Технологическая карта урока математики на тему «Виды углов. Измерение углов» (5 класс)
Предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: Виды углов. Измерение углов.
Базовый учебник: Базовый учебник: Мерзляк А.Г. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 304 с.
Место в общей структуре курса: Глава 2 Сложение и вычитание натуральных чисел §12 Виды углов. Измерение углов
Тип урок: Урок изучения нового материала
Цель урока :
Личностные: Умение контролировать результат учебной и математической деятельности ,критичность мышления, инициатива, активность при решении геометрических задач.
Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели своей деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществляя контроль своей деятельности; определять свои действия в рамках предложенных заданий, корректировать свои действия; развитие компетенции в рамках использования ИКТ; строить логические рассуждения , делать выводы; умение понимать и использовать чертежи, рисунки для иллюстрации при решении задач, при аргументации своего ответа.
Предметные: познакомить учащихся с понятием развёрнутого угла, единицей измерения угла, сформировать
представление о процессе измерения величины угла, научить измерять углы с помощью транспортира, распознавать
развёрнутые, острые, тупые и прямые углы.
Организационный блок |
||
Планируемые результаты урока |
||
Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока |
Градус и его обозначение, градусная мера угла, транспортир, шкала транспортира, острый, тупой, прямой, развёрнутый углы . |
Планирование совместной деятельности, выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика, контроль своих действий. |
Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока |
Для чего служит транспортир? На сколько делений разделена шкала транспортира? Этапы измерения и построения угла с помощью транспортира. Что такое градус? Как его обозначают? Сколько градусов содержит развёрнутый угол? Сколько градусов содержит прямой угол? Какой угол называется острым? Какой угол называется тупым? |
Выбор шкалы на транспортире для измерения и построения углов Самопроверка с учётом градусной меры и вида угла. Выполнение построения углов с общей стороной различными способами. |
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока |
Личностные: Планирование совместной деятельности, норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика, контроль своих действий, инициатива, сотрудничество в поиске и сборе информации, согласованное выполнение совместной деятельности, выработка жизненной позиции. Регулятивные: Соотношения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, внесение дополнений и корректив в способы действий, выбор наиболее эффективных способов решения задач, построения логической цепи рассуждений, оценка успешности усвоения материала. Познавательные: Поиск и выделение информации, выбор наиболее эффективных способов решения, смысловое чтение. Коммуникативные: Применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств, структурирование знаний, построение речевых высказываний, выражение своих мыслей в соответствии с условиями коммуникации, говорение, запись, передача числовой информации. |
|
Инструкции и пояснения |
Для работы на уроке необходимо иметь транспортир , карандаш , ластик , ручку, тетрадь, учебник, линейку, треугольник. |
|
Вводное слово учителя |
Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку, наличие письменных принадлежностей, организация внимания, подготовка к восприятию. |
|
Распределение по группам |
Работа в парах. |
|
Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) |
Соблюдение регламента. Уважительное отношение друг к другу. Дисциплина. |
|
Мотивационный блок |
||
На прошлом уроке мы чертили с помощью чертёжного треугольника прямой угол. Но чертёжный треугольник имеет ещё два угла, отличных от прямого. Нам предстоит сегодня выяснить: каковы единицы измерения угла, каким прибором можно измерять углы и как строить углы по заданным единицам измерения. |
Учащиеся рассматривают углы своих чертёжных треугольников. Сравнивают их (в парах.) |
Создание заинтересованности учащихся |
Просмотр обучающей презентации. |
Учащиеся закрепляют основные понятия, рассматривают измерение углов транспортиром, изучают виды углов, выполняют задание по определению угла между стрелками часов в различное время суток. А так же получают дополнительную информацию в виде исторической справки. |
Создание у учащихся заинтересованности предметом. Развитие самостоятельности мышления. Интенсивное сотрудничество в поиске сбора информации. |
Информационный блок. |
||
Устные источники |
Измерение углов своего чертёжного угла. Сравнивают их (в парах) |
Самооценка, взаимооценка. |
Определение градусной меры угла по рисунку. |
Рис. 89 стр 79 Структурирование знаний. |
|
С помощью чертёжного треугольника определение прямых и тупых углов. С помощью транспортира их градусных мер. |
№299 Поиск и выделение информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач |
|
Письменные источники |
Упражнение из учебника Построение и измерение углов с записью в тетрадь. Деление угла лучами и измерение полученных углов. Введение понятия биссектрисы угла. (Работают в парах). |
№ 301, 312, 308 Построение логической цепи рассуждений, говорение, запись, передача числовой информации. Выражение своих мыслей с учётом коммуникации. |
Графические источники (схемы, диаграммы) |
- |
|
Электронные источники |
Презентация к уроку. |
Развитие компетенции в рамках использования ИКТ |
Видео источники |
Физминутка. |
Согласованное выполнение совместной деятельности. |
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) |
- |
|
Источники информации для учащихся подбирает учитель |
Совместная работа-учитель-ученик-родитель. |
|
Аналитический (практический) блок. |
||
Устные задания из учебника с озвучиванием ответов. |
Измерение углов по рисунку учебника. |
|
Письменные задания из учебника. |
Работа в парах, обсуждение, анализ. |
|
Оценочный блок. |
||
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) |
||
Самооценка |
||
Взаимооценка |
||
Рефлексивный. |
||
С каким измерительным прибором согодня познакомились? Как и что им измеряют? Какие новые понятия сегодня узнали? Объясните их смысл. |
Устный опрос. Презентация. |
Выявление усвоенного материала на уроке. |
Структура и ход урока
№/п |
Этап урока |
Дидактические задачи |
Деятельность учителя |
Форма работы |
Деятельность учащихся |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Время, отведенное на выполнение задания |
УУД |
1 |
Организационный момент. |
Настроить учащихся на восприятие нового материала. |
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку |
Ф |
Приветствуют учителя. Показывают наличие письменных принадлежностей. Слушают учителя. |
Рассматривают чертёжный треугольник и транспортир. |
1 |
Личностные: Планирование совместной деятельности, выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика, контроль своих действий. |
2 |
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. |
Подготовить учащихся к работе на уроке. |
Учитель создаёт проблемную ситуацию : « Каким прибором и как измерить углы треугольника?» Вводит основные понятия. |
Ф И |
Примеры на экране или доске. |
4 |
Познавательные: Поиск и выделение информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач Личностные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
|
3 |
Постановка учебной задачи. |
Мотивировать учащихся на изучение нового материала. |
Активизирует знания учащихся создаёт проблемную ситуацию: « Мы узнали название прибора для измерения угла и единицы измерения угла, как измерить ещё не знаем» |
ф |
Ставят цели. Формулируют тему урока. Высказывают свои предположения по поводу измерения угла. |
Как использовать транспортир? |
2 |
Регулятивные:: Соотнесение того, что уже известно и усвоено , и того , что ещё неизвестно, определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения. |
Изучение материала с помощью презентации. |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. |
ф |
Слушают. Выполняют устные задания презентации. |
Определить, какой угол образуется между стрелками часов в разное время суток. |
5 |
Коммуникативные: Применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств, структурирование знаний, построение речевых высказываний, выражение своих мыслей в соответствии с условиями коммуникации. |
5 |
Физминутка |
Снять физическое переутомление с помощью физической нагрузки. |
Организует учащихся на выполнение физических упражнений. |
И |
Выполняют упражнения физ минутки. |
- |
2 |
Личностные: Согласованное выполнение совместной деятельности. |
6 |
Закрепление |
Выявления качества овладением знаниями. |
Устанавливает осознанность ситуации. |
И Г |
Измеряют транспортиром углы своего чертёжного треугольника. Сравнивают результаты в парах. Выполняют устные и письменные задания из учебника. |
Задачи на измерение углов транспортиром и задачи на построение углов с помощью транспортира. |
20 |
Регулятивные: Внесение необходимых дополнений и корректив в способы действий, выбор наиболее эффективных способов решения задач, построение логической цепи рассуждений, Познавательные: смысловое чтение, Коммуникативные: говорение, запись, передача числовой информации. |
7 |
Контроль и самопроверка знаний |
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции |
Организует работу с тестом |
и |
Выполняют задания теста |
Задания теста в бумажном виде или на слайде |
3 |
Оценивать успешность усвоения материала по данной теме |
8 |
Рефлексия учебной деятельности |
Дать объективную оценку достижений учащихся. |
Организует рефлексию. |
Ф |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Устные вопросы. |
2 |
Регулятивные: Оценка успешности усвоения материала , Личностные: выработка собственной жизненной позиции. |
9 |
Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з. Проверка соответствующих записей. |
По ходу выполнения заданий на уроке обращает внимание обучающихся на номера д/з |
Ф |
Д/з записали в начале урока. По ходу выполнения заданий на уроке на полях проставляют номера заданий из д/з, соответствующие выполненным заданиям. |
№302, №313 |
1 |
Слышать, слушать и понимать товарища и учителя, планировать свою работу. |
Приложение
Тест
Обозначение угла
© 3) =
4)
Единицу измерения углов называют
Шкала 3) градус
Грамм 4) сантиметр
Прибор для измерения углов
Треугольник 3) биссектриса
Транспортир 4) линейка
Какой из этих углов прямой?
900 3) 1800
1500 4) 500
Какой из этих углов развернутый?
900 3) 1800
1500 4) 500
Какой из этих углов тупой?
900 3) 1800
1500 4) 500
Какой из этих углов острый?
900 3) 1800
1500 4) 500
Начерти в тетради любой угол. Сделай обозначения буквами. Измерь этот угол.