Конспект урока математики в 1 классе по теме "Единицы измерения массы. Килограмм"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Знаменская средняя общеобразовательная школа» Кариан-Строгановский филиал
Конспект урока математики
1 класс
УМК «Школа России»
Учебник. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. В. 2 ч. Рабочая тетрадь. Математика.1 класс (в 2 частях) Моро М. И., Волкова С. И.
Тема урока: Единицы массы. Килограмм.
Тип урока – урок открытия нового знания
Учитель Гладилина Е. В.
Цель: познакомить с новой величиной – массой и единицей ее измерения – килограммом; развивать умение решать задачи и примеры изученных видов, прививать интерес к математике.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат.
Предметные результаты:
научатся сравнивать одинаковые внешне предметы по массе;
научатся взвешивать предметы на чашечных весах и записывать их массу;
развитие вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи.
Метапредметные результат:
Познавательные: наблюдать действие измерительных приборов; сравнивать объекты.
Коммуникативные: использовать математические знаки и терминологию для конструирования утверждений, выводов относительно данных объектов, отношений.
Регулятивные: принимать учебную задачу, удерживать ее в процессе деятельности; действовать в соответствии с предложенной инструкцией.
Методы, используемые на уроке:
деятельный,
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Оборудование:
интерактивная доска, проектор, компьютер с выходом в интернет.
разные виды весов, гири, пачка соли в 1 кг, коробка сахара в 1 кг.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И наш урок начнем.
2. Актуализация знаний.
-Ребята, скажите, что такое исследование? (Изучение какого-либо предмета или явления.)
- Кто такой исследователь? (Человек, который занимается исследованием.)
- Сегодня, мы с вами – будем исследователями. Но для этого необходимо быть очень вдумчивыми, внимательными и наблюдательными.
- Перед началом исследования проведём разминку.
Устный счёт.
Угадайте, о каком числе идет речь: оно больше 6 на 2 (8).
Число, которое меньше 7 на 1. (6)
Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 7.Какое число я задумала? (4)
Назовите число, которое идёт за числом 5. (6)
Назовите число, которое идёт за числом 9. (10)
Первое слагаемое – 5, второе – 4, найти сумму (9)
Уменьшаемое – 9, вычитаемое – 6, найдите разность. (3)
Назовите соседей числа 3? (2 и 4)
Назовите соседей числа 8? (7 и 9)
Логическая разминка.
Если карандаш длиннее ручки, то ручка…
Если арбуз тяжелее дыни, то дыня…
Если дом выше дерева, то дерево …
Если папа старше мамы, то мама..
Если суп горячее чая, то чай..
Работа над задачами.
На доске две карточки 2+8 и 8-2. Я читаю задачу, а вы выбираете выражение, которое будет решением этой задачи.
Длина ручки 8 см, а длина ластика 2 см. На сколько см ручка длиннее ластика?
Вчера температура воздуха была 8 градусов, а сегодня на 2 градуса теплее. Какая температура воздуха сегодня?
Мама собрала 8 стаканов ягод, а дочь – на 2 стакана меньше. Сколько стаканов ягод собрала дочь?
3.Самоопределение к деятельности.
Учитель ставит на стол две одинаковые коробки.
- Что вы можете сказать об этих двух коробках?
- Чем они отличаются друг от друга?
- На первый взгляд, это совершенно одинаковые картонные коробки. У них одинаковый размер и сделаны они из одного и того же материала – картона.
– Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия? (Затруднение ??? или предположение???)
- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки.( выходят два ученика)
- Что теперь можете сказать? (Одна – легче, другая – тяжелее)
Словами «легче» и «тяжелее» характеризуют такое свойство предметов как масса. (На доске закрепляется слово)
Вместо слов «предмет легче», в математике говорят «масса предмета меньше». Вместо слов «предмет тяжелее», в математике говорят «масса предмета больше».
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Масса и единица измерения массы Килограмм)
- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Выскажите свои предположения. (Что такое масса и как её измерять?)
-Ребята, так как мы сегодня с вами исследователи, давайте поразмышляем…
1) Вчера температура воздуха на улице была 8 градусов, а сегодня на 2 градуса теплее. Чем мы измеряем температуру? (Градусником, термометром);
2)Длина ручки 9 см, а карандаша на 1 см больше. Чем измеряем длину карандаша и ручки? (Линейка)
3) А чем можно измерить массу? (ВЕСЫ)
4. Работа по теме урока.
Практическая работа.
- Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее?
- Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее?
- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).
- Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради…
- Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы ручки).
- А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников? (Масса одного учебника равна массе другого учебника).
- Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).
- Правильно, массу предметов измеряют весами.
- Весы бывают разные: чашечные, электронные, аптечные, механические. (рассматривание слайдов).
Где в жизни вы встречали весы?
- Люди каких профессий используют в своей деятельности весы? (продавцы, аптекари, рабочие на складе)
Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И более 200 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали ее – килограмм.
В записи используют сокращённую форму, например 1 килограмм, 2 килограмма, 4 килограмма: 1 кг, 2 кг, 4 кг.
«Что такое килограмм? Для чего нужен килограмм? Как измерить? Сколько это?»
- В коробке сахара 1 кг, в пачке соли 1 кг. (Дети оценивают массу предметов весом в один килограмм).
- Есть гири массой 1 кг, 2 кг.(рассматривание гирей)
- Существуют и другие единицы измерения массы: граммы, тонны, центнеры. Но основной является килограмм. Существует эталон (образец) килограмма, он находится в музее. https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/math_eor/1-klass/quarter-537_3-chetvert/lesson-15098_sravnenie-bez-izmereniya-starshe-molozhe-tyazhelee-legche-kilogramm/card-63683
5.Физкультминутка
Вы, наверное, устали,
Ну, тогда все дружно встали.
Ножами потопали, ручками похлопали
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
2.Глазки видят всё вокруг,
Обведём глазами круг
Мы посмотрим вправо, влево
И смелей берись за дело.
6. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
№ 1 стр.36
Узнайте, что легче: арбуз или гиря? Почему?
Узнай массу пакета с мукой.
Как можно с помощью гирь в 1кг, 2кг и 5кг взвесить 3кг? 7кг? 4кг?
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4098/train/309846/
№ 2 стр.36
Как уравновесить первые весы, если масса арбуза на 2 кг больше массы дыни?
Какая гиря уравновесила вторые весы, если одна дыня весит 3 кг, а масса арбуза 5 кг?
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4098/train/309836/
2) Продолжим работу в тетрадях на печатной основе.
№ 2 стр.21
- Поработаем в парах. Определите массу тыквы.
- Как узнать массу дыни?
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4098/train/309845/
Работа в группах:
У каждой группы карточки разных цветов с примерами. Какая группа выполнит вычисления первая?
1 группа
8+1-7 2+5 2+8
9-8+5 3+6 3+7
2 группа
2+5-6 3+5 2+7
10-8+7 2+6 4+6
3 группа
2+6-7 4+5 2+8
10-7+6 4+6 3+7
Работа над задачей
В магазине много покупателей. Я пошла в магазин и купила 3кг яблок и 1 кг апельсинов. Решите задачу.
Можем ли решить задачу?
А что вы хотите узнать? (Сколько всего кг фруктов)
А какой вопрос еще можно поставить? (На сколько яблок больше, чем апельсинов?)
На сколько меньше апельсинов, чем яблок?
7. Рефлексия
Каких животных можно соотнести по массе с мешком сахара?
С пачкой соли?
- Сколько килограммов весишь ты?
- Оцените свою работу на уроке. Смайлик вашего настроения в конце урока?
_Я справился. Мне было легко.
_Я справился. Но у меня были недочёты.
_Я справился. Но, мне было сложно.
8. Итог урока.
- С каким новым свойством предметов мы познакомились?
- В чем измеряется масса?
- Какое приспособление применяют для измерения массы?
Урок окончен. Спасибо за работу!
Использованные источники.
Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по математике к УМК М.И. Моро и др. М.:ВАКО
365 логических задач/Сост. Г. Голубкова. М.:АСТ-Пресс Книга
Александров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Тесты:Начальная школа:Учебно – методическое пособие. М.:Дрофа