Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме «Такой разный снег…» ( По произведению С. Иванова «Каким бывает снег»)
Автор: Табакарь Елена Ивановна, учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Н.А Тимофеева» г. Бронницы
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема урока: Такой разный снег…( По произведению С. Иванова «Каким бывает снег»)
Цель: формирование и совершенствование навыка смыслового чтения.
Задачи:
- обучать детей выразительному и осознанному чтению при работе с текстом С. Иванова «Каким бывает снег»;
- развивать скорость чтения вслух и молча;
- вырабатывать умение делить текст на части и составлять его план;
- обогащать эстетический опыт учащихся, воспитывать наблюдательность и умение видеть красоту окружающей природы.
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение» 2 класс Л. А. Ефросининой, рабочая тетрадь;
- схематические рисунки настроения (грустное, радостное, спокойное, сердитое);
- раздаточный материал.
Ход урока
Стадия вызова.
Отгадайте загадку.
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный,
Под луною голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь!
(Снег)
- Какие ключевые слова позволили вам представить образ снега?
(Летает белой стаей, сверкает, тает, румяный, голубой, белый, мохнатый, пушистый, как медведь)
- Сколько картинок у нас получилось представить, опираясь на ключевые слова? О чем это говорит? (Много картинок. Это говорит нам о том, что снег бывает разный)
-В вашем ответе на поставленный вопрос прозвучала тема сегодняшнего урока: «Такой разный снег».
- Каким же предстает образ снега перед С.Ивановым - автором рассказа «Каким бывает снег»
II Стадия осмысления.
-Прочтите 1 часть рассказа. Сделайте пометки в тексте, которые указывают на свойства снега.
Приём «Инсерт»
Уже знал (V) | Узнал новое (+) | Думал иначе (-) | Есть вопросы (?) |
Первый снег ложится на черную октябрьскую землю. И тает. | Самый первый снег робок и тих. Снег прячется в бороздках. | Думал, что первый снег лежит не для красоты, а греет землю. | Что такое озимое поле? |
Словарно-лексическаяработа ( Работа с толковым словарем.)
Озимое поле- это поле, засеянное осенью зерновыми.
Поле у автора освещёно солнцем жизни. Это образное выражение. Как вы думаете, что за жизнь светит, сияет в этом поле. ( Это молодые ростки)
Бороздки – канавки, на какой-либо поверхности.
- Какие краски вы бы выбрали, рисуя первый снег? Каким настроением было бы проникнуто ваше полотно?
- А каким предстает перед нами в рассказе январский снег? Прочитайте выразительно 2 часть.
Словарно-лексическаяработа ( Работа с толковым словарем.)
Гнёт – тяжесть, груз, давящий на что-нибудь.
Бездонно – не имеющее дна, чрезвычайно глубокое.
Сыпучее – состоящее из очень мелких частиц и легко рассыпающееся, сыплющееся.
Натужно (тянет) – напрячь все силы, медленно и протяжно.
Прием «Толстые и тонкие вопросы»(Толстые вопросы составляют сильные ученики, а тонкие-слабые ученики.)
Толстые вопросы | Тонкие вопросы |
Справедлив ли автор рассказа, утверждая, что январский снег силён и спокоен? | С чем сравнивает январский снег автор? (С тяжелым холодным одеялом) |
Что, по вашему мнению, означает выражение «Дух захватывает»? (Испытывать волнение) | Что происходит с деревьями под тяжестью снега? (Они гнутся и ломаются) |
Согласны ли вы с тем, солнце в январе словно лампочка в холодильнике? (Да, светит, но не греет) | Почему автор сравнивает снег и с сыпучим снежным болотом? (Сугробы велики, можно провалиться) |
| Какой цвет использует автор в этой части, рисуя тропинку и небо? (Синий) |
- Опираясь на составленную таблицу, расскажите о январском снеге.
Физкультминутка.
Снег
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в
локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь. (пальчик к губам, шепотом)
- А каким же бывает снег в феврале? Прочтем 3 часть и ответим на поставленный вопрос.
Словарно-лексическая работа.
Колючий – имеющий колючки, способный колоть.
Метель – сильный ветер со снегом.
Мглистое небо – непрозрачное от чего-либо.
Нахлобучив – надвинув низко на лоб.
Лютует – злится.
Прием «Кластер»
Злой
Не разлепить глаз
Колючий
Ведьмин сын
Февральский
Колдун снег Воющий ком
Лютует Злодей
Злится
- А каким же бывает снег в апреле? Прочтем 4 часть текста.
Словарно-лексическая работа.
Оспинки – неровности в виде маленьких углублений.
Прием «Синквейн»
Апрельский снег
Плотный, липкий.
Не поднимешь, прилипает, не скользит.
Весь в дырах проталин.
Белый пластилин.
III Стадия рефлексии.
- Можно ли сказать, что автор относится к снегу, как к человеку?
- Оцените свою работу на уроке, используя смайлики.
У меня всё получилось, я хорошо поработал.
Я был не активен и мало успел сделать.
Домашнее задание.
Подготовьте краткий пересказ по плану
Октябрьский снег
Январский снег Апрельский снег
Февральский снег