Урок математики в 1 классе «Масса. Килограмм» (УМК «Школа России»)
Технологическая карта урока по математике
Класс | 1 |
Тема | |
Цель урока | сформировать представление о новой величине –« Масса» и единице ее измерения – «Килограмм». |
Тип урока | усвоение новых знаний |
Форма проведения урока | академический |
Формы работы на уроке | индивидуальная, коллективная, парная |
Используемые технологии | Технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии |
Планируемые результаты (предметные) | учащиеся научатся взвешивать предметы с точностью до килограмма; сравнивать предметы по массе; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств, решать задачи на определение массы предметов на основе задач изученных видов |
Личностные результаты | -формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу; -овладевать умениями выполнять практические учебные действия; -формировать способность к самооценке |
УУД (метапредметные) | Регулятивные: -формировать умение определять и сохранять цели и задачи учебной деятельности; -формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; -формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Познавательные: -формировать умение добывать новые знания: находить вопросы на ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -формировать умение с помощью учителя овладевать логическими действиями сравнения, анализа; -формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные: -формировать умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свой ответ; -формировать умение работать в паре; -формировать умение слушать собеседника и вести диалог; - формировать умение доносить свою позиции до других, оформлять свои мысли в устной речи. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Понятие «килограмм» |
Образовательные ресурсы | -учебник, тетрадь с печатной основой; -коробочки для наглядности; -карточки со словами: величина, масса, килограмм; - различные виды весов; соль, сахар и яблоки в пакетах для взвешивания; -индивидуальные карточки-перевертыши; - числовой веер; -учебник М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова « Математика» 1 класс. Часть 2. –М.: Просвещение, 2011 |
Задачи урока | Образовательные - познакомить с новой величиной «Масса» и единицей измерения массы – килограммом, познакомить с различными видами весов; отрабатывать вычислительные навыки и умение решать задачи изученных типов. Развивающие – развивать математическую речь, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи с новой величиной. Воспитательные – воспитывать уважение к мнению товарищей, воспитывать интерес к математике, прививать культуру покупателя. . |
Ход урока:
Этапы урока | Задание, деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
Предметные (специфико-математические) | Универсальные учебные действия (метапредметные) | |||
1.Мотивация к деятельности (самоопределение, организационный момент) (2 мин) | Здравствуйте, ребята! Громко прозвенел звонок - Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Проверьте готовность к уроку: ручка, простой карандаш, учебник, рабочая тетрадь. | Приветствуют учителя и друг друга Проверяют наличие необходимых для работы предметов на парте. | | Регулятивные: принимают учебную задачу |
2. Актуализация знаний; фиксация затруднения в деятельности (4 мин) | Устный счёт. Незнайка не учился в школе и поэтому не может ответить на вопросы. Поможем ему? -Сумма пяти и двух - Уменьшите 9 на 7 - Увеличьте 2 на 4 - Разность 8 и 5 - Какое число меньше 7 на 3 - Уменьшаемое 9, вычитаемое 8, чему равна разность? - Первое слагаемое – 3, второе слагаемое – 2. Чему равна сумма? Как узнали? - На сколько 8 больше 0
Самостоятельная работа (Один из учеников выполняет задание на откидной доске) У вас на партах лежат листочки с цифрами от 1 до 10. Возьмите в руки простые карандаши и выполните задание: - самое большое число обведите в кружок; -самое маленькое число зачеркните одной линией; -соседей числа 6 зачеркните двумя линиями; -подчеркните число, которое стоит между числами 5 и 7. А сейчас проверим, как вы справились с данным заданием. (Учитель проверяет работу ученика у доски). Сверьте свои результаты. Молодцы, ребята! | Да Показывают ответы по вееру 7 2 6 3 4 1 5 8 Выполняют задание на листочках 10 1 5 и 7 6 | -закрепить вычислительные навыки. -повторить состав числа 10. знание названия компонентов при сложении, вычитании. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Познавательные: - -дополнить имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете. |
3. Постановка учебной задачи (1 мин) | Ребята, сейчас работаем в парах. Возьмите карточки, которые лежат перед вами, и расположите числа в порядке убывания: 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Посмотрите на доску, проверьте себя. Определить тему нашего урока нам помогут карточки- Эти карточки не простые! Переверните их обратной стороной. Какое слово у вас получилось? (Величина) С какими величинами вы знакомы? Какие единицы измерения длины вы знаете? Какие единицы измерения объема? Молодцы! Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? | Работают в парах. Раскладывают карточки в порядке убывания: 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Определяют тему урока. Переворачивают карточки, получают слово – величина. Длинна. Сантиметр. Литр. О величине. | - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - устанавливать закономерности, строить рассуждения; | Регулятивные: дети учатся формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя; осознавать и принимать учебную задачу |
4. Построение проекта выхода из затруднения. (открытие детьми новых знаний). (8 мин) | - Ребята, смотрите, что у меня на столе. Сравните эти коробочки. (по цвету, по форме, по размеру) - Есть свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть. - Илья, возьми коробочки в руки. Что ты чувствуешь? - Вот то новое, что мы не увидели. Когда говорят «легче-тяжелее», то сравнивают предметы по массе. Это новая величина – масса. (вывешивает карточку со словом «масса» на доску) Вместо слов «предмет легче» в математике принято говорить «масса предмета меньше», а вместо слов «предмет тяжелее» в математике принято говорить «масса предмета больше». Всегда ли можно сравнить предметы по массе, взяв их в руки? Давайте попробуем определить одинаковые или разные по массе пеналы ваш и вашего товарища. А что надо сделать, чтобы узнать точную массу предмета? С помощью чего? - Какие виды весов вы знаете? Посмотрите, какие бывают весы (демонстрация) Вот так весы изображают в схемах. Принцип взвешивания – это уравнивание чаш весов с помощью гирь (демонстрация различных по массе гирь) -Проверим на весах, действительно ли коробочки разные по массе? - Какая коробочка тяжелее? Почему вы так решили? - Какая легче? Перед вами двое весов. В одной чаше первых весов лежит небольшой железный шар, а на второй чаше 4 гири. На вторых весах – книги и 3 гири. Как же узнать, что легче, а что тяжелее, если каждые из весов, находятся в равновесии? Люди пришли к выводу: чтобы сравнивать предметы, нужна мерка, одинаковая для всех. И такая мерка существует. Называется она килограмм (карточка со словом вывешивается на доску) -Посмотрите, как это слово записывается сокращенно после чисел (показывает на доске)КИЛОГРАММ – кг. | Эти коробочки одинаковые по цвету, форме и размеру. Ответ ребенка: одна легче, а другая тяжелее Не всегда Определяют по ощущениям массу пеналов. По массе пеналы могут быть разные. Взвесить С помощью весов Электронные, весы с чашами, напольные весы Смотрят Проверим Справа коробочка тяжелее Потому, что на весах она ниже, чем левая смотрят | -структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задачи. -формирование умения находить ответы на вопросы, используя, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | Коммуникативные: умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске информации, способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли. Познавательные: анализировать, сравнивать в соответствии с заданным условием, выдвигать предположения Личностные: развитие познавательных интересов |
5.Физкультминутка (2 мин) | Вы потрудились и устали, давайте отдохнем. Вновь у нас физкультминутка, Голова устала тоже. Наклонились, ну-ка, ну-ка! Так давайте ей поможем! Распрямились, потянулись, Вправо-влево, раз и два. А теперь назад прогнулись. Наклоны вперёд и назад. Думай, думай, голова. Вращение головой. Разминаем руки, плечи, Хоть зарядка коротка, Чтоб сидеть нам было легче, Отдохнули мы слегка. Дети садятся за парты. Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Рывки руками перед грудью. Молодцы! А сейчас присаживайтесь и готовьтесь слушать. | Выполняют упражнения. | | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителем. Личностные: развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 мин) | -Расскажите, когда и где вы наблюдали определение массы предмета Давайте и мы с вами поупражняемся во взвешивании предметов (учитель предлагает взвесить пачку соли, пачку сахара). Давайте попробуем взвесить соль и сахар. Какая масса соли? Какая масса сахара? А сколько весит пакет с яблоками? Молодцы, ребята! Посмотрите, для взвешивания есть различные гири с разной массой – 1кг, 2кг, 3кг, 5 кг. Если на одну чашу весов поставить гирю в 5 кг, что нужно сделать, чтобы уравновесить эти весы? Посмотрите, у нас больше нет гири, которая весит 5 кг. Как я могу получить 5 кг, имея гири с весом 1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг? Молодцы! | в магазине, при покупках продуктов выполняют взвешивания, проговаривают массу предметов, записывают ее на доске 1кг 2 кг 3 кг Рассматривают гири Нужно поставить на другую чашу весов тоже 5 кг. 5кг=5кг Нужно получить 5 кг из других гирь. 4 кг + 1 кг или 3 кг + 2 кг | -структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задачи | Коммуникативные: умение участвовать в учебном диалоге Регулятивные: способность ставить, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств для её осуществления; поиск эффективных способов решения учебной задачи. Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации (анализ задачи); - умение осознанно строить речевые высказывания в устном виде; Личностные: - развитие познавательных интересов; |
6. Включение в систему знаний. Повторение. (8 мин) | Работа с учебником (стр. 36). №1. Посмотрите на первую иллюстрацию. - Даша, прочитай, пожалуйста, первый вопрос. (Что легче, арбуз или гиря?) - Почему ты так решила? - Следующий вопрос, какие гири нам нужны? (Гири 1 кг, 2 кг, 5 кг – на доске). Как при их помощи взвесить 3, 7, 4 кг? Молодцы №2. Прочитайте задачу. Как уравновесить весы, если масса арбуза на 2 кг больше массы дыни? Что известно в задаче? Как уравновесить весы? Правильно! Если чаши находятся в равновесии, значит массы равны. Молодцы, ребята! | Что легче, арбуз или дыня? Легче арбуз Потому что гиря на весах ниже, чем арбуз Нужно взять гири 3кг=1кг+2кг 7кг=5кг+2кг 4кг=2кг+2кг Читают задачу. Что масса арбуза на 2 кг больше массы дыни. Для того, чтобы уравновесить весы, нужно к дыне поставить гирю 2 кг. | -умение чётко структурировать полученные знания | Коммуникативные: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание Регулятивные: развитие способности к самооценке и самоконтролю, коррекция; -принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; -с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать информацию. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин) | Откройте печатные тетради на странице 21, № 3. Найдите суммы чисел, запишите ответ. (Один ученик записывает решение на откидной доске) Учитель проверяет ответ ученика у доски. Ребята, посмотрите на доску и сравните свои ответы. | Выполняют задание в тетради самостоятельно | -закрепить вычислительные навыки. -повторить состав числа 10. -повторить понятия «слагаемые», «сумма» | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять самооценку; -адекватно оценивать правильность выполнения Познавательные: - анализ, сравнение, классификация; - использование общих приемов решения задач; - выделение и формулирование проблемы; - подведение под понятие; Личностные: - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения |
8. Итог занятия (2 мин) | -Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Вы все активно работали на уроке. Я предлагаю вам оценить себя самостоятельно и для этого использовать смайлики. Перед каждым из Вас по 3 смайлика, выберите тот смайлик в зависимости от того, как вы оцениваете свою работу на уроке. Я понял, что такое килограмм, и могу это объяснить одноклассникам. Я понял, что такое килограмм, но не уверен, что объясню другому. Я не совсем понял, что такое килограмм. | Отвечают на вопросы. Оценивают свои знания | -систематизировать, обобщать изученное; | Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные: - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - оценивать результаты своей деятельности. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (1 мин) | -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Что получилось лучше всего? -Что запомнилось больше всего? -Что было трудно? -Спасибо за урок! Урок окончен | Отвечают на вопросы | -систематизировать, обобщать изученное; -делать выводы | Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме; -строить монологическое высказывание; Познавательные: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить. |