Конспект урока «Маленькие трагедии». Автор конспекта Косивцова Л.И.
Косивцова Л.И. Урок «Маленькие трагедии»
Цели урока: рассказать о создании «Маленьких трагедий»; дать общее представление о содержании, героях; определить основные конфликты пьес; показать напряженную атмосферу описываемых Пушкиным ситуаций, сосредоточение на «судьбе человека» - глубочайшем психологическом анализе человеческой души, охваченной всепоглощающей, но эгоистической страстью – скупостью, завистью, чувственностью; определить позицию Пушкина в оценке двух типов художников: Моцарта и Сальери (»Моцарт и Сальери»)
Ход урока
Эпиграф к уроку:
«Маленькие трагедии» - чуда искусства, великие в целом и в частях».
В.Г. Белинский
I Вступительное слово учителя.
С сентября по ноябрь 1830 г. А.С.Пушкин провел в болдинском уединении. «Я в Болдине писал, как давно уже не писал» (Из письма А.С. Пушкина П.А. Плетневу). Поэт закончил последние главы «Евгения Онегина», создал множество стихов, «Повести Белкина», «Домик в Коломне», «Историю села Горюхина», «Сказку о попе и о работнике его Балде», «Маленькие трагедии». 23 октября 1830 г. был окончен «Скупой рыцарь», 26 октября, то есть через 2 дня, - «Моцарт и Сальери», через неделю, 4 ноября – «Каменный гость», а 6 ноября была завершена четвертая из маленьких трагедий – «Пир во время чумы».
Сюжетно-тематической основой трагедии послужили переживания поэта, его раздумья о современной жизни, о человеке, о добре и зле. Герои «маленьких трагедий»- люди выдающегося ума, огромной силы воли, больших страстей. Пушкин показал их в момент наивысшего напряжения духовных сил, то есть в кульминационных ситуациях, в завершающихся конфликтах.
II Рассказ учащихся о прочитанных пьесах.
1.Какие несовместимые черты уживаются в бароне Филиппе из «Скупого рыцаря»? (Скупость и рыцарство)
2.Для чего барону нужны деньги? Каким образом он делает свои накопления? (Барон Филипп – зловещая фигура. Свои ничего не дающие ему накопления делает ценой человеческих «слез, крови и пота». Деньги для него не «оборотный капитал», а некое символическое средство сохранения пошатнувшегося положения рыцарства. Барон –безумец, мечтающий о безраздельном господстве над миром.)
3.Расскажите о главном герое из «Каменного гостя». (Дон Гуан – легендарный испанский соблазнитель, владеющий разнообразными способами обольщения. В его характере, как пишет Д.Д. Благой, «сочетание непосредственности и расчета, огня и холода, ветреной беспечности и искреннего чувства»)
4.В чем пафос пьесы «Пир во время чумы»? («Пир во время чумы» - перевод Пушкиным фрагмента из поэмы английского поэта-романтика Джона Вильсона «Город чумы» (1816г.). Пафос «Пира во время чумы» - торжество человеческого духа над смертью, хвала жизни, любви и мужеству.)
III Чтение пьесы «Моцарт и Сальери».
Можно прочитать по ролям заранее подготовленными учениками.
IV Беседа по вопросам:
1.Чем различаются по настроению две сцены трагедии?
2.Расскажите о характерах, взглядах и поступках героев.
3.Почему, несмотря на нехорошие предчувствия, Моцарт не подозревает, что Сальери может быть подлым?
4.Докажите, что преступление Сальери – идейное преступление.
В пьесе автор раскрывает не биографически достоверные, а художественно вымышленные биографии гениального музыканта Моцарта и талантливого Сальери, страстно любящего музыку и «себя в ней». Но вдохновение не часто приходит к Сальери, он безумно завидует Моцарту, считая несправедливым то, что гениальная музыка создается Моцартом – человеком, «праздным гулякой». Он злодейски убивает Моцарта, пытаясь оправдать это убийство якобы тем, что оно осуществляется им во имя «восстановления попранной справедливости, во имя спасения искусства». «Гений и злодейство две вещи несовместные». Образом гениального Моцарта, противопоставленного Сальери, утверждается несовместность гения, всегда человечного, гуманного, со злодейством.
Домашнее задание.
1.Подготовить сообщение «Значение творчества А.С. Пушкина».
2.Выучить наизусть стихотворение современного поэта о Пушкине.