Конспект урока математики в 1 классе по теме «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»

8
3
Материал опубликован 15 February 2022 в группе

Урок математики в 1 классе по теме "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность".

Учитель начальных классов

Арнгольд Галина Анатольевна


Цель: познакомить учащихся с компонентами вычитания, способствовать развитию логического мышления и вычислительных навыков учащихся.

Задачи урока:

образовательные: познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»; научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание; закреплять умение решать простые задачи; закрепить навыки счета в пределах 10.

развивающие: способствовать развитию мышления, памяти, внимания; развивать речь учащихся, умственную деятельность (делать выводы, строить план своего ответа).

воспитывающие: воспитывать умение общаться со сверстниками при парной, коллективной работе, чувство взаимопомощи; воспитывать любознательность.


Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.

Метапредметные:

познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самоконтроль, пошаговый контроль по результату;

коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.


Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы организации деятельности детей: коллективная, парная, индивидуальная.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t1644872034aa.png    Слайд 1

I. Организационный момент.

- Начнём мы наш урок непременно с улыбки. Посмотрите друг на друга улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

- Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие по сказочному городу… “Цифр” и сделаем маленькое открытие для себя.

-Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

(Внимательными, наблюдательными, активными, уметь поддерживать друг друга)

-Покажите своей посадкой, что вы готовы к новым открытиям.

Щелчок

- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

- Объясните, как вы понимаете девиз нашего урока.





Положительный настрой на работу.
















Читают хором.

Высказывают своё мнение.


t1644872034ab.png Слайд 2

II. Каллиграфическая минутка.

- А вот мы и встретились с первыми жильцами этого города. Назовите их.

11, 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99

- На какие группы вы можете разделить числа? (Четные, нечетные)

- Что заметили? (Записано с помощью одной цифры)

- Что такое цифра? (Знак, с помощью которого записывают числа)

Задание 1.

- Выполните задание 1 и напишите цифры через клетку, с помощью которых записано каждое число.

- Как будете выполнять работу? (Красиво, аккуратно)

- Назовите. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)

- Что получилось? (Натуральный ряд чисел)

- Каким способом можно проверить вашу работу? (Поменяться тетрадями, сверить с доски, один ученик читает, а остальные проверяют)

Щелчок

- Проверим работу последним способом.















По очереди хором читают числа девочки, мальчики.





Выполняют задание 1 на индивидуальном листе.




Один ученик читает, остальные проверяют.

III. 1.Математический диктант (с данными цифрами)

Слайд 3

t1644872034ac.png Игра «Молчанка» покажите ответ при помощи числовых карточек и обведите число в кружок.

-На сколько 8 больше 5? (3)

-Какое число следует за числом 8? (9)

-9 уменьшить на 4. (5)

-4 увеличить на 4. (8)

-На сколько 5 меньше, чем 6? (1)

-Первое слагаемое 5, второе слагаемое 2, найдите сумму(7)

Щелчок

- Проверьте свою работу. (3, 9, 5, 8, 1, 7)


- Какое число самое большое? А самое маленькое?

- На сколько оно меньше?

- Как определили?

- Какие цифры не обвели? (2,4,6)

- Какое задание вы можете предложить с этими числами? (Составить примеры на сложение и вычитание, расположить числа в порядке увеличения, уменьшения)

















Показывают ответы на числовых веерах.











Самопроверка по эталону.

Задание 2.

t1644872034ad.png Щелчок

- Составьте пример на сложение с помощью этих чисел.

2 + 4 = 6

- Устно составьте задачу по этому выражению.

- Назовите вид задачи. (Увеличение на несколько единиц)

- Какой ещё пример на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой?

(Под примером появляется второй пример: 4+2=6).

- Какое свойство использовали для его составления? (Переместительное)

- Прочитайте пример разными способами (слагаемое, сумма).

- Составьте пример на вычитание с этими числами. (6-4=2, 6-2=4)















Выполняют задание 2 на индивидуальном листе.




По 1 примеру  по очереди пишут на электронной доске.


IV. Постановка проблемы.

- При сложении каждое число имеет свое имя. (Слагаемое, сумма)

- Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя и сегодня мы их определим?


V. “Открытие” детьми нового знания.

t1644872034ae.png Слайд 4

Задание 3.

- Начнём своё исследование.

Перед вами торт. Из скольких частей он состоит? (7)

Щелчок

Из этого целого торта сколько частей убрали? (2)

Сколько частей осталось? (5)

Щелчок

Что произошло с тортом? (Уменьшился)

- Какой пример составите? (7-2=5)

Щелчок

- Какое число из трёх самое большое? (первое 7)

- Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Оно уменьшается)

Торт уменьшился, а значит, и число 7 увеличилось или уменьшилось?

Если оно уменьшается, как его можно назвать? «УМЕНЬШАЕМОЕ» Щелчок

А что мы сделали с 2 частями торта? (Отрезали, убрали, вычли)

Что происходит со вторым числом? (Его вычитают)

Как можно назвать эту часть? «ВЫЧИТАЕМОЕ» Щелчок

Сколько частей осталось? (5)

- А третье число показывает разницу между первым числом и вторым.

Как бы вы назвали это число? «РАЗНОСТЬ» Щелчок

В ходе “открытия” нового знания на доске появляются подписи чисел: “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”.

- Если результат вычитания называется “разность”, то пример на вычитание можно назвать так же? Почему? (Между ними стоит знак “=”)

Проблема разрешена.

- Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании.











Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, делают предположения


Выполняют задание 3 на индивидуальном листе.




Записывают названия компонентов вычитания














Хором проговаривают названия компонентов действия вычитания.


VI. Определение темы и целей урока.

t1644872034af.png

Слайд 5

- Назовите тему нашего урока.

- Какую цель вы поставите перед собой?














Формулируют тему и цели урока.


 VII. Физкультминутка.t1644872034ag.png  

Щелчок

Мы 5 (7) раз в ладоши хлопнем,

8 (и 5) раз ногами топнем,

3 (6) мы вычтем из 6 (8),

Сколько раз присесть должны? 3, (2)















Выполняют упражнения

по содержанию текста.

VIII. Первичное закрепление.

Слайд 6

t1644872034ah.png1. Работа с учебником.

- Давайте сверим своё открытие с учебником (с. 33). Прочитайте правило в рамочке.

-Рассмотрите рисунок. Устно составьте задачу по рисунку.

- Назовите уменьшаемое.

- Назовите вычитаемое, - Назовите разность.

- Как теперь можно прочитать пример на вычитание?

(Разность чисел 6 и 1 равна 5)
















Работа с учебником.

2. Работа в парах.

- Пришло время потренироваться и применить свои знания на практике.

Предлагаю поработать в парах.

- Вы готовы?

- Давайте вспомним правила работы в паре.

- Помните, что работать надо на общий результат.

Слайд 7

t1644872034ai.png Задание 4.

Обведите правильный ответ.

-Назовите новых жильцов города. (5, 5, 2, 3, 2, 2, 1)

Щелчок

-Проверьте свою работу (+), (?)

-Хлопните 3 раза в ладоши, кто выполнил задание правильно. Молодцы!

3. Продолжение работы в парах.

t1644872034aj.png Слайд 8

Задание 5.

-Цифры приготовили вам еще задание для парной работы: выпишите только разность и найдите значение выражения.

5 - 1, 6=6, 7 - 6, 8 > 5, 3 = 3, 10 - 2 - 5 , 9 - 2

Щелчок

-t1644872034ak.png Проверьте свою работу (+), (?)

- Поднимите руки, у кого получилось верно. Молодцы!

- Кто допустил ошибки? Исправили свою работу? Молодцы.

- Поблагодарите товарища.

Щелчок

-Назовите, какие цифры приготовили вам задание. (4, 1, 3, 7)

- Устно составьте выражения с этими числами, используя новые термины.

7-4=3, 7-3=4, 4-1=3, 4-3=1



Работа в парах.

Называют правила парной работы.
















Выполняют задание 4 на индивидуальном листе.



Проверка по эталону.















Выполняют задание 5 на индивидуальном листе.





















Устная проверка по цепочке.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Слайд 9

t1644872034al.png - - Как вы думаете, что надо сделать, после того, как мы потренировались? (Выполнить самостоятельную работу)

Задание 6. Игра в слова.

- Из некоторых слов с помощью вычитания получили новые слова. Составьте и решите соответствующие примеры (крот ягода конфета)

Щелчок

- У меня получились такие примеры, а у вас?

- Проверьте свою работу (+), (?)

- Прочитайте примеры, используя наше “открытие”.











Высказывают своё мнение.


Выполняют задание 6.


После выполнения самостоятельной работы, 3 чел. записывают примеры на доске.

Сверяют свои примеры с записями на доске.

t1644872034am.png IX. Итог урока. Рефлексия.

Слайд 10

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- Какое открытие мы сделали на уроке?

- Как называются числа при вычитании?

- Вам понравилось делать открытия?

- Кто доволен своей работой, поднимите руку.

- Предлагаю вам продолжить фразу…

Слайд 11

t1644872034an.png - А это задание давайте выполним все вместе.

Под каждой буквой алфавита стоит число, которому эта буква принадлежит.

- Расшифруйте слово, которое я загадала. Щелчки

(МОЛОДЦЫ!)

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились. Поднимите обе руки вверх, опустите себе на голову и погладьте себя. Спасибо всем за работу.
















Высказывают своё мнение, анализируют, формулируют конечный результат своей работы.

Список использованных источников.

1. Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. Математика: Учебник: 1 класс, 2 ч.

Москва “Просвещение” 2017 г.

2. Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. Математика: Рабочая тетрадь: 1 класс, 2 ч.

Москва “Просвещение” 2020 г.


Приложение 1.

Лист для индивидуальной работы.


Презентация к уроку "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность".
PPT / 5.62 Мб

Лист для индивидуальной работы
DOC / 133.5 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо большое за интересную разработку урока!

15 February 2022

Галина Анатольевна, благодарю за помощь коллегам! Урок насыщенный, все используемые методические приёмы способствуют достижению поставленных задач! Спасибо за урок!

15 February 2022

Спасибо за качественный конспект, продумано всё, без излишеств. Все чётко!

15 February 2022

Похожие публикации