Конспект урока математики в 1 классе по теме «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»
Урок математики в 1 классе по теме "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность".
Учитель начальных классов
Арнгольд Галина Анатольевна
Цель: познакомить учащихся с компонентами вычитания, способствовать развитию логического мышления и вычислительных навыков учащихся.
Задачи урока:
образовательные: познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»; научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание; закреплять умение решать простые задачи; закрепить навыки счета в пределах 10.
развивающие: способствовать развитию мышления, памяти, внимания; развивать речь учащихся, умственную деятельность (делать выводы, строить план своего ответа).
воспитывающие: воспитывать умение общаться со сверстниками при парной, коллективной работе, чувство взаимопомощи; воспитывать любознательность.
Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.
Метапредметные:
познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самоконтроль, пошаговый контроль по результату;
коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.
личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы организации деятельности детей: коллективная, парная, индивидуальная.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Слайд 1 I. Организационный момент. - Начнём мы наш урок непременно с улыбки. Посмотрите друг на друга улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. - Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие по сказочному городу… “Цифр” и сделаем маленькое открытие для себя. -Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (Внимательными, наблюдательными, активными, уметь поддерживать друг друга) -Покажите своей посадкой, что вы готовы к новым открытиям. Щелчок - Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». - Объясните, как вы понимаете девиз нашего урока. | Положительный настрой на работу. Читают хором. Высказывают своё мнение. |
Слайд 2 II. Каллиграфическая минутка. - А вот мы и встретились с первыми жильцами этого города. Назовите их. 11, 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99 - На какие группы вы можете разделить числа? (Четные, нечетные) - Что заметили? (Записано с помощью одной цифры) - Что такое цифра? (Знак, с помощью которого записывают числа) Задание 1. - Выполните задание 1 и напишите цифры через клетку, с помощью которых записано каждое число. - Как будете выполнять работу? (Красиво, аккуратно) - Назовите. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) - Что получилось? (Натуральный ряд чисел) - Каким способом можно проверить вашу работу? (Поменяться тетрадями, сверить с доски, один ученик читает, а остальные проверяют) Щелчок - Проверим работу последним способом. | По очереди хором читают числа девочки, мальчики. Выполняют задание 1 на индивидуальном листе. Один ученик читает, остальные проверяют. |
III. 1.Математический диктант (с данными цифрами) Слайд 3 Игра «Молчанка» покажите ответ при помощи числовых карточек и обведите число в кружок. -На сколько 8 больше 5? (3) -Какое число следует за числом 8? (9) -9 уменьшить на 4. (5) -4 увеличить на 4. (8) -На сколько 5 меньше, чем 6? (1) -Первое слагаемое 5, второе слагаемое 2, найдите сумму(7) Щелчок - Проверьте свою работу. (3, 9, 5, 8, 1, 7) - Какое число самое большое? А самое маленькое? - На сколько оно меньше? - Как определили? - Какие цифры не обвели? (2,4,6) - Какое задание вы можете предложить с этими числами? (Составить примеры на сложение и вычитание, расположить числа в порядке увеличения, уменьшения) | Показывают ответы на числовых веерах. Самопроверка по эталону. |
Задание 2. Щелчок - Составьте пример на сложение с помощью этих чисел. 2 + 4 = 6 - Устно составьте задачу по этому выражению. - Назовите вид задачи. (Увеличение на несколько единиц) - Какой ещё пример на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой? (Под примером появляется второй пример: 4+2=6). - Какое свойство использовали для его составления? (Переместительное) - Прочитайте пример разными способами (слагаемое, сумма). - Составьте пример на вычитание с этими числами. (6-4=2, 6-2=4) | Выполняют задание 2 на индивидуальном листе. По 1 примеру по очереди пишут на электронной доске. |
IV. Постановка проблемы. - При сложении каждое число имеет свое имя. (Слагаемое, сумма) - Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя и сегодня мы их определим? | |
V. “Открытие” детьми нового знания. Слайд 4 Задание 3. - Начнём своё исследование. Перед вами торт. Из скольких частей он состоит? (7) Щелчок Из этого целого торта сколько частей убрали? (2) Сколько частей осталось? (5) Щелчок Что произошло с тортом? (Уменьшился) - Какой пример составите? (7-2=5) Щелчок - Какое число из трёх самое большое? (первое 7) - Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Оно уменьшается) Торт уменьшился, а значит, и число 7 увеличилось или уменьшилось? Если оно уменьшается, как его можно назвать? «УМЕНЬШАЕМОЕ» Щелчок А что мы сделали с 2 частями торта? (Отрезали, убрали, вычли) Что происходит со вторым числом? (Его вычитают) Как можно назвать эту часть? «ВЫЧИТАЕМОЕ» Щелчок Сколько частей осталось? (5) - А третье число показывает разницу между первым числом и вторым. Как бы вы назвали это число? «РАЗНОСТЬ» Щелчок В ходе “открытия” нового знания на доске появляются подписи чисел: “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”. - Если результат вычитания называется “разность”, то пример на вычитание можно назвать так же? Почему? (Между ними стоит знак “=”) Проблема разрешена. - Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании. | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, делают предположения Выполняют задание 3 на индивидуальном листе. Записывают названия компонентов вычитания Хором проговаривают названия компонентов действия вычитания. |
VI. Определение темы и целей урока. Слайд 5 - Назовите тему нашего урока. - Какую цель вы поставите перед собой? | Формулируют тему и цели урока. |
VII. Физкультминутка. Щелчок Мы 5 (7) раз в ладоши хлопнем, 8 (и 5) раз ногами топнем, 3 (6) мы вычтем из 6 (8), Сколько раз присесть должны? 3, (2) | Выполняют упражнения по содержанию текста. |
VIII. Первичное закрепление. Слайд 6 1. Работа с учебником. - Давайте сверим своё открытие с учебником (с. 33). Прочитайте правило в рамочке. -Рассмотрите рисунок. Устно составьте задачу по рисунку. - Назовите уменьшаемое. - Назовите вычитаемое, - Назовите разность. - Как теперь можно прочитать пример на вычитание? (Разность чисел 6 и 1 равна 5) | Работа с учебником. |
2. Работа в парах. - Пришло время потренироваться и применить свои знания на практике. Предлагаю поработать в парах. - Вы готовы? - Давайте вспомним правила работы в паре. - Помните, что работать надо на общий результат. Слайд 7 Задание 4. Обведите правильный ответ. -Назовите новых жильцов города. (5, 5, 2, 3, 2, 2, 1) Щелчок -Проверьте свою работу (+), (?) -Хлопните 3 раза в ладоши, кто выполнил задание правильно. Молодцы! 3. Продолжение работы в парах. Слайд 8 Задание 5. -Цифры приготовили вам еще задание для парной работы: выпишите только разность и найдите значение выражения. 5 - 1, 6=6, 7 - 6, 8 > 5, 3 = 3, 10 - 2 - 5 , 9 - 2 Щелчок - Проверьте свою работу (+), (?) - Поднимите руки, у кого получилось верно. Молодцы! - Кто допустил ошибки? Исправили свою работу? Молодцы. - Поблагодарите товарища. Щелчок -Назовите, какие цифры приготовили вам задание. (4, 1, 3, 7) - Устно составьте выражения с этими числами, используя новые термины. 7-4=3, 7-3=4, 4-1=3, 4-3=1 | Работа в парах. Называют правила парной работы. Выполняют задание 4 на индивидуальном листе. Проверка по эталону. Выполняют задание 5 на индивидуальном листе. Устная проверка по цепочке. |
4. Самостоятельная работа с самопроверкой. Слайд 9 - - Как вы думаете, что надо сделать, после того, как мы потренировались? (Выполнить самостоятельную работу) Задание 6. Игра в слова. - Из некоторых слов с помощью вычитания получили новые слова. Составьте и решите соответствующие примеры (крот ягода конфета) Щелчок - У меня получились такие примеры, а у вас? - Проверьте свою работу (+), (?) - Прочитайте примеры, используя наше “открытие”. | Высказывают своё мнение. Выполняют задание 6. Сверяют свои примеры с записями на доске. |
IX. Итог урока. Рефлексия. Слайд 10 - Ребята, наш урок подходит к концу. - Какое открытие мы сделали на уроке? - Как называются числа при вычитании? - Вам понравилось делать открытия? - Кто доволен своей работой, поднимите руку. - Предлагаю вам продолжить фразу… Слайд 11 - А это задание давайте выполним все вместе. Под каждой буквой алфавита стоит число, которому эта буква принадлежит. - Расшифруйте слово, которое я загадала. Щелчки (МОЛОДЦЫ!) - Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились. Поднимите обе руки вверх, опустите себе на голову и погладьте себя. Спасибо всем за работу. | Высказывают своё мнение, анализируют, формулируют конечный результат своей работы. |
Список использованных источников.
1. Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. Математика: Учебник: 1 класс, 2 ч.
Москва “Просвещение” 2017 г.
2. Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. Математика: Рабочая тетрадь: 1 класс, 2 ч.
Москва “Просвещение” 2020 г.
Приложение 1.
Лист для индивидуальной работы.
Презентация к уроку "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность".
PPT / 5.62 Мб
Лист для индивидуальной работы
DOC / 133.5 Кб
Чебодаева Вера Максимовна
Трефилова Раиса Поликарповна
Потамошнева Наталья Алексеевна