Конспект урока математики в 4 классе «Решение уравнений вида х * 8 = 26 + 70»
Конспект урока математики в 4 классе
Урок: Математика (программа «Школа России»)
Тема: Решение уравнений вида х . 8 = 26 + 70
Цель урока: научить решать сложные уравнения на нахождение неизвестного множителя.
Задачи урока:
Актуализировать знания связи между компонентами и результатом умножения;
Составлять алгоритм решения сложных уравнений и действовать по нему;
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний;
Открывать и структурировать знания с помощью учителя;
Предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Регулятивные УУД:
Планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
Оценивать свою работу по заранее известным критериям.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Взаимодействовать с учителем, вступая в обсуждение возникшей проблемы;
Выстраивать диалог в группе при помощи распределения обязанностей.
Личностные:
Проявлять учебную и коммуникативную активность, осознавая неполноту своих знаний.
Оборудование: карточки с буквами для устного счёта; таблицы с алгоритмами; учебник «Математики», индивидуальные карточки «помогай-ки».
Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, фронтальная, самостоятельная, групповая.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент 2 мин | Начинаем урок математики. Приветствие, настрой на работу. Запись в тетрадях. | Оформление тетрадей: число, классная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка темы и целей урока 5 мин | - Здесь зашифрована тема урока, чтобы разгадать слова нужно решить примеры и сопоставить результат с буквой.
Н - 2600 :10 Р - 27 + 43 Е - 27 : 3 . 2 И - 1 . 784 Ш - 36 + 17
Е - 38000 : 100 И - 50 : 25 Р - 453 – 6 В - 678 – 235 Н - 36 : 4 . 6 У - (44 + 33) : 7 Й - 30 : 6 . 5 А - 358 + 6 - Чем мы будем заниматься на уроке? - Верно. (Учитель уточняет тему урока) - Сегодня мы будем учиться решать уравнения на нахождение неизвестного множителя. | Устное решение примеров. Называют тему урока: решение уравнений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний. Выявление уровня имеющихся знаний у учащихся, являющихся опорой в изучении новой темы 3 мин | Перед вами уравнение х + 15 = 68 : 2 - Что неизвестно? - Назовите остальные компоненты действия умножения. - Чем сложно это уравнение? - Как получить простое уравнение? - Получилось простое уравнение, что делаем дальше? - Давайте самостоятельно решим уравнения, затем поменяемся тетрадками и проверим соседа: 1-ый вариант: х + 19 = 25 . 3 2-ой вариант: 35 + х = 94 -15 - Чему равен корень уравнения у 1-го варианта? У 2-го? | Беседа 1-ое слагаемое 2-ое слагаемое, сумма Значение суммы выражено частным чисел 68 и 2. Вычислить 68 : 2 Находим корень, вспоминая правило. Самостоятельная работа в тетрадях, с последующей взаимопроверкой в парах. 1) х = 56 2) х = 44 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Поисково-исследовательский этап. 10 мин | - Вспомним, как называются компоненты умножения. - С каким действием связано умножение? Работа с таблицей в учебнике на с.76. - Назовите неизвестный множитель, проговаривая правило его нахождения. А теперь поработаем в группах: составьте уравнения: - Чем будет сложно 1-ое уравнение? х * 8 = разность - Чем будет сложно 2-ое уравнение? х * 8 = сумма - Чем будет сложно 3-е уравнение? х * 8 = частное - Чем будет сложно 4-е уравнение? х * 8 = произведение - Решая уравнения, составьте алгоритм его решения. Капитан каждой группы записывает уравнение на доске. -Составим алгоритм решения уравнений: 1.Неизвестно… 2.Уравнение сложно тем, что… 3.Вспоминаю правило… 4.Вычисляю… 5.Проверяю.. | Работа с таблицей с. 76. Чтобы найти множитель, нужно произведение разделить на другой множитель. Работа в группах: составление уравнений. Произведение выражено разностью двух чисел. Произведение выражено суммой двух чисел. Произведение выражено частным двух чисел. Произведение выражено произведением двух чисел. составление алгоритма решения уравнения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Практический этап. 16 мин | - Объясните решение уравнений и их проверку в параграфе, проговаривая весь алгоритм решения. - Давайте потренируемся в тетради решать уравнения, проговаривая алгоритм решения. №375 в учебнике. | Анализ решения уравнений. Работа в тетради | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка. 2 мин | «Рыжий кот» Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот, Встал и выгнул спинку в мост, Распушил красивый хвост, Мягко лапками пошёл, Тихо песенку завёл: «Мурр-мурр!» | И.п. – стоя у парты. Встать у парты. Потянуться. Согнуться. Прогнуться. Изобразить кота. Сесть за парту. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Практический этап Решение задачи (повторение) Работа над вычислениями с именованными числами (повторение) | Прочитать задачу № 376. Ученик работает у доски, остальные - в тетради. - Прочитайте задачу. -О чём говорится в условии задачи? -Что нам известно о работе ученика? Столяра? Кто отремонтировал быстрее? - Что значит сделали такую же работу? -Что мы должны узнать, отвечая на главный вопрос задачи? -Как запишем краткую запись?
-Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? -Что для этого надо знать? - Что узнаем первым действием? Вторым? Учащимся, которые затрудняются в решении задачи пользуются карточкой «помогай-кой». | Работа над содержанием задачи, составление краткой записи в виде таблицы. Анализ решения. Работа в тетради: самостоятельное решение задачи с последующей проверкой. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
-Вспомните, алгоритм нам нужен не только для решения уравнений. Найдите № 378. -Выполните вычисления столбиком: 1-ый вариант-первый столбик 2-ой вариант-второй столбик -Что для этого нужно сделать? Алгоритм вывешивается на доске: 1.Заменяю крупные единицы мелкими. 2.Выполняю действие. 3.Заменяю мелкие единицы крупными. | Дети вспоминают алгоритм вычисления. Работа по вариантам в тетради. Решение примеров в тетради. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексивно-оценочный этап. 2 мин | -Чему был посвящён урок? -Какие знания и умения помогли нам решить уравнения? - В каких ещё случаях мы использовали алгоритм? -Молодцы! Без помощи и поддержки друг друга мы не смогли бы достичь цели. | Беседа. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание. | Решите задачу № 377, 379 (1,2 ст.) | Запись в дневник. |