Урок математики в 1 классе «Масса. Килограмм» (УМК «Школа России»)

1
0
Материал опубликован 11 November 2019

Технологическая карта урока по математике



Класс

1

Тема

Величина. Масса. Килограмм.

Цель урока

сформировать представление о новой величине –« Масса» и единице ее

измерения – «Килограмм».


Тип урока

усвоение новых знаний

Форма проведения урока

академический

Формы работы на уроке

индивидуальная, коллективная, парная

Используемые технологии

Технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии

Планируемые результаты (предметные)

учащиеся научатся взвешивать предметы с точностью до килограмма; сравнивать предметы по массе; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств, решать задачи на определение массы предметов на основе задач изученных видов


Личностные результаты

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;

-овладевать умениями выполнять практические учебные действия;

-формировать способность к самооценке

УУД (метапредметные)

Регулятивные:

-формировать умение определять и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

-формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные:

-формировать умение добывать новые знания: находить вопросы на ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-формировать умение с помощью учителя овладевать логическими действиями сравнения, анализа;

-формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные:

-формировать умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свой ответ;

-формировать умение работать в паре;

-формировать умение слушать собеседника и вести диалог;

- формировать умение доносить свою позиции до других, оформлять свои мысли в устной речи.

Основное содержание темы, понятия и термины

Понятие «килограмм»

Образовательные ресурсы

-учебник, тетрадь с печатной основой;

-коробочки для наглядности;

-карточки со словами: величина, масса, килограмм;

- различные виды весов; соль, сахар и яблоки в пакетах для взвешивания;

-индивидуальные карточки-перевертыши;

- числовой веер;

-учебник М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова « Математика» 1 класс. Часть 2. –М.: Просвещение, 2011

Задачи урока

Образовательные - познакомить с новой величиной «Масса» и единицей измерения массы – килограммом, познакомить с различными видами весов; отрабатывать вычислительные навыки и умение решать задачи изученных типов.

Развивающиеразвивать математическую речь, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи с новой величиной.

Воспитательныевоспитывать уважение к мнению товарищей, воспитывать интерес к математике, прививать культуру покупателя.

.


























Ход урока:

Этапы урока

Задание,

деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

(специфико-математические)

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

1.Мотивация к деятельности (самоопределение, организационный момент)

(2 мин)

Здравствуйте, ребята!

Громко прозвенел звонок -

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Проверьте готовность к уроку: ручка, простой карандаш, учебник, рабочая тетрадь.

Приветствуют учителя и друг друга



Проверяют наличие необходимых для работы предметов на парте.


Регулятивные: принимают учебную задачу

2. Актуализация знаний;

фиксация затруднения в деятельности

(4 мин)

Устный счёт.

Незнайка не учился в школе и поэтому не может ответить на вопросы. Поможем ему?

-Сумма пяти и двух

- Уменьшите 9 на 7

- Увеличьте 2 на 4

- Разность 8 и 5

- Какое число меньше 7 на 3

- Уменьшаемое 9, вычитаемое 8, чему равна разность?

- Первое слагаемое – 3, второе слагаемое – 2. Чему равна сумма? Как узнали?

- На сколько 8 больше 0

Самостоятельная работа

(Один из учеников выполняет задание на откидной доске)

У вас на партах лежат листочки с цифрами от 1 до 10.

Возьмите в руки простые карандаши и выполните задание:

- самое большое число обведите в кружок;

-самое маленькое число зачеркните одной линией;

-соседей числа 6 зачеркните двумя линиями;

-подчеркните число, которое стоит между числами 5 и 7.

А сейчас проверим, как вы справились с данным заданием. (Учитель проверяет работу ученика у доски). Сверьте свои результаты.

Молодцы, ребята!


Да

Показывают ответы по вееру

7

2

6

3

4

1


5



8



Выполняют задание на листочках



10


1


5 и 7


6


-закрепить вычислительные навыки.

-повторить состав числа 10.

знание названия компонентов при сложении, вычитании.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;





Познавательные: -

-дополнить имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете.


3. Постановка учебной задачи

(1 мин)

Ребята, сейчас работаем в парах.

Возьмите карточки, которые лежат перед вами, и расположите числа в порядке убывания: 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

Посмотрите на доску, проверьте себя.

Определить тему нашего урока нам помогут карточки- Эти карточки не простые! Переверните их обратной стороной. Какое слово у вас получилось? (Величина)




С какими величинами вы знакомы? Какие единицы измерения длины вы знаете? Какие единицы измерения объема?

Молодцы!

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

Работают в парах.

Раскладывают карточки в порядке убывания: 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

Определяют тему урока.






Переворачивают карточки, получают слово – величина.


Длинна.

Сантиметр.


Литр.



О величине.

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;


Регулятивные:

дети учатся формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя;

осознавать и принимать  учебную задачу


4. Построение проекта выхода из затруднения.

(открытие детьми новых знаний).

(8 мин)

- Ребята, смотрите, что у меня на столе. Сравните эти коробочки. (по цвету, по форме, по размеру)

- Есть свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть.



- Илья, возьми коробочки в руки. Что ты чувствуешь?

- Вот то новое, что мы не увидели. Когда говорят «легче-тяжелее», то сравнивают предметы по массе. Это новая величина – масса.

(вывешивает карточку со словом «масса» на доску)

Вместо слов «предмет легче» в математике принято говорить «масса предмета меньше», а вместо слов «предмет тяжелее» в математике принято говорить «масса предмета больше».

Всегда ли можно сравнить предметы по массе, взяв их в руки? Давайте попробуем определить одинаковые или разные по массе пеналы ваш и вашего товарища.





А что надо сделать, чтобы узнать точную массу предмета?

С помощью чего?

- Какие виды весов вы знаете?







Посмотрите, какие бывают весы (демонстрация)

Вот так весы изображают в схемах. Принцип взвешивания – это уравнивание чаш весов с помощью гирь (демонстрация различных по массе гирь)

-Проверим на весах, действительно ли коробочки разные по массе?

- Какая коробочка тяжелее?


Почему вы так решили?

- Какая легче?



Перед вами двое весов.

В одной чаше первых весов лежит небольшой железный шар, а на второй чаше 4 гири.

На вторых весах – книги и 3 гири. Как же узнать, что легче, а что тяжелее, если каждые из весов, находятся в равновесии?


Люди пришли к выводу: чтобы сравнивать предметы, нужна мерка, одинаковая для всех. И такая мерка существует. Называется она килограмм (карточка со словом вывешивается на доску)

-Посмотрите, как это слово записывается сокращенно после чисел (показывает на доске)КИЛОГРАММ – кг.

Эти коробочки одинаковые по цвету, форме и размеру.





Ответ ребенка: одна легче, а другая тяжелее














Не всегда


Определяют по ощущениям массу пеналов. По массе пеналы могут быть разные.



Взвесить


С помощью весов

Электронные, весы с чашами, напольные весы





Смотрят








Проверим


Справа коробочка тяжелее

Потому, что на весах она ниже, чем левая


смотрят



-структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задачи.


































-формирование умения находить ответы

на вопросы, используя, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке


Коммуникативные: умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске информации, способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли.

Познавательные: анализировать, сравнивать в соответствии с заданным условием, выдвигать предположения

Личностные:

развитие познавательных интересов

5.Физкультминутка

(2 мин)

Вы потрудились и устали, давайте отдохнем.

Вновь у нас физкультминутка, Голова устала тоже.

Наклонились, ну-ка, ну-ка! Так давайте ей поможем!

Распрямились, потянулись, Вправо-влево, раз и два.

А теперь назад прогнулись. Наклоны вперёд и назад. Думай, думай, голова. Вращение головой.

Разминаем руки, плечи, Хоть зарядка коротка,

Чтоб сидеть нам было легче, Отдохнули мы слегка. Дети садятся за парты.

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. Рывки руками перед грудью.

Молодцы!

А сейчас присаживайтесь и готовьтесь слушать.

Выполняют упражнения.




Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителем.

Личностные:

развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


(7 мин)

-Расскажите, когда и где вы наблюдали определение массы предмета

Давайте и мы с вами поупражняемся во взвешивании предметов (учитель предлагает взвесить пачку соли, пачку сахара).

Давайте попробуем взвесить соль и сахар.

Какая масса соли?

Какая масса сахара?

А сколько весит пакет с яблоками?

Молодцы, ребята!



Посмотрите, для взвешивания есть различные гири с разной массой – 1кг, 2кг, 3кг, 5 кг.


Если на одну чашу весов поставить гирю в 5 кг, что нужно сделать, чтобы уравновесить эти весы?


Посмотрите, у нас больше нет гири, которая весит 5 кг.

Как я могу получить 5 кг, имея гири с весом 1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг?

Молодцы!

в магазине, при покупках продуктов


выполняют взвешивания, проговаривают массу предметов, записывают ее на доске


1кг

2 кг

3 кг






Рассматривают гири



Нужно поставить на другую чашу весов тоже 5 кг.

5кг=5кг


Нужно получить 5 кг из других гирь.

4 кг + 1 кг или

3 кг + 2 кг

-структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задачи

Коммуникативные: умение участвовать в учебном диалоге

Регулятивные: способность ставить, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств для её осуществления;

поиск эффективных способов решения учебной задачи.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации (анализ задачи);

- умение осознанно строить речевые высказывания в устном виде;

Личностные:

- развитие познавательных интересов;

6. Включение в систему знаний.

Повторение.

(8 мин)

Работа с учебником (стр. 36).

1. Посмотрите на первую иллюстрацию.

- Даша, прочитай, пожалуйста, первый вопрос. (Что легче, арбуз или гиря?)

- Почему ты так решила?



- Следующий вопрос, какие гири нам нужны? (Гири 1 кг, 2 кг, 5 кг – на доске). Как при их помощи взвесить 3, 7, 4 кг?

Молодцы

2. Прочитайте задачу.

Как уравновесить весы, если масса арбуза на 2 кг больше массы дыни?

Что известно в задаче?



Как уравновесить весы?

Правильно!



Если чаши находятся в равновесии, значит массы равны.

Молодцы, ребята!



Что легче, арбуз или дыня?


Легче арбуз

Потому что гиря на весах ниже, чем арбуз

Нужно взять гири 3кг=1кг+2кг

7кг=5кг+2кг

4кг=2кг+2кг


Читают задачу.




Что масса арбуза на 2 кг больше массы дыни.

Для того, чтобы уравновесить весы, нужно к дыне поставить гирю 2 кг.



-умение чётко структурировать полученные знания


Коммуникативные: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание

Регулятивные:

развитие способности к самооценке и самоконтролю, коррекция;

-принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

-с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(5 мин)

Откройте печатные тетради на странице 21, № 3.

Найдите суммы чисел, запишите ответ.

(Один ученик записывает решение на откидной доске)

Учитель проверяет ответ ученика у доски. Ребята, посмотрите на доску и сравните свои ответы.

Выполняют задание в тетради самостоятельно

-закрепить вычислительные навыки.

-повторить состав числа 10.

-повторить понятия «слагаемые», «сумма»

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять самооценку;

-адекватно оценивать правильность выполнения

Познавательные:

- анализ, сравнение, классификация;

- использование общих приемов решения задач;

- выделение и формулирование проблемы;

- подведение под понятие;

Личностные:

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения

8. Итог занятия

(2 мин)

-Ребята, а какое у вас сейчас настроение?

Вы все активно работали на уроке. Я предлагаю вам оценить себя самостоятельно и для этого использовать смайлики.

Перед каждым из Вас по 3 смайлика, выберите тот смайлик в зависимости от того, как вы оцениваете свою работу на уроке.


Я понял, что такое килограмм,

и могу это объяснить одноклассникам.


Я понял, что такое килограмм,

но не уверен, что объясню другому.


Я не совсем понял, что такое килограмм.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свои знания

-систематизировать, обобщать изученное;


Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные:

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- оценивать результаты своей деятельности.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(1 мин)

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Что получилось лучше всего?

-Что запомнилось больше всего?

-Что было трудно?

-Спасибо за урок! Урок окончен

Отвечают на вопросы

-систематизировать, обобщать изученное;

-делать выводы

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме;

-строить монологическое высказывание;

Познавательные:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить.

t1573477057aa.pngt1573477057ab.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.