12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Арнгольд Галина Анатольевна57
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Россия, Рязанская обл., Рязань
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
8

Конспект урока математики в 1 классе по теме "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность".

Урок математики в 1 классе по теме "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность".

Учитель начальных классов

Арнгольд Галина Анатольевна


Цель: познакомить учащихся с компонентами вычитания, способствовать развитию логического мышления и вычислительных навыков учащихся.

Задачи урока:

образовательные: познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»; научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание; закреплять умение решать простые задачи; закрепить навыки счета в пределах 10.

развивающие: способствовать развитию мышления, памяти, внимания; развивать речь учащихся, умственную деятельность (делать выводы, строить план своего ответа).

воспитывающие: воспитывать умение общаться со сверстниками при парной, коллективной работе, чувство взаимопомощи; воспитывать любознательность.


Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.

Метапредметные:

познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самоконтроль, пошаговый контроль по результату;

коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.


Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы организации деятельности детей: коллективная, парная, индивидуальная.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t1644872034aa.png    Слайд 1

I. Организационный момент.

- Начнём мы наш урок непременно с улыбки. Посмотрите друг на друга улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

- Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие по сказочному городу… “Цифр” и сделаем маленькое открытие для себя.

-Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

(Внимательными, наблюдательными, активными, уметь поддерживать друг друга)

-Покажите своей посадкой, что вы готовы к новым открытиям.

Щелчок

- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

- Объясните, как вы понимаете девиз нашего урока.





Положительный настрой на работу.
















Читают хором.

Высказывают своё мнение.


t1644872034ab.png Слайд 2

II. Каллиграфическая минутка.

- А вот мы и встретились с первыми жильцами этого города. Назовите их.

11, 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99

- На какие группы вы можете разделить числа? (Четные, нечетные)

- Что заметили? (Записано с помощью одной цифры)

- Что такое цифра? (Знак, с помощью которого записывают числа)

Задание 1.

- Выполните задание 1 и напишите цифры через клетку, с помощью которых записано каждое число.

- Как будете выполнять работу? (Красиво, аккуратно)

- Назовите. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)

- Что получилось? (Натуральный ряд чисел)

- Каким способом можно проверить вашу работу? (Поменяться тетрадями, сверить с доски, один ученик читает, а остальные проверяют)

Щелчок

- Проверим работу последним способом.















По очереди хором читают числа девочки, мальчики.





Выполняют задание 1 на индивидуальном листе.




Один ученик читает, остальные проверяют.

III. 1.Математический диктант (с данными цифрами)

Слайд 3

t1644872034ac.png Игра «Молчанка» покажите ответ при помощи числовых карточек и обведите число в кружок.

-На сколько 8 больше 5? (3)

-Какое число следует за числом 8? (9)

-9 уменьшить на 4. (5)

-4 увеличить на 4. (8)

-На сколько 5 меньше, чем 6? (1)

-Первое слагаемое 5, второе слагаемое 2, найдите сумму(7)

Щелчок

- Проверьте свою работу. (3, 9, 5, 8, 1, 7)


- Какое число самое большое? А самое маленькое?

- На сколько оно меньше?

- Как определили?

- Какие цифры не обвели? (2,4,6)

- Какое задание вы можете предложить с этими числами? (Составить примеры на сложение и вычитание, расположить числа в порядке увеличения, уменьшения)

















Показывают ответы на числовых веерах.











Самопроверка по эталону.

Задание 2.

t1644872034ad.png Щелчок

- Составьте пример на сложение с помощью этих чисел.

2 + 4 = 6

- Устно составьте задачу по этому выражению.

- Назовите вид задачи. (Увеличение на несколько единиц)

- Какой ещё пример на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой?

(Под примером появляется второй пример: 4+2=6).

- Какое свойство использовали для его составления? (Переместительное)

- Прочитайте пример разными способами (слагаемое, сумма).

- Составьте пример на вычитание с этими числами. (6-4=2, 6-2=4)















Выполняют задание 2 на индивидуальном листе.




По 1 примеру  по очереди пишут на электронной доске.


IV. Постановка проблемы.

- При сложении каждое число имеет свое имя. (Слагаемое, сумма)

- Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя и сегодня мы их определим?


V. “Открытие” детьми нового знания.

t1644872034ae.png Слайд 4

Задание 3.

- Начнём своё исследование.

Перед вами торт. Из скольких частей он состоит? (7)

Щелчок

Из этого целого торта сколько частей убрали? (2)

Сколько частей осталось? (5)

Щелчок

Что произошло с тортом? (Уменьшился)

- Какой пример составите? (7-2=5)

Щелчок

- Какое число из трёх самое большое? (первое 7)

- Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Оно уменьшается)

Торт уменьшился, а значит, и число 7 увеличилось или уменьшилось?

Если оно уменьшается, как его можно назвать? «УМЕНЬШАЕМОЕ» Щелчок

А что мы сделали с 2 частями торта? (Отрезали, убрали, вычли)

Что происходит со вторым числом? (Его вычитают)

Как можно назвать эту часть? «ВЫЧИТАЕМОЕ» Щелчок

Сколько частей осталось? (5)

- А третье число показывает разницу между первым числом и вторым.

Как бы вы назвали это число? «РАЗНОСТЬ» Щелчок

В ходе “открытия” нового знания на доске появляются подписи чисел: “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”.

- Если результат вычитания называется “разность”, то пример на вычитание можно назвать так же? Почему? (Между ними стоит знак “=”)

Проблема разрешена.

- Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании.











Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, делают предположения


Выполняют задание 3 на индивидуальном листе.




Записывают названия компонентов вычитания














Хором проговаривают названия компонентов действия вычитания.


VI. Определение темы и целей урока.

t1644872034af.png

Слайд 5

- Назовите тему нашего урока.

- Какую цель вы поставите перед собой?














Формулируют тему и цели урока.


 VII. Физкультминутка.t1644872034ag.png  

Щелчок

Мы 5 (7) раз в ладоши хлопнем,

8 (и 5) раз ногами топнем,

3 (6) мы вычтем из 6 (8),

Сколько раз присесть должны? 3, (2)















Выполняют упражнения

по содержанию текста.

VIII. Первичное закрепление.

Слайд 6

t1644872034ah.png1. Работа с учебником.

- Давайте сверим своё открытие с учебником (с. 33). Прочитайте правило в рамочке.

-Рассмотрите рисунок. Устно составьте задачу по рисунку.

- Назовите уменьшаемое.

- Назовите вычитаемое, - Назовите разность.

- Как теперь можно прочитать пример на вычитание?

(Разность чисел 6 и 1 равна 5)
















Работа с учебником.

2. Работа в парах.

- Пришло время потренироваться и применить свои знания на практике.

Предлагаю поработать в парах.

- Вы готовы?

- Давайте вспомним правила работы в паре.

- Помните, что работать надо на общий результат.

Слайд 7

t1644872034ai.png Задание 4.

Обведите правильный ответ.

-Назовите новых жильцов города. (5, 5, 2, 3, 2, 2, 1)

Щелчок

-Проверьте свою работу (+), (?)

-Хлопните 3 раза в ладоши, кто выполнил задание правильно. Молодцы!

3. Продолжение работы в парах.

t1644872034aj.png Слайд 8

Задание 5.

-Цифры приготовили вам еще задание для парной работы: выпишите только разность и найдите значение выражения.

5 - 1, 6=6, 7 - 6, 8 > 5, 3 = 3, 10 - 2 - 5 , 9 - 2

Щелчок

-t1644872034ak.png Проверьте свою работу (+), (?)

- Поднимите руки, у кого получилось верно. Молодцы!

- Кто допустил ошибки? Исправили свою работу? Молодцы.

- Поблагодарите товарища.

Щелчок

-Назовите, какие цифры приготовили вам задание. (4, 1, 3, 7)

- Устно составьте выражения с этими числами, используя новые термины.

7-4=3, 7-3=4, 4-1=3, 4-3=1



Работа в парах.

Называют правила парной работы.
















Выполняют задание 4 на индивидуальном листе.



Проверка по эталону.















Выполняют задание 5 на индивидуальном листе.





















Устная проверка по цепочке.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Слайд 9

t1644872034al.png - - Как вы думаете, что надо сделать, после того, как мы потренировались? (Выполнить самостоятельную работу)

Задание 6. Игра в слова.

- Из некоторых слов с помощью вычитания получили новые слова. Составьте и решите соответствующие примеры (крот ягода конфета)

Щелчок

- У меня получились такие примеры, а у вас?

- Проверьте свою работу (+), (?)

- Прочитайте примеры, используя наше “открытие”.











Высказывают своё мнение.


Выполняют задание 6.


После выполнения самостоятельной работы, 3 чел. записывают примеры на доске.

Сверяют свои примеры с записями на доске.

t1644872034am.png IX. Итог урока. Рефлексия.

Слайд 10

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- Какое открытие мы сделали на уроке?

- Как называются числа при вычитании?

- Вам понравилось делать открытия?

- Кто доволен своей работой, поднимите руку.

- Предлагаю вам продолжить фразу…

Слайд 11

t1644872034an.png - А это задание давайте выполним все вместе.

Под каждой буквой алфавита стоит число, которому эта буква принадлежит.

- Расшифруйте слово, которое я загадала. Щелчки

(МОЛОДЦЫ!)

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились. Поднимите обе руки вверх, опустите себе на голову и погладьте себя. Спасибо всем за работу.
















Высказывают своё мнение, анализируют, формулируют конечный результат своей работы.

Список использованных источников.

1. Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. Математика: Учебник: 1 класс, 2 ч.

Москва “Просвещение” 2017 г.

2. Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. Математика: Рабочая тетрадь: 1 класс, 2 ч.

Москва “Просвещение” 2020 г.


Приложение 1.

Лист для индивидуальной работы.


Презентация к уроку "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность".
PPT / 5.62 Мб

Лист для индивидуальной работы
DOC / 133.5 Кб

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (3)

Чебодаева Вера Максимовна, 15.02.22 в 03:43 3Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за интересную разработку урока!
Трефилова Раиса Поликарповна, 15.02.22 в 04:51 2Ответить Пожаловаться
Галина Анатольевна, благодарю за помощь коллегам! Урок насыщенный, все используемые методические приёмы способствуют достижению поставленных задач! Спасибо за урок!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 15.02.22 в 06:44 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественный конспект, продумано всё, без излишеств. Все чётко!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.