Технологическая карта урока математики «Величины. Масса. Килограмм» (1 класс)

3
0
Материал опубликован 4 April 2023

12


Технологическая карта урока математики


Автор: Скачковой Марины Борисовны


Программа, автор: Образовательная система «Школа 2100», Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.


Класс: 1 класс (2 полугодие)


Раздел: Величины и их измерение

Тема урока: «Величины. Масса. Килограмм»


Цели урока:

знакомство с новой величиной – масса, одной из ее единицей измерения – килограмм;

формирование умения измерять массу;

называть, записывать


Основное содержание урока: Величины: длина, масса, и их измерение. Общие свойства величин. Единицы измерения величин: сантиметр, килограмм. Сравнение именованных чисел.


Термины и понятия: длина, масса, килограмм, мера массы, весы.


Оформление доски во время урока: (Приложение)

Планируемые результаты:

Таблица 1

Личностные

Метапредметные

Предметные

Л1:Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Л2: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Л3: Способен к самооценке своей деятельности на уроке;

Л4: Осознает значимость темы в решении жизненных проблем;



Регулятивные УУД:

Р1: Принимать и сохранять учебную задачу.

Р2: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Р3: Проговаривать последовательность действий на уроке.

Р4:Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Р5: Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

П1:Строит сообщения в устной и письменной форме;

П2: Ориентируется в учебнике (на развороте).

П3: Добывает новые знания: находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

П4: Перерабатывает полученную информацию: делает выводы в результате совместной работы в классе и группе.

П5: Перерабатывает полученную информацию: сравнивает плоские геометрические фигуры (отрезки).

Коммуникативные УУД:

К1: Участвует в обсуждениях, работая в паре;

К2: Доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной речи.

К3: Слушать и понимать речь других.

К4: Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

1-й уровень (необходимый)

Пр1: Распознает геометрические фигуры (отрезок).

Пр2: Использует знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);

2–й уровень (программный)

Пр3: Использует в процессе измерения знание единиц измерения длины и массы (сантиметр, килограмм);

Пр4: Выделяет как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;

Пр5: Определяет длину данного отрезка;

Пр6: Читает и записывает массу, используя единицу измерения массы – килограмм;

усвоит:

а) первые представления о новой для них величине – массе;

б) единицу измерения массы – килограмм;

в) правила сравнения,



Организация образовательного пространства:

Таблица 2

Межпредметные связи

Информационные ресурсы

Формы работы


Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса в 3-х ч. (ч. 2 – 80 с., ил.;).Изд. 3-е испр.

Классная доска

Две коробки (одинаковые внешне);

Чашечные весы (2 шт.);

Конфеты или др. предметы разные по массе (2 шт.);

Набор мерок (монетки, бусины);

Карточки с зашифрованными словами;

Карточки с отрезками.

(см. Приложение)

Фронтальная работа

Групповая работа

(в парах)

Индивидуальная работа








Ход урока:

Таблица 3

Обучающая деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент - 1 мин.

Цель: самоопределение учащихся к учебной деятельности.

Проверить готовность учащихся к уроку.

- Ребята, у нас урок математики, что должно лежать на парте?

Проверяют, что приготовили к уроку:

-У меня на парте лежит учебник тетрадь по математике, пенал, дневник».

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений - 7 мин.

Цель: актуализация знаний учащихся о величине – длина, единицах измерения.

Планируемые результаты: Л1; Р1, П1,К2, К3;Пр1, Пр3, Пр4, Пр5.


Актуализация знаний по пройденной теме:

- Начнем наш урок с выполнения интересного задания (заранее раздает каждому ученику два отрезка начерченные на листках)

- У вас на столах лежат карточки, на которых изображена геометрическая фигура, что это за фигура?

- Что мы можем сделать с этими отрезками?

- Измерьте.

- Как мы запишем результат измерения? Запишите.


- Какой отрезок длиннее? Почему?


- А как называется свойство этого отрезка?


- Скажите, а можем ли мы длину назвать величиной? Почему?



- Рассмотрите внимательно эти две коробки. По каким признакам можно их сравнить? Сравните их. Что можно сказать? (коробки одинаковой формы, размера, цвета, но при этом одну пустую, другую - заполненную чем-либо).

- Но я вас уверяю, что эти коробки разные. В чем же их отличия?






Отрезок


Измерить, сравнить

Измеряют отрезки. Отрезки 5 и 7 см. Записывают результат измерения с помощью числа в соответствующее окошечко.

Синий – 7 см, а красный – 5 см. 75


Длина


Длина – это величина, т.к. мы можем ее измерить и результаты измерений записать с помощью числа.


Учащиеся замечают, что коробки можно сравнить по форме, цвету, и размеру. Учащиеся делают вывод, что они одинаковые.



При демонстрации на расстоянии других отличий (различия по массе) учащиеся найти не могут, из чего делают вывод, что коробки одинаковые.

3. Выявление причин затруднения – 2 мин.

Цель: организовать выявление причин затруднения.

Планируемые результаты: Р1, Р2, П1, К2, К3;


Организует выявление причин затруднения.

- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Попробуйте взять коробки в руки (приглашает двух учеников взять коробки в руки).


- Что теперь вы можете сказать об этих коробках?

- Легче - тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду такое свойство предметов как Масса.

( на доске появляется слово «Масса»)


Организует формулирование темы урока:

- Тема нашего урока «Масса»?

- Что нового мы узнаем?

- Чему будем учиться?



По-очереди к доске выходят двое учащихся, взяв коробки в руки.



Каждый из учащихся, делает вывод, что одна коробка легче, другая - тяжелее.








Физминутка - 1 мин

(Проводят учащиеся)

4.Построение проекта выхода из затруднения- 15 -20 мин

Цель: познакомить с новой величиной – масса; сформировать умение измерять массу; называть, читать, записывать массы.

Планируемые результаты: Л2,Л4;Р1,Р3,Р4,Р5,П1, П2,П3,П4,К1,К2,К3,К4;Пр2,Пр6.


Организует построение выхода из затруднения

- Откройте учебник на стр.78

Задание 1

t1680614623aa.png

- Что нам нужно узнать?


- Посмотрите на первые весы, когда мы говорим, что можно сказать о яблоке и лимоне?

- Почему ты сделал (-а) такой вывод?

(записывает на доске Я=Л)


- Посмотрите на вторые весы, что можно сказать о яблоке и груше?

(записывает на доске Г Я)


- Обратите внимание на третьи весы, что можно сказать о яблоке и клубнике?

(продолжает запись Г Я К)


- Вернемся к вопросу задачи. Сформулируйте ответ.

- Скажите, что мы делали в этом задании?

- Какой можно сделать вывод, что мы можем делать с массой?

(закрепляет на доске лист «Сравнить»)


- А с помощью какого прибора можно сравнивать массу? А зачем еще нам нужны весы?


- Теперь я вам предлагаю очень интересное задание в парах. У меня в руках две конфеты (приглашает к доске 4 учащихся). Попробуйте определить массу, каждой конфеты. Перед вами пара чашечных весов и единичные мерки, у первой пары – бусины, у второй монетки.


- У вас получилось? Какова масса первой конфеты? Какова масса второй конфеты?


Число, которое мы получаем при измерении массы – мера массы.



- Что мы сейчас делали с конфетами?


- Мы уже узнали, что массу можно сравнивать, а что еще можно с ней делать? (закрепляет на доске лист «Измерить»)


- Как мы записали результаты измерения? (закрепляет на доске лист «Результат измерения записать с помощью числа»)


- Сейчас я вам раздам на парту карточки, по 3 каждой здесь зашифрованы слова. Ваша задача расшифровать их и найти лишнее. Почему?

И Л Д Н А



Л И Ч С О



С А М А С



- Что же за слова зашифрованы на карточках? (прикрепляет правильные ответы на доске)


- Как сам кажется, какое слово лишнее? Почему? (убирает карточку число)


- Скажите, почему длину и массу мы можем назвать величинами?


- Правильно посмотрите на доску, мы сравнивали массу, измеряли с вами массу конфет и результат записали с помощью чисел.

- Откройте учебник на стр.78. Прочитайте правило под восклицательным знаком.

- Подтвердились наши с вами предположения?

- Выполним Задание № 2, на стр. 78. Прочитайте задание.

t1680614623ab.png


- Что нужно сделать в задании?

- Чему же равна масса яблока?




- Выполним Задание № 3, с. 78. Прочитайте заданиеt1680614623ac.png

- Это задание похоже на то, которое мы выполняли сейчас, только в чем теперь нужно выразить массу яблока?

- Чему же равна масса яблока?

- Ребята, что же у нас получается, яблоко в первом и втором задании одно и то же яблока равна - 5 к. или 2 ш., т.е.

5к. = 2ш.

но 52

- Как такое может быть?


- Чтобы разобраться, обратимся к нашим конфетам. Мы измерили массу обеих конфет. У первой пары конфета равна 5 монет, а у второй пары – 10 бусин. Сравним массы конфет (учитель кладет конфеты на весы, чашечки весов приходят в равновесие).


- Посмотрите внимательно, что можно сказать о массах конфет?


- Можем ли мы поставить знак равно между мерами массы? Почему?


- Вот, ребята, чтобы не было путаницы не возникало, люди 210 лет назад придумали единую мерку, и назвали ее килограммом. Эталон килограмма хранится под тремя стеклянными колпаками в сейфе, в Международном бюро мер и весов. Копия международного эталона хранятся в РФ, во Всероссийск.Научн.Исслед.Инст. метрологии им. Менделеева. Примерно раз в 10 лет наш эталон сравнивают с международным. Существуют и другие мерки грамм, центнер, тонна.

(на доске памятка)


- Обратимся к Заданию 4, на стр. 79. Прочитайте задание.

t1680614623ad.png


- Можем ли мы выполнить это задание? Почему?


- Что нужно, чтобы сравнить их?


- С помощью таких гирь (показывает) раньше определяли вес продуктов в магазине. Может, вы знаете как?



- Посмотрите на доску, попробуйте определить массу арбуза и массу пакета муки? Как вы определили?







Читают задание, один ученик вслух, остальные про себя.









Чей предмет самый тяжелый и чей предмет самый легкий?

Масса яблока равна массе лимона



Чашечки весов находятся в равновесии.


Масса яблока меньше массы груши, т.к. чашечка весов опускается ниже, значит груша тяжелее.


Масса яблока больше массы клубники, т.к. чашечка весов под яблоком опустилась ниже.


Да, делают вывод: Груша Вовы - самая тяжелая. Клубника Лены - самая легкая

Сравнивали массы.


Сравнить



С помощью весов.

Чтобы измерить массу.



Выходят 4 ученика, по двое встают около столов, на которых стоят весы, лежит конфета, монетки или бусины.

Учащиеся на одну чашу весов кладут конфету на другую, по несколько монет (бусин), до тех пор, пока чаши весов не придут в равновесие.


Результаты записывают на доске.

t1680614623ae.jpgt1680614623ae.jpg




5 м. 10 б.


Измеряли их массу.


Измерить





С помощью чисел.





Учащиеся в парах решают головоломку.











Длина, число, масса.



Учащиеся высказывают предположения, аргументируя свои ответы. Лишнее слово число, т.к. длина и масса величины

Длину и массу можно измерить и результат измерения записать с помощью числа.





Открывают учебник один ученик читает вслух, остальные следят.


Да, масса действительно величина.



Один ученик читает задание вслух, остальные про себя.










Выразить массу яблока в клубниках.

Масса яблока равна массе 5 одинаковых клубник. Масса одной клубники - мерка , 5 – мера массы яблока.


Один ученик читает задание вслух, остальные про себя.










Массу яблока нужно выразить в шоколадках.

Масса яблока равна массе 2 одинаковых шоколадок.

Учащиеся рассуждают: яблоко одно и то же, значит его масса одинакова






Учащиеся внимательно слушают и наблюдают за действиями учителя







Массы конфет равны



Нет, они измерены разными мерками, поэтому мы не можем их сравнивать.


Учащиеся внимательно слушают.















Учащиеся читают задание один вслух остальные про себя.







Учащиеся делают вывод, что массу дыни и массу упаковки риса сейчас сравнить нельзя – они измерены разными мерками


Нужно измерить единой меркой (кг)


На одну чашу весов размещали продукт, на другую ставили гири, с помощью которых старались весы привести в равновесие.


Масса арбуза – 6 кг, масса пакета с мукой – 2 кг.

5 кг+1 кг=6кг; 1 кг +1 кг=1 кг

Физминутка – 1 мин.

-Представьте, вы весы, предмет на правой чашечке тяжелее, теперь на левой, теперь весы в равновесии. (Повторить несколько раз)

-Учащиеся встают, расставляют руки в стороны наклоняются вправо потом влево, потом встают ровно. (Повторяют несколько раз)

5.Первичное закрепление во внешней речи нового знания - 2 мин

Цель: закрепить полученные знания и умения во внешней речи(измерять сравнивать, записывать и читать массы)

Планируемые результаты: Р1,Р4,П1,П4,К1,К2,К3,К4;Пр6.


Организует первичное закрепление во внешней речи.

- Давайте проговорим, что мы уже изучили.

- Что такое масса?


- Почему масса – величина?


- Какой прибор нам необходим, чтобы измерить массу?


- Какие единицы измерения массы вы знаете?




Масса это величина,


Ее можно измерить, а результат измерения записать с помощью числа.


Прибор для измерения массы – весы.


Единица измерения массы – килограмм.


6. Самостоятельная работа - 10 -12 мин

Цель: закрепить полученные знания и умения в процессе выполнения самостоятельной работы с последующей взаимопроверкой.

Планируемые результаты: Р1,Р5,П1,П2,П3,К2; Пр2,Пр3,Пр6.


Организует самостоятельную работу учащихся на закрепление нового знания

- Откройте учебник на стр.79

Задание №5, с.79.Прочитайте задание.

t1680614623af.png

- Что нужно сделать в этом задании?

- Чему равна масса дыни? Как вы узнали?

- Чему равна масса пакета с рисом?



- Сравните массу дыни и массу пакета с рисом?





Учащиеся читают задание один вслух остальные про себя.











Найти массу дыни и массу пакета с рисом, а потом сравнить их.

Масса дыни – 3кг, на др. чаше весов две гири массой 2 и 1 кг. весы находятся в равновесии.

Масса пакета с рисом – 2 кг.


Сравнивают 3 кг 2 кг. Выясняется, что масса дыни больше массы пакета риса

Учащиеся записывают в учебник-тетрадь.



7. Итог урока, рефлексия деятельности - 3 мин

Цель: рефлексия учебной деятельности учащимися.

Планируемые результаты: Л3;Р1,П1,П4,К2,К3;Пр6.


Организует рефлексию по осознанию решения учебной задачи

- Что нового вы узнали?

- Что такое масса?

- Почему масса – величина?



- Какой прибор нам необходим, чтобы измерить массу?


- Какие единицы измерения массы вы знаете?

- Что понравилось \ не понравилось?

- Что было трудным?

- Что было легко?

- Кто успешно справился со всеми заданиями?

- Спасибо за урок. Урок окончен.

Анализируют решение учебной задачи на уроке делают выводы о том, что нового узнали на уроке

Масса это свойство предметов.

Масса это величина, ее можно измерить, а результат измерения записать с помощью числа.

Прибор для измерения массы – весы.



Единица измерения массы – килограмм.







































Приложение:





t1680614623ag.gif

t1680614623ah.gift1680614623ag.gif



t1680614623ai.gift1680614623ag.gif

t1680614623ah.gift1680614623ag.gif



t1680614623ai.gift1680614623ag.gif

t1680614623ah.gift1680614623ag.gif



t1680614623ai.gift1680614623ag.gif

t1680614623ah.gift1680614623ag.gif



t1680614623ai.gift1680614623ag.gif

t1680614623ah.gift1680614623ag.gif



t1680614623ai.gift1680614623ag.gif

t1680614623ah.gift1680614623ag.gif


И Л Д Н А

Л И Ч С О

С А М А С

И Л Д Н А

Л И Ч С О

С А М А С

И Л Д Н А

Л И Ч С О

С А М А С

И Л Д Н А

Л И Ч С О

С А М А С

И Л Д Н А

Л И Ч С О

С А М А С

И Л Д Н А

Л И Ч С О

С А М А С

И Л Д Н А

Л И Ч С О

С А М А С

И Л Д Н А

Л И Ч С О

С А М А С

И Л Д Н А

Л И Ч С О

С А М А С

И Л Д Н А

Л И Ч С О

С А М А С

И Л Д Н А

Л И Ч С О

С А М А С

И Л Д Н А

Л И Ч С О

С А М А С



Приложение:


Результат измерения записать с помощью числа

Измерить

Килограмм

1 килограмм (1 кг)


1 марта

Классная работа

Масса


t1680614623ae.jpgt1680614623ae.jpg




8 б. 5м.

Масса

Число

Длина











t1680614623af.png




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.