Конспект урока математики с региональным компонентом
ТЕМА: Приведение дробей к общему знаменателю.
Цель урока: формирование умения приводить дроби к новому знаменателю.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с термином «дополнительный множитель»;
- составить алгоритм приведения дроби к новому знаменателю;
- применить алгоритм к решению задач
Развивающие:
- создать условия для развития умения анализировать, обобщать данные и делать выводы
Воспитательные:
- содействовать формированию патриотических чувств, используя краеведческий материал
Тип урока: Урок открытия нового знания
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: - введение термина «дополнительный множитель», знакомство с алгоритмом приведения дроби к новому знаменателю
Личностные: видеть значение изучаемого материала в жизни человека, для познания окружающего мира, уважать мнение одноклассников, понимать причины успеха (неуспеха) в учебе;
Метапредметные:
познавательные УУД: В процессе вычислений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия
регулятивные УУД: В процессе работы дети учатся самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат
коммуникативные УУД: организована работа в парах, что обеспечивает возможности сотрудничества учеников. Они учатся слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться
личностные УУД: позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Формы работы учащихся: Фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: учебник Математика 5 класс Н.Я. Виленкин, тетрадь, доска,
Ход урока
I . Организационный момент
В математике всё новое рождается из старого, как прочный канат сплетается из множества тонких нитей. Каждая нить – это отдельное правило, формула или теорема. А вместе они образуют крепкое и надежное знание. Сегодня мы с вами, как сасовские мастера, будем плести свой математический канат, соединяя уже известные нам знания с новой темой
Устный счёт с записью ответов на индивидуальной маркерной доске
А) +
-
-
+
+
Действия с какими дробями мы выполняли? ( с одинаковыми знаменателями)
Б) Сократите дробь: ;
;
- вспомните, какое свойство позволяет сокращать дроби? (Основное свойство дроби)
В)умножьте числитель и знаменатель дроби на 2; дроби
на 4. Какое свойство позволяет это делать? (Основное свойство дроби)
Г) На столах лежат рабочие листы. Посмотрите, что изображено на листе? Рязанская область. Пользуясь данными таблицы, размещенной на листе, выполните задания. На выполнение у вас есть 2 минуты, после чего будем проверять (Приложение 1)
Далее проверка по слайдам презентации. ( слайды 2-4)
III. Постановка цели и задач урока
учитель, посредством цепочки проблемных вопросов, подводит учащихся к формулировке учебной задачи урока, тем самым создает ориентиры и мотивы ее выполнения.
Тема: Приведение дробей к новому знаменателю.(слайд 5)
Посмотрите на тему. Назовите синонимы к слову «приведение» - изменение, превращение, преобразование
Как вы понимаете словосочетание «новый знаменатель»? - другой , иной
IV. Первичное усвоение новых знаний
Приведите дроби к знаменателю 24. (замечаю, что 24 км2 – площадь города Сасово)
;
;
(слайд 6)
Вводится понятие «дополнительный множитель», определение в учебнике стр.61
Формулировка алгоритма приведения к новому знаменателю. Алгоритм прикрепляется магнитами к доске после того, как сформулирован учащимися (Приложение 2)
Алгоритм приведения дроби к новому знаменателю
Раздели новый знаменатель на знаменатель данной дроби. В результате получится число, которое является дополнительным множителем.
Умножь числитель и знаменатель данной дроби на дополнительный множитель.
V. Первичная проверка понимания.
Выполнение задания из учебника № 5.364
Образец записи на доске.
VI Физминутка
На парте каждого школьника лежит карточка с обыкновенными дробями.
Задание выполняют те, у кого дробь соответствует заданному условию. (Приложение 3)
- Встаньте те, у кого дроби с четными числителями;
- встаньте те, у кого дроби с нечетными знаменателями;
- Встаньте те, у кого дробь можно привести к знаменателю 20 (назовите свои дополнительные множители);
- Встаньте те, у кого дробь можно привести к знаменателю 30 (назовите свои дополнительные множители);
- Встаньте те, у кого дробь можно привести к знаменателю 60 (назовите свои дополнительные множители).
VII. Первичное закрепление
Предлагаю проверить, как вы усвоили алгоритм приведения дробей к новому знаменателю. Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука. Выполнение учащимися теста на приведение дробей к знаменателю 15. Учащиеся соединяют равные дроби и узнают название скульптур грибов, расположенных на улицах Рязани. (Приложение 4)
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
название реки | Длина, км |
Цна | 450 |
Солотча, левый приток Оки | 50 |
Вожа, правый приток Оки | 100 |
Тырница, правый приток Оки | 105 |
Унжа, левый приток Оки | 120 |
По данным таблицы составьте четыре дроби со знаменателем 450. Сократите полученные дроби и приведите их к знаменателю 90.
2) В Мещерском национальном парке Рязанской области обитают
Название | Количество видов |
млекопитающие | 50 |
рыба | 48 |
земноводные | 12 |
пресмыкающиеся | 3 |
птицы | 200 |
По данным таблицы составьте три равные дроби.
IX. Рефлексия
Для чего приводить дроби к новому знаменателю?
Учащиеся говорят о сравнении дробей с разными знаменателями, предлагаю расположить дроби на пазлах снизу вверх в порядке возрастания. Учащиеся складывают карту Рязанской области, в цветах Рязанского флага. (Приложение 5)
Что нового сегодня на уроке узнали? Как привести дроби к новому знаменателю? Для чего приводить дроби к новому знаменателю?
Что было для вас интересным?
Наш урок подходит к концу. Пришло время оценить, как вы сегодня поработали. Если знания пока даются с трудом, и вы чувствуете себя немного потерянными, как грибник, не нашедший ни одного гриба, – прикрепите стикер на красную полосу флага.
Если вы, как скопинская керамика, уже обрели форму, но еще нуждаетесь в обжиге, то есть- тренировке, – на солнечно-желтую полосу.
А если вы, как сасовские курсанты, уверены в своих силах и готовы к новым высотам – на белую полосу!
Кто изображен на флаге? Князь Олег - символ устроителя и защитника Рязанской земли. Пусть князь Олег станет для вас примером того, как нужно любить свою землю и заботиться о ее будущем. И помните, что настоящая сила – не в оружии, а в знаниях, в дружбе и в любви к своей Родине. Стремитесь к знаниям, помогайте друг другу, и тогда вы сможете преодолеть любые трудности и сделать наш Рязанский край еще лучше и краше!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карта Рязанской области Площади муниципальных округов
Наименование округа (района) | Часть площади Рязанской области | |
1 | Сасовский | |
2 | Кадомский | |
3 | Пителинский | |
4 | Шацкий | |
5 | Касимовский | |
6 | Чучковский |
Выполни задания, используя данные таблицы
1.Сравните площади Кадомского и Касимовского районов. Запишите сравнение дробей: ______________
2.Сравните площади Кадомского и Пителинского районов. Запишите сравнение дробей: ________________
3. Сравните площади Сасовского и Шацкого районов. Запишите сравнение дробей:____________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Алгоритм приведения дроби
к новому знаменателю
Раздели новый знаменатель на знаменатель данной дроби.
В результате получится число, которое является дополнительным множителем.
Умножь числитель и знаменатель данной дроби на дополнительный множитель.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Расположите дроби
;
и
в порядке возрастания снизу вверх