети читают название. -Отвечают на вопросы. -Дети читают на слайде презентации. «1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н. Москва его р. Индия р. шахмат.» Ответы детей. Просмотр видеорепортажа. Подготовленный ученик читает стихотворение Михаила Цуранова, которое называется «Старик» Дети отвечают на вопросы. Обучающиеся читают на слайде презентации об очерке. Дети знакомятся с маршрутными листами. Самооценка своей работы. Один ученик читает план. Один ребёнок читает вслух бегло, выразительно, остальные – шёпотом. Учащиеся отвечают на вопросы, озаглавливают первую часть. Дети записывают заголовок каждой части в маршрутный лист. Учащиеся читают про себя вторую часть. Дети находят ответ на вопрос в тексте и читают. Дети в парах читают по цепочки. Самостоятельно составляют вопросы по содержанию и задают друг другу. Озаглавливают третью часть, записывая в маршрутный лист. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения - все дети читают одновременно, вполголоса. Отвечают на вопросы, придумывают заголовок к данной части, формулируют главную мысль, записывая в маршрутные листы. Делают выводы. Делают вывод. Составляют синквейн. Каждая группа зачитывает , получившийся синквейн. Самооценка. | Работа с учебником. Слайд 3 Индивидуальное задание Фронтальный опрос Формирующее оценивание Приём чтения «Гонка за лидером» Самостоятельная работа. Работа в парах Работа в группе. Формирующее оценивание |
Информация о домашнем задании | 1 мин | В маршрутных листах у вас записан план текста, пересказ по плану. | В дневники записывают домашнее задание. | |
Рефлексия. Подведение итогов урока. | 2 мин | Обращает внимание детей на результаты своей деятельности. Предлагает закончить предложения: - Закончите предложения: Сегодня я узнал… Мне было интересно… Оценка работы на уроке. | Подводят итоги своей работы на уроке. | Самооценка деятельности |
Используемые источники.
1.Видео о Пришвине, телеканал МИР 24 https://yandex.ru/video/preview/12178778834760611350
2.Аудиозапись произведения М.Пришвина «Моя Родина» https://audioskazki-online.ru/rasskazy/prishvin-mihail/moya-rodina
3.Литературное чтение 3 класс 2 полугодие планы-конспекты уроков Н.А. Ковальчук, А.И Настенко, изд. Феникс, Ростов-на-Дону ,2015
4. Приемы обучения стратегии смыслового чтения и работы с текстом Ажар Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы https://urok.1sept.ru/articles/682130
5. Хрестоматия, 3-4 класс, Самовар М., 2020
6. Федеральная рабочая программа начального общего образования предмета «Литературное чтение».
7. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009.
Приложение 1
Маршрутный лист
Название__________________________________Автор____________________________________
Тип текста__________________________________
Жанр______________________________________
Работа с текстом
1.Прочитаем.
2.Объясним смысл непонятных слов.
3.Озаглавим каждую часть. Получим план текста.
4.Определим главную мысль.
План
1)________________________________________________________________
2)________________________________________________________________
3)________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________
Главная мысль: _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Синквейн
Существительное (тема).________________________________________________________
Два прилагательных (описание)__________________________________________________
Три глагола (действие)._________________________________________________________
Фраза из четырех слов (описание).________________________________________________
Существительное (перефразировка темы)._________________________________________
Д.з.: пересказ по плану.
Евграфова Алла Викторовна
Чернышова Ольга Викторовна
Светлана
Чернышова Ольга Викторовна
Любовь Щедрина
Чернышова Ольга Викторовна
Анна
Чернышова Ольга Викторовна
Катерина
Тонких Евгения Юрьевна