Конспект урока математики по теме «Периметр многоугольников» (2 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА
Характеристики урока
Класс: 2
Предмет: Математика
Образовательная программа: «Л. В. Занков»
Тема урока: Периметр многоугольника.
Цель: обеспечить усвоение детьми различных способов нахождения периметра геометрических фигур и научить выбирать рациональные.
Задачи:
образовательные: актуализировать знания о существенных признаках многоугольников, их свойствах, об известных способах нахождения периметра; формировать умения находить периметр различных многоугольников: треугольников, четырехугольников, пятиугольников, произвольных многоугольников, выбирать рациональные способы нахождения периметра многоугольников (на основе свойств геометрических фигур).
развивающие: развивать основные операции мышления (сравнение, классификация и др.); развивать пространственное мышление; формирование основных компонентов учебной деятельности (умение ставить учебную задачу, планировать свою деятельность).
Цели деятельности учителя:
Способствовать формированию представления о периметре многоугольника, создавать условия для формирования навыка нахождения периметра на основе суммы длин его сторон.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.
Планируемые результаты образования.
Предметные: понимать, что такое «периметр многоугольника», знать способ его нахождения (на основе знаний об элементах многоугольника ), сравнивать результаты вычислений.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния и чувств окружающих.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
.ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Обучающие структуры Сингапурской технологии |
Самоопределение к деятельности |
Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку. Сигнал тишины и привлечения внимания. - Поздоровайтесь со своим партнером по лицу и по плечу (действия: кулачками прикасаются друг с другом с партнёрами по лицу, а по плечу руками «дай пять») |
Быстрое включение уч-ся в деловой ритм. Осознание цели предстоящей деятельности. Приветствие учеников. Проверка подготовленности к уроку. Организация внимания уч-ся. |
Структура «МЭНЭДЖ МЭТ» управление классом – табличка в центре стола |
Девиз: “Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели”.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
Актуализация знаний. |
Предлагаю вам вспомнить предыдущие знания и заполнить таблицу с утверждениями, в первой колонке «До». Считаете ли ваше утверждение верным/неверным, согласен/не согласен. Возникают сомнения, что можно и согласиться, тогда поставьте вопрос. Послушайте еще одно утверждение: Если все время задавать вопросы: «как?, «почему», проводить опыты, например: выпить напиток – вырасти, съесть пирожок – уменьшиться – то можно стать настоящим исследователем! Тогда первое для вас испытание: Математический диктант: Читаю задания, учащиеся выполняют в тетрадях: - Запиши число, в котором 4 дес. и 6 ед.; - число 74 уменьшите на 10; - число 28 увеличьте на 13; - к сумме чисел 43 и 17 прибавить 6; - первое слагаемое 38, второе 43, найдите сумму; - найдите разность чисел 74 и 15; - к сумме чисел 34 и 20 прибавить 7; - первый множитель 4, второй множитель 4, запишите произведение: - сумму чисел 3 и 5 умножить на 3. Проверка: Какое вычисление было для вас новым? - Как посчитали последнее выражение? (вывешивается на доску сумму чисел 3 и 5 умножить на 3) |
Создание ситуации успеха для каждого ученика. Работа по выявлению и устранению ошибок. Утверждения Действие сложение можно заменить действием умножения. Умножение заменяет сумму одинаковых слагаемых. Умножаемые числа называются множителями, а число, получающееся в результате умножения называется произведением этих чисел. Чтобы найти произведение, надо первый множитель умножить на второй. Периметр — это произведение длин всех сторон многоугольника. Чтобы найти периметр многоугольника, надо сложить все длины его сторон. 46, 64, 41, 66, 81, 59, 61, 16, 24 Число 8 получилось в результате сложения, а потом применили правило, что умножение – это сумма одинаковых слагаемых, в результате сложения получилось 24 |
Структура «ЭЙ АР ГАЙД» («До и после») Работаем с утверждениями и ставим плюс, если согласны с утверждением и - минус, если не согласны, в графе «До»; (не боимся ошибаться) Структура «ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН» («Встать-сесть»)- для получения информации. |
ВЫВОД: Мы столкнулись с новым вычислением, и будем применять новый способ действия на уроке.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||||||
Локализация затруднений. Планирование деятельности. (Дополнительно) |
Внимание: Партнер под № 1 берет со своего стола желтый конверт, открывает, достает фигуры, партнеры по команде разбирают их. Измерьте стороны сторон своего многоугольника, запишите их в тетради: а =…, и т. д. (1 мин) Сосредоточтесь, подумайте в тишине, не обсуждая со своими партнерами, примите решение к какому углу комнаты вы подойдете. Подойдите к вашему углу, найдите себе новых партнеров, поприветствуйте их. Обсудите в парах, почему выбрали именно этот угол. (30 сек) Обсудите в новой команде. (30 сек) Выберите, кто будет отвечать. Вопрос: - Объясните причину своего выбора. - Что нам подсказывает буквенное выражение? Проблемный вопрос: - Существует ли более рациональный (удобный) способ нахождения периметра? (30 сек) - Предположите свои варианты. Вопрос: -Для каких фигур можно использовать рациональный способ нахождения периметра?
-Поставьте цель урока. Займите свои места в команде. -Начнем с треугольников:
-Разбейте треугольники по особенностям сторон. - Если обозначить отрезки буквами, то можно записать удобные формулы нахождения периметра каждого треугольника. Партнер под № 2 возьмет листок голубого цвета. - Предлагаю обсудить в группе рациональный способ нахождения периметра каждого треугольника. - возьмите листок № 1 равносторонний треугольник № 2 равнобедренный треугольник № 3 разносторонний треугольник -Какие формулы записали? Проверка: партнер № 4 первой команды вывешивает на доску и т. д. (Толкование слова периметр)
В математике периметр принято обозначать заглавной буквой латинского алфавита – Р, Пишите Р = … и находите длину периметра. Единицы измерения. Вопрос: - Какими единицами измеряется периметр?
Проверка: партнер по № 3 позывает сигнальной карточкой правильность выполнения задания в группе. Предлагаю вам отдохнуть (физминутка) Вопрос: Как найти периметр квадрата рациональным способом? Вопрос: Как найти периметр прямоугольника рациональным способом?
Для какой фигуры подойдет способы нахождения периметра: Распределительное свойство умножения относительно сложения: «Чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить полученные результаты» - сумму чисел 3 и 5 умножить на 3 - первый множитель 4, второй множитель 4, запишите произведение Займите свои места. |
Осознание цели предстоящей деятельности. Высказывание предположений способов проблемной ситуации. а+а+а+а – квадрат а+б+с – разносторонний треугольник а+а+а – равносторонний треугольник а+в+а+в – прямоугольник а * 2 + в – равнобедренный треугольник (выражения на углах)
Можно найти периметр многоугольников.
Можно сумму одинаковых слагаемых заменить на действие умножения и получим новый способ нахождения периметра!!! Высказывания детей.
Учиться находить и определять рациональные способы вычисления периметра разных фигур.
1. равносторонний треугольник 2. равнобедренный треугольник 3. разносторонний треугольник
Р = а * 3 равносторонний треугольник Р = а * 2 + в равнобедренный треугольник Р = а + в + с разносторонний треугольник Единицами длины: км, м, дм, см, мм. Ученики выбирают формулу и доказывают почему именно эта формула. Р = а * 2 + в * 2 Р = (а + в) * 2 Р = а * 4 Р = а * 3 Р = а * 2 + в Прямоугольника Квадрата |
Структура КОНЭРС («углы») После решения ученики подходят к выбранному углу, находят партнера не из своей команды, вспоминают изученный материал, рассказывая друг другу, обмениваясь мнением, намечают цели своей деятельности.- 10 сек Структура МИКС ПЭА ШЭА («смешались под музыку, образовали пару, обсудили вопрос») |
ВЫВОД: Стороны многоугольника надо измерить, а затем сложить. Либо применить удобный способ нахождения периметра.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||||||||
Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Практическая работа в группе: Партнер под № 2 возьмет листок белого цвета и прочитает задание своей группе. Подпишите название каждой фигуры. Вспомните, чем мы сегодня занимались и выполните задание: Нарисуйте фигуры, периметры которых могли быть вычислены по данным формулам. Выполните измерения (задайте измерения сами) и найдите периметр по формулам. |
|
Структура ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН «подумай-запиши-обсуди в команде» |
ВЫВОД: мы познакомились с рациональными способами нахождения периметра треугольников, квадрата и прямоугольника.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
Построение проекта выхода из затруднения |
Партнеры под № 1 и 3 образуйте «внутренний и внешний круг». Вопрос для обсуждения: (30 сек), затем меняем партнера: Что такое умножение? Что такое периметр? Чем для вас полезен сегодняшний урок? Назовите существенные признаки треугольников. Проблемный вопрос: Для каких фигур можно использовать рациональный способ нахождения периметра. |
Ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами.
|
Структура ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ - «внутренний и внешний круг». |
ВЫВОД: Если у геометрической фигуры стороны равны, то можно сложение заменить умножением, т.е. использовать рациональный способ вычисления.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
Рефлексия деятельности (итог урока) |
Подведение итогов учебного занятия. Формирование умения оценивания деятельности уч-ся. Займите места в своей команде: Найдите в утверждении, что такое периметр (обсудите в команде – 30 сек). - С каким утверждением вы согласны/не согласны.
-Как вы думаете, у любой ли фигуры мы научились находить периметр? - Какая проблема у нас возникла? - Поставим цель для работы на следующем уроке. Билет на выход. |
Выявление достижения поставленной цели, затруднений уч-ся. |
Структура «ЭЙ АР ГАЙД» («До и после») Работаем с утверждениями и ставим плюс, если согласны с утверждением и - минус, если не согласны, в графе «После». |